Хабрахабр

Современный детский технический кружок VS советские СЮТы

Больше всего полемики под подобными статьями возникает как раз в сравнении старого и нового. Одни говорят о современном капитализме и изменении догм и правил у детей, другие, что с советскими кружками умерла целая эпоха воспитания из детей настоящих инженеров. Попытаемся разобраться, в чём соль вопроса.

80% из них франшизные.
Безусловно, современные технические кружки в основной массе коммерческие. Образование отошло на второй план. 80% из всех кружков робототехники — на Lego. Ведь основное в коммерции — это продажи. Оно, несомненно, является одним из трёх китов современных кружков, но во главе всего стоит интерактив и заинтересованность детей. А вот родителю продать образовательный курс для ребёнка уже на порядок легче. Современному ребёнку продать образовательный курс практически невозможно, ему должно быть прежде всего интересно. Первого должно быть ровно столько, чтобы родитель видел несомненную пользу. Из этого родился франкенштейн — в курсе должны быть элементы образования, чтобы ребёнок пришёл на занятия, в курсе должны быть элементы интерактива и интереса, чтобы ребёнок продолжил ходить на занятия. Второго должно быть как можно больше, от этого зависит насколько с горящими глазами ребёнок будет идти на занятие и сколько человек приведёт с собой в процессе.

Почему она оказалась так успешна в России? Взять к примеру Лего робототехнику. На мой взгляд, интерактив там прокачен просто великолепно. Сложно найти ребёнка, у которого не было хотя бы одного конструктора в детстве. Роботы из конструкторов Лего — то, на что идут дети. Самые базовые элементы механики и логики также присутствуют — образовательный процесс, на который идут родители.

С другой стороны: «Уже на первом занятии ты соберешь робота на конструкторе Лего, который найдёт выход из лабиринта и сам запрограммируешь его», — это совсем другое. Ведь когда говоришь: «Мы соберём робота на микроконтроллере, который будет находить выход из лабиринта, поставим на него моторы, разберёмся с питанием, датчиками расстояния и поместим всё это в полусамодельный корпус и делать будем 2 месяца», — это одно. Соотношение интереса к образованию у них идеальное. Реальные статистические данные — на Лего дети пойдут гораздо охотнее (другой вопрос о возрастной группе, Лего отлично заходит детям 7-10 лет). Сразу получили ответ рынка — к ним ходит значительно меньше детей. В технической робототехнике попытались подкрутить соотношение в пользу образования и полезности. О нём уже рассказывал в прошлых статьях. В своих кружках я нашёл формат, который может соперничать с Лего — технический кружок с проектной деятельностью.

А что же с техническими кружками в советское время?

Сказать честно, я их уже не застал, но общался с доброй сотней людей, которая в них ходила. Плюс в комментариях к прошлым статьям собрался ни один десяток, рассказывающий о том, как было раньше. Поэтому я хорошо могу описать нынешние кружки робототехники, соль советских СЮТов попытаюсь описать из тех рассказов, что собрал за жизнь. Если что-то упущу, вы конечно поправите в комментариях.)

Вернее, оно кончено органически присутствовало, но было далеко не главным. В советское время не было такого понятия в кружках, как интерактив. В технических кружках дети чувствовали приверженность к чему-то большему, чем они сами. Все были увлечены одной идеей, технический прогресс развивался семимильными шагами. Понимали, что кружок даёт фундамент для будущей профессии.

Да и в большей степени ответственность в принятии решения в тот момент не была настолько сконцентрирована в руках родителя, как сейчас. Поэтому практическое образование заходило в голову гораздо лучше. В итоге в авиамодельных кружках собирали просто невероятные модели самолётов. Ходить или не ходить в тот или иной кружок во многом решал сам ребёнок. Несмотря на то, что авиамодельные кружки есть и сейчас, их очень мало, но всё же есть, в них действует правило интерактива, и дети собирают быстрые самолёты (в смысле быстро собирают — пару месяцев максимум), а не те, которые выглядят неимоверно круто и собираются целыми поколениями.

Там он получал море навыков, которые применяет до сих пор, спустя десятки лет. В конце советской эпохи материалов в кружках не хватало, делали из чего есть, но в момент рассвета технический кружок был раем для ребёнка. Сейчас есть чёткая граница, когда ребёнка можно ругать за неаккуратное выполнение и заставлять всё переделывать. Аккуратность и ответственность за свою работу прививались ребёнку с первых занятий. Если перейти эту границу, ребёнок просто бросает кружок.

И каждый школьник того времени собирал свой стул, выточенный на токарном станке, или рукоятку шпателя или отвертки. Правила охраны труда в детских кружках были развиты на высоте, из них зародились современные спецификации, однако в советское время каждая школа была оборудована рядом станков, на которых детей учили работать. Остальные школы не смогли подготовить станки под нынешние нормы безопасности, или не завели на них три фазы, отвечающие современным нормам, или они просто не могут найти трудовика, готового работать за этими станками. Я обошёл ни один десяток современных школ по вопросам детской робототехники, лишь у 5% до сих пор дети работают за станками в кабинете труда. Поэтому станки стоят с обрубленными проводами.

Кто перепишет аккуратнее всех и начертит самые красивые рисунки, тот и получал пятёрку по трудам. Я сам учился в школе, где на трудах мы просто без перерыва переписывали учебник. Они обеспеченны настолько хорошо, что любой коммерческий кружок обзавидуется. Кабинеты физики и лаборантские завалены оборудованием. Один раз я помогал делать ремонт в кабинете физики: вдоль стены расположились стеллажи с оборудованием, а сверху, отдельно, находился ещё один ряд узких полок с отдельными от основных дверцами. Я говорю не о том оборудовании, которое применяется на занятиях, оно зачастую в плачевном состоянии, а о том, что просто хранится на полках и ждёт своего часа, чтобы отправится на помойку. Я понимал, что за ними хранится какой-то клад, поэтому с большими усилиями вскрыл каждую. Так вот эти дверцы из года в год закрашивались стандартной белой школьной краской, в следствие чего были намертво запечатаны. Остаток дня ушёл на то, чтобы уговорить преподавателя проводить лабораторные на этом оборудовании. Оборудования там было просто великое множество, в том числе и для нескольких лабораторных, подходящих под современный учебник физики.

В чём смысл данной статьи?

Несмотря на то, что время изменилось и сейчас в кружках действуют другие принципы, я понимаю, что в развитии мы должны опираться на фундамент прошлого опыта. Советские СЮТы и кружки моделирования были чем-то невероятным, но их опыт сейчас практически потерян. Наши дети уже и не будут знать, что это такое. За последние два года под моим началом было открыто 12 кружков робототехники по России. В общей сложности я проконсультировал 30 человек по открытию кружка. Хотелось бы внедрять важные и успешные принципы технических кружков советской эпохи, в чём и прошу Вашей помощи. Помощи от обычного рассказа, как это было раньше и ссылками на книги и статьи, вплоть до идей и наработок учебных программ и совместного открытия технического кружка.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть