Главная » Хабрахабр » Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”

Советский HI-FI и его создатели: наушники для одной пластинки или забытая история Электроника ТДК-3 “КВАДРА”

Сегодня кого-либо сложно удивить многоканальным объемным звуком. Чуть меньше людей знают о наушниках 5.1 и 7.1, которые иногда используют геймеры. При этом история появления многоканального портативного звука остается несправедливо забытой.

Логичным шагом стало производство соответствующих усилителей, акустических систем и, что неожиданно, наушников. Дело в том, что в 1970-е годы появились первые квадро записи, что в свою очередь потребовало аппаратуры для их воспроизведения.

Их выпуск достаточно быстро прекратили. На период короткого интереса к квадро в СССР появилась и дошла до серийного производства собственная модель наушников такого типа — «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА». Под катом об истории квадронаушников в ССCР и не только. Между тем, к концу 70-х именно эта модель, наряду с серией “ЭХО” и изодинамическими ТДС-7, стала одной из первых в СССР, соответствующей HI-FI стандарту.

Начало

Итак, как я уже рассказал, всё началось с того, что в 70-е звукозаписывающие компании и производители аппаратуры вдруг решили, что стереозаписи себя исчерпали и нужно нести квадро в массы. Часть произведений стала записываться в квадро, а для воспроизведения оных записей американские, европейские и японские производители стали создавать соответствующие девайсы.

Последние стали особым шиком в техническом арсенале меломанов и аудиофилов того времени. Ядром квадросистем стали усилители, ресиверы, магнитофоны и проигрыватели, к которым можно было подключать АС и квадронаушники. Интересно, что некоторые из них либо создавались под конкретный усилитель, либо вообще поставлялись вместе с усилителем или ресивером в качестве бонуса. За короткие 5 — 7 лет глобального интереса квадро в мире было создано около 50 экспериментальных и серийных моделей квадронаушников.


Легендарный квадро ресивер Marantz 4400, для работы с этим устройством разрабатывались наушники ELEGA DR-147Q, которые стали основой для советской разработки

Для интересующихся и коллекционеров привожу список (практически всё доступно на ebay по вменяемым ценам):
Мне удалось насчитать более 30 моделей, которые пользовались относительным спросом.

PANASONIC EAH-41, TOSHIBA HR-40, PIONEER SE-Q404, JVC 5944, KOSS (K 2+2, K-6LCQ, PRO 5Q), ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q), ASAKA HA 50, BAYCREST HB 4000, CAPEHART CH-4C, CRAIG 9418, CHO HS-4000, ELECTRA QHP44, ELECTROPHONIC OH-4, FUTURA 4-channel, GENERAL ELECTRIC H-28, INTERNATIONAL ELECTRONICS CIS-4000, LAFAYETTE F-4400, MEP O4-H, MGA XHP-40, MURA QP-280, NEW MARK HV-401GS, REALISTIC 33-1016, SANSUI QH-44, SEARS 4-channel, SONIC IV, SOUND MD-40DA, MD-401BD, SOUNDESIGN 351, SOUNDLITE SH-4CH, STANTON Sixty Five-Four C,SUPEREX QT-4, VANCO HF-6, VECOR 871, VPI HS-4000, ZENITH 839-35.

Такое внушительное количество моделей говорит о востребованности тенденции.

Несмотря на фактическое отсутствие квадрозаписи в СССР, производители наушников решили сработать на опережение. Совершенно естественно, что тренд был замечен в СССР, где в то время стремились довести до ума товары широкого потребления, в частности, аудиотехнику.

Японские наушники от советской оборонки

Для создания новых наушников выбрали по традиции полуоборонное предприятие ПО «Агрегат» в г. Саратов. Там же по соседству на радиотехническом заводе № 887 (НПП “Контакт”) немного позже освоили изодинамические ТДС-5. Я не уверен, но предполагаю, что делал это один и тот же коллектив инженеров, а “Агрегат” и “Контакт” — названия одного и того же предприятия в разное время, если я ошибаюсь, то поправьте меня в комментах.

У меня создалось впечатление, что именно в Саратове занимались освоением японских девайсов в свободное от военпрома время. Навело меня на эту мысль два обстоятельства: первое — оборонный характер предприятия (сомнительно, что два оборонных предприятия одинакового профиля будут размещать в одном городе), а второе — это то, что и ТДС-5 и «Электроника ТДК-3 “КВАДРА” были в той или иной степени клонами наушников из Страны восходящего солнца. Логично было бы делать это одним коллективом на одном предприятии.

Наибольшее количество акустических и дизайнерских решений позаимствовали у ELEGA DR-147Q (FISHER DR-147Q на рынке США), в частности, расположение динамиков, форму чашек и прочие нюансы акустического оформления. В качестве основы для будущей разработки были использованы два японских образца, уже известных к тому времени.

Некоторые конструктивные особенности клонировали у PANASONIC EAH-41.

Первые серийные образцы увидели свет в 1979-м году.

Для наушников использовали традиционные 4 динамических излучателя 0.25ГД-10, которые с учетом акустического оформления позволяли получать качественный по советским меркам звук.

Так, характеристи вполне отвечали требованиям HI-FI стандарту, что советскому человеку казалось чем-то сравнимым с космическими технологиями.

В целом характеристики чудо-наушников были следующими:

  • паспортная мощность (советский аналог RMS): 100 мВт;
  • сопротивление входа: 8 Ом.
  • диапазон рабочих частот: 20 — 20000 Гц;
  • коэффициент нелинейных искажений на частоте 1000 Гц и уровне звукового давления 94 дБ: около 1%;
  • масса: 0,8 кг;
  • стоимость: 50 рублей (1979 год).

50 рублей — это почти невменяемые деньги для советских полноразмерных наушников. При этом нужно отметить, что оригиналы в Японии и США стоили дороже, даже если рассматривать неофициальный курс доллара.

Убийственная эргономика и другие особенности

Можно смело говорить о том, что эти наушники в первую очередь погубила эргономика. Впрочем, это касалось и многих западных образцов. Если ещё за 10 лет до этого потребитель был готов терпеть мучения ради “божественного звука”, то к концу 70-х даже закаленный “в боях” с отечественной бытовой аппаратурой советский человек хотел чего-нибудь относительно комфортного.

Советский потребитель за вменяемое качество звука смог бы простить устройству практически полное отсутствие квадро записей, да и, прямо скажем, не слишком выраженный квадро-эффект. Но эргономика и наушники весом почти килограмм — это вещи слабосовместимые. псевдоквадрофонией, радуясь высокой плотностью звука и большому объему чашек, но 800 грамм на голове… Полагаю, что советский народ обошелся бы и т.н.

Их использовали для того, чтобы обеспечить возможность прослушивать что-либо в стерео и моно режимах. Еще в суровых саратовских квадронаушниках удобный переключатель, который стоял на японском оригинале, ввиду конструктивной сложности, заменили на специальные переходники.

В отличие от них „Электроника ТДК-3 “КВАДРА” подключалась к гнезду СГ-5 (DIN5), что исключало путаницу с фронтальными и задними каналами при использовании Jack-штекеров. Большинство японских и американских “квадроушей” оснащались двумя стререоразъемами типа Jack.

Советский усилитель “Юпитер — квадро»

Квадромагнитафон «Юпитер»

Интересно, что, когда принималось решение о серийном выпуске квадронаушников, в СССР уже существовали квадрофонический магнитофон, усилитель и электрофон, а вот до появления первого квадровинила оставалась подождать ещё пару лет.

Единственный в СССР квадро электрофон «Феникс -002»

Первой и последней квадрозаписью на виниле в СССР стала пластинка кантри-группы “Яблоко”.

Первая и последняя советская квадрограмзапись, альбом группы «Яблоко»

С тем же успехом можно было записать в квадро речи Леонида Ильича Брежнева. Из-за чудовищной стоимости в 6 советских рублей (на фоне средней стоимости обычного лонгплея в 1,5 — 2 рубля) и низкой популярности записанного коллектива, она практически не продавалась.

Итог

Несмотря на рекламу «Электроника ТДК-3 ”КВАДРА» в журнале Радио (№ 9 за 1979 год) и всплеска интереса к квадрофонии, первые серии устройства были с большим трудом распроданы советской розничной сетью. Журнал писал о том, что наушники способны погрузить слушателя в атмосферу концертного зала, но всё было тщетно. В СССР квадрофония провалилась даже не успев начаться, в отличие от Японии и США, где в квадро многие компании успели утопить внушительные средства. Так или иначе их опыт был не напрасным, сегодня логическое развитие квадронаушников в виде 5.1 и 7.1 гарнитур активно используется геймерами.

Реклама
В нашем каталоге есть наушники, много, разных.

В материале использованы фотографии:
www.rw6ase.narod.ru


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

В России приступили к тестированию отечественного нейроинтерфейса «Нейрочат»

Эта система предназначена для пациентов с ограниченными физическими способностями. В конце прошлого года компания Neurotrand разработала вместе с партнерами программно-аппаратный комплекс с нейрогарнитурой. Это могут быть пациенты клиник, перенесшие инсульт, военные с тяжелыми ранениями, люди, получившие травму на производстве. Она ...

Зрители не могут отличить нативную картинку 4K от интерполяции

Такие выводы можно сделать из результатов российского исследования, проведённого холдингом «Ромир». Человеческого зрения недостаточно, чтобы отличить настоящее видео 4K от картинки, которую получили из изображения HDTV с помощью интерполяции. Опрошенным показывали на телеэкране фрагменты двух видеороликов и спрашивали о восприятии ...