Хабрахабр

Ситуация: Sonos вышел на биржу и может «выйти из комнаты»

Калифорнийский стартап Sonos, который разрабатывает и продаёт беспроводные аудиосистемы и «умные» колонки, 2 августа 2018 года вышел на американскую биржу NASDAQ. По итогам первого дня торгов капитализация компании оценивалась в $1,95 млрд и пока есть основания полагать, что у Sonos больше шансов на долгосрочный успех, чем у других производителей потребительской электроники, которые провели первое публичное размещение акций в последние годы.

Не в последнюю очередь потому, что компания заблаговременно готовится выйти за пределы своей «зоны комфорта» — запустить производство аудиоаппаратуры не только для дома.


Фото PxHere / PD

Эффект от публичного размещения акций

Sonos, специализирующаяся на компактных домашних аудиосистемах и смарт-динамиках с технологией распознавания речи, привлекла в ходе IPO $208 млн при оценке $15 за акцию. Однако за следующие три недели её котировки поднялись и преимущественно держатся в коридоре $17,0–19,5, что дает повод обсудить возможные перспективы.

Зарабатывать компания умеет: по итогам предыдущего финансового года она отчиталась о $14,2 млн чистого убытка при валовом доходе в $992,5 млн, что более чем приемлемо для сравнительно молодого игрока, который вкладывается в R&D и рыночную экспансию.

И у неё есть что им противопоставить. Средства, вырученные от размещения ценных бумаг на бирже, Sonos планирует пустить на то, чтобы потягаться с Apple и Amazon за влияние на аудиопространство в домах пользователей.

В чём сила Sonos

Основанная в 2002 году, Sonos работает с прицелом на создание многокомнатных аудиосистем. Среди её конкурентных преимуществ — сравнительно высокое для её ценовой категории качество звучания акустики, лёгкость в установке и компоновке элементов системы, поддержка множества сервисов онлайн-стриминга аудио, включая Apple Music, Pandora и Spotify, через единое приложение.

Однако недавно они вышли на новый для себя рынок «умных» колонок. На протяжении большей части своей истории калифорнийцы выпускали аудиоустройства технологически инновационные, но призванные выполнять традиционную функцию — воспроизведение музыки.

Выпущенный в 2017 году Sonos One способен служить станцией для общения с амазоновской Alexa, а с июля 2018 года новейшие устройства компании, включая Sonos One, Sonos Beam и Play:5 второго поколения, в состоянии работать также с Siri (если у владельца колонки есть что-то из эппловских гаджетов с поддержкой AirPlay 2). Обещают в Sonos и поддержку Google Assistant.


Фото Pexels / PD

Такая забота о потребителях импонирует самим потребителям и вместе с тем вызывает вопросы у инвесторов. Помимо всего прочего, руководители Sonos делают упор на то, что отказались от концепции запланированного устаревания и до сих пор целенаправленно поддерживают все устройства, которые вывели на рынок. Впрочем, топ-менеджерам компании пока есть чем парировать эти сомнения: в 27% домов, где используется продукция Sonos, купили не меньше четырёх её устройств, а в 61% — больше одного. Например, не подорвёт ли бизнес слишком длинный жизненный цикл товара.

Например, недавно компания реализовала совместимость своих новейших решений с эппловской системой AirPlay 2, которая делает возможным стриминг аудио на многокомнатную акустику. Предмет гордости Sonos — её программная платформа, которая в том числе и обеспечивает поддержку современных технологий старыми гаджетами. И даже если в домашнем аудиокомплексе есть динамики, выпущенные Sonos целых 13 лет назад, когда и первого-то AirPlay в помине не было, они будут работать в едином «ансамбле» с более современными «соносами».

Зачем все это Sonos и покупателю

С одной стороны, Sonos вовремя запрыгнула в поезд, набирающий ход: по оценке Morgan Stanley, к 2022 году более чем в 70% домохозяйств в Штатах будет как минимум одна «умная» колонка, а Ассоциация потребительских технологий США сообщала, что в 2018 году почти половина взрослых американцев собиралась приобрести такой гаджет.

Немаловажно, что она становится зависимой от тех игроков, с которыми пока ухитряется сотрудничать, поскольку заступает на их территорию. С другой — компании предстоит убедить как инвесторов, так и покупателей в том, что её продукты для работы с голосовыми помощниками лучше, чем предлагаемые грандами IT, такими как Apple и Amazon.

Однако с течением времени они могут захотеть контролировать и «железо», на котором работают их голосовые помощники, и в прямом и переносном смысле «отказать от дома» Sonos, что подорвёт устойчивость её бизнеса. Конечно, тем же Amazon и Google на раннем этапе развития цифровых ассистентов резонно увеличивать охват аудитории этих сервисов, в том числе через чужую аппаратную базу.

В 2010-е не одна компания в сфере массовой потребительской электроники переживала резкий взлёт, за которым следовала стагнация или даже крах.

Производитель фитнес-трекеров Jawbone пусть и не торговался на бирже, но имел солидную инвестиционную историю и оценивался в $3,2 млрд — за каких-то три года до банкротства, последовавшего в 2017 году. Корпорация Fitbit, специализирующаяся на носимых устройствах для занятий спортом и оцененная на IPO в $4,1 млрд, теряет позиции в индустрии.

Так, директор компании по продукту Ник Миллингтон (Nick Millington), будучи крайне осторожным в формулировках, намекает на то, что она планирует вывести пользовательский опыт, который дают её продукты, за пределы дома. Очевидно, осознавая эти риски, в Sonos собираются строить более обширную экосистему. Выпустит ли она беспроводные наушники, сделает ли акустику для эксплуатации вне помещений или нечто иное, пока не уточняется.

В сегменте массовой аудиоаппаратуры это тоже возможно. Впрочем, у компании с уникальными инженерными разработками и внятной долгосрочной стратегией часто возникает ещё один путь — быть поглощённой стратегическим инвестором. В 2014 году корпорация Apple купила производителя наушников и портативных динамиков Beats за $3 млрд, а это сумма примерно в полтора раза больше той, в которую Sonos оценивается сегодня.


Фото PxHere / PD

Все её предыдущие решения: как то: организация гибкого беспроводного взаимодействия между динамиками в составе аудиосистемы, агрегация множества сервисов онлайн-стриминга на своей платформе, партнёрство с создателями популярнейших цифровых помощников, — были предназначены для того, чтобы создать в домашнем пространстве нечто наподобие «звукового интернета». Похоже, Sonos лелеет намерение стать «отраслеобразующим» игроком.

Возможно, если компания сумеет воплотить в жизнь свою стратегию и уцелеет под давлением IT-гигантов, то через семь-десять лет миллионы семей окажутся круглосуточно вовлеченными в экосистему Sonos.

«Умные» колонки, гарнитуры, наушники, системы конференцсвязи будут собирать и обрабатывать данные о предпочтениях пользователя как в частной жизни, так и в деловой и общественной, где бы человек ни находился.

Его желание иметь высокоинтегрированные аудиосистемы под рукой способно привести к тому, что он будет «под рукой» у Sonos, для которой музыкальная часть её бизнеса, возможно, — прежде всего способ надёжно закрепиться в жизни клиентов.

Аудиомания в микроформате — наш Telegram-канал:

Необычные аудиогаджеты
YouTube Music: что это такое
Гид по встраиваемой акустике

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть