Хабрахабр

Средний класс: почему зарабатывают современные музыканты


Я начну с целой пачки отказов от ответственности, чтобы не тратить время благородных донов на мелкий ни к чему не обязывающий пост.

  • это не статья, это пост. А более конкретно — реакция на серию статей "Блеск и Нищета"
  • я сознательно не буду брать случаи "Блеска", т.к. как и большая часть суперзвезд во многих сферах нашей деятельности, музыканты-миллионеры попадают в несколько другую схему. Тем не менее, в качестве примера раскрутки человека в творческой сфере "с нуля на непаханном поле" я бы хотел привести интервью Покраса Лампаса https://youtu.be/APayqoDDYMA
  • Пару раз сталкивался, в т.ч. на хабре, с достаточно радикальным мнением, что разбор вопроса в метафорах и аналогиях — моветон. Тем не менее мне это не кажется чем-то из ряда вон, и я считаю аналогии применимыми во многих случаях, в т.ч. и в этом.
  • Мне откровенно лениво делать картинки, тем более, что писать я и не планировал. Простите.

Должны ли они зарабатывать вообще, и как выжить в суровом пиратском мире?
Для начала надо понять, кто же это такие, "современные музыканты": чем они отличаются от "музыкантов несовременных", и чем они отличаются от "немузыкантов". Итак, почему какие-то музыканты, которых навалом в VK, YT и на треккерах зарабатывают?

Кто такой музыкант? Как уже справедливо заметил камрад Vasily_T, вообще непонятно, о ком идет речь. Музыкант это тот, который на гитаре игрет больше 3, 5, 50 песен? Все равно что спросить "кто такой программист". Или тот, которого общественность признала музыкантом? Тот, у кого в трудовой написано, что он музыкант? Более того, вполне нормальным считается называть детей в возрасте 5-7 лет, которые только начинают извлекать из своих инстурментов первые звуки "маленькими музыкантами". В общем и целом, я бы согласился с каждым из этих утверждений. Вполне.

Вы спросите, какая специализация интересует, где он географически находится, какая у него подготовка, зарабатывает он фрилансом, или пашет на дядю, если на дядю — то на gov.ru, или на Яндекс, или на Гугл, или на ИП. Однако, раз уж речь про деньги, то давайте ограничимся кругом профессиональных музыкантов — тех людей, значительную часть дохода которых составляет занятие музыкой.
Однако, даже если спросить: "как зарабатывают профессиональные программисты", ответ окажется очень широким. Вася Пупкин "вкусные продукты у вашего дома".

Однако, не факт, что он вообще достигнет необходимого уровня компетенции, и найдет работодателя раньше, чем помрет с голоду. Если программист — спец в ASM, то вероятно, если он-таки нашел где ему работать — он будет цениться на вес золота. В то же время, junior-фронтендер, потративший месяц на, не знаю, spring, может-таки найти себе не пыльное место для обеспечения хлебом насущным и, возможно, в перспективе, получения более системных и ценных компетенций.

А вот отличие современных музыкантов от несовременных я бы не сказал, что большее, чем современных программистов и несовременных. Музыканты тоже разные, они специализируются на разных вещах, и в зависимости от этого отличаются модели финансирования их деятельности и вовлеченности в этот процесс. Не знаю, но рискну предположить, что в СССР он зарабатывал в НИИ. Вот чем зарабатывал на жизнь программист в 70х? Разве нельзя работать в НИИ? А чем зарабатывает программист сейчас? Но языки другие, методики другие, задачи другие. Почему же, можно.

В то же время, вряд ли сейчас встретишь исполнителя на кифаре, а вот человек с колесной лирой (которая, вроде бы, вымерла в XIXв) сейчас нарасхват.
кифара vs колесная лира Музыка, все-таки, более архаичная, состоявшаяся и инертная форма самовыражения, чем программирование, поэтому на линейке 1970-2019 трудно найти какие-то вещи, которые канули в лету, однако появилось и много нового.

Музыканты по месту работы делятся на следующие категории:

  • Интерпрайз-дядьки: тонны легаси-кода, жесткая формализация, сроки, оклады, код-ревью, бэклог в 100500 позиций и никаких имен
  • Инженеры в НИИ: отчеты, гранты, квоты, и охренительные задачи, которые никто не дает решать
  • Госслужащие (РКН и иже с ними): болото
  • Парни из стартапа: стартовый капитал или полное его отсутствие, крутая идея, никого лишнего и риск нарваться на паяльник. Ну или соскочить в другой стартап
  • Фрилансеры: "джентельмены удачи или сам себе режиссер"
  • Инди-разработчики (преимущественно, геймдев)
  • Преподаватели (подробнее ниже)

А также по роли в команде (если таковая имеется):

  • Продукт-менеджеры: мне кажется, что есть некий консенсус относительно того, что ПМ должен быть хоть в какой-то степени компетентен в вопросах, решаемых его подчиненными
  • Архитекторы: общий концепт, основание, на котором все держится
  • Тимлиды: вот у музыкантов, в отличие от программистов это целая отдельная специализация
  • Разработчики: ударный отряд, заполняющий пустоты, оставленные архитекторами.
  • Быдлокодеры: надо же кому то и шаблоны копипастить
  • Тестировщики и аудиторы: (подробнее ниже)

А вдобавок, преимущественно, рассматривается вариант музыканта "вообще", сам себе режиссер: и архитектор, и разработчик и ПМ. По моему нескромному мнению, проблема статей серии "Блеск и нищета" в том, что рассматриваются исключительно парни из стартапа, и приводятся примеры как успешных, так и скатившихся до инди-разработчиков.

Пройдемся по каждому типажу

Интерпрайз-дядьки

Вообще я не совсем в теме, т.к. Это борцы невидимого фронта, закрытого большими щитами компаний и лейблов, производящих музыку в промышленных масштабах. Но один раз висела вакансия оркестровщика\композитора для работы над музыкой к сериалам из… Честно, сейчас и не вспомню но ЗП порядка $2500\мес. в энтерпрайзе никогда не работал. Очень серьезные, требующие набитой руки и специфической психики: выдавать надо порядка 2-3х минут музыки в день. И коллега поделился инсайдом из конторы, нагрузки там серьезные. Короче, конвеер. Как правило, дается ТЗ в виде либо набросков композитора (архитектора), либо необходимый тематический материал и таймкоды. Также можете поискать статью про шведов, которые писали хиты 70-80х.

Однако, есть люди, которые трудятся в энтерпрайзе, но не обязательно организованы в лейблы. Что касается особенностей национального музпродакшна, то у нас все, конечно, скромнее. В России энтерпрайз носит преимущественно формат пожизненного фриланса, что не есть хорошо с точки зрения прав работников.

За каждым исполнителем, вроде Филиппа Киркорова или Леонида Агутина стоит очень много высоко-квалифицированных и хорошо оплачиваемых кадров, которые работают на совершенно разных ролях. Ну и надо вообще понимать, что делает энтерпрайз: он берет продукт (исполнителя, как правило), и отправляет его в продакшн. Допустим, насколько я знаю, Агутин не только пишет, но и часто полностью аранжирует свои песни, участвует в цикле продакшна: в общем, во многом исполняет роль ПМ, а также архитектора и разработчика. И даже это не умаляет реальный вклад в продукт самих исполнителей.

Инженеры в НИИ

Причем, часто сложно сказать, допустим, филармония — это еще НИИ, или уже госструктура.
Зарплаты, конечно, как и водятся в бюджетной сфере, никакие. Аналогом НИИ в музыкальных кругах являются консерватории и филармонии. Для композитора (архитектора) счастье — не писать какие-то песенки на радио, или музон в рекламу, а забабахивать симфонии и сонаты. Подкупает масштаб, статусность и полезность проектов. Исполнителей (разработчиков) хлебом не корми — дай только поиграть то, к чему душа лежит. Для теоретика (теоретик и в африке теоретик) счастье — не зарабатывать аудитом очередной Ванессы Мей Мценского уезда, а собирать какой-нибудь эпос теленгитов, или ковырять великие произведения.

При совке было получше, и, по сути, безальтернативно почти (если не говорить про "Блеск"), а сейчас остались либо те, кто зарабатывает где-то еще, либо те, кто доживает свой век, либо откровенные герои (в любом деле есть место подвигу), ну а часто просто профнепригодные личности, которые нигде не сгодились больше.
Вообще на последней планерке в филармонии худрук так и сказал: если вам не нравятся зарплаты — вас никто не держит, у нас третья консерватория страны, в которой хватает выпускников, достаточно компетентных и готовых работать за еду. Но в россии, как всегда, все плохо.

Однако, вот прямо совсем скоро ваш покорный слуга вместе с Новосибирскими коллегами летит в Пекин зарабатывать $1,500\мес как раз участвуя в создании пекинской фортепианной школы.

Госслужащие

Часто они либо числятся артистами филармоний\оперных, а то и вообще преподаватели консерватории, музыкальной школы, или кружка. Начинают как и инженеры, но перерастают в особый класс, апофеозом которого является Денис Мацуев. Оплата по договоренности, но часто даже безвозмездно)) Но всех их объединяет готовность нести флаг администрации на разных мероприятиях, на которые нормальные люди не ездят.

Парни из стартапа

Являются переходным звеном от инди-разработчиков к продуктам лейбла, и часто трудно провести границы.
Стартапы реально бывают разные: от кавер-групп, до частных симфонических оркестров. Если повезло, то пик их карьеры — это стать продуктом лейблов (или не повезло), но история и повседневность знает много примеров хороших независимых коллективов с разным уровнем вложений. Про деньги в стартапах и сами знаете.

Фрилансеры

У нас в стране — единственное стабильно-прибыльное, в силу национальных особенностей энтерпрайза.
Предлагают определенные услуги за определенные деньги. Вообще нормальное состояние профессионального музыканта-исполнителя или композитора. А потом Мосфильм их персонализированно, чтоб не тащить балласт в виде быдлокодеров (так как все толковые ребята и так по большей части сыгранные) дергает на запись каких-нибудь "Крякнутых каникул". Начинают со скамьи колледжа, и хорошие ребята становятся нарахват, особенно в столицах: многие оркестры даже состряпаны из костяка этих самых энтерпрайз-фрилансеров.

Я сам фрилансер (оркестровщик, сессионный пианист), и ни одного заказа не брал еще ни с freelance.ru, ни с новых площадок. Отличие от фриланса программерского — в большей роли сарафанного радио (и у нас и по миру), и меньшей компьютеризации отрасли (аналогично). Знаю парней, которые жопу рвут по 20 часов (трек 3-5 мин) за 5. Да и не выгодно уже при наличие сарафана, хотя бы моего скромного уровня.
Заработок в основном зависит от способностей и самооценки фрилансера. Сам я пишу за 4К\мин (~500-700р.\час). 000р, знаю чувака, который берет 20К\мин оркестрового саунда. Это дешево, но пока что на границе моего личного спроса\предложения.

Инди-разработчики

Потому что в основном кадры сами себе режиссеры, либо тусуются в популярных областях, где рынок перенасыщен. Почему написал, что преимущественно геймдев? Особенности выживания мало чем отличаются от изложенных в статье от лица инди-разработчика, которая по осени была тут переведена.
Правда, как правило, это как раз то самое дно и нищета, где сидят недобыдлокодеры, не достающие скиллами\самооценкой до энтерпрайза, и по каким-либо причинам не желающие или не имеющие компетенции идти в НИИ.
Однако, чуваки могут начинать как инди, а потом стрелять дай бог, всякое бывает.

Преподаватели

В России, как положено, чем меньше амбиции профессиональные — тем больше возможности реализовать амбиции финансовые. Заработок напрямую зависит от амбиций. Но самое крутое преподавание, как и ожидается, в консерватории. Лично знаю очень странных девочек, занимающихся с неокрепшими умами за 1,5-2Кр.\час. Только там не платят и работать не дают.

Роли в команде

Продукт-менеджеры

Трудно вообще русскому человеку объяснить, что должен делать продюсер. Или в простонародье — продюсеры. Он ведет продукт, будь это группа, исполнитель, альбом или филармония.
От ПМ требуется желательно неповерхностная компетенция в исполнителькой (разрабоке), архитектурной (композиции), и аудиторской (музыкальная критика) областях. Но вообще здесь как раз четкая аналогия с ПМ. Редко когда продюсер что-то делает прям САМ (хотя и бывает). Также он должен держать актуальность продукта и\или его концепцию. Однако, у нас в РФ таких мало, и нигде не учат.

Архитекторы

Имеют либо Замысел, но как правило, ТЗ. Они же — композиторы. В зависимости от типа проекта могут или иметь штат архитекторов для доводки (привет, голливуд), либо работать в команде. Сверяют бизнес-цели, формируют костяк, на котором будет держаться произведение: форму, нотный текст. Либо доверять разработчикам, либо прописывать документацию и гайдлайны до последнего штриха.
Вполне обучаемы, есть специальные композиторские дипломы, но портфолио все-таки в разы важнее.

Тимлиды

Это особая профессия, соединяющая в себе компетенцию исполнителя (разработчика) высокого уровня, и менеджера (управление командой). Вообще я имел ввиду конкретно дирижеров. и не только в музыке. Реально одна из самых сложных профессий, в т.ч. Релевантно только для оркестров, зовутся концертмейстерами и получают как правило в 1,5-2р. Тимлид все-таки не обязан быть на передовой, хоть ему никто не запрещает, а дирижер всегда в авангарде.
Отдельно хотелось бы выделить Техлидов — это разработчики, которые имеют в подчинении команду. выше остальных разработчиков (исполнителей).

Разработчики

Могут быть как высокой так и не очень квалификации. Это люди, которые трудятся на передовой: в основном я имею ввиду исполнителей, но также могут быть включены оркестровщики (те, кто заполняют то, что не дописали архитекторы, и адаптируют данные для передачи исполнителям). Как правило, всю жизнь работают на одном, край — на двух. Разделяются по семействам и видам инстурментов, которыми владеют. р\мес, естественно. Но есть и мульти-инструменталисты, хотя это уже и не совсем типичная история.
Исполнители симфонического оркестра новосибирской филармонии получают 30-40К, оперного театра — до 100К, в сборных командах в мск делают до 200-250К.

Быдлокодеры

Пушечное мясо, которое сидит на галерке в оркестрах, или преподает в 13**ной музыкальной школе теорию музыки. Начинающие, спекшиеся, или просто малокомпетентные музыканты. Уровень зарплат соответствующий.

Тестировщики и аудиторы

В энтерпрайзе — это контроль работ, если продюсер не успевает.
В филармониях — лекторы-музыковеды
В журналах — критики или обозреватели
уровень доходов очень разный.

Устал)
Отдельно хотелось бы сказать о том, как инди превращается в вечный стартап, способный кормить на протяжении жизни. Уххх… аналогировал, аналогировал, и нааналогировался. Я не вводил такой образ жизни в классификацию, потому что в общем и целом это тот же самый фриланс, в некотором роде, но на некоей постоянной основе. Достаточно занять свю нишу, получить некоторый кусок от пирога — аудитории слушателей, и она благодарная будет приходить к тебе на концерты, которые могут быть независимые ни от энтерпрайза, ни от НИИ, и при этом не рваться в жесткую гонку за блеском.
В докризисные времена мой старший одноклассник (ученик того же профессора) Дмитрий Карпов зарабатывал в дополнение к филармоническому и кабачному "окладу" $500-600 раз в 2 месяца выезжая на гастроли на урал с новыми программами.

Но не все хотят)) Вообще зарабатывать, как мне кажется, могут все.

Должны. А отвечая на вопрос, с которым вы спустились под кат: должны ли вообще музыканты зарабатывать? Кроме того, это одно из самых долгих образований в мире (в среднем 20 лет на компетентного специалиста, который должен пройти обкатку в выбранной области деятельности). Хорошие профессиональные музыканты обеспечивают большую часть рынка, который монетизирован и востребован.

Я так не думаю. Нарушают ли пираты наши права? То, что было хорошим источником дохода и требовало колоссальных вложений сейчас можно расценивать как PR-акцию, да и денег она отберет в разы меньше.
Да, запись альбома до сих пор — занятие требующее дорогого оборудования и очень компетентных специалистов, собравшихся в очень хорошем и очень дорогом помещении. Мир меняется, вот и все. А часть можно заменить резиновой женщиной в виде симуляций через VSTi, если эта экономия оправдана. Тем не менее, часть процессов удалось удешивить, часть — автоматизировать.

Всем добра.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть