Hi-Tech

Стартапы дня: обзор рынка экспертных сообществ

AdvisoryCloud много всего обещает, берёт деньги и ничего не делает. Месяц назад в «Стартап дня» попало фейковое экспертное сообщество. Сегодня — обзор тех, кто на самом деле помогает компаниям найти консультации независимых специалистов, а людям зарабатывать на консультациях.

В закладки

Компаний много, титанический труд по сравнению их всех взял на себя Артём Черкашин, текст ниже полностью его.

Если судить по среднему чеку, то эта рыночная ниша сверху ограничивается услугами консалтинговых компаний под ключ (в США этот рынок оценивается в более чем $300 млрд), а снизу конкурирует с самостоятельным поиском экспертов через открытые источники (в основном, конечно, LinkedIn) — и на сегодня оценивается в $1 млрд при росте около 7% ежегодно (ссылки: раз, два, три). Развитие рынка услуг экспертных сообществ приходится на начало нулевых.

У классических игроков этого рынка бизнес-модель выглядит как b2b-сервис, который по запросу организации-заказчика находит подходящих «экспертов на час».

Но подход может принципиально отличаться: Как это часто бывает в b2b, цены на услуги публично не афишируются и определяются индивидуальными переговорами.

  • оплата фиксированной подписки с включённым в её стоимость объёмом запросов (сервис уже сам рассчитывается с экспертами на почасовой основе — разницу забирает себе);
  • счёт за каждую консультацию с экспертом (сервис либо выставляет комиссию заказчику отдельным счётом, либо взимает с эксперта по факту получения оплаты от заказчика).

При этом эксперты могут самостоятельно определять стоимость своей консультации, но фиксированной платы за нахождение в базе экспертов сервис не взимает (и это ключевое отличие от AdvisoryCloud).

Затраты на поиск «эксперта на час» сопоставимы с поиском кандидатов на открытую фултайм-вакансию, где работают кадровые агентства и совсем с другими чеками. Поиск экспертов ведётся как по внутренней базе данных экспертного сообщества, так и в открытых источниках — и это узкое место бизнес-модели, так как поиск обычно происходит вручную и по узкоспециализированным вопросам, для чего нужен линейный, но достаточно квалифицированный персонал.

Также после череды скандалов, связанных с использованием инсайдерской информации, отдельное внимание участники рынка уделяют комплаенсу, а неоспоримый лидер рынка (GLG) даже изменил маркетинг: теперь это не поиск идей от ведущих экспертов, а р2р-платформа для «профессионального обучения под конкретный запрос».

К крупнейшим игрокам рынка относят GLG, AlphaSights, Atheneum, GuidePoint, ThirdBridge, Lynk — ценообразование не публично, работают в том числе с Fortune 100, организуют для консультаций как звонки, так и встречи и круглые столы.

Далее менеджер предлагает экспертов на выбор заказчика и организует дальнейшее взаимодействие. Если того хочет заказчик, могут и массовый опрос своих экспертов организовать — типичный клиентоориентированный b2b-подход, при котором заказчик получает аккаунт менеджера и объясняет ему требования.

Но и альтернативы имеют право на жизнь (по крайней мере борются за него).

Клиент платит сервису комиссию $50–800 (в зависимости от объёма требуемой клиентом поддержки) и почасовой тариф эксперта (обычно около $250). DeepBench бесплатно предлагает клиентам сделать заявку на консультацию, самостоятельно выбрать эксперта из их базы и назначить консультацию.

Далее с выбранным экспертом организуют видеозвонок на базе ИТ-платформы Chime Advisers. Chime Advisers в части упрощения ценообразования пошёл дальше и зафиксировал стоимость часовой консультации ($1100); заказчик формулирует запрос, менеджер уточняет с ним детали, заказчик вносит предоплату, и потом в его личном кабинете появляются ссылки на экспертов.

Последняя вообще держит и базу заявок, и базу экспертов в открытом доступе — скрыты только контакты; сделка и общение — только на платформе, иначе комиссию не заработать. Среди важных тенденций отрасли — организация всего общения заказчика с экспертом на ИТ-платформе сервиса, где и заказчик может публиковать свои запросы (а потом выбирать экспертов), и эксперт может предлагать себя для опубликованных проектов, конкурируя за заявку с другими — так работают, например, Pochmak, Zintro.

Клиент формулирует обычный запрос в виде текста, а «умные» алгоритмы подбирают нужных экспертов, финальный выбор — за клиентом; консультации и оплата — на ИТ-платформе сервиса. Другая тенденция — появление игроков, которые заявляют о применении «умных» алгоритмов для автоматизации подбора экспертов (proSapient, NewtonX). ProSapient даже мессенджер на платформе реализовал для разовых запросов.

Докладчик, выступающий с публичной презентацией на конференции, вставляет в последний слайд презентации QR-код; слушатель может его отсканировать в специальном приложении и задать спикеру платный вопрос, сервис удерживает некоторую часть платы в качестве своей комиссии. В части мессенджеров оригинален Тelefacer.

Оплата токенами, цену назначает консультант самостоятельно — сейчас у многих она значится в районе $1 за минуту. Не обошлось и без крипты — польский Experty.io создал платформу (для веба и мобильных устройств), на которой можно самостоятельно выбрать эксперта из списка (есть хэштеги), тут же договориться с ним о консультации и позвонить прямо через интерфейс платформы. Эксперты в основном специализируются на ICO.

Тут помогла специализация на экспертах, которые консультируют стартапы, — в итоге сервис стал частью платформы startups.com. Примечателен Clarity — единственный из всех сервисов, о котором публично известно о факте его покупки.

Механика у сервиса простая — выбираешь на сайте эксперта, назначаешь время звонка и вносишь предоплату, получаешь на почту приглашение на видеоконференцию, после окончания звонка происходит перерасчёт по фактической продолжительности разговора, далее заказчик рейтингует эксперта.

Причина успеха — иное позиционирование продукта. Впечатляющий рост продемонстрировал Catalant — с 2014 по 2017 каждый год удваивал объём привлечённых инвестиций (последний раунд $41 млн). Стартап предлагает не просто правильных экспертов в нужное время, а позволяет компаниям быстрее делать критически важные задачи.

Просто внедряют им софт Catalant, который «помогает провести аджайл-трансформацию бизнеса компании», а функционально — позволяет искать нужных людей сразу и внутри компании, и вне её. Как? 30% из списка Fortune 100 — их клиенты. Действительно, компаниям нужны не «эксперты на час» (та самая дрель в известном примере), а «эффективно решённые задачи» (дырка в стене).

На рынке за эту роль взялся шведский InexOne. И какая же отрасль без своего Uber? Заказчикам он предоставляет бесплатный облачный сервис — Expert Management System, в котором можно организовать работу с различными экспертными сообществами в одном общем интерфейсе: создать заявку на консультацию, подобрать под неё экспертов из разных экспертных сообществ, вести с ними прямую коммуникацию, контролировать оплату счетов от разных экспертных сообществ.

Для экспертных сообществ этот облачный сервис также бесплатен, но за статус Approved Network, который позволит привлекать новые заявки от клиентов, придётся платить.

#стартапдня

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть