Хабрахабр

Стартап дня (сентябрь-октябрь 2018-го)

Если хотите ознакомиться с остальными, то прошу в мой блог. Продолжая серию дайджестов «Стартап дня», сегодня я представляю самые интересные проекты за сентябрь-октябрь 2018 года. Записи доступны в Facebook, ВК, ICQ и Телеграм.

Moneylion

Американцы должны банкам 4 триллиона долларов, ежегодную выплату я быстро не нашел, но в любом случае она измеряется сотнями миллиардов, супер-лакомый кусок. Банки и финансовые сервисы — огромная часть экономики. И стартаперы слетаются на него как мухи на мед.

Все запускают банки без отделений с мобильным приложением, ярким дизайном, мгновенными переводами, удобными инвестициями и быстрым одобрением кредита. За последние лет 7 никто не придумал ничего кардинально нового. Кто-то успел раскрутиться раньше, чем красивую аппку запилили старые игроки, — они получили долю рынка, кто-то опоздал, ну и черт с ними, с такими стартаперами.

Американский стартап Moneylion начал относительно поздно, в 2013 году, но успел вскочить на подножку поезда и набрал 2 миллиона активных пользователей — много даже по американским меркам.

Во-первых, Moneylion платит за ежедневный запуск приложения. Для обзора я его выбрал ради двух продуктовых идей, обе вряд ли существенно повлияли на бизнес компании, но обе по-своему красивы, и раньше я о таких не писал. Для стартапа карты стоят, скажем, вдвое дешевле номинала. Модель часто встречается в играх и роботизированных сервисах типа LingauLeo, но там пользователи получают внутренние фантики, а здесь клиент ежедневно зарабатывает доллар почти настоящих денег — их потом меняют на подарочные карты магазинов. По порядку величины — это комиссия Яндекс.Такси за одну поездку, но там-то пассажир хотел ехать и специально для этого аппку запустил, а тут ему впихивают что-то, пока он просто ради халявы залогинился. Но это всё равно значит, что для окупаемости программы Moneylion за один запуск приложения навязывает ненужных услуг на 50 центов маржи. Хорошо быть банком!

Клиент платит 29 долларов в месяц, зато при необходимости берет займы по пониженной ставке. Вторая интересная идея — подписка на дешевый кредит. Впрочем, наверное, чаще они не умеют считать. Moneylion в выигрыше в обоих случаях: если пользователь не умеет считать, то сам себя обманет, а если умеет — это положительный фактор скоринга, процент можно понизить справедливо. Падкие на рекламу пользователи при ежедневных запусках приложения накликивают особенно много ненужных услуг. Вместе обе фичи дают совсем любопытный эффект — если логиниться каждый день, то привилегии платной подписки достаются бесплатно, стартап его ещё и в пиаре использует.

Инвестиций Moneylion привлек 95 миллионов долларов.

Tally

Тут же включаются конские проценты, которые окупают стоимость самого кредита и безудержные промоакции, которыми пользовался сам должник и парочка более осторожных клиентов. Банки играют с потребителями в интересную игру: обвешивают кредитки кешбеками, бонусами и бесплатными милями, тратят на это деньги и ждут, пока клиент один раз оступится и пропустит платеж до конца льготного периода.

Пользователь устанавливает мобильное приложение, подключает карты, а дальше стартап автоматически покрывает долги перед банками за счет кредита в Tally. Американский стартап Tally подключается к битве на стороне человека. Победа, все кроме банкиров довольны, мне дальше и писать не о чем, и так всё понятно. Процент, разумеется, получается существенно ниже — расходы на кешбеки и мили в него не включены, за бонусы по-прежнему платит глупый старый банк.

Есть ещё куда расти, но очень большой компания не станет никогда: чем меньше клиентов попадается в ловушки банков, тем меньше смысла в бонусных ухищрениях, тем ближе их процент к проценту Tally. Проект пока маленький, инвестиций потратил 24 миллиона долларов и ещё 18 привлек в недавнем раунде.

Homelike

Туристы теперь находят жилье быстро и удобно, а платят за него мало. Вспоминать Airbnb банально, но он действительно изменил целую отрасль. Ещё и выбор сужается до квартир, которые никто не забронировал на пару дней в середине периода — скорее всего, это худшие квартиры. К сожалению, для командировки на пару месяцев сервис подходит куда хуже — скидки за опт маленькие, отзывы нерелевантные для продолжительного пребывания.

Cian и аналоги потребность не закрывают — все они ориентируются на местных жителей и предварительные показы. Европейский стартап Homelike считает, что мир уже достаточно глобализовался, люди подолгу живут в других городах, им нужен специальный Airbnb для поездок на месяцы, а не дни. На звонок «я приезжаю через месяц, оставьте мне квартиру» хозяин только рассмеется, да и со стороны гостя это безумие — отзывов нет, фотографии могут быть фейковыми.

Сдают квартиры владельцы доходных домов — их проще подключить к платформе, чем соответствующее количество частников, и у них быстрее появятся отзывы, апартаментов много, хоть кто-нибудь да напишет. Homelike сделал именно клон Airbnb, даже дизайн слизать не постеснялся, только слово «день» на «месяц» везде заменил. Сейчас стартап хвастается сорока пятью тысячами квартир, но это именно квартиры, а не разные варианты размещения, если в доме их сто одинаковых, то в подсчет пойдет сто.

В августе Homelike привлек первый большой раунд инвестиций: 14 миллионов долларов, будет масштабировать спрос арендаторов.

Gremlin

На боевом окружении всё шло как обычно, а у разработчика код бросал монетку, в 99 % случаев возвращал данные, в 1 % — ошибку. Давным-давно, при разработке foto.mail.ru, коллега вместо обычных обращений к диску использовал макрос. В итоге, сервис неизбежно корректно работал при реальных сбоях железа, он был к ним готов и многократно тестировался.

Он предлагает конструктор сбоев окружения, чтобы под контролем и в тестовой среде посмотреть, как работает сервис, когда что-то идет не так. Стартап Gremlin исходит из похожей философии. В более интересном варианте он разбирает трафик и имитирует проблемы с используемым API: «а пусть вот этот внешний сервис тормозит». В простейшем случае Gremlin действует на уровне сервера: нагружает процессор и диск, занимает большой объём памяти, портит качество сетевого соединения.

Сочетание подходит и для удобства биллинга (это же обычный SaaS), и для взаимодействия с кодом. Технически Gremlin — демон, который ставится на сервер заказчика, и админка с настройками катастроф, которая висит в облаке. Впрочем, ничто не мешает для корпораций из Fortune-500 и управление поставить внутрь их контура.
Появился Gremlin всего два года назад, потратил пока 9 миллионов долларов инвестиций, на днях привлек ещё 18. Плата — необходимость выхода в большой интернет с тестируемой машины, некоторое ограничение числа клиентов.

Wunder Mobility

Условный Gett привлекает и пассажиров, и водителей отдельно в каждом населенном пункте, доля роуминга — москвичей, заказывающих машину в Питере, — очень мала. Такси, каршеринги и подобные сервисы конкурируют на уровне города, а не страны или тем более мира. Глобальный Uber сдал локальным игрокам и Китай, и Россию, и Юго-Восточную Азию, доминирование в США ему не помогло.

Проблема в технологии: масштабов России хватает, чтобы тратить на разработку пять процентов общих расходов и иметь приемлемый продукт, а отдельный город слишком мал. С другой стороны, местный агрегатор в условном Иркутске неизбежно проигрывает Яндекс.Такси, и дело не только в венчурных деньгах, несколько миллионов долларов и в столице региона найти можно, это дало бы паритет.

Именно на такси стартап пока не замахнулся, заходит со стороны смежных рынков. Стартап Wunder Mobility видит здесь возможность. Теперь любая городская служба покупает лицензию, не тратится на программистов и на равных воюет с кем угодно. Он написал универсальный софт для каршеринга, райд-шеринга (BlaBlaCar внутри города) и такси-пулинга (как Via).

Интеграция и внедрение индивидуальны и считаются отдельно, зато потом полная прозрачность. Открытый прайс выглядит очень щадяще. В масштабах нашей Белки или YouDrive — до 50000 евро в месяц, вполне по карману, им команды программистов, наверное, дороже обходятся. Каршеринг, например, стоит 17 евро в месяц на машину. Или, с другой стороны, если в лоб переложить цену на конечного пользователя, то тариф увеличится на 25 копеек в минуту, не критично.

Ситимобил, для сравнения, делает сейчас два с половиной миллиона в одной Москве. Пока к Wunder Mobility подключаются только очень маленькие партнеры, стартап хвастается пользователями на четырех континентах, но всего миллионом поездок в месяц. Но инвесторы верят в большое будущее, месяц назад компания привлекла первый большой раунд: 30 миллионов долларов.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть