Хабрахабр

Советские мечты о будущем, часть 2. Теперь с сепульками

Собрали комментарии о тех мультфильмах, которые не вошли в первую часть — и рассказываем о них сейчас.
В предыдущей серии: мы составили подборку советской мультипликационной научной фантастики.

1924 год: «Межпланетная революция»

Это необычное творение на стыке русского авангардизма и агитационного плаката. В наши дни мультфильм смотрится, как произведение актуального искусства. Сюжет прост: испуганные буржуи улетают в космос, чтобы спастись от разгневанных пролетариев. Пролетарский корабль догоняет их, мировая революция побеждает в космосе.

Этот мультфильм нарисовали и анимировали в «нэпманской» студии Межрабпом-Русь и Государственном техникуме кинематографии, ныне известном как ВГИК. Авторы — художники Николай Ходатаев, Зенон Комиссаренко, Юрий Меркулов и неназванные студенты.


К/ф «Аэлита»

Режиссер отказался от новаторской затеи в последний момент. Изначально «Межпланетная революция» задумывался как анимационная вставка в классический немой фильм «Аэлита» Якова Протазанова. Мультипликаторы довели работу до конца и выпустили самостоятельное произведение.

Он скончался за несколько месяцев до премьеры. В конце мультфильма на несколько секунд появляется фотография Владимира Ленина.

Мультфильм предложил oracle_and_delphi.

1953 год: «Полет на луну»

Это детский мультфильм был снят за восемь лет до полета Юрия Гагарина в космос, и за четыре года до «официального» начала космической гонки. «Полет на Луну» рассказывает, как пионер Коля Хомяков «зайцем» отправился на земной спутник. Юный путешественник помогает профессору астрономии Боброву и женщине-космонавту Софье Андреевне найти пропавшую экспедицию.

В работе над «Полетом на Луну» участвовал Федор Хитрук, будущий режиссер мультфильмов «Винни Пух» и «Фильм, фильм, фильм».

В немой, черно-белой ленте ракетоплан «Иосиф Сталин» летит на Луну, чтобы найти исчезнувшую ракету с кошкой. «Полет на Луну» кажется ремейком фильма «Космический рейс» 1935 года. Сценаристов «Космического Рейса» консультировал Константин Циолковский. На корабль пробирается школьник; кошку спасают. В обеих картинах космические аппараты стартуют с эстакады, а командир экспедиции — суровый бородатый старик. В мультфильме русский Коля, чернокожий мальчик Сэнди и украинец Петя образовывают «Международное Общество Межпланетных Сообщений имени Циолковского».


К/ф «Космический рейс»

Видны и другие приметы времени. Мультфильм нарисован в «натуралистичном стиле», характерном для советской анимации той эпохи. Показана панорама Москвы со сталинскими высотками и Дворцом Советов (его так и не возвели).

Мультфильм предложили eandr_67 и u007.

1972 год: «Фаэтон, сын солнца»

«Фаэтон» — это «фильм-гипотеза». Так его окрестил режиссер, известный актер Василий Ливанов. 16-минутный рисованный фильм смешивает научно-фантастический сюжет с философией и мифологией. Он рассчитан на взрослых и вдумчивых подростков.

В далеком будущем корабль «Фаэтон-1» направляется к поясу астероидов между Марсом и Юпитером. Космонавты должны высадиться на астероиде Церера и проверить предположение о том, что космические камни — расколовшаяся планета Фаэтон. Описываются версии космической катастрофы: война высокоразвитой цивилизации, притяжение Юпитера, столкновение с кометой.

Фаэтон попросил у отца позволения прокатиться на солнечной колеснице (чтобы доказать родство — в фильме об этом не упоминается). Параллельно рассказывается легенда о Фаэтоне, сыне бога Гелиоса из древнегреческой мифологии. Богиня Гея взмолилась о помощи, и Зевс сразил Фаэтона молнией. Неумелый возница не справился с конями и опалил Землю.

В начале сказано, что расстояния планет от солнца называются арифметической прогрессией. В фильме есть ошибки. Есть путаница с историческими деталями — бог Гелиос изображен как древнеегипетский фараон. В реальности формула сложнее (это «правило Тициуса-Боде»). Тем не менее, замечательный мультфильм обратил взоры множества зрителей вверх, к таинственному небу.

Мультфильм предложил ar1ur.

1973 год: «Чудо»

Художник и режиссер Анатолий Петров попал в нашу предыдущую подборку с мультфильмом «Полигон» 1977 года. Характерный реалистичный стиль творца начал формироваться раньше — и уже виден в мультфильме «Чудо» из альманаха «Веселая Карусель».

В основе сюжета «Чуда» лежит одноименное стихотворение Романа Сефа. В рисованной версии двое детей бегут через «киберпанковый» город будущего, чтобы посмотреть на живой росток. Город лишен зелени и наполнен машинам, однако не выглядит мертвым. Это динамичное и яркое окружение, а лица детей выразительны. Концовка эффектна за счет атмосферы: меняются звук и скорость происходящих на экране событий.

Маленькая команда, и в мультфильме всего две минуты — но это две минуты чистого искусства. Вместе с Петровым над мультфильмом работали художница Ада Никольская, композитор Шандор Каллош, оператор Михаил Друян и звукооператор Владимир Кутузов.

По словам FRAGIL3, из «Чуда» вырезаны три секунды, где показано, что город находится в пустыне. Мультфильм предложил agp88.

1981 год: «Тайна третьей планеты»

Капитан Зеленый, профессор Селезнев и его маленькая дочь Алиса отправляются в космическую экспедицию. Это классическая экранизация повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Вместе со зверями компания находит потерянных капитанов-путешественников и их врагов — космических пиратов. Цель — найти зверей для Московского космического зоопарка. Сюжет мультфильма почти не отличается от книги, но действие перенесено в XXII век из века XXI.

Полнометражный 48-минутный мультфильм выполнен в технике традиционной рисованной анимации. Для режиссера Романа Качанова это был четвертый рисованный фильм, до этого он занимался кукольной анимацией. Художница Наталья Орлова срисовала капитана Зеленого со своего мужа, а главную героиню — с дочери. Поэтому Алиса в мультфильме не похожа на отца-профессора. Из-за этого среди фанатов ходят разные теории о родстве персонажей.

Главной наградой стала любовь к мультфильму многих поколений зрителей, в том числе тех, кто родился десятилетия спустя после премьеры. Качанов, Орлова и Булычев получили государственную премию СССР за эту работу.

Видео — ремастер, который выполнил пользователь Хабра slimper. Мультфильм первым предложил geher.

1984 год: «Встреча»

Михаил Титов и студия «Киевнаучфильм» попали в предыдущую подборку с мультфильмом «Сражение» по рассказу Стивена Кинга. «Встреча» снята по оригинальному сценарию. Применена техника «тотальной анимации»: вместе с персонажами перемещаются и фоны. Трудозатратный и сложный метод передает динамичное движение камеры.

Во «Встрече» предстают фантасмагоричные сцены. Инопланетянин прилетает в заброшенную избушку в советской глубинке, чтобы поговорить с местными землянами об НЛО. Он прикидывается Жаном-Полем Бельмондо, распивает самогон и курит «Космос» с местным рыбаком. Рыбак оказывается пришельцем, как и пластиковая кукла, валяющаяся в избушке.

Мечущаяся камера, кажется, гоняется не за персонажами, а за внутренними демонами, раздирающими общество тех времен. Мультфильм одновременно сочетает сатиру, фантастику и мистические мотивы.

Мультфильм предложил vitalyvitaly.

1985 год: «Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию»

Режиссер Геннадий Тищенко создал колоритные мультфильмы «Вампиры Геоны» и «АМБА». Но начинал он с классики: его дипломной работой стала экранизация рассказа из цикла «Звездные дневники Ийона Тихого» польского писателя Станислава Лема.

«Путешествия четырнадцатое» известно даже тем, кто Лема не читал, по загадочным сепулькам. Что такое сепулька?

См. Сепулька — играющий значительную роль элемент цивилизации ардритов. См. СЕПУЛЬКАРИЙ.
Сепулькарий — место для хранения сепулек и сепуления. См. СЕПУЛЕНИЕ.
Сепуление — занятие ардритов с планеты Интеропия. СЕПУЛЬКИ.

События сокращены: исследователь космоса Ийон Тихий прилетает на планету Интеропия, чтобы охотиться на курдля, местное животное. Перевод в мультфильме немного отличается от привычного книжного. В отличие от первоисточника, герой узнает на собственном опыте, что такое сепульки. Там он попадает под метеоритный дождь. Лем и сам забыл, что имел в виду под сепульками. Впрочем, это трактовка Тищенко.

Мультфильм предложил Exchan-ge.

1987 год: «Урок»

Этот взрослый мультфильм — дело рук легендарного армянского режиссера и аниматора Роберта Саакянца. Его любят за детские мультфильмы «В синем море, в белой пене» и «Ух ты, говорящая рыба». Плодовитый автор оставил много других философских притч, в том числе — «Урок».

Группа космических охотников ради развлечения высаживается на неизвестную планету, покрытую густыми лесами. Местная природа агрессивно не терпит пустоты. Каждый, кто убивает зверя, превращается в этого зверя; спиливший дерево становится деревом. Единственная женщина в группе наблюдает, как все ее компаньоны легкомысленно убивают животных и перерождаются. Охотница случайно обнаруживает, что если убить превращенного, к нему возвращается прежний вид, хоть и со звериными повадками. Она собирает часть группы и улетает восвояси.

Беззастенчиво показаны нагота и намеки на секс. В мультфильме звучит западная музыка: композиция «Rockit» Хэрби Хэнсона, «Stalakdrama» группы Yello, «Nightflight to Venus» группы Boney M., «Equinoxe 5» Жан-Мишель Жарра и «Imagine» Джона Леннона. Некоторые рассматривают «Урок» как скрытую критику советского режима.

Мультфильм предложили Tarson и sashagil.

1988 год: «Ветер»

«Ветер» — еще одна смелая работа Саакянца с открытой критикой милитаризма и тоталитарного строя. 18 минут без единого слова повествуют о том, что дорвавшийся до кнопки безумец обращает себя и мир в пыль.

Главный герой — солдат, дежурный на военной базе. С базы взлетают ракеты. Дежурный продолжает проверять пропуски на входе и замечает, что творится что-то странное. То у одного военного осыпается шевелюра, то у другого вырастает хвост. Между тем вышестоящие чины впадают в безумие, а кнопку пуска заедает. Ответственный за запуски ракет офицер употребляет наркотики и устраивает ядерный апокалипсис. Герой пытается бежать, но не может — лестницы и двери возвращают его обратно. Тогда солдат разбивает окно и прыгает в неизвестность. Радиоактивный ветер убивает остатки живого на базе.

Фанаты трактуют «Ветер» как пересказ последних лет советского режима. Военные лишаются человечности точно так же, как охотники в «Уроке», превращаясь в фантастические создания и зверей. Мультфильм вышел до развала Союза — это предсказание конца.

Мультфильм предложили SvSh123 и Shtucer.

1989. «Упущенная галактика»

Это короткая сатира работы творческой супружеской пары: режиссера Анатолия Солина и художника-постановщика Инны Пшеничной. Они вместе работали над «Бременскими музыкантами», «Малышом и Карлсоном» и другими популярными мультфильмами.

«Упущенная галактика» снята по одноименному рассказу сценариста Евгения Шатько, написанному в 1968 году. В глубинке приземляется НЛО с пришельцем, который рвется поделиться знаниями с земными учеными. Его встречает лесник Акимыч и не понимает, с чем столкнулся. Инопланетянин отдает леснику артефакт с «концентрацией философии и науки» и улетает. Акимыч закапывает подарок в землю.

«Упущенную галактику» было непросто снимать из-за эффекта «мерцания». Черно-белый мультфильм выполнен в технике «тотальной анимации», движутся и фоны, и персонажи.

Мультфильм предложил sanok.

1990 год: «Когда-то давно»

На излете Советского союза студию «Союзмультфильм» пытались реорганизовать, разбив на пять творческих объединений. Объединение «Традиция» сняло мультфильм «Когда-то давно». Получилась красивая научно-фантастическая сказка для детей.

Сюжет описывается фразой «Убийца дракона сам становится драконом». В футуристическом городе живут жених и невеста. К городу подходит огромный стальной робот-дракон, горожане приносят девушку ему в жертву. Герой надевает доспехи, догоняет машину и убивает ее хозяина. Оказалось, что похищенная жива, но за время разлуки полюбила похитителя, поэтому пронзает себя мечом. Новый хозяин дракона снимает доспехи и возвращается к городу.

Город расположен в татуинской пустыне, мечи — световые, а доспехи похожи на броню Дарта Вейдера. На художников картины неожиданно сильное влияние оказали «Звездные Войны». Самый очевидный намек прячется в словах рассказчика: «В одно далекое время, что невозможно понять, было ли это в далеком прошлом, или будет в далеком будущем…» Только вступительных титров не хватает. Внутренности машины-дракона напоминают «Звезду смерти».

Мультфильм предложил sashagil.

Если ваша любимая советская рисованная фантастика все-таки не попала в подборку, обязательно напишите о ней в комментариях. Надеемся, что больше ничего не забыли! Приятного вам млекопитания!


Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»