Хабрахабр

Sprint Review: Днище — Огнище

Кажется, эту строчку из песни группы Сплин смело можно признать саундреком внедрения практики Sprint Review у нас в Dodo Pizza. «Мы легли на дно, мы зажгли огни, во Вселенной только мы одни».

У нас уже есть более продвинутая, но о ней в следующих сериях. Disclaimer: в статье Антон описывает первую версию жизнеспособного sprint review.

Однако, одно из главных преимуществ Dodo Pizza — это, как ни странно, собственная IT-система, которая управляет всеми процессами в 495 пиццериях сети в 12 странах мира. Первая попытка запустить практику sprint review в Dodo Pizza с треском провалилась.
Может быть, вы подумаете, что практики скрама сети пиццерий вообще ни к чему.

Как быстрорастущий стартап, мы стремимся к предельной эффективности, поэтому используем у себя многие фреймворки «гибкой разработки»: Cкрам, LeSS, экстремальное программирование. Над этой системой сегодня работает 80+ разработчиков и аналитиков (а будет со временем — больше двухсот).

И будете правы. Но что же это за cкрам, спросите вы, без sprint review?

Что еще важнее, он помогает создавать ценный продукт, нужный бизнесу, а не просто делать задачки из бэклога. Как известно, sprint review задает ритм команде и мотивирует завершить работу к концу спринта. Так, во всяком случае, пишут в книжках.

Например, на одном из первых sprint review мы показывали франчайзи Dodo Pizza из Казахстана их новый сайт — dodopizza.kz. Однако у нас такой подход почему-то не работал. Обратная связь была вдохновляющая: партнеры говорили, что сайт выглядит шикарно, а на фоне конкурентов так вообще будет казаться шедевром.

То есть время мы на sprint review потратили, а полезного фидбэка от партнеров на деле не получили. Когда мы его выкатили, выяснилось, что в нем много чего не хватает.

В общем, вскоре мы такие обзоры спринта по-тихому прекратили.

К тому моменту у нас было уже восемь команд, работающих над одним бэклогом в фреймворке LeSS. Через несколько месяцев я решил попробовать снова. Мы старались следовать всем правилам Large Scale Scrum, и отсутствие sprint review было одним из нарушений.

После каждого обзора я просил участников оценить мероприятие по шкале от 1 до 10 (Днище — Огнище). Я заранее подготовился к тому, что сначала все будет плохо, и правильный формат нужно будет искать, действуя методом проб и ошибок. Однако мы не сдавались, экспериментировали, и где-то через пару месяцев они стали смещаться к «Огнищу». Сначала оценки были очень низкие, ближе к «днищу».

Вот что мы изменили

Делаем домашнюю работу

Всё мероприятие занимает два часа, а готовлюсь я часа три. Мы поняли, что на подготовку надо тратить не меньше времени, чем на сам обзор спринта — а то и больше. Без всего этого будет просто хаос. Надо ведь согласовать с командами цели, договориться с партнерами, менеджерами управляющей компании, сотрудниками пиццерий и другими гостями, забронировать переговорки, сделать афишу, найти фасилитаторов, проинструктировать, составить и нарисовать расписание, развесить флипчаты для сбора обратной связи и т.д.

Не показываем недоделанное

Но поняли, что так мы обманываем команды и, главное, клиентов. Поначалу мы показывали полуготовые фичи. Потом на следующем обзоре снова его показали — только уже с исправленными багами. Однажды мы показали CEO компании геосервис, кеширующий картографические данные. Если что-то почти готово — осталось только баги пофиксить, протестировать и выложить — не показываем. Когда мы пришли в третий раз и показали тот же сервис, но уже на боевом сайте, у CEO возник закономерный вопрос: «Какого чёрта вы показываете одно и то же в третий раз?»
Теперь на sprint review мы показываем только то, что выложено на боевой сайт.

Переговорки вместо open space

Все команды должны показывать свою работу в одном большом помещении, а заинтересованные могут ходить по станциям, которые им интересны. Авторы LeSS рекомендуют проводить sprint review в форме «базара». Мы так пробовали несколько раз, получалось шумно и суетливо.

Поэтому теперь в конференц-зале все собираются только вначале и в конце. Экраны ноутбуков маленькие, на них ничего не видно, шум от соседних станций мешает сосредоточиться, а постоянное перемещение людей создает хаос. Там оборудование, большие экраны, можно комфортно посидеть, подключены удалённые участники и есть место для сбора обратной связи. Основное действие происходит в переговорках, где каждая команда представляет свою работу.

Переходы запрещены!

Но это раздражало. Поначалу у нас стейкхолдеры свободно перемещались между командами. Представьте, что вы начали что-то рассказывать и через десять минут к группе присоединяется новый человек и задаёт вопросы о том, о чём вы только что рассказывали.

Игнорируете — человек огорчается. Начинаете отвечать — остальные скучают. Выбрал интересующую тебя тему — сиди в переговорке двадцать минут до следующего перерыва. Поэтому мы решили запретить перемещения между группами.

Дорогие гости

Ничто так не мотивирует разработчика, как появление на sprint review CEO. Мы поняли, что состав «гостей» имеет огромное значение. Net Core. Особенно когда надо показать ему какую-нибудь техническую штуку-дрюку вроде сервиса в кубе или перевод Auth на . CEO Dodo Pizza Федор Овчинников заряжает энергией и умеет за три минуты минуты поднять всем настроение и обрисовать горизонты развития компании. Приходится объяснять, зачем мы это делаем. Ну а когда мы показываем клиентские фичи, например, конструктор пицц из половинок в мобильном приложении — зовем теперь внешних гостей, как правило, знакомых и друзей из Facebook.

Удаленные участники

Но у нас много удалённых сотрудников в Сыктывкаре, Нижнем Новгороде, Казани и Горячем Ключе. Несложно проводить встречу, когда все в одном помещении. Им тоже важно присутствовать.

Сейчас мы заботимся о них так же, как и об офлайн участниках. Поначалу «удаленщики» жаловались на то, что им было плохо слышно и почти ничего не видно. Мы ведем трансляцию в Slack, а с недавнего времени мы стримим мероприятие на нашем youtube-канале Dodo Pizza. В чеклисте подготовки к sprint review есть пункты, напоминающие нам о необходимости проверить связь и настроить оборудование.

Отказ от обратной связи

Обзор спринта — это ведь достаточно дорогое мероприятие (если посмотреть на него цинично — с точки зрения количества участников, их зарплат и потраченных часов). Когда стало казаться, что все хорошо и улучшать формат дальше некуда, мы задали себе вопрос: а не фигню ли мы делаем? В итоге мы решили полностью отказаться от сбора обратной связи во время sprint review. Используем ли мы эти два часа максимально продуктивно?

К тому же большую часть значимых и качественных отзывов мы собираем еще во время спринта, привлекая всех заинтересованных, от внутренних заказчиков до пользователей… Вы удивитесь, даже в Scrum Guide не написано, что на sprint review нужно собирать обратную связь: "During the Sprint Review, the Scrum Team and stakeholders collaborate about what was done in the Sprint." Команда и стейкхолдеры, а не пользователи. В формате такого мероприятия сделать это глубоко и качественно не получается (вспомним кейс с Казахстаном). Совсем другой смысл. Взаимодействуют, а не собирают обратную связь.

Открываем «кухню»

Но все хотят знать, что там происходит. Не все стейкхолдеры плотно погружены в процесс разработки. Именно на эти цели мы и решили переориентировать обзор спринта.

Какая была цель? Мы по-прежнему показываем проделанную работу, но кроме этого команды рассказывают историю, которая стоит за новыми фичами. Что нас отвлекало или мешало достичь цели? Что происходило во время спринта? Это помогает: так менеджерам становится понятно, например, почему «спрятать звёздочками email клиента в чеке» — совсем непростая задача («полчаса работы программиста», как казалось менеджерам). Какие мы предприняли меры, чтобы спасти цель? И наоборот, такой диалог помогает разработчикам думать в терминах «заказчиков» и их проблем, а не в терминах конкретных решений, над которыми они трудятся.

Прогресс налицо, но как всегда, еще есть что улучшать. Это, пожалуй, главное, что мы изменили в нашем подходе. Эксперименты продолжаются.

Нужно пробовать, ошибаться и экспериментировать. Главное, что мы поняли: не нужно зацикливаться на форматах, предложенных в методичках по скраму. Он хорошо работает у нас, потому что родился в результате множества экспериментов. Нет универсальных решений — нужно искать те, которые сработают в вашей ситуации.
Поэтому хочу напоследок предупредить: не копируйте наш формат. Хуже точно не будет. Ищите свой подход — и у вас обязательно получится.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть