Hi-Tech

Сколько стоит открыть автошколу в России и можно ли на этом заработать

Объясняют предприниматели из Казани, Нижнего Тагила и Москвы.

В закладки

С тех пор увеличился срок обучения до трёх-четырёх месяцев, экзаменов стало три вместо двух («площадку» и «город» разделили), автошколы начали проходить дорогостоящую процедуру лицензирования, согласовывать программы с ГИБДД и так далее. Реформа автошкол началась в 2013 году.

В связи с реформами учебным заведениями пришлось значительно поднять цены на обучение. Власти аргументировали эти меры желанием снизить смертность на дорогах к 2020 году на треть, ежегодно ужесточая требования. Изменения происходили на фоне экономических кризисов 2008–2012 и 2014–2015 годов, потому желающих сдавать на права становилось всё меньше, как и учебных заведений.

Айрат Халиуллин, сеть автошкол «Джек», Казань

Впоследствии развил франчайзинговую сеть по Татарстану (восемь собственных филиалов) и другим регионам России (27 франшиз на стадии открытия). Предприниматель открыл свою автошколу в 2015 году.

Халиуллин отмечает, что потратил лишнее время на многократные доработки помещения для проверяющих органов: распределял датчики пожарной сигнализации. На открытие первой автошколы ушло девять месяцев и 1 млн рублей.

Например, плакаты, которые по новым требованиям нужно было заменить на электронную доску, или комплект манекенов по завышенной цене. Также предприниматель потратил деньги на закупку ненужных вещей.

Вторую точку Халиуллин открыл примерно за 290 тысяч рублей, исключив допущенные ранее ошибки.

  • Регистрация ООО — 4000 рублей.
  • Аренда помещения — 30 тысяч рублей.
  • Зарплата инструкторам по вождению — около 180 тысяч рублей.
  • Зарплата администратора и преподавателя ПДД — 30 тысяч рублей.
  • Аренда площадки — 20 тысяч рублей (с расчётом, что в группе учится 20 человек).
  • Маркетинг — 15 тысяч рублей.
  • Дополнительные расходы — 15 тысяч рублей.

Каждый филиал проходил проверки в строгой последовательности: сперва санэпидемстанция, после государственный пожарный надзор, ГИБДД и Министерство образования.

Это сложный процесс. Надо понимать, что автошкола — это не бизнес, который открывается быстренько за углом. Соответственно, и проверки довольно серьёзные. Человек получает возможность ездить за рулём на дорогах общего пользования.

Айрат Халиуллин

Сейчас чистая прибыль с одного филиала — 300–350 тысяч рублей в месяц при общей выручке около 900 тысяч рублей (при наборе в 30 курсантов и при средней цене за обучение по Казани — 27 тысяч рублей). На окупаемость первая точка вышла с первого месяца. Заработанные деньги идут на зарплатный фонд сотрудникам, аренду помещения и автодрома, на рекламу, оплату интернета, канцтоваров, налоги.

Ниже — неполный список необходимых документов. Начинающим Халиуллин рекомендует изучить все требования надзорных органов и заранее подготовить документацию, на которую обращают внимание проверяющие инстанции.

  • устав;
  • ОГРН;
  • ИНН;
  • решение и приказ о назначении директора;
  • пожарная декларация;
  • обучение пожарно-техническому минимуму;
  • план учебного календаря;
  • все документы по сотрудникам, по автомобилям, договоры с автодромами.

Перед заключением договора аренды необходимо добиться минимум двух месяцев «арендных каникул», отметил руководитель автошколы «Джек». А самое главное — подобрать помещение, которое сразу будет максимально подходить под все требования, а не дорабатывать его в процессе.

Поэтому теорию в автошколе преподают молодые педагоги до 30 лет, а в учебный процесс внедрены современные технологии. Целевой аудиторией «Джека» стали молодые люди от 16 до 25 лет. Например, с помощью специального мобильного приложения курсанты компенсируют пропуски занятий: могут решать билеты по теории, а преподаватели — отслеживать этот процесс в личном кабинете.

Многие настрадались от того, что инструктор хамоват, попутно занимается своими делами, например, завозит ребёнка в детский сад, ездит в магазин за сигаретами. Следующий блок — вождение. Да, нагрузка повышается, но и денег он зарабатывает больше. Мы решили набирать меньше людей, но давать им больше учеников.

Айрат Халиуллин

Водители выходят на работу на своих автомобилях. Собственного автопарка в автошколе нет.

Там сконцентрирована практически вся целевая аудитория «Джека». Основные инструменты продвижения — социальные сети.

Многие автошколы до сих пор пользуются этими приёмами, в то время как в их группах в социальных сетях творится бардак: нет отзывов, новых материалов. Флаеры и реклама на радио больше не работают. Мы понимаем, что сегодня то, как выглядит шапка во «ВКонтакте», сильно важнее, чем то, как выглядит твоя вывеска.

Айрат Халиуллин

Алексей Ушков, основатель сети независимых автошкол «Вектор», Нижний Тагил

Начинал как инструктор, позднее, в 2009 году, открыл свою автошколу. В сфере автошкол Алексей уже 15 лет.

Самых серьёзных затрат потребуют учебные автомобили и оборудование. При удачном стечении обстоятельств, говорит предприниматель, открывая свою автошколу, можно уложиться в 700 тысяч рублей. Сложный этап, по мнению Ушкова, — это прохождение проверок всех надзорных органов.

Она не постоянна, законы меняются — и «квест» по организации получения всех разрешительных документов тоже. Есть определённая последовательность действий при открытии автошколы.

Алексей Ушков

Ушков отметил, что трудности можно минимизировать, воспользовавшись опытом коллег или купив франшизу.

Для наглядности предприниматель рассмотрел два варианта бюджета — минимальный и максимальный.

Минимальный бюджет

  • Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
  • Аренда автодрома — 10 тысяч рублей в месяц.
  • Аренда класса 30 м² — 15 тысяч рублей в месяц.
  • Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
  • Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
  • Услуги ГИБДД — бесплатно.
  • Автомобили не покупаем — арендуем.
  • Инструкторы работают внештатно.

Эту сумму можно уменьшить, если арендовать класс почасово и арендовать автодром на условии оплаты лишь после открытия. Если на открытие уйдёт девять месяцев, то вы потратите около 252 500 рублей. Оборудование — тренажёры, плакаты и другое — можно взять в аренду.

Алексей Ушков

Неиссякаемый бюджет

  • Открытие ООО — 10 тысяч рублей.
  • Строительство автодрома — 4 млн рублей.
  • Приобретение класса 60 м² — 3 млн рублей.
  • Учебный автомобиль новый — 1 млн рублей за штуку, надо минимум два.
  • Услуги Роспотребнадзора (замеры показателей и так далее) — 10 тысяч рублей.
  • Услуги Министерства образования (госпошлина) — 7500 рублей.
  • Оборудование — 1 млн рублей.
  • Итого: около 10 млн рублей.

Прибыль с одной группы в 20 человек, набираемой ежемесячно, — до 120 тысяч рублей в месяц. Выйти на рентабельность, по мнению Алексея, можно через три месяца. Небольшие учреждения в вопросе окупаемости и управления имеют преимущества, уверен предприниматель, потому что они более гибкие по цене, могут легко менять классы, автодромы.

В этом случае директор видит всё, что происходит в учебном заведении — напрямую общается с курсантами, инструкторами. Каждый сотрудник в маленькой автошколе выполняет несколько функций, совмещая преподавание и руководство, например. Управление происходит в ручном режиме.

Всё это может сдаваться автошколам маленьким и приносить пассивный доход. У крупных автошкол наверняка есть свои площадки, накоплена материально-техническая база. Однако штат таких организаций больше, разделение обязанностей более чёткое, взаимозаменяемость сотрудников хуже.

Алексей Ушков

Сейчас ситуация другая — учащихся меньше, автошкол больше, цена ниже. Ушков отмечает, что лучшие времена автошкол пришлись на девяностые — тогда руководители получали сверхприбыли.

Трудности у автошкол начались в 2015 году, считает Ушков, когда образовательные учреждения вновь обязали получать заключения ГИБДД и согласовывать программы.

На получение заключения уходило по пять-семь месяцев. В один прекрасный момент абсолютно легальная автошкола оказывалась вне закона. И это если с первого раза, без отказа.

Но доходов не получает, так как без заключения ГИБДД работать нельзя — грубейшее нарушение лицензионных требований, которое влечёт приостановку деятельности, штраф и прочие неприятности. Таким образом, полгода руководство автошколы платит аренду — за площадку, классы.

Алексей Ушков

Цены на обучение значительно выросли, и всё это на фоне развивающегося экономического кризиса. Когда вопрос с заключениями решился, появилось другое нововведение — увеличение часов вождения. Курсантов не было, даже несмотря на попытки автошкол понижать цены.

На рынке по-прежнему всегда есть две-три автошколы с очень низкими ценами: курсантов они набирают, но потом навязывают дополнительные услуги по высокой цене. По мнению предпринимателя, ситуация с тех пор мало изменилась. Остальные автошколы придерживаются средней цены, сохраняя неплохое качество обучения.

Продумывать руководителю необходимо всё: от рекламной концепции до чистоты и запаха в салоне учебного автомобиля. Я уверен, что открывать новые школы имеет смысл, так как у молодых предпринимателей новый взгляд на привычные вещи. При удачном стечении обстоятельств можно заработать очень и очень хорошо.

Алексей Ушков

Иван Костин, бывший директор автошколы «Автомир», руководитель проекта dinamika.moscow

Впервые в сфере автошкол он оказался, помогая друзьям в работе со слабослышащими курсантами. По образованию Костин — психолог. Впоследствии увлёкся и стал полноценно преподавать.

Правда, руководить автошколой он всё равно не имел права из-за новых требований по лицензированию. В 2014 году предыдущий руководитель «Автомира» из-за болезни полностью передал дела Костину. Ему удалось запуститься лишь после прохождения необходимых для этого процедур.

Несмотря на то, что до прихода Костина к управлению автошкола уже некоторое время существовала, организационные вопросы молодому человеку пришлось решать в полном объёме.

Первый этап — оформление юрлица.

Существуют принципиально разные организационно-правовые формы: это и некоммерческие образовательные учреждения, и общество с ограниченной ответственностью, и прочее.

Разумеется, разрешения требовались и от СЭС, Роспотребнадзора и ГПН. Я руководил некоммерческой организацией, поэтому мы были подотчётны Министерству юстиции, Министерству образования, в лице департамента образования Москвы и ГИБДД.

Иван Костин

Остальную материально-техническую базу пришлось докупать. Второй этап — поиск подходящего помещения, которое у Ивана уже было, оборудованное учебными столами и стульями.

В 2014 году спрос на них резко вырос, соответственно, выросла и цена. Тогда трудность возникла с поиском манекенов, которые необходимы для проведения уроков по безопасности. Ехать за ними пришлось в Петербург, потому что только там были варианты по доступной цене.

Вторая, более серьёзная сложность, касалась аренды учебных площадок.

В субаренду площадки никто не давал, потому что при такой схеме значительно поднималась арендная ставка. Найти в Москве 2400 м² ровного, освещённого асфальта, который принадлежит владельцу на праве собственности, было практически невозможно.

Мне предлагали платить 60–80 тысяч рублей за час работы на площадке. Спрос был очень высокий, как, соответственно, и цена.

Автошколы были вынуждены переплачивать и арендовать по две площадки: одну в отдалённом месте, но соответствующую всем требованиям ГИБДД, вторую, на которой по факту и проводилось обучение, но ближе к автошколе и не подходящую под все требования.

Иван Костин

Точных затрат предприниматель не назвал, но озвучил примерные статьи расходов, как разовые, которые потребовались только для открытия, так и постоянные, на которые ежемесячно уходила часть выручки.

Разовые

  • Подготовка документов к лицензированию (работа юристов) — более 100 тысяч рублей.
  • Покупка электронной доски, проектора, компьютеров — 300 тысяч рублей (не новая техника).
  • Три манекена — 80 тысяч рублей.
  • Вывеска — 30 тысяч рублей.
  • Ремонт — 50 тысяч рублей.

Постоянные

  • Аренда помещения — 50 тысяч рублей (небольшое помещение в Москве, не центр).
  • Аренда площадки — 100 тысяч рублей.
  • Зарплатный фонд — в среднем 60 тысяч рублей (зависит от количества учеников).
  • Контекстная реклама — от 15 тысяч до 100 тысяч рублей в месяц, в зависимости от объёмов.
  • Автомобили — собственность инструкторов, у них арендовали авто для работы, отдельный автопарк не создавался.

Как он сам признаётся, заработать на этом проекте ему, как предпринимателю и руководителю, не удалось. Иван вышел в ноль спустя полгода и всё остальное время держал планку около окупаемости. Во-первых, считает он, потому что всё это время автошколы сталкивались с конфликтом между требованиями законодательства и тем, что можно было сделать по факту, исходя из экономической ситуации и возможностей.

Многие выигрывали за счёт демпинга: заключали договор по низкой цене (около 20 тысяч рублей за обучение), а дальше различными способами добирали деньги с учеников — за топливный сбор, внутренний экзамен, подготовку документов и так далее.

По итогу, говорит предприниматель, из-за психологического фактора выигрывали автошколы, которые сокращали первоначальные цены. Костин по этому пути не пошёл и установил сразу честную цену — 39 тысяч рублей, которая включала в себя всё.

К примеру, он вовремя не сменил площадку на более дешёвую, а также неэффективно использовал рекламный бюджет. Во-вторых, Иван признал и свои ошибки.

Тем не менее предприниматель уверен, что открывать автошколу сегодня стоит, но только при наличии больших бюджетов.

Если бюджет маленький и ты заходишь на рынок по существующим правилам, успех маловероятен. Если удастся создать хороший продукт, вложить в него больше денег и сделать его полностью прозрачным, то рынку придётся под это меняться.

Спрос возникает только тогда, когда человек понимает, за что платит. Если ты входишь как большой игрок, есть шанс изменить рынок под себя. А пока автошкола становится вынужденной прокладкой между человеком и правами.

Иван Костин

Автошколу «Автомир» Костин продал новому руководителю и запустил новый проект — психологический центр dinamika.moscow, помогающий людям справляться со страхом вождения.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть