Hi-Tech

Службы велопроката в Европе и России: цены, удобство приложений, количество станций и велосипедов

В Париже

Сервис запустили в 2007 году, с тех пор он успел стать самым крупным в Европе: на 2018 год в столице Франции и её пригородах обустроено 1400 станций с 25 тысячами велосипедов — механическими и с электродвигателями. За прокат велосипедов в Париже отвечает единая городская организация Velib.

Как это работает

Процедура регистрации занимает не больше пяти минут. Velib полностью автоматизирован: чтобы взять велосипед в прокат, необходимо воспользоваться расположенным на станции терминалом. Нужно ввести данные банковской карты и получить талон с паролем, а затем можно пользоваться велосипедом.

С их помощью можно увидеть на карте, где расположены ближайшие станции, а также узнать, есть ли на них свободные велосипеды. У сервиса Velib есть сайт и мобильное приложение.

Перед разблокировкой транспортного средства стоит проверить его исправность: хорошо ли накачаны шины, нет ли повреждений на корпусе. На станции можно выбрать механический велосипед (с зелёной отделкой на корпусе) или электрический (с голубой отделкой).

Стоимость

Абонемент может быть дневным (€1,7 — это дешевле, чем поездка на общественном транспорте), недельным (€8) или годовым (€29). Складывается из цены абонемента и повременного тарифа.

При этом через две минуты после возврата и блокировки велосипеда можно взять новый и продолжить кататься. Повременной тариф зависит от продолжительности проката: первые полчаса катания бесплатны, вторые стоят €1, третьи €2, четвертые и последующие — €4.

Если по истечении действия абонемента вернуть велосипед на станцию, эту сумму не спишут со счёта. Также при регистрации в системе на банковской карте блокируют депозит — €150.

В Амстердаме

В отличие от Парижа, в Амстердаме нет единой службы проката — можно выбирать из нескольких сервисов: Yellow Bike, MacBike, Black Bikes и другие. Развитая инфраструктура и широкая сеть велодорожек позволяют добраться в любую точку города.

Некоторые из прокатных служб запустили собственные сайты и мобильные приложения, чтобы пользователи могли найти станции на карте.

Как это работает: Yellow Bike

Поскольку у каждой службы проката свои станции, оставить велосипед в любой точке города не получится — придётся возвращать его в офис той службы, у которой его арендовали.

Бронировать экскурсии лучше заранее через сайты и приложения сервисов. Некоторые сервисы (в том числе Yellow Bike) организуют велоэкскурсии для энтузиастов — такая поездка может стать интересным опытом. А ещё можно заранее заказать доставку велосипеда по адресу дома или отеля.

Стоимость

Прокат на день стоит €12, на неделю — €47. Велосипед можно забронировать на срок от одного дня до недели (чем дольше, тем выгодней). Также можно приобрести дополнительную страховку от кражи велосипеда — она стоит €3 в день. Цены на велоэкскурсии начинаются от €24,5 (без учета стоимости аренды велосипеда). В залог необходимо оставить €50, а также удостоверение личности, например, загранпаспорт.

В Лиссабоне

Запустили её в конце 2017 года, поэтому станций и велосипедов сравнительно немного, расположены они в центре города. В португальской столице есть городская служба велопроката — Gira. Однако до конца 2018 команда сервиса планирует установить пункты проката во всех районах Лиссабона.

Как это работает

Зато придётся установить мобильное приложение — с его помощью можно найти станции на карте города, оплатить абонемент и разблокировать велосипед для поездки. Чтобы прокатиться на велосипеде Gira, не нужно общаться с сотрудниками сервиса.

При выборе модели с электродвигателем можно проверить заряд батареи с помощью мобильного телефона. На станциях Gira представлены не только механические, но и электрические велосипеды для тех, кому тяжело ездить по крутым холмам. Как только поездка завершена, велосипед необходимо вернуть на ближайшую станцию и заблокировать, а также отметить завершение проката в приложении.

Стоимость

Помимо покупки абонемента, оплачивать придётся каждую поездку. Можно приобрести абонемент на сутки за €2, на месяц за €15 или на год за €25. За каждые следующие 45 минут придётся доплачивать €1 или €2, зависит от выбранного абонемента. Если она длилась 45 минут или меньше, то цена составит 10 центов за прокат механического велосипеда, 20 центов за модель с электродвигателем. Как и в парижском велопрокате, можно экономить, меняя велосипед каждые 40 минут.

В Копенгагене

Станции велопроката Bycyklen расположены во всех районах столицы и её пригороде Фредериксберге. Также, как и Амстердам, — «велосипедный» город Европы. В копенгагенском сервисе можно взять в аренду белый велосипед с электронным двигателем, а также при необходимости заранее забронировать его на подходящей станции.

Как это работает

Белые электробайки сервиса оснащены небольшим планшетом на руле — на нем пользователю необходимо ввести логин и пароль для разблокировки велосипеда. Для начала придётся зарегистрироваться на официальном сайте Bycyklen, привязать к аккаунту банковскую карту, выбрать и оплатить абонемент. Планшеты также оборудованы GPS, чтобы пользователям было легче ориентироваться в столице.

После завершения поездки нужно закрепить велосипед на станции и дождаться подтверждения на экране.

Стоимость

Ещё один вариант — приобрести месячную подписку за 70 крон (€9,3): в неё входят 140 минут бесплатного катания. Можно выбрать почасовую тарификацию — в этом случае за каждый час проката придётся заплатить 30 датских крон (€4). Кроме того, сервис предлагает предоплаченные пакеты на 10 или 20 часов, а также скидки для студентов.

После завершения проката сумма вернётся на счёт. При регистрации на банковской карте будет заблокирован страховой депозит в размере 200 датских крон (€24).

В России

На 2018 год в столице функционируют 428 станций, расположенных преимущественно в центральной части города. Вслед за европейскими столицами администрация Москвы также запустила единый сервис велопроката — «Велобайк».

В регионах работают небольшие частные пункты проката, зачастую организации также занимаются ремонтом и продажей спортивного инвентаря.

Москва: «Велобайк»

Сервис «Велобайк» работает по тому же принципу, что и парижский Velib: пользователь регистрируется в терминале на велостанции (также доступна регистрация через сайт и мобильное приложение), вводит данные банковской карты, а затем получает логин и пароль.

Стоимость

Абонемент на сутки стоит 150 рублей, на месяц — 600 рублей, на сезон до 31 октября — 1200 рублей. Общая сумма оплаты складывается из цены абонемента и повременного тарифа. Повременной тариф также зависит от продолжительности проката: первые полчаса бесплатно, от получаса до часа — 30 рублей, до двух часов — 100 рублей, далее расценки увеличиваются.

Если не вернуть велосипед на станцию в течение 48 часов, с банковской карты спишут штраф — 30 тысяч рублей.

Пользователи отмечают, что иногда в сервисе возникают технические ошибки, например, некоторым не приходит SMS о возврате велосипеда. Москвичи активно используют сервис не только для прогулок, но и в качестве альтернативы общественному транспорту.

Санкт-Петербург: «Велогород»

Каждый день на них работают от 270 до 350 велосипедов — это без учета сломанного инвентаря. «Велогород» — ещё один крупный сетевой сервис: на 2018 год он включает в себя 50 станций. Как и московский «Велобайк», у петербургского велопроката единая система регистрации, а также мобильное приложение.

Стоимость

Разовый абонемент стоит 49 рублей, дневной — 129 рублей, недельный — 299 рублей, месячный — 599 рублей, а за 899 рублей можно брать велосипеды в прокате в течение всего сезона. Сумма оплаты включает в себя повременной тариф и непосредственную стоимость поездки. Стоимость поездки зависит от её продолжительности, но первые полчаса катания всегда бесплатны.

Руководитель проката Виталий Блаженов рассказывает, что чаще всего велосипеды берут в часы пик: с 8:00 до 10:00 и с 17:00 до 19:00.

В выходные пользователи в основном катаются в парках и на набережных. Днём прокатов немного — велосипеды берут как туристы, так и жители города. Самые популярные места — парк 300-летия и парк Победы.

Команда сервиса работает с возражениями, к началу сезона 2018 года сменила старое ПО на новую систему Homport. Судя по отзывам в интернете, у «Велогорода» случаются ошибки: система иногда зависает, возвраты не фиксируются, некоторые велосипеды неисправны.

Краснодар: «Драйв»

«Драйв» занимается ремонтом спортивного инвентаря, организует велопрогулки и ночные заезды для всех желающих. У Краснодарского сервиса «Драйв» сейчас работают два пункта проката, на каждом из которых по 50 велосипедов, а также электросамокаты. Во «ВКонтакте» доступно приложение, позволяющее забронировать велосипед заранее.

Стоимость

«Драйв» осуществляет прокат под залог паспорта или любого другого удостоверения личности. Аренда велосипеда стоит 150 рублей в час, 500 рублей в день или 750 рублей в сутки.

Однако в основном люди арендуют велосипеды для прогулок по городу, практически никто не использует их для ежедневных поездок на работу. По словам главного администратора «Драйва» Виктора Найденова, сервис пользуется популярностью среди жителей и гостей города. Сейчас команда сервиса планирует открыть новые прокатные точки и расширить количество инвентаря.

Тюмень: «Арбат Прокат»

Всего у сервиса 180 велосипедов, также в аренду можно взять ролики, гироскутеры и другой спортивный инвентарь. В Тюмени сегодня работают четыре пункта «Арбат Проката», расположенные в разных частях города.

Стоимость

В будние дни стоимость проката — от 100 рублей в час или от 600 рублей в сутки. Цены на аренду зависят от дня недели (в выходные — дороже), класса велосипеда и времени проката. В залог необходимо оставить паспорт, водительские права или денежный залог — от 3000 до 5000 рублей.

Как и краснодарцы, тюменцы не рассматривают прокатные велосипеды как альтернативу общественному транспорту. Руководительница сервиса утверждает, что горожане арендуют спортивный инвентарь для прогулок и отдыха. В планах у руководителя сервиса приобретение нового инвентаря, а также постоянное развитие действующих филиалов и открытие новых.

Владивосток: «Сам себе велосипед»

Помимо проката, организация занимается продажей и ремонтом спортинвентаря. Во владивостокской прокатной службе «Сам себе велосипед» три филиала и 200 велосипедов.

Стоимость

Залог не требуется, однако для оформления договора аренды необходимо удостоверение личности. Арендовать велосипед на час можно за 200 рублей, на день за 700 рублей, на сутки — за 900 рублей.

Большая территория парковой зоны с небольшим движением автомобилей подходит для активного отдыха. Старший механик сервиса «Сам себе велосипед» Антон Боровский рассказывает, что обычно люди берут велосипеды для прогулок в парковой зоне острова Русский.

Также команда сервиса работает над созданием франшизы. Сегодня основатели велопроката планируют открывать новые станции по всему городу.

Волгоград: Green Bike

Сервис сдаёт в аренду около сотни велосипедов, а также ролики, самокаты и гироскутеры. Волгоградский Green Bike — это две велостанции, одна из которых находится на городской набережной, вторая — в городе Волжский.

Стоимость

Возможен безналичный расчёт. Чем дольше поездка, тем ниже стоимость часа аренды: цена проката составляет 150 рублей за час, 400 рублей за три часа, 500 рублей за пять часов, 600 рублей за 12 часов, 700 рублей за сутки. Для оформления необходим паспорт или водительское удостоверение.

Услугами сервиса часто пользуются семьи с детьми, поэтому сотрудники сервиса также сдают в аренду детские велокресла. По словам директора сети велопрокатов Павла Куимова, жители Волгограда и туристы берут велосипеды для отдыха: прокатиться по набережной и городским паркам. В планах у руководства расширение ассортимента и открытие двух новых станций проката.

Как открыть свой велопрокат

Директор Green Bike Павел Куимов признается: «Начинал я в 2012 году с двух велосипедов — взял свой и купил подержанный у друга. Владельцы многих региональных служб проката открывали бизнес с нуля. Через некоторое время приобрёл ещё пару велосипедов, так подрабатывал два сезона». Разместил объявления в социальных сетях и сдавал прямо из собственного дома по звонку.

Антон Савенко и Михаил Кучеев решили основать свой сервис после отдыха на юге Краснодарского края — в Сочи и Анапе они без проблем находили станции велопроката, а вот во Владивостоке их на тот момент не было. Примерно в то же время в небольшом гараже появился и приморский «Сам Себе Велосипед».

Однако сейчас почти в каждом областном центре работают прокатные службы, но выйти на конкурентоспособный уровень с минимальными вложениями вряд ли получится.

Тогда пилотный проект включал в себя 29 станций с 200 велосипедами. Петербургский прокатный сервис «Велогород» запустился в 2014 году. Однако сеть постепенно расширялась: к концу 2015 года в её состав входили уже 90 станций и 600 велосипедов. Первые полтора года компания не получала финансовую поддержку извне.

Переход не был простым: возникали системные ошибки, а велосипеды изнашивались. В 2016 году курс евро вырос, и основатели сервиса столкнулись с проблемой: иностранное программное обеспечение велостанций оказалось слишком дорогим, и руководству пришлось перейти на российское. Вскоре компания обратилась к городским властям для получения субсидии.

Теперь ошибки практически не случаются, а количество прокатов и регистраций новых пользователей растёт с каждым месяцем. Зимой 2018 года «Велогород» снова сменил ПО и решил проблемы, связанные с электроникой. Но компания по-прежнему зависит от городского финансирования.

Операционные расходы в течение сезона мы перекрываем выручкой, но расширяться без поддержки города мы не можем. Наш бизнес не является самоокупаемым из-за серьезных капитальных расходов на закупку станций и велосипедов. Мы не строим грандиозные планы на грядущий год, потому что не понимаем ситуацию с субсидией. В этом году мы до сих пор не получили субсидию от городских властей.

Виталий Блаженов

генеральный директор «Велогорода»

Байкшеринг: Mobike

Это решение позволило отказаться от станций: велосипед можно найти или оставить в любом удобном месте. У стандартных сервисов велопроката станции оснащены замками для фиксации велосипедов, а байкшеринговые компании усовершенствовали конструкцию крепления и установили его на заднем колесе велосипеда.

В частности, Mobike планирует запустить систему бесстанционного велопроката в Санкт-Петербурге. За последние два года Mobike и его конкуренты захватили азиатский рынок и начали экспансию в Европу.

Как это работает

Приложение поможет найти на карте ближайший свободный велосипед, оплатить аренду по безналу и разблокировать замок. Чтобы воспользоваться услугами Mobike, необходим смартфон с установленным приложением сервиса и привязанной к нему банковской картой.

Чтобы пользователи не бросали велосипеды где попало и соблюдали правила проката, в приложении разработана система штрафов и поощрений. Завершив поездку, можно оставить велосипед на ближайшей парковке.

#транспорт #офлайн

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть