Hi-Tech

Стартапы — это обычный бизнес, бизнес должен приносить прибыль, всё остальное — на ваше усмотрение

Стартапы — это обычный бизнес, бизнес должен приносить прибыль, всё остальное — на ваше усмотрение

Главным объяснением провала была названа местечковость мышления, что «и так хорошо нам тут». Зашла сегодня речь у одного бывшего редактора бизнес-изданий (в то числе стартаперских), что во многом успех бизнеса зависит от амбиций основателя, его желания работать на мир.

Не испугался, не поленился, уговорил инвесторов, победил капиталистов. Та публикация является чередой бреда, который СМИ педалируют ради кликов, ведь всем приятно читать про то, как условный Пупкин придумал что-то гениальное и сразу же вывел на весь мир.

Даже если вы видите суперуспешный стартап уровня Uber, то помните, что после девяти кругов ада ваша карьера как главы компании может закончиться отстранением от дел на фоне потерянных рынков в Китае и России. Но в жизни таких историй нет.

Андрей Загоруйко, создатель популярного сайта «Цукерберг позвонит», ныне известный как vc.ru, будучи его главредом, часто задавал мне неудобные вопросы (вполне стандартные для СМИ), на которые нельзя ответить воодушевлённо в стиле: «Да, только за последний месяц наш стартап вырос на 100500%».

В какой-то момент Андрею стало тесно в своём издании писать о всех этих миллионных сделках. Бизнес — это не череда бесконечных успехов, а скорее одна победа на десять провалов. И он решил сам пойти в бой — начать делать стартапы, привлекать инвесторов, продавать дорого доли.

Я с большим уважением отношусь к Андрею, но за три года ни один из его проектов даже не оторвался от земли, тем более не пошёл на мир. «Всё не то, чем кажется», — любит говорить мой близкий друг. Одно дело писать про успех, другое — знать, что это на самом деле.

И вот мы приходим к моему видению, которое я хочу, чтобы каждый из вас для себя отметил.

А в бизнес главное не размеры раундов и крутость инвесторов, не амбиции захватить мир. Стартапы — это обычный бизнес. Конечно, акционеры могут отказаться от прибыли, реинвестировать всё и искать внешние источники финансирования. Бизнес — это общество для извлечения прибыли. Но это скорее запасной вариант, чем основной.

Но не бесплатно, не просто в формате «Мы откроем сайт, и со всего мира люди начнут покупать». Главное отличие технологических и, прежде всего, софтверных стартапов от, скажем, кафе или производства сувенирных изделий в том, что у них есть возможность масштабироваться на мир с куда большей эффективностью.

Иногда у них даже есть команды. Ложные идеалы, продвигаемые СМИ и журналистами, о быстрых историях успеха в итоге привели к состоянию, что я каждый день получаю с десяток писем с презентациями бумажных проектов.

Но насколько абсурдно это всё может выглядеть, если посмотреть трезвым взглядом: если предприниматель не смог найти или вложить собственные деньги хотя бы в прототип проекта, то чем он отличается от обычного сотрудника, которого можно взять на зарплату — и пусть он делает проект внутри компании?

СМИ создали этот образ, и он оказался ложным путём для многих. Тем более такой ситуации нам не представить в случае с поиском денег на открытие кафе или сувенирного бизнеса.

Бизнес должен приносить прибыль. Ещё раз: стартапы — это обычный бизнес. Всё остальное — на ваше усмотрение и удачливость. Прибыль должна расти.

Как минимум вы можете расстраиваться, что не вышли на глобальные рынки, а как максимум — вообще потерять свой бизнес, потому что уйдёт фокус с основных задач на другие. И закрывая тему про «местечковость»: нет ничего хуже, чем нереализованные амбиции.

И только после них выбирали страны и рынки для следующего шага, тщательно взвешивая риск и реворд. Все крутые компании на глобальном рынке, что я знаю, начинали именно с локальных побед.

Забывают только, что система создавалась 50 лет, и повторить её так же сложно, как, например, создать вторую Google. СМИ часто в качестве иллюстрации глобального мышления кивают на Израиль, якобы вот как надо работать. 15% капитализации Nasdaq приходится на компании с корнями в Израиле. И если русские компании хотят выходить на мир, то надо искать свой формат, а не делать то, что умные евреи научились строить идеально.

Под бумагу получают инвестиции только те, кто имеет крутую репутацию и команду, а инвесторы не хотят ждать лишний год, пока стартап дойдёт до своего MVP. Пора перестать фантазировать, что кто-то даст деньги под презентацию, тем более сразу на глобальный проект.

И так раз десять, а потом уже можно и подумать немного о глобальном. Вкладывайте в бизнес свои сбережения, вовлекайте друзей и семью, как можно быстрей добегайте до первых клиентов, слушайте их мнение, адаптируйте продукт, фиксируйте данные, заново ищите деньги.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»