Хабрахабр

«Слёрм» — highly addictive. Как превратить междусобойчик в глобальный проект

Southbridge со своим Слёрмом — единственная в России компания, которая имеет сертификат KTP (Kubernetes Training Provider).

За это время наши интенсивы по Кубернетес прошло 800 человек. Слёрму исполнился год. Самое время заняться мемуарами.

Будет введение в Kubernetes: каждый участник создаст кластер в облаке Selectel и задеплоит туда приложение. 9-11 сентября в Питере, в конференц-зале Selectel пройдет очередной Слёрм, пятый по счету.

Под катом — история Слёрма, начиная с идеи и до сегодняшнего дня.


Павел Селиванов на открытии Слёрма-4

И грянул Kubernetes

В 2018 году в России поднялся хайп: в Яндексе количество запросов Kubernetes выросло с 1000 в месяц до 5000, на переговорах все чаще звучало это слово. В 2014 году вышла первая версия Kubernetes. Бизнес еще не поверил в Kubernetes, но уже активно к нему приглядывался.

Два человека — это гораздо лучше, чем никто, но гораздо меньше, чем нам нужно. В 2018 году мы увидели, что Kubernetes набирает обороты, а в компании полноценно владеет им всего пара человек. Отправить людей некуда. Приличных курсов на рынке просто нет. И мы приняли очевидное решение: делаем внутренние курсы, чтобы мастера научили остальных.

Игорь Олемской
генеральный директор Southbridge

В Southbridge все работают удаленно, в офисе людей не соберешь, их нужно везти из Челябинска, Хабаровска и Калининграда. Но нельзя просто взять и научить людей. Kubernetes — тема сложная, за пару часов не освоишь, а отложить все дела на неделю не каждый способен.

Нужно структурировать материал, спланировать лекцию, подготовить презентацию, придумать практическое задание. И передать знания не так просто, нельзя сесть перед вебкой и вложить коллегам в голову все, что знаешь сам.

Чтобы обучение состоялось, надо подготовить программу, снять отель, вырвать всех из рутины, усадить в конференц-зал и экспресс-методом закачать знания в головы.

Отобьем немного денег на билеты. А если мы снимаем отель и конференц-зал для своих, почему бы не продать десяток мест?

Так родилась идея Слёрма.

«Слёрм-1»: в первый раз всегда больно

Мы проведем его в «Поселке программистов под Кировом». Концепция первого Слёрма непрерывно менялась. Делаем программу на неделю. Нет, переезжаем в отель под Москвой. Рассчитываем на 30 участников. Нет, на 3 дня. Практику проходим на ноутбуках. Нет, на 50. Нет, в облачном кластере.

И рассчитана она была на неделю. У меня уже был опыт обучения людей работе с Kubernetes, так что первая программа состояла из того, что я обычно рассказывал коллегам-администраторам. Потом оказалось, что на неделю никто из жизни выпадать ради нашего обучения не хочет, и совместными усилиями мы сократили программу до 3 дней: убрали всю воду, по-максимуму заменили теорию практическими заданиями и попутно так перестроили программу, чтобы она была полезна не только админам, но и разработчикам, чьи приложения работают в k8s.

Павел Селиванов
спикер Слёрма


Сотрудники Southbridge впервые встретились вживую

Мы практически без рекламы продали еще 30 билетов по 25 000 ₽ (что очень дешево с учетом проживания), и еще человек 30 зарегистрировалось в очередь ожидания. Учиться на Слёрм приехало 20 человек из Southbridge. Стало ясно, что спрос на такие курсы огромен.

2 августа 2018 года, участники съезжаются в отель, и шквал организационных проблем больно бьет нас по голове.

Нет столов: то ли доставка из Икеи задержалась, то ли отель и не собирался их закупать, а нам вешал лапшу на уши. В конференц-зале, где должен проходить Слёрм, не закончен ремонт. Администрация отеля выглядит так, как будто еще вчера доила коммерсов, а девушки на ресепшене умучены, как те самые коммерсы. Треть номеров непригодны для жизни.


В этом зале через 20 часов начнется Слёрм

Я лично проверяю залы, которые мы арендуем, считаю столы, сижу на местных стульях, пробую еду, прошу показать мне номера. После первого Слёрма у меня развился вьетнамский синдром.

Антон Скобин
коммерческий директор Southbrdige


Сидим практически друг у друга на коленях

Тем не менее, за первый день все животрепещущие вопросы были решены: столы собрали со всего отеля, «ограбив» ресепшен и столовую, самых пострадавших гостей поселили в «Корстоне» в близлежащем Серпухове, заодно оплатив им такси, наладили подвоз воды и питание.

Поехали в «Метро» и купили 100 литров Гиннеса. На второй день, когда ситуация успокоилась, мы решили, что перед гостями надо извиниться. Если уж мы не смогли обеспечить комфорт в зале и в номерах, хотя бы скрасим людям вечер.

Игорь Олемской


Что делают админы после трудного рабочего дня?

Поэтому на третий день Слёрма мы приняли решение повторить его осенью. Несмотря на все проблемы, людям понравилось то, ради чего они ехали: содержательная часть. Мы назвали её «МегаСлёрм». Попутно опросили участников по интересующим темам и собрали задел на продвинутую программу.

Слёрм-2: работа над ошибками

Выбираем пятизвездочный «Царьград». Слёрму нужен нормальный отель.

Организуем удаленные занятия: онлайн-трансляцию, общение в телеграм-канале, группу саппортов для помощи удаленным студентам. Желающих больше, чем может вместить зал, и не все могут себе позволить командировку.

Систематизируем и автоматизируем процессы: создание кластеров, рассылку доступов, сбор вопросов аудитории. Студентов становится значительно больше.

Мы уже не впопыхах принимали организационные решения, а создавали технологию мероприятия.


Тут уже и зал приличный, и столов всем хватает

Теперь вскрываются концептуальные проблемы.

Нам казалось, это круто: вырваться из текучки, отправиться туда, где тебя не догонит работа и домашние дела, погрузиться в Kubernetes по уши. Люди не хотят ехать в загородный отель. Кроме того, отель больно бьет по бюджету мероприятия. Оказалось, это лишний напряг.

А ведь мы задумывали онлайн как паллиатив для тех, кто живет в дальних уголках России и в других странах, и не собирались превращать Слёрм в трехдневный вебинар. Финотделы не хотят оплачивать сотрудникам учебу в зале, когда есть более дешевый онлайн.

Среди них много участников первого Слёрма. Отдельно порадовало, что на МегаСлёрм приехало 40 человек, хотя мы изначально рассчитывали на 15-20.

Вторая продажа — качество продукта. Первая продажа — это маркетинг. Мы уже официально сделали для них клубную скидку. Со второго Слёрма мы оцениваем свою работу по людям, которые записываются на все наши программы, и по компаниям, которые снова и снова отправляют к нам сотрудников.

Антон Скобин

Слёрм-3: здравствуй, Питер!

Делаем одинаковую цену на «живое» и удаленное участие. Проводим Слёрм в Питере.

И промахиваемся с размерами зала.

Заявки медленно капают, и вдруг наступает конец декабря. Выбираем небольшой аккуратный зал на 50 человек. Компании принимаются стремительно осваивать бюджеты 18 года и буквально за неделю раскупают все места.

И мы добавляем еще 20 мест. Весь январь люди пишут: «Мы из Питера, только узнали, хотим в зал, найдите, пожалуйста, местечко». По расчетам выходило, что все поместятся, но когда мы начинаем расставлять столы, получается очень тесно.

На третьем Слёрме кристаллизуются требования к размерам, планировке и оборудованию зала.


Мало иметь хорошую программу, надо донести ее до аудитории. Как обычно, вскрывается новый слой проблем: наши спикеры круты как технари, но не как преподаватели.

После третьего Слёрма у проекта появляется методическое сопровождение.

В том числе обучает школьных учителей и спикеров. Моя сестра работает в образовании: организует и ведет мастер-классы, семинары, интенсивы. Я позвал ее на помощь.

Антон Скобин

Например, если долго рассказываешь нон-стоп, будь уверен, что половину люди пропустят. Я занималась со спикерами, объясняла, как выглядит учебный процесс, рассказывала, что такое интерактивная лекция, как удерживать внимание учеников. Организовали для ребят занятия по ораторскому мастерству. Прорабатывали презентации, интерактив.

Параллельно мы решили приглашать спикеров со стороны, чтобы не зацикливаться на опыте и практиках Southbridge.

Ольга Скобина
методист Слёрма

Зачем оно мне понадобилось и с какими трудностями я столкнулся. Когда я готовлюсь, прежде всего я стараюсь понять, как я сам пришел к этому знанию. Обязательно продумываю практические задачи, чтобы люди не просто слушали, а делали руками. Потом пытаюсь все это систематизировать, обращаюсь к документации, проясняю для себя какие-то моменты, на которые не обращал внимания раньше. И провести репетицию с живыми людьми. Потом самые сложные вещи нужно визуализировать на слайдах. Обычно мы просим кого-то из коллег послушать материал, пройти практические задания и высказаться, насколько все понятно, сложно, полезно.

Павел Селиванов

Слёрм-4: куколка превратилась в бабочку

Четвёртый Слёрм стал прорывным: 120 участников в зале, ведущий, методист, группа саппортов из 20 человек, все вылизано и отрепетировано.

Как-то так получилось, что именно на нем я впервые стал задумываться не о том, как я проведу занятие, все ли я по тексту скажу, ничего ли не забуду, а о том насколько хорошо поняли меня слушатели. … запомнился Слёрм-4 в Москве. Это довольно интересное изменение, которое произошло внутри меня. Насколько я смог донести свою мысль и объяснить как работает технология. Я стал по-другому смотреть на процесс подготовки, да и на сами наши курсы.

Павел Селиванов


Как далеко мы ушли от первого Слёрма...

Со словами «Мы админы, сетевики, мы сейчас раскинем свой суперский вайфай», мы установили точки доступа, потом кто-то задел ногой сетевой провод, идущий в Микротик, тот по вайфаю подключился к соседней точке, образовалось кольцо. Не обошлось без толики позора. В результате первые полдня «наш модный вайфай» еле работал.

Не надо было менять работающее решение только потому, что у нас более крутое оборудование <...>
Зато меня порадовало, что люди, сидя на базовом курсе, покупали билеты на продвинутый курс. История всей моей жизни: стоит начать понтоваться, происходит лютый факап. Если человек, слушая наших спикеров, готов прямо здесь и сейчас заплатить 45 тысяч, чтобы послушать их еще 3 дня, это что-то значит.

Антон Скобин

Секрет успеха

Год назад мы воровали столы из столовой, чтобы рассадить 50 участников.
Сейчас мы прошли сертификацию в Cloud Native Computing Foundation.
Следующий Слёрм проходит в сентябре в Питере, Selectel пригласил нас в свой конференц-зал.
Записана и продается онлайн-версия курсов.
Присматриваемся к загранице: ведем переговоры с Казахстаном и Германией.

Самое время раскрыть секрет успеха.
А его нет.

Но я в жизни много дел делал хорошо, и толку? Можно было бы сказать: надо просто хорошо делать свое дело. Но были в моей жизни толковые команды, не сумевшие оторваться от дна. Можно сказать: решает команда. И в нашей — в первую очередь. В каждой истории успеха я вижу стечение удачных обстоятельств.

Антон Скобин

Нашлись специалисты, готовые ее объяснять. Вовремя в руки попалась горячая тема. Были деньги на организацию. Они согласились стать ведущими. Все совпало самым благоприятным образом. Каждый раз, когда мы упирались в кадры, на горизонте появлялся нужный человек.

Люди, которых мы помним в лицо и по именам, и здороваемся при случайной встрече. А главное — прекрасная аудитория. Будь критики чуть больше, а благодарностей чуть меньше, мы бы не рискнули продолжать после первого Слёрма.

И, все же...

Случайности не случайны.

Уг-вей

Если вы дочитали до конца, зарегистрироваться на Слёрм в Питере можно со скидкой в 15% по промокоду habrapost.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть