Главная » Хабрахабр » Скорлупа треснула

Скорлупа треснула

Некоторые мои публикации вызвают у читателей массу вопросов. И не мои тоже. Особенно те, где человек пишет об опыте, выходящем, или выводящем за рамки текущей профессии.

Нафига заморачиваться всей этой ерундой, что-то или кого-то измерять, сравнивать, организовывать команду или себя, какие-то методы дурацкие использовать, чушь всякую изучать дополнительную, можно же #простоработать (а чего, пусть хештег будет). Если эти вопросы сгруппировать и отсортировать, то ключевой звучал так: нафига?

– очень много сказано во всяких книжках, статьях, видео и т.д. На эту тему – нафига? Лично меня эта мотивационная масса тоже не впечатляла, когда я сам, несколько лет назад, задавался тем же вопросом. Вас эта информация, я думаю, не вдохновляет. Ко мне тогда не книги, а люди, вполне конкретные приходили и говорили: ты – руководитель, у тебя коллектив, ты должен использовать передовые методы, чтобы превратить коллектив в команду.

А сам внутри потешался – ишь ты, крутые управленцы, книжек начитались, сами ни фига не умеют управлять, а еще меня учат. Да-да, конечно-конечно – отвечал я – обязательно буду использовать, щас вот только запрос допишу. К слову сказать, управлять они и правда не умели, и никаких методов из тех, что изучили, толком и не использовали.

Почему? А я вот, за каким-то хреном, в один прекрасный момент стал использовать. И почему вы не используете?

Чтобы это объяснить, придется рассказать небольшую часть своей биографии.

Автобиография

Я, в 90-е годы прошлого века жил в деревне, и там же начал играть в компьютерные игры. Главное, что отличало тогдашний наш колхозный геймплей от сегодняшнего – абсолютное отсутствие сети. Мы почти всегда играли в режим, который назывался single player – одиночное прохождение. Сеть появилась только в школе, в 10 классе, и мы там рубились в quake.

У тебя бесконечное количество попыток, никакой критики со стороны, и единственный результат – удовольствие от процесса. Интересный момент — когда играешь один, неважно во что, ты можешь играть так, как хочешь, потому что ты всегда победишь. Прохождение игры я не рассматриваю, как результат, потому что это была досада – надо опять идти по знакомым и искать новые диски.

И потому фантазия выдумывала разные изощренные способы прохождения. Но главным было то, что не требовался результат. Пройти NFS, не меняя машину, или вообще только задним ходом. Пройти Quake, используя только топор. И т.д. Пройти Starcraft за зергов, используя только zergling. Самое распространенное – просто всегда выбирать самый хардовый уровень сложности, когда тебя валят одним ударом.

Там была сеть из 7 компов, на коаксиальном кабеле, и, соответственно, значительная доля времени проходила в сетевом рубилове. Потом все изменилось – я уехал учиться, и оказался в общаге. В ходу тогда были Starcraft Broodwar и Quake III Arena.

Игра по сети, с живым человеком, внесла в геймплей три очень существенных момента.

Всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Во-первых, появилась такая сущность, как результат. Можно говорить всем, что я играю ради удовольствия, но себя обмануть сложно – я хотел побеждать.

Нормальная, здоровая, мотивирующая цель. Во-вторых, появилась цель – выиграть.

В игре по сети нельзя поставить паузу, сохраниться, загрузиться и попробовать по-другому. В-третьих, появилось ограничение во времени.

Такая игра очень похожа на проект – цель, результат, ограничения.

И я стал жестко проигрывать.

Starcraft – это стратегия. В Starcraft я почти всегда проигрывал, поэтому сразу его невзлюбил. Но главное, что меня бесило в Starcraft – уникальность юнитов, т.е. Там нужно комбинировать развитие инфраструктуры и получение ресурсов с ведением боевых действий. боевых единиц.

Он хорош в дальнем бою, а в ближнем его выносят на раз. Есть, например, танк. Еще у него был режим, когда он окапывался и становился артиллерией – бил дальше и мощнее, но был совершенно беззащитен в ближнем бою.

Может лечить солдат во время боя, а сама воевать не умеет. Или медичка.

Маленький, быстрый, но слабый, и может драться только врукопашную. Или zergling. Поэтому zergling надо много, если это не раш.

Времени-то у меня был вагон, и попыток бесконечно много. Я и до Starcraft играл в стратегии, но у меня всегда была одна и та же тактика: настроить как можно больше самых мощных юнитов, и отправить всю эту толпу воевать, а самому стоять в сторонке и просто наблюдать.

Но выносили меня, причем еще до наполнения армии. В Starcraft я играл точно так же – пытался построить большую однородную армию и отправить ее выносить врага. Например, устраивали раш – быстро строили несколько мелких zergling и отправляли ко мне, пока я тщательно проектировал инфраструктуру и не имел ни одного боевого юнита.

Я строил армию танков – меня выносили скромным отрядом кого-нибудь рукопашного. А если я успевал отстроить армию, то ее тоже выносили. Строил армию рукопашников – меня выносил издалека танками, или закопанным невидимым lurker.

Я думал лишь о том, что недостаточно быстро создаю армию, и все усилия надо приложить развитию скорости – т.е. Я сильно расстраивался из-за своих проигрышей, но мне и в голову не приходило, что я что-то делаю не так. все делается правильно, надо лишь ускориться.

На экране стремительно угасала очередная моя армия, а рядом сидел сосед по комнате, и смотрел на мои страдания. Ключевым для понимания стал момент, который я хорошо помню. Давай – сказал я – ничего у тебя не выйдет. Когда армия закончилась, я встал из-за компьютера и собрался выйти из игры, но сосед предложил – можно я доиграю?

Он создал небольшую, в 2 «руки» (= 12 юнитов), разношерстную армию, и пошел с ними воевать. А у него вышло. Каждый его юнит делал свое дело.

Естественно, тот прислал карателей, но натолкнулся на засаду – обычных морпехов, но снаряженных медичкой, которая не давала им умереть во время боя. Танк он окопал вдали базы противника и начал ее обстреливать. Позже, от того же соседа, я узнал, что это называется юнит-контроль – умение персонально управлять максимальным количеством юнитов. Каждого юнита он контролировал, как в ролевых играх – не так, как я отправлял всю армию одним кликом на массовое самоубийство.

Разумеется, он выиграл – легко, непринужденно, малыми ресурсами и за небольшое время.

Только уникальны там не юниты, а оружие. Аналогичная история была с Quake, который – стрелялка.

И т.д. Рокет лаунчер бьет сильно, и взрыв дает повреждения на расстоянии, но ракета летит не быстро, и от нее можно увернуться.
Рельса стреляет мощно, доставляется до получателя мгновенно, но нужно очень точно прицелиться, да и перезаряжается долго.
Автомат бьет слабо, но с высокой скорострельностью, а главное – у него бесконечные патроны.

Я же, как и в Starcraft, хотел простой жизни – взять одну пушку, желательно — помощнее, и ею одной всех выносить.

Но лучшим стать не получалось. Получалось лучше, чем в Starcraft — сказался школьный опыт.

Лучшим был тот, кто умел, во-первых, выбирать оружие по ситуации, а во-вторых – умел комбинировать.

Лучший – только со средней дистанции, чтобы самому не попадать под взрывную волну. Я, имея в руках рокет лаунчер, использовал его и в ближнем бою, и на расстоянии.

Лучший пользовался рельсой только на расстоянии. Если у меня была рельса, то я пытался из нее попасть во врага, который был в метре от меня, и в активном движении.

Выстрел из рельсы отнимает почти все здоровье противника. Ключевым моментом для меня стала комбинация рельсы и автомата, которую мне показал тот самый Лучший. Лучший сразу переключался на автомат, из которого попасть намного проще, и нужна всего одна пуля. Чтобы его добить, достаточно пнуть под задницу, а я пытался добивать все той же рельсой.

Умозрительно я понял, в чем разница между нашими подходами, но внутри сидело сопротивление – все равно хочу, чтобы было по-моему. Тогда, в общаге, меня эти ключевые моменты ничему не научили.

Жизнь в скорлупке

Когда стал работать руководителем, подходы остались прежними: все люди одинаковые, должны работать одинаково, мне пофигу их особенности, я – крутой управленец, и вы должны делать то, что я говорю.

Ну и по принятым тогда классам 1Сников – программист, консультант, руководитель проектов. Делил людей только по опыту и специализации – бух.учет, программирование, зарплата и т.д.

Это расстраивало и меня, и их самих – я ведь не скрывал, что недоволен их поведением. В результате постоянно сталкивался с проблемами: люди не соответствовали моим ожиданиям.

Умозрительно я, опять же, понимал, что здесь что-то не так, но внутренний умник говорил, что я прав, а они все – дураки. Случались и кризисы, со слезами на глазах и откровенными посылами меня куда подальше. Или выгнать тех, кто не соответствует моим узколобым ожиданиям. Надо просто поднажать.

Но, к счастью, в моей жизни случился перелом.

У меня – просто коллектив, конвейер. Как упоминал выше, мне пришли и сказали – и не раз – что команды у меня нет, людей я своих не понимаю и не знаю, поэтому эффективно организовать их не смогу. Без синергии. А не команда. У меня 1+1=2, а не 1+1=11.

И продолжал лепить коллектив таким, как будто строил армию в Starcraft – из самых мощных, однородных юнитов. Поначалу я просто игнорировал эту информацию, как и все остальное, что мне говорили.

Я тогда считал, что матерый программист, который может разобраться в любой проблеме с помощью отладчика. Кто самый мощный юнит среди 1Сников?

Все остальное я считал посторонним и ненужным – умение общаться с людьми, понимать пользователей, вникать в проблемы бизнеса и собственника, управлять своей и чужой эффективностью, излагать свои мысли так, чтобы они были понятны, уметь мотивировать, уметь продавать и защищать свои решения, уметь выкидывать свои решения на помойку и т.д.

Такой юнит – лучший. Главное – программирование и отладка, как единственный ключ к решению всех проблем.

Скорлупа треснула

Однажды у нас был внутренний семинар для руководителей, на котором рассказали про Белбина. И, как водится, провели бизнес-игру, которая кому-то чего-то должна была продемонстрировать.

Я о бизнес-игре в тот момент уже не думал, потому что внезапно понял.

Я и раньше читал гороскопы, находил и сходства и отличия, но так близко к пониманию меня на тот момент не подходил никто. Первое, что меня пробило – это мой собственный профиль, а точнее – соответствие его описания реальности.

Тот юнит, матерый программист, он ведь с меня срисован был – это была моя проекция на команду. Что важно – даже я сам понимал себя хуже. Ну а если уж совсем начистоту, то не копии меня, а мои представления о себе. Если называть вещи своими именами, то я хотел не матерых программистов растить, а свои копии. Я пытался сделать людей такими, каким хотел стать сам.

Я, впоследствии, увидел такое поведение у 90 % руководителей. Много пишут, что такое поведение свойственно родителям – навешивать на детей свои проекции и нереализованные в собственном детстве желания. Но это уже другая тема, в другой раз.

Я понял, что сам не хочу быть матерым программистом. Итак, тесты Белбина показали мне настоящего меня. Не хочу быть только матерым программистом. Точнее, не понял, а сознался, сам себе. Или, хотя бы, побывать дофига кем. Я хочу быть… дофига кем. Даже не скажу сходу, кем.

Желание быть только матерым программистом – это самозащита, скорлупа.

Разобрался, и сидишь работаешь. Во-первых, это зона комфорта. Вакансий много. Денег неплохо платят. Ну, сами знаете. Матерых программистов мало.

Во-вторых, это намеренное ограничение зоны развития, чтобы оправдываться перед собой и окружающими.

– Нет, я матерый программист, мне интересно и хорошо. Хочешь стать директором?

– Нет, я и так матерый программист, больше чем мне не платят никому. Денег не хватает, можешь больше зарабатывать?

– Нет, я матерый программист, я итак вашу компанию развиваю. Хочешь поучаствовать в кросс-функциональной команде по стратегическому развитию компании?

– Нет, это для лохов, которые думают, что нельзя все сделать на 1С, вот и пытаются догнать заходящее солнце. Может, попробуешь изучить другие языки программирования?

– Нет, это для оргов, а я – матерый программист. Может, бизнес свой открыть?

Такие ответы часто встречаются в комментариях, особенно у некоторых личностей. И т.д. Хотя, лет через 10 и эта статья, наверное, смешной будет казаться. Я иногда свои старые комментарии перечитываю – один в один.

Все эти мысли пронеслись быстро, пока на перекур ходил. Но вернемся на семинар. Сознание мое в тот момент уже открылось, и провело аналогию между бизнес-игрой и компьютерными играми. Потом была бизнес-игра.

оказалось, что все эти истины, про правильное использование юнитов и инструментов, я уже знал, и дошел до них сам. Я очень этому обрадовался, т.к. Значит, я не безнадежный матерый программист.

Только активатора не было – вот того самого момента, когда ты понял, что у тебя есть все, что нужно, и начал действовать. Знания уже были внутри меня.

Опыт в компьютерных играх, и полученные тогда выводы сразу расставили новое знание, про роли Белбина, по полкам.

Это желание сидеть в скорлупе. Стало понятно, что желание сидеть в скорлупе матерого программиста – то же самое, что желание стрелять только из рокет лаунчера, или воевать одними танками.

Но я не знаю, как его вызвать намеренно. А без активатора никак. Читать книги, смотреть фильмы и видео, посещать конференции и т.д. Знаю лишь, как увеличивать вероятность встречи с ним – расширять кругозор. И тогда активатор сам придет, как озарение.

Знание у вас уже есть. Не знание придет, а активатор. Не меняем, не меняемся, не делаем мир лучше, хотя бы в метре от себя. И вы, и я, уже миллион статей и книг прочитали, но ни черта не делаем. Хорошо, если #простоработаем.

Только вопросы задаем – «зачем?»

Так зачем?

Нашли в тексте ответ на этот вопрос? Если да – поздравляю.

Самый верный признак того, что вы в скорлупе – это даже не вопрос «Зачем?», а ответ. Если и не искали, то вы, вероятно, в скорлупе. Когда вы авторам текстов не вопросы, а сразу ответы пишете.

А кто вам вопрос задавал? Потому что ответ – он ведь на вопрос. Но вопросов не задавал. Никто, вам просто написали информацию – неважно, какого содержания.

Вы отвечаете на свой вопрос. Так на какой, а точнее – на чей вопрос вы отвечаете, когда пишете что-то вроде «хрень это все, надо #простоработать» или «программист должен только программировать»? Сами себя спросили, сами себе ответили.

Я правильно поступаю? Любая информация, которая прикасается к вашей скорлупе, вызывает у вас вопрос – а у меня точно все в порядке? А люди вон чего делают, может и мне попробовать? Ничего не упускаю? И у меня вроде ситуация на работе такая же, почему у нее получилось?

Не трожь скорлупу, нормально же сидим. Ну и сами себе отвечаете – тсс, тихо, заткнись, у меня все хорошо. Мало ли засранцев, которые ходят вокруг и чего-то смеют утверждать. Не раскачивай лодку. Тихо, моя прелесть. Наверняка врут, просто продать чего-то хотят.

Подсознание, хоть и не умеет разговаривать, но жжет изнутри, маленьким тлеющим огоньком. Но самому себя убедить не всегда удается. Огонек поганый, настырный, особенно когда один остаешься, без входящего потока информации.

Как? От огонька надо избавиться. Лучше найти виноватого! Не развиваться же, правильно? И написать ему ответ на этот вопрос! Того гада, из-за которого вопрос вообще возник! И не трогал скорлупу. Да так написать, чтобы свалил отсюда!

Зачем учитывать различия в людях при построении команды? Вот, например, взять того же Белбина. Не в деталях, не в цифрах, но знаете. Не буду отвечать, потому что вы знаете, зачем. Зачем курить бросить надо? Вы же знаете, зачем зарядку делать? Использование ролей в команде — столь же очевидно.

И не попробуете, пока не поменяетесь. Деталей вы не знаете, потому что не пробовали.

Например, чтобы нашелся ваш личный активатор. Пока не начнете читать, смотреть и разговаривать намеренно, с целью.

Когда активируетесь, то и информация найдется – это контекстное обучение, про него тоже надо написать отдельно. А голой, абстрактной информации полно, но это ничего не меняет. Качество информации тоже роли не играет, как и ее объем.

Кому-то надо серию книг прочитать. Кому-то, чтобы начать, достаточно песенку послушать. Кому-то доклад в ютубе посмотреть. Кому-то пост в ФБ.

Не в том виде, как автор изложил, а по-своему. Когда активатор сработает, вы поймете, что уже знали. И все встанет на свои места, и завертится. Имели уникальный, личный, понятный только вам опыт, связанный с этим знанием.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Из песочницы] Haiku β1 — сделаем /b/ OS великой снова

Совсем недавно (почти 4 месяца назад) вышла новая Haiku (далее — просто BeOS, ибо проект гораздо удачнее ReactOS — настолько, что разница между Haiku и BeOS уже пренебрежимо мала). Да и недавно прочитанный киберпанк-роман Александра Чубарьяна давал понять, что BeOS ...

Минкомсвязи одобрило законопроект об изоляции рунета

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ поддержало законопроект №608767-7 об автономной работе рунета, внесённый в Госдуму 14 декабря 2018 года. Об этом сегодня сообщил замглавы Минкомсвязи Олег Иванов в ходе расширенного заседания комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям ...