Hi-Tech

Стартап дня: интервью с основательницей производителя одежды Mobydick

Надеюсь, первый блин не будет комом. В этом материале я пробую новый формат «Стартапа дня» — интервью с основателем.

В закладки

Люди делают товары своими руками, как в старом-добром 19 веке, а не перепродают что-то китайское или виртуальное. Петербургский Mobydick — это не очередной маркетплейс или мобильная игра, стартап занимается собственным производством.

В ассортименте две продуктовые линейки: для детей Mobydick изготавливает «кофтёныши» — кофты, которые превращаются в игрушки (или игрушки, которые превращаются в кофты?), для взрослых стартап делает непромокаемую одежду для походов и плохой погоды в городе.

Отвечает Серафима, один из двух сооснователей Mobydick. Остальное — от первого лица.

Как вы пришли к стартапу? C чего всё начиналось?

Она шила эротическое бельё, а я занималась индивидуальным пошивом женской одежды в качестве дизайнера, выпускала небольшие коллекции, которые расходились между «своими». Когда Саша (второй сооснователь) только уволился с управляющей позиции в Tele2, где проработал шесть лет, у меня было небольшое ателье в Петербурге, которое мы создали с подругой. Нашему ателье тогда было два года.

Я продолжала заниматься платьями, он — своими проектами. Мы начали встречаться и решили, что Саша переедет из Москвы в Петербург. По сравнению с его талантами в digital-маркетинге, я даже не умела вызывать такси через приложение. Он сильно помогал в продвижении через интернет.

Начиная от изготовления парашютной экипировки, заканчивая одеждой для полных. У него была масса идей, как бы монетизировать мои умения. Такие водонепроницаемые чехлы, которые надеваются прямо поверх обуви, и в них можно ходить, не боясь промочить или запачкать обувь. Но по-настоящему меня воодушевила его идея с дождевиками для обуви.

Мне нравится разбираться в свойствах различных материалов, ломать голову над решением конструкторских задач и экспериментировать. Это было необычно и сразу дало мне импульс к действию. В ряде аналогов полно недостатков, которые мы бросились решать. Идея не новая, но очевидно, не доведённая до совершенства.

Сначала купили подходящие, на наш взгляд, водонепроницаемые материалы, обмерили в магазине обуви размеры подошв для разных размеров (ходили по «Спортмастеру» с линейкой и записывали все значения в таблицу), и уже через неделю у нас был первый образец, собранный мной на бытовой машинке.

Он помог нам довести конструкцию до носибельной версии. Затем мы обратились к моему знакомому, который работал на производстве Red Fox. Швы проклеили герметизирующей лентой. В качестве подошвы выбрали материал Hypalon, для верха конструкции — силиконизированный полиэстер. Но в этой версии дождевиков всё ещё были недостатки.

Дальше начали искать производство, которое могло нам отшить первую партию, и с огромным трудом смогли найти такое в Ярославле. С этим недоведённым «до ума» прототипом в декабре 2017 года мы вышли на Boomstarter и собрали 575 тысяч рублей на отшив первой партии.

И благополучно отгрузили всем спонсорам дождевики, сработав для себя в минус 100 тысяч рублей. Поменяли технологию крепления подошвы с прошивной на сварную, тем самым решив недостатки конструкции и открыв для себя технологию ТВЧ-сварки. Но за это время успели раскрутить продукт так, что он до сих пор без вложений в маркетинг приносит нам половину ежемесячной выручки.

Почему отказались от аутсорса? Сейчас вы делаете всё сами. Сколько денег потратили на организацию цеха?

Когда производство стало завышать цены на последующие партии, мы начали поиски нового производства. Всё банально. Необходимых нам ТВЧ-станков у них не было, и они предложили купить станки под нас с условием, что мы берём их в долю. Так познакомились с нашими петербургскими ребятами из TimeTrial, они производят лодки и экипировку для рафтинга.

На запуск цеха потратили чуть больше 1 млн рублей. Мы всё посчитали и решили, что выгоднее будет организовать всё самим. В линейке появились дождевики, а в ближайшее время появится несколько водонепроницаемых изделий: рюкзаков, штанов и сумок. Тогда мы стабильно и без особых усилий продавали на 300–350 тысяч рублей в месяц, доставляя наши дождевики по всей стране и ближайшему зарубежью.

Вы же изначально их не делали? А откуда взялись «кофтёныши»?

Машинки и стол приехали быстро, а вот станок нет. Мы быстро нашли подходящее помещение под наши цели и начали в нём ремонт. Так пришла идея детских кофт-трансформеров, которые и игрушка, и кофта. И пока ждали станок для сварки швов, думали, что необычного сделать на имеющемся оборудовании.

Открыв производство 1 ноября, уже 1 декабря мы запустили продажи. Почти месяц заняла разработка прототипов, тестирование образцов, высчитывание размерной линейки и создание технологических карт. Продукт новый, на рынке нет аналогов, и мы долго искали пути коммуникации с потребителем. Поначалу шло вяленько. Так, чтобы с первых секунд было понятно, что это кофта, которая превращается в игрушку.

Чтобы справиться с возражениями о цене, в январе мы разработали более дешёвую кофту из флиса. Ещё себестоимость изделия диктует довольно высокую цену в 3500 рублей, что и для детской кофты, и для игрушки дороговато. Для конечного потребителя она стоит уже около 1800–1900 рублей.

В начале февраля мы отгрузили первые оптовые заказы. За это время на нас стали выходить сетевые магазины и оптовые покупатели. Стали увеличивать количество рабочих мест, занимаемся сертификацией. Запросов стало всё больше, и мы уткнулись в низкую производительность нашего производства.

Как преодолели страхи? Не страшно было?

Это невероятный азарт, иногда адреналин и всегда видимый и быстрый результат от любых вводимых изменений. Страшно было и бывает, но обратно в размеренную жизнь совсем не тянет. Мы хорошо знаем, как всё должно развиваться, и с каждой неделей все процессы становятся всё более отлаженными, оптимизируем всё подряд.

Спасает план, понимание процессов и разделение зон ответственности. Даже такая мелочь, как расположение гладильной доски, способно сократить или увеличить производительность на десять процентов.

О чём сейчас жалеете? Какие ошибки были?

За четыре месяца её работы мы разработали нещадно маленькое количество конструкций, в пересчёте на её заработную плату каждая конструкция обошлась почти в 20 тысяч рублей. Самой большой ошибкой было нанять штатного конструктора-технолога. Обратись мы к стороннему производству, стоимость за конструкцию не превысила бы 5000 рублей.

И в период обучения новеньких старшая швея сильно теряет собственную производительность. Также не стоило вкладываться силами, временем и деньгами в швей без опыта, они нестабильны, могут испугаться сложных изделий и уйти вместе с вложенными в них знаниями.

В работе каждый из нас может быть довольно авторитарным и жёстким. Сложно работать вместе. Мы научились переключаться и ввели запрет на разговоры о работе после восьми вечера. Это иногда вызывает споры и сказывается на семейной жизни. Такая схема для нас работает лучше всего. И чётко разделили обязанности: я занимаюсь всеми производственными задачами, Саша — продажами и продвижением.

Какие трудности преодолеваете сейчас?

Их ищешь, как драгоценности. Большая проблема в «швейке» — это швеи. Здесь либо искусница с руками «от бога», либо криминал, на лице отпечаток тяжёлой судьбы и низкая производительность.

Вторых 90%. Первых единицы. Мы только недавно нащупали, кого стоит или не стоит приглашать на собеседование, раньше звали всех подряд и тратили очень много времени на обучение и собеседования. Криминал у нас не приживается, чувствуют себя чужеродно.

Это ещё одна очевидная вещь, но пришли мы к ней не сразу. Конкретно сейчас мы заполнили все позиции по швеям и пробуем организовать вторую смену, чтобы использовать имеющееся оборудование на максимум.

Сложно уговорить швей работать во второй половине дня, так как у большинства из них есть дети.

И как вы уговариваете лучших работать именно у вас?

Большинство цехов относятся к рабочему персоналу как к элементам конвейера — у нас пока не так. Мы привлекаем людей человеческим отношением, новым оборудованием и высокой зарплатой — на 30–40% выше рынка.

Так как мы новые, то мы можем позволить себе, покупая новое оборудование, доплатить пару тысяч рублей и взять швейные машинки с автоматическими функциями и с электроникой. У старых цехов и оборудование уже старое. Швеям приятно — это как в автомобиле после механики пересесть на автомат, да и производительность вырастает.

Бич многих швейных производств — это несвоевременные выплаты сотрудникам. К слову, самый распространённый вопрос к нам от швей на собеседованиях — вовремя ли мы платим зарплату. Мы тут тоже отличаемся, всё день в день.

Какие планы по развитию и какие шаги уже намечены?

Сейчас в планах выстроить продажи и производственные процессы по «кофтёнышам», увести их в отдельный бренд детской одежды, а затем в полную силу приступить к производству влагозащитной одежды и пончей.

Наладить дистрибуцию и выходы в сети. Сделать наши продукты более стильными, современными и дизайнерскими, так как пока пончи выглядят довольно утилитарно. Для этого мы ищем байеров и закупщиков из региональных и федеральных магазинов.

#mobydick #стартапдня

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть