СофтХабрахабр

«Спасти» старый софт — три проекта, которые делают это

Еще в 2014 году Microsoft передала код MS-DOS 1.25 и 2.0 Музею компьютерной истории, а в начале октября этого года этот код был загружен на GitHub. Но не только Microsoft занимается сохранением исторического программного наследия. Есть несколько глобальных проектов, цель которых — сохранить старый софт. О них мы и расскажем в сегодняшнем материале.


/ фото Steve Jurvetson CC / Apple II

Internet Archive

Архив Интернета больше известен своей коллекцией веб-страниц, но проект также собирает и старый софт. Библиотека с программами в Internet Archive появилась в 2013 году. Её курирует Джейсон Скотт (Jason Scott), пополняя архив вручную. Он переносит в облако данные с физических носителей: CD-ROM, флоппи-дисков и даже код из журналов и каталогов.

Однажды он запустил кампанию по поиску всех дисков с пробными версиями AOL. Вообще «исходники» Джейсону жертвуют такие же энтузиасты и коллекционеры. Ему написал владелец сайта cdrom.com и передал в Internet Archive большую коллекцию желаемых CD-дисков.

Создать идеальную копию программы очень легко, однако если вовремя этого не сделать, она будет потеряна навсегда. По словам Джейсона, он начал «спасать» софт, потому что понял, насколько хрупок цифровой мир.

Например, там есть игры с винтажных портативных консолей, которые запускаются при помощи эмулятора MAME. Некоторые программы посетители сайта Архива могут «пощупать» прямо в браузере. В коллекцию входят Donkey Kong, Mortal Combat и даже тамагочи.

В Архиве имеется подборка, посвященная Apple II. Есть здесь и программы для старых компьютеров. Он обходит защиту олдскульных программ и делает их доступными для мирового сообщества. Её курирует не сам Джейсон, а хакер под псевдонимом 4am. По словам Джейсона Скотта, так 4am спасает софт, который иначе сохранился бы лишь в форме рекламы в журнале (или пропал совсем).

4am сохраняет не только игры (вроде Aliens и Pac-Man), но и программы для работы, например, конвертор шрифтов и изображений Graphics Converter, выпущенный еще в 1988 году.

В отдельной коллекции сохранены игры для MS-DOS — их там более двух тысяч.

Тут можно поработать с MacOS System 6 и порисовать в MacPaint. Ещё одна интересная подборка в архиве — библиотека для компьютеров Macintosh 1984–1989 годов, когда пользователи впервые столкнулись с графическим интерфейсом.

Olive

Если Internet Archive старается сохранить культурное наследие, то у проекта Olive немного иная цель. Основатели Olive считают, что старые программы важно сохранить для будущих ученых.

Будущее поколение исследователей должно иметь возможность воспроизвести оригинальные условия экспериментов. Научный метод основан на воспроизводимости результатов. Для создателей Olive сохранение винтажного софта — это способ обеспечить преемственность в науке. Поэтому важно сберечь программы, которые исследователи используют для расчетов или моделирования.

Сейчас проект недоступен для обычных пользователей, работать с ним могут только люди, которые внесли свой вклад в создание системы. Olive разрабатывают ученые из университета Карнеги — Меллона. В будущем участники проекта планируют открыть свою библиотеку для широкой публики. Это связано с лицензионными ограничениями для программ в коллекции.

Она называется VMNetX, может запускать виртуальные машины с любого сервера, работает на Linux и использует KVM. Однако уже сейчас можно скачать клиентскую часть Olive. Код можно найти на GitHub.

Их выбрали сами ученые в зависимости от своих интересов и предпочтений. Пока что в сервисе Olive доступно 17 программ. Так, в научных целях исследователи сохранили приложение для расчета налогов TurboTax 1997 и среду для моделирования тканей организма Chaste 3. В библиотеке проекта есть как игры, так и более «серьезные» сервисы. 1 от 2013 года.


/ фото Q Family CC

Один из примеров возможного применения среды Olive — работа с NASA. Основатели проекта планируют создать свою среду для запуска программ, которую предоставят для использования частным и государственным компаниям и исследователям. Агентство сможет воспроизвести в Olive системы запущенных космических аппаратов и исправить ошибки в их работе.

Проекты Software Preservation Network

Организация Software Preservation Network развивает сразу два проекта по сохранению программного обеспечения.

Цель исследователей — создать инфраструктуру по модели Emulation-as-a-Service, пользователи которой смогут сохранить и запустить на виртуальных машинах любые программы. Первый разрабатывают в Йельском университете. приложений туда «внесут» сами разработчики. Первые 3 тыс. Сервис будет доступен студентам и сотрудникам университета. Работа над проектом началась в феврале 2018 года, а её окончание запланировано на июнь 2020.

Для него Software Preservation Network отобрала шесть заявок от библиотек и музеев с инициативами по сохранению устаревшего ПО. Второй проект называется Fostering a Community of Practice (FCoP). К маю 2020 участники представят свои цифровые архивы со старыми программами.

Они создадут систему для сохранения цифровых произведений искусства. Один из проектов предложила команда музея Соломона Гуггенхайма. Её сотрудники разработают сервис, в котором пользователям будут доступны программы из коллекции библиотеки и обучающие материалы по этому софту. Другой проект принадлежит библиотеке Технологического университета Джорджии.

P.S. Несколько свежих материалов из Первого блога о корпоративном IaaS:
P.P.S. А еще у нас есть свой Telegram-канал:

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть