Хабрахабр

Справочная: что такое QoE и зачем с ним работать провайдеру

Рассказываем об основных составляющих QoE и способах его определения. Также обсудим, как информация о QoE может помочь провайдеру повысить качество обслуживания.


/ CC BY / Norlando Pobre

Что понимать под QoE

Единого определения для Quality of Experience («качество восприятия») в ИТ-индустрии не существует. Но обычно под QoE понимают общую удовлетворенность клиентов услугами интернет-провайдера.

В первом случае на оценку пользователя влияет его опыт работы с другими операторами. Качество восприятия зависит от нескольких факторов как субъективных, так и объективных. Он сравнивает цены, отношение технической поддержки и так далее.

В этом случае впечатления абонента формирует производительность и стабильность сети, наличие/отсутствие артефактов при просмотре видео, а также посторонних щелчков и шумов в разговорах по VoIP. Главной метрикой объективных факторов QoE выступает качество обслуживания (QoS).

Как измеряют QoE

Несмотря на то что часть факторов, влияющих на QoE, субъективны, качество восприятия пользователей можно измерить. В этой области идет большое количество исследований.
Метод определения зависит от сервиса или услуги (аудио, видео, стриминг и др.).

Используют так называемую E-модель, которую предложил Международный союз электросвязи (ITU). Речь и аудио. Эту информацию подставляют в формулу, коэффициенты которой подобраны на основе серии субъективных экспериментов. Она предсказывает опыт пользователей во время разговора по VoIP-связи, опираясь на характеристики оборудования и параметры сети.

$R=R_0-I_s-I_d-I_e+A$

Здесь, $R_0$ — это соотношение сигнал/шум, $I_s$ — учитывает громкость речи и наличие призвуков во время разговора, $I_d$ — уровень искажений, возникающий из-за задержек сигнала, $I_e$ — оценивает влияние используемых кодеков и оборудования. Что касается $A$, то это допустимое снижение качества QoE, с которым клиент готов мириться (например, в обмен на мобильность при подключении к Wi-Fi). Точные численные значения для каждого параметра можно найти в документации ITU.

Формулу вы можете найти в работе инженеров на странице три. Далее, коэффициент $R$ пересчитывают в Mean Opinion Score (MOS), который представляет собой усредненное значение качества восприятия пользователей.

У нас на Хабре:

Сетевые игры. Для оценки качества восприятия при игре на компьютере, ряд провайдеров использует G-модель. Её предложила группа инженеров из Нидерландской организации прикладных научных исследований (TNO). Она учитывает такие факторы, как латентность, джиттер и потеря пакетов сетевого подключения. Формула выглядит следующим образом:

$MOS=max(4,33-3,08∙10^ X^3+1,18∙10^{-5} X^2-1,15∙10^{-2} X,1)$

За параметром $X$ скрыто влияние перебоев в работе сети на QoE. Он рассчитывается следующим образом:

$X=min(PING+0,686∙JITTER,650)$

Нидерландские специалисты протестировали формулу на таких играх, как Quake IV, Quake III, Unreal Tournament, Counter Strike и Halo. Точность метода составила порядка 98%.

На QoE при просмотре видео влияют такие факторы, как яркость и контрастность картинки, цветопередача, наличие видимых искажений и артефактов. Видео. Эксперты смотрят видеофрагменты и оценивают их качество по пятибалльной шкале — затем результаты усредняют. Иногда качество восприятия для видео измеряют с помощью серии субъективных тестов. Чтобы исключить человеческий фактор, применяют специализированное ПО вроде Video Quality Metric, который находит на видео различные артефакты: размытие, неестественное движение картинки, шум.

Как мы измеряем QoE

Оценить QoE также позволяет наша система. Она предлагает набор функций для мониторинга сетевого оборудования и активности пользователей, а также систему учета заявок и проведения опросов. Вот две метрики, по которым определяется качество восприятия:

Это — время, необходимое для передачи сигнала, его обработки и подтверждения получения. RTT (round-trip time).


/ Расчет RTT / Слайд вебинара VAS Experts по теме QoE

Система регистрирует повторные попытки передачи данных, которые происходят каждый раз, когда клиент не дожидается ответа SYN/ACK от сервера в течение 10 секунд. Ретрансмит.

Отдел по мониторингу может работать с этой статистикой и реагировать на повышение показателей RTT, отслеживая их визуально. Данные по RTT и ретрансмитам отображаются на дашбордах в виде графиков.


/ Графики изменения RTT / Слайд вебинара VAS Experts

Зачем это интернет-провайдеру

Мониторя ошибки при подключении, можно оценить общее состояние сети. Если они систематические, это стоит удостовериться в отсутствии проблем ИТ-инфраструктурой.

Оценив RTT и ретрансмиты маркетологи получают возможность продавать оборудование с лучшими показателями по покрытию и функциональности, а также предоставлять информацию о загруженности и качестве канала через личный кабинет абонента. QoE позволяет решить и другие задачи. Такие шаги помогут поднять QoE и сократят возможный отток клиентов.

В блоге VAS Experts:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть