Hi-Tech

Скам Скам Скам или рынок ICO глазами фаундера

Взгляд фаундера на ICO образца 2018 года.

В закладки

Поделиться

Когда все наживаются на проектах

Меня зовут Тачат Игитян и я основатель DeStream. Привет! Многие говорят, что ICO умерло, что больше невозможно привлекать и т.д. Мы проводим ICO, и делаем это прямо сейчас. Однако цифры говорят об обратном: только за первый квартал этого года было привлечено около 6 млрд долларов. и т.п. Но сейчас я хочу поговорить немного о другом. Эта цифра в целом вся больше, чем весь венчурный рынок. Хочу изложить свои мысли о рынке вокруг ICO и, сразу скажу, все далее сказанное – это лично моё мнение и любые совпадения – лишь совпадения!

И тут рядом оказываются миллион так называемых агентств, эдвайзеров, которые готовы «помочь». Когда начинаешь готовиться к краудфандингу кажется, что это новый сверхмир, и первое, что хочется сделать – искать помощь. Ну и как основатель, горящий своим проектом и внутренним страхом нового мира, я решил начать общаться с такими людьми. Все они хотят денег вперёд и не маленьких. Вывод: я в шоке.

Сразу подлетают какие-то псевдофонды, которые не вкладывают, а наоборот - хотят денег за знакомства и мифический пиар. Каждый второй предлагает организовать роад-шоу в другие страны и клянется, что там крутые инвесторы и что хард кап закроется прямо на месте.

На самом деле эти шиткоины ничего не стоят, а оценку им дают сами «фонды» и «помощники». А еще в этом мире есть такая тема как «токен-своп» – это когда тебе дают шиткоины в обмен на твои коины. В целом, когда у всех спрашиваешь отзывы о предыдущих проектах, которые уже участвовали и типа собрали миллионы, то слышишь от них либо «сам дурак», либо наблюдаешь как они сливаются со словами: «Да-да, сейчас дам контакты». Если у тебя все хорошо, то люди сливают твои токены и получают профит, а ты с этими шитами не можешь ничего сделать.

Есть целая индустрия (родившаяся не в крипто-мире) фейковых конференций. Расскажу об одной очень интересной штуке. В итоге они собирают деньги за спонсорство, продают билеты, а потом устраивают костюмированное шоу, где актеры играют роль всех этих инвесторов, партнеров и т.д. Это когда «организаторы» рассказывают о крутой конференции, на которой будет присутствовать много людей, велика вероятность потенциальных партнерств, все дела.

Надень куфию на любого человека в Дубае и среднестатистический стартапер из России будет думать, что это инвестор, и будет рвать задницу, чтобы рассказать ему о своём проекте. Так вот, такая же схема работает теперь и в крипто-мире, особенно, если продают митап за границей. Позови любых корейцев в Сеуле или японцев в Токио – эффект будет такой же. Очень часто видно, что эти люди вообще не понимают, что от них хотят. Но ведь деньги-то заплачены 🙂

Если с русскими очень часто и так всё понятно – их цель заработать себе денег, ведь организаторы хотят минимум 10 000 долларов за митап, а иногда и все 50, то с местными – совсем другая история. Мы с командой посетили огромное количество мероприятий в разных странах и, скажу я вам, что проблема не только в российских организаторах, но и в местных.

Офигеть, люди за деньгами едут, а не чтобы провести время за 10-15 тысяч долларов! Очень часто критерий оценки мероприятия от организатора ограничивается только «всё понравилось».

Рынок прямо кипел, люди бездумно вкладывались во всевозможные проекты и ходили на всевозможные митапы. В прошлом году все было намного легче. Проекты готовы были платить деньги, чтобы выступить на таких мероприятиях. Собрать митап с инвесторами не составляло никакого труда, нужно было лишь раскидать несколько объявлений или добавиться на meetup.com, и люди собирались сами собой.

Инвесторы практически не ходят на митапы – зачем ходить туда, если проекты приходят к ним сами? Сейчас же время другое. Либо ходят на очень закрытые или хорошо известные мероприятия.

Например, часто местные сообщества крипто-синдикатов организовывают хорошие мероприятия, туда часто ходят стоящие люди и там можно нарастить знакомства. Чтобы найти стоящее мероприятие нужно как минимум узнать мнение людей, живущих в стране его проведения, а лучше найти большую конференцию и проверить насколько её организаторы имеют вес.

Я видел мероприятия, где участие со стендом стоило 30 000 долларов, а количество гостей стремилось к нулю. Конечно, в целом всё очень грустно. Видел роад-шоу, где людей возили в страны, где кажется, что там много денег, но на самом деле там не инвестируют в крипто-проекты. То есть проекты питчились перед другими проектами. Ну не инвестируют арабы в крипту… Классический пример – это Дубай и Катар.

Это целый пласт скама. Поговорим теперь про агентства. Тут такая же классическая история. Есть так называемые агентства полного цикла, есть маркетинговые агентства, есть PR-агентства. А сегодня они ходят и гордо говорят, что привлекли миллионы. Некоторые люди в прошлом году прошли курс «Таргетинговая реклама для начинающих», залили Фейсбук и Гугл деньгами, накупили трафика и все это выстрелило. А еще, после того как все такие проекты забанили, эти ребята до сих пор строят легенды о том, что они всё ещё успешно конвертируют трафик с коэффициентом 10. Проблема в том, что почти всех этих людей я не знаю, хотя сам я на этом рынке уже более 10 лет.

На самом же деле, все они нацелены на «получение зарплаты», делая вид, что работают. Агентства полного цикла даже готовы написать за вас whitepaper, упаковать и выстроить процессы. Что получаем? Ведь они сразу получают ритейнер, который типа вычитается из бонуса со сборов. Если проект не соберет деньги – они в шоколаде, ибо получили предоплатой от 80 до 100 тысяч долларов и делали вид бурной деятельности. Нулевой риск. Лично я считаю всё это мошенничеством. Если проект соберёт, то они получат бонус, ибо «выстроили весь маркетинг».

Директора по маркетингу, которые не знают, что такое диаграмма Гантта, менеджеры, которые не умеют управлять и выстраивать процесс, и т.д. Также к мошенникам относятся сотрудники, которые где-то работали, и теперь сверх переоценивают себя. и т.п.

Приходится тестировать всех и вся, прежде чем находишь реальных профессионалов своего дела. Опять же, такая проблема не только в России и странах СНГ, но и по всему миру. Ведь в ICO нет ничего нового, маркетинг не поменялся, просто появились немного другие каналы общения с аудиторией и не более того.

Это вообще чудо. Далее про PR-агентства. А что мы получаем на самом деле? Все эти люди утверждают, что в изданиях сидят «свои» люди, и что они могут протолкнуть всё что угодно. Особенно это яро бросается в глаза, когда сам катаешься по изданиям и знакомишься с ними, а потом очень весело видеть публикацию пресс-релиза, сделанного бесплатно, за 2000 долларов. Либо издания низкого качества, либо перепродажи локального агентства с наценкой в 2-3 раза.

Чудеса, да и только!

Скам-инвесторы, которые отжирают время. И самый прикол. Человек делает вид суперкрутого инвестора, тратит много времени и в лучшем случае пропадает или оказывается, что он сам проводит ICO и пытается от тебя получить помощь…

Цирк, ребята, а не рынок.

Скам-агентства, скам-эдвайзеры, скам-инвесторы, скам-мероприятия, скам-издания, которые постят чушь даже не проверяя источников новости, или не проводят хотя бы поверхностный анализ проекта.

Господа фаундеры, может хватит уже платить всем подряд, думая, что они откроют вам суперсекрет сборов?

Если у вас хороший проект, то вы очень быстро найдете людей, которые будут готовы вам помочь, и даже бесплатно. Тут нет никаких секретов. Живой пример: мы для DeStream получили статью на 4 страницы с упоминанием на обложке от очень крутого Японского издания абсолютно бесплатно, хотя официальная цена за такую работу около 50 000 долларов! Нужно просто уметь общаться и гореть своим проектом. Мы нашли людей, которые загорелись нашим проектом и всячески помогают нам без апфронтов, а просто за токены.

Все говорят, что токены – это пустышки, НЕТ, это именно то, что вы продаете, и если вы относитесь к своим токенам как к пустышкам и готовы раздавать их направо и налево, то вы СКАМ!!! Не нужно разбрасываться деньгами, не нужно разбрасываться токенами.

Извините за эмоциональность, просто накипело!

Это такой стандарт, который просят все, от организаторов мероприятий, до рейтинговых агентств, который обещают консалтинг... Особенно надоела цифра $15 000. смешно Господа!

Я открыт для общения с крутыми проектами! Всем удачи со сборами!

Краткое резюме

Соответственно, когда собирают 5-10 проектов и с каждого берут 5-10к, со словами «эти деньги это чисто наши косты, у нас цель это % с ваших сборов», знайте, вас обманывают! Организовать супер крутой митап в самых дорогих отелях даже в Корее стоит 15 долларов максимум.

В нашем случае нас познакомили лишь с другими мошенниками и по кругу заработали денег, а на вопрос, когда результат, ответ «а я то что». Многие личности, которые кричат везде что приносили деньги разные проекты и готовы «адвайзить» без гарантий и за 2 битка вперед — это мошенники.

90% не смогут ничего такого предоставить. Всегда просите прувы — txid транзакций с миллионными, term sheets подписанные и т.д.

Не верьте тем, кто говорит «наши инвесторы сейчас ещё бОльше инвестируют» Ну и сегодня очень мало кто вкладывается, весь рынок ждёт разворота и бычьих сигналов!

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть