Главная » Hi-Tech » «Старайтесь сделать всё проще»: юридические советы для молодых стартапов

«Старайтесь сделать всё проще»: юридические советы для молодых стартапов

Партнёры Y Combinator Кэролин Ливи, Джон Ливи и Джейсон Квон — о том, как зарегистрировать компанию, обезопасить продукт и не развалить проект из-за конфликта основателей.

В закладки

Поделиться

Цель: передать опыт создания ИТ-компаний, а также вдохновить заняться предпринимательством. Материалы конспектируются в рамках волонтёрской инициативы «Y Combinator по-русски», где переводят лекции школы стартапов фонда. Инициатива нуждается в вас, чтобы переводить, делать вычитку, синхронизировать титры и так далее. Материалы доступны без ограничений при условии некоммерческого использования. Присоединиться и помочь.

Кэролин Ливи — о юридических аспектах в стартапах

Процедура регистрации компании заключается в подаче документа, который называется уставом корпорации, — для стартапов он краткий и простой. Первое, что нужно сделать при создании стартапа, — открыть отдельное юридическое лицо, это и будет ваша компания. Подать его нужно в департамент корпораций в том штате, где вы хотите зарегистрироваться.

Большинство публичных компаний имеют регистрацию в Делавэре, так что вы сможете сэкономить время, если решите размещать акции на бирже. Мы рекомендуем регистрировать компанию в штате Делавэр, потому что там лёгкая процедура и быстрое обслуживание.

Например, Clerky и Stripe Atlas — это компании-выпускники Y Combinator. Также для прохождения регистрации используйте онлайн-платформы, разработанные специально для стартапов. Эти сервисы остаются полезными и после завершения регистрации.

В стартапах ранних этапов членами совета обычно являются основатели. Ещё один этап регистрации — формирование совета директоров.

Если основателей двое, в совет могут входить двое. Если вы единственный основатель, совет может состоять из одного человека. Есть заблуждение, что в совете директоров должно быть нечётное число членов, но это необязательно.

Вам нужен президент или генеральный директор, могут быть оба, если захотите. Затем вам нужно назначить должностных лиц компании. И в Делавэре также требуется назначить корпоративного секретаря.

Корпоративный внутренний регламент для стартапа может быть стандартным.

У большинства основателей стартапов нет больших средств для перечисления на этот банковский счёт, но будет отлично, если вы приобретёте привычку относиться к компании как к отдельному лицу. Также я рекомендую открыть расчётный счёт в банке.

Критически важно сформировать правильные привычки по вопросу обращения с деньгами вашей компании.

Компаниями владеют акционеры, и вы вместе с вашими сооснователями будете первыми акционерами компании. Вернёмся к тому, что я говорила о выпуске акций основателей. Если вы в команде из двух и более основателей, вам нужно подумать о том, как распределить эти акции.

Не придавайте большого значения основателю, к которому пришла идея для бизнеса, потому что работу будет выполнять целая команда. Мы считаем, что при распределении акций среди основателей лучше всего принять во внимание сложность выполняемой работы.

Если вы и ваши сооснователи не можете прийти к консенсусу в отношении распределения акций, возможно, в команде есть проблемы с доверием или ответственностью. Если вы все собираетесь упорно работать в будущем, а вы собираетесь, то акции должны быть распределены более менее равномерно. Так что за этим нужно внимательно следить.

К счастью, акции новых компаний очень дёшевы. Основателям нужно выкупить свои акции у компании, и это происходит путём заключения договора купли-продажи ценных бумаг, вам действительно придётся за них заплатить.

Вот это итоговая цена пакета акций основателя. Большинство договоров купли-продажи ценных бумаг основателей работают так: вы отдаёте незначительную сумму денег и затем передаёте компании права на любую созданную вами интеллектуальную собственность.

Вестирование означает, что вы не обладаете правом на ценные бумаги до истечения определённого срока. Пакет акций основателя подлежит вестированию. В это время вы можете голосовать по вашим акциям.

Находящиеся под вестингом акции называются акции с ограниченным хождением. Если вы покинете компанию до этого срока, компания у вас автоматически выкупит все невестированные акции. Уверен, вы знаете, что этот период длится четыре года. Так что ваш договор о покупке акций — договор акций с ограниченным хождением.

Отслеживайте каждую акцию, которую выпустили. Идея в том, что таблица капитализации нужна всем компаниям. К счастью, сейчас существует много платформ, которые легко отследят акции. Раньше мы делали это в таблицах Excel.

Довольно просто забыть, что они сами являются работниками в своей компании. Основатели идентифицируют себя неразрывно от своих стартапов. Очевидно, что основатели не платят себе на ранних сроках стартапа, потому что если нет денег, нет и платежей. Посмотрите. Можно платить себе хотя бы минимальную зарплату. Но если есть деньги, это здорово. Хотя, конечно, вас никто не заставит. Ведь это незаконно — не платить себе.

Они не подходят для стартапов, так как вы наняты по умолчанию. Приём на работу основателей или работников не требует трудового договора. Трудовые договоры могут на деле всё усложнить, так как в судах некоторые пункты договора могут быть истолкованы неоднозначно, и в связи с этим меняется статус договора. Что касается приёма или увольнения, это регулируется законом в любом случае.

Имеет смысл заключить договор, если вы нанимаете работника, который хочет получить что-то нестандартное, например выходное пособие. В этом случае его труднее расторгнуть. Наверняка вы слышали о них. Вот что важно: все основатели и сотрудники должны подписать соглашение CIIA или PIIA. Это типы соглашения о неразглашении конфиденциальной или служебной информации, о передачи права на изобретение.

Все в компании должны это подписать. По договору CIIA конфиденциальной является вся информация, коммерческая тайна, также в нём указано, что вся созданная интеллектуальная собственность принадлежит компании. На ранних стадиях стартапа вы не можете себе позволить никого нанять, но не пытайтесь убеждать людей работать на вас бесплатно.

Так что, к сожалению, придётся выполнять всю работу самим, пока вы не сможете кого-то нанимать. Одно дело, если вы основатель, но намного рискованней, если кто-то со стороны создал продукт или интеллектуальную собственность и при этом работает бесплатно.

Полагаю, если вы проигнорируете то, что я сказала, в будущем вам придётся убить уйму времени, исправляя ошибки. Хочу отойти от юридической механики, чтобы сделать несколько важных выводов из моей речи.

В идеале вы должны открыть банковский корпоративный счёт вместе или сразу после регистрации компании, хорошо бы иметь на этом счету некую сумму денег. Многие наступают на эти грабли. Если на счету нет денег и вы за всё платите из своего кармана, со временем компания может компенсировать эти расходы, только сохраняйте чеки и тщательно ведите записи. Используйте её для оплаты расходов компании.

Если ваш стартап зарегистрирован в Делавэре, вы должны платить годовой налог этому штату, но если вы правильно всё рассчитали, то этот налог получится очень незначительным для стартапа. Компании должны платить налоги. Компании должны отправить в IRS заполненные формы на возврат налога.

И если у вас уже есть сотрудники или основатели, получающие даже минимальный оклад, надо платить налог на зарплату. Конечно, если вы только начали работать, вы не должны IRS налоги, но вы всё равно обязаны заполнить форму и отправить её в IRS. Их много сейчас. Для этого лучше всего воспользоваться онлайн-сервисом.

Сертификатов, подписанных договоров, договоров о покупке акций для основателей и прочее. Мы подошли к моему любимому пункту: вам нужно установить место хранения всех документов. Лучше не пользоваться электронной почтой, вы же не хотите, чтобы только один человек контролировал доступ к важным документам. Можно использовать Dropbox. Убедитесь, что все хранящиеся документы имеют дату и подпись.

Позже, когда к вам придут инвесторы и будут комплексные юридические проверки компании, будет непрофессионально, если вы им принесёте документы, а там будут пробелы. Проверьте несколько раз, что подпись есть на каждом бланке со всех сторон договора.

И единственный способ защитить вас от юридической ответственности — это зарегистрироваться как юрлицо. По моему, быть реальной компанией — это значит, что вы относитесь к стартапу, как к совету директоров, у вас налажена система управления, вы платите налоги, конфиденциальная информация охраняется.

Вопросы и ответы

Не знаю, когда нужно сформировать корпорацию.

Но чем раньше, тем лучше. В каждом случае со стартапами подходящий момент для регистрации корпорации наступает по-разному. Из четырёх причин, почему вам стоит это сделать, номер один — это потому, что корпорация защищает вас и ваших сооснователей от персональной ответственности за действия корпорации.

Иначе вы просто создаёте проект, разные части которого принадлежат разным людям. Второе: в корпорации лучше хранить интеллектуальную собственность, созданную вами. Это скорее хакатон, а не корпорация.

Мама вам даст денег, возможно, но только не профессиональные инвесторы. Третье: вы не сможете привлечь инвестиции для стартапа, если вы не являетесь корпорацией. Они не станут переводить деньги на ваш личный счёт.

Вы не сможете заключить контракты с продавцами или консультантами, а также с потенциальными пользователями. Так что вам нужна корпорация, чтобы оплачивать услуги и платить зарплату. Если вы попробуете это сделать как физлицо, вы осложните себе жизнь.

Я зарегистрировал ООО вместо корпорации, так как для ООО более выгодные налоговые условия.

Так что если вы планируете привлекать инвестиции не только от семьи и друзей, вам нужна корпорация. Но в вашем случае форма ООО не подходит, так как несмотря на выгодные налоговые условия, большинство венчурных фондов не даст денег ООО.

Моё мнение — нет. Имеет ли смысл начать с ООО, а потом перейти в корпорацию?

Те из вас, кто смотрел лекции школы стартапов в 2014 году, помнят, что мы с Кирсти рассказывали случай с компанией, которая начинала как ООО потом основатели переделали её в корпорацию, и этот кошмар обошёлся в $400 тысяч. Не потому, что я верю в налоговые льготы а потому, что перевести ООО в статус корпорации — это очень дорого.

Люди пытаются перевести компанию из ООО в корпорацию. Это был единичный случай на такую сумму, но в YC такое сплошь и рядом происходит на наших глазах. Это лишняя головная боль, и она вам не нужна.

Подумываю нанять юриста в компанию.

В этом случае вам нужен юрист. Это не ошибка, если ваш стартап сложный или если вы уже зарегистрированы как фирма нерезидент США и сейчас хотите перейти в США и привлечь инвестиции. Мы их уже упоминали. Но полагаю, все знают, что они дорого стоят, так что сэкономьте деньги и воспользуйтесь онлайн-платформой.

Ваша тётушка Салли, которая специализируется «травмами на производстве», конечно, хочет как лучше. И помните, бесплатные юристы, которые вам помогают, могут быть хуже платформ, так как могут не разбираться в тонкостях работы корпорации.

Я начал стартап и при этом работаю полный день.

В штате Калифорния, например, если вы работаете в свободное время в стартапе, ваш работодатель не может предъявить права на вашу идею. Если вы решили заниматься стартапом в свободное время, нужно будет всё разделить с юридической точки зрения.

А также знайте, что есть такие вещи, как соглашение о неконкуренции с работодателем. Просто используйте другой компьютер, не работайте над стартапом в ваше рабочее время, но помните, в разных штатах и странах разные правила по этому вопросу.

Так что если вы на это решаетесь, сперва проанализируйте юридические вопросы или проконсультируйтесь с юристом.

Наша команда работала над идеей годами, нам не нужно вестировать акции основателей.

И это ошибка. Постоянно это слышим.

Инвесторы не дадут денег компании, в которой основатели могут в любой момент сказать: «Мы исчерпали идеи, берём акции, уходим». Если вы не вестируете, вы роете яму своей компании, и в будущем вас ждут проблемы. Но чаще всего один из основателей заявляет, что не может больше работать, уходит, забирая внушительную долю собственности.

В дальнейшем решить проблему трудно, ведь цена акций может вырасти, и оставшимся основателям приходится потратиться, чтобы честно распределить акции. Оставшиеся должны продолжать работать, а тот, кто не работает, всё ещё имеет на руках акции.

Понятия не имею, что там было. Я подписал договор не читая, так как был занят.

Мы наблюдаем, как основатели раз за разом это делают. Это часто случается, и это огромная ошибка. Возможно, вам не нужно читать каждое слово, но вам обязательно нужно понять каждый пункт в договоре о покупке акций. Юридическая составляющая стартапа — одна из скучнейших частей всего процесса. Вы же не хотите, чтобы что-то произошло с акциями, если в договоре вы не разобрались.

Не столько с регистрационными документами, сколько с документами для привлечения инвестиций. В это кроется ещё одна большая проблема. Так что возьмите за правило читать документы компании. Многие основатели признавались мне, что они не прочли и пяти страниц соглашения SAFE. Всё равно прочтите, вникните. Да, это скучно, сложно. Это хорошая привычка.

Подруга предложила поработать на мой стартап бесплатно, я расплачусь с ней акциями.

Да, можно включать акции в часть оплаты, но платить только акциями — плохая идея. Это ошибка, так как люди, которые работают на вас, должны получать деньги. Вам нужно убедиться, что ваш друг достаточно компетентен для этой работы. Исключение: если ваш друг нанят как консультант или независимый исполнитель, в таком случае платить акциями — нормально.

Также пропишите в договоре условия работы с консультантом. Закон в штате Калифорния по этому пункту ужесточился. Это лучше не пускать на самотёк. Вы ведь хотите, чтобы компания обладала правами на всё, что сделали консультанты.

Мой сооснователь и я больше не хотим работать вместе.

Из-за этого стартапы умирают. Иногда это небольшая проблема, но она может разрастись и уничтожить стартап на корню. Нужно быть внимательным к ранее упомянутым пунктам, как самооплата, как вестирование долей основателей, наличие CIIA-соглашения, которое доказывает, что компания владеет всеми IP-адресами. Это как наблюдать, как некогда любящие друг друга разводятся.

Эти моменты могут значительно уменьшить количество юридических драм во время распада.

В моей компании есть работники, которым я пообещал дать акции.

Правильные действия в этой ситуации — это внедрение программы поощрения акциями и выдать их активным работникам. Это не проблема, если ты действуешь заранее.

Он предлагает большой выбор разделения обыкновенных акций вашей компании, которые установлены согласно плану. Вы наверняка знаете, что такое план акционирования, это документ из 15-20 страниц. Компания может выдавать акции или опционы на акции, но вы должны знать про опционы на акции, что если вы выдаёте опционы на эти акции, вам нужно сделать оценку.

Итак, вы можете выдавать ограниченные акции вашим работникам в соответствии с этим планом, которые будут вестироваться. И большинство стартапов не хотят этого делать до тех пор, пока они не привлекут финансирование. Поэтому этот документ и получается двадцатистраничным. И всё это будет дополнено множеством налоговых правил. Но главное — не откладывать, потому что чем дольше вы затягиваете, тем дороже будут акции.

Другая компания говорит, что я использую их торговую марку. Я получил письмо о приостановке своей деятельности.

Основатели действительно очень привязываются к имени, если такое случается — не хотят его отдавать. И это большая проблема для начинающих стартапов, но мы сами это замечали довольно часто.

Расходы на суды с компаниями, у которых больше финансирования, могут быть значительными. Но ваша компания, наверное ещё, слишком молода, чтобы успеть создать себе ценное имя. Взять другое имя и продолжать работать. В этом случае лучший план действий для вас это — оставить всё.

Правильно ли регистрировать имя компании и приобретать официальный товарный знак.

Хорошо бы его иметь, но необязательно на раннем этапе развития компании. В основном мы считаем, что приобретение официального товарного знака может подождать.

Я подобрал прекрасное имя для моей компании, но должен заплатить $10 тысяч за домен.

Ещё раз — не влюбляйтесь в имя, это может привести вас к плохим решениям. Такое случается часто. Неважно, насколько это имя прекрасно.

Просто подберите имя, не разработайте PTO и потом продолжайте делать то, что максимально дёшево и эффективно. Это пустая трата времени — попасть в судебный процесс с компанией, которая обвиняет вас в краже товарного знака, а также трата денег на создание домена.

Джон Ливи, Джейсон Квон — о создании стартапа

Когда надо начать заполнять форму 83(B) (выбор налоговой базы)?

Каждый период вестирования вы будете платить подоходный налог на всю стоимость акций. Вы покупаете акции, и если не выбрали базу, платите налог так, будто вы их вестировали. Но если вы выберете 83(B), вы заплатите налог исходя из разницы цены акций сейчас и той цены, по которой вы их купили.

Налога на прибыль не будет в этом случае, если вы выберете базу, так как заплатите столько же. В большинстве случаев это по умолчанию так, но когда вы основатель, лучше с самого начала выбрать базу, так как вы покупали свои акции по номиналу.

Например, вы купили акцию за доллар, а потом скажите, что и сейчас ваша акция и стоит $1, и так как у вас выбрана налоговая база, получается, что вы больше не платите налогов, когда акция растёт в цене.

Период, за который необходимо выбрать базу 83(B), это 30 дней, этот период начинается с момента, как только вы купили акции. Если вы этого не сделаете, придётся заплатить крупную сумму, если ваша компания приобретёт всё большую ценность на бирже. Да, срок сжатый, и если вы упустите момент, потом уже ничего не исправить.

Держите это в голове. Можно подумать, как уменьшить этот налог, работая с юристами по налогам, но если вы упустите этот вопрос, то добром это не кончится. Проверьте это. Добавлю, что нужно обратить внимание на дату покупки акций, она должна совпадать с датой платежа в $1. Вы должны чётко знать, когда что произошло, чтобы потом не мучиться вопросом: «Ой, когда же это было».

Основатель-одиночка хранит их в своей папке, но в компании всё равно должны быть копии. Хотела бы сказать, что формы 83(B) надо хранить в компании. Положите их в Dropbox, убедитесь, что все подписи на месте, и бережно храните.

Мне нужно создавать компанию типа C или типа S?

Если вы регистрируете компанию в Делавэре, то вы по умолчанию становитесь компанией типа C. Типа S. Чтобы получить статус компании типа S, нужно сделать соответствующий выбор в налоговой форме.

Любой доход, полученный компанией, затем переходит к её владельцу, в то время как в компании типа C доход задерживается на уровне компании, и компания уплачивает с него налоги. Различие между этими двумя типами компаний в том, что компания типа S применяет сквозное налогообложение и является фискально-прозрачной. И поэтому причиной для выбора статуса компании типа C является то, что инвесторы обычно вкладывают средства в такие компании.

Кроме того, когда вы получаете внешнее финансирование, обычно вы так или иначе теряете статус компании типа S.

Какую долю капитала стоит оставить для первых сотрудников или ключевых фигур в компании на момент её создания?

Около 10-20% должны быть зарезервированы для сотрудников, но всё зависит от специфики компании. Зависит от размера компании и от количества нанимаемого персонала.

Онлайн-платформы Clerky и Stripe Atlas можно использовать для создания опционов на акции на этапе формирования.

Большинство компаний ждёт и не вводит систему опционов, пока не пройдёт определённое время.

Законна ли система неоплачиваемых стажировок?

В целом нет.

Но вам нужно продумать этот вопрос, изучить правила и, возможно, поговорить с юристом. Но есть исключения, например, ставить людям что-то вроде зачётов, если стажёрами являются студенты. И если вы хотите получить помощь, просто заплатите им в форме акций.

Они могут быть подрядчиками, но существуют критерии для того, чтобы определить, является ли лицо подрядчиком или наёмным работником.

Что насчёт некоммерческих компаний?

Но государство собирается затруднить процедуру создания некоммерческих организаций. Некоммерческие компании освобождены от налогообложения. Это занимает около девяти месяцев. Приходится проходить через множество этапов и заполнять различные формы.

Могу ли я пригласить в партнёры незнакомого человека?

Обычно предпочтительно работать с людьми, которых вы знаете и которым можете доверять.

Так что ответ на вопрос — нет, если вы хотите заложить основу для своего успеха. Так что прежде чем приглашать кого-то в партнёры или сооснователи, вам нужно понимать, сработаетесь ли вы, сможете ли создать что-то вместе, сможете ли быть командой.

Это прямой путь к катастрофе — работать с кем-то, с кем вы только что познакомились, ведь даже родные братья разрывают партнёрские отношения.

Какие ключевые факторы нужно учитывать при выборе страны для регистрации материнской компании?

Регистрируйтесь там, где ваш рынок, ваша компания, где вы.

Могу ли я не использовать традиционные юридические консультации до того, как начну привлекать финансирование от бизнес-ангела или венчура?

Сейчас много хороших инструментов. Да. Когда компания станет прибыльной, понадобится юрист, потому что многие соглашения будут нестандартными и уникальными. Вы можете использовать Clerky, Stripe Atlas.

На старте можно обойтись сервисами.

Если да, что нужно принять во внимание? Могу ли я основать стартап и затем его продать, работая при этом по найму на полной занятости?

Я не видел, чтобы компания, работая по частичной занятости, становилась крупной. Вы просите невозможного.

Но вырастить гиганта очень сложно. Возможно, это сработает для малого бизнеса. Нельзя думать об этом как о хобби. Это требует всего вашего времени.

Стоит ли пытаться получить патент?

Смысл заключается в вашей технологии. Патенты удобны для защиты ваших технологий от конкурентов, которые хотят эту технологию скопировать. Если вы реализуете стартап по разработке ПО или бизнес, связанный с интернет-технологией, патенты играют второстепенную роль.

Если стартап связан с медико-биологическими разработками, конкурентам будет легче сделать копию, поэтому здесь роль патентов важнее. В значительной мере ваш успех будет определяться не степенью обеспечиваемой правовой защиты имущества, а качеством и исполнением ПО.

Ни одна компания не привлекла инвесторов исключительно сильным патентным портфолио, всегда надо смотреть, насколько хорошая команда стартапа, могут ли основатели реализовать своё видение; патенты — это только часть пазла.

Хочу создать совещательный совет и думаю, надо ли давать консультантам долю в капитале.

Возможно, в Кремниевой долине они есть у компаний, занимающихся медико-биологическими разработками. Совещательные советы не особенно характерны для США, для Кремниевой долины. В таких компаниях учёные присутствуют в качестве советников, чтобы придать важности компании.

Думаю, к деятельности консультантов лучше всего применима следующая фраза: «Консультанты — это инвесторы, которые хотят получить бесплатно долю в капитале компании». Но это не тот случай, когда вы даёте сотрудникам долю на безусловной основе, тут дело в другом.

Я разделяю эту точку зрения, в идеале люди должны инвестировать, а не консультировать в обмен на акции.

Как нам оценивать и управлять нашими обязательствами по нашему продукту? Мы работаем по 18 часов в день как основатель и сооснователь стартапа.

Всем нашим стартапам я советую не забывать о спорте, сне и хоть каком-то подобии нормальной жизни в том, что касается ваших отношений с близкими и друзьями.

И помните, что процесс создания компании — это путешествие длиною не в один год. Работать 18 часов в сутки мы не советуем, только время от времени, когда нужно сделать короткий рывок. Вы же не хотите заболеть. Пользуясь избитым сравнением, это марафон, а не спринт.

Необходимо ли соглашение с акционерами и что оно должно в себя включать?

Этот документ подробно разбирает случаи экзита, прекращения деятельности, отношений между основателями и все возможные ситуации. Соглашение с акционерами не характерно для США. Старайтесь сделать всё проще. Часто эти соглашения могут быть очень детальными.

Если со стартапом что-то пойдёт не так, то всё равно нет активов, которые вы будете делить. Не нужен этот огромный «брачный» контракт. Если вы решаете развестись, у вас наверняка есть активы. Это не как в браке. Дом, диван, телевизор, что угодно.

Мне это кажется пустой тратой времени. Иногда я сталкиваюсь с подробными документами.

С учётом того, что раскрытие информации обусловлено уставными и нормативными документами, можно ли как-то не допустить получения этой информации о компании аутсайдерами? Многие компании раскрывают о раундах инвестирования, ценах на акцию и объёме привлечённого капитала на таких сайтах, как Pitchbook, Crunchbase и других.

Устав — это публичный документ, и люди могут заплатить, скачать его и посмотреть информацию о вашей компании. С технической точки зрения — да, есть методы, с помощью которых вы можете скрыть определённую информацию только для уставных документов.

Многие компании, разместив информацию на Pitchbook, чувствуют себя хорошо, при этом у многих других дела идут не очень. Я бы за это не переживал, потому что в списке приоритетных вопросов, которые вам надо решить и распланировать, это вопрос будет далеко не в топе. И вовсе не из-за того, разместили они информацию на Pitchbook.

Я бы просто не заморачивался этим вопросом.

#лекции #ycombinator #russol


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

«Альфа-банк» запустил понимающего речь робота-помощника с мужским голосом

«Альфа-банк» запустил понимающего речь робота-помощника с мужским голосом — Финансы на vc.ru Свежее Вакансии Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Чаще всего в колл-центр банка звонят женщины, а им удобнее обсуждать финансовые ...

Amazon хочет к 2021 году открыть 3 тысячи магазинов без кассиров

Первый автоматизированный универсам Go компания открыла в Сиэтле (штат Иллинойс) в конце 2016 года. Как сообщает агентство Bloomberg, компания Amazon планирует до 2021 года открыть до 3000 автоматизированных супермаркетов без кассовых аппаратов, продавцов и очередей. Третий был открыт на прошлой ...