Главная » Hi-Tech » Шесть рисков при работе с заказчиком

Шесть рисков при работе с заказчиком

Юристы «Рунетлекса» Алина Сундетова и Павел Мищенко рассказали, какие условия можно включить в договор, чтобы защитить себя в спорных ситуациях.

Павел Мищенко

Мы много общаемся и работаем с предпринимателями из ИТ-сферы. Не последняя тема для разговоров — проблемы с контрагентами. Решили сделать подборку основных рисков в работе с заказчиками и показать, как их можно предотвратить с помощью договора.

1. Заказчик срывает сроки

Ситуация

Заказчик медленно давал обратную связь и не предоставлял необходимые материалы. В итоге в первоначальный срок исполнитель не уложился, работы затянулись ещё на один месяц.

Заказчик считает себя «белым и пушистым», обвиняет во всех грехах исполнителя и требует от него неустойку.

Как предотвратить

Предусмотреть увеличение сроков работ пропорционально просрочке заказчика.

Обязательно указать, что сроки увеличиваются автоматически, без каких-либо уведомлений и предупреждений от исполнителя. Неоднократно видели, что сотрудники просто забывают направлять такие письма (или им страшно, неловко или неудобно).

Можно также добавить время, необходимое исполнителю для возврата к работе. Ведь он уже отвлёк ресурс на другую задачу во избежание простоя.

В договор

«При несвоевременном или ненадлежащем выполнении заказчиком принятых на себя обязательств по договору сроки выполнения работы автоматически увеличиваются на:

  • срок просрочки выполнения заказчиком своих обязательств и
  • срок, необходимый для возобновления работ, который будет составлять не более десяти рабочих дней».

2. Заказчик предоставляет некорректные материалы

Ситуация

Заказчик поручает исполнителю разместить на сайте фотографии. Впоследствии оказывается, что фотографии были скачаны из интернета, каких-либо прав у заказчика на них нет. Правообладатель ругается на заказчика. Тот в свою очередь сваливает вину на разработчика сайта.

Как предотвратить

Указать обязанность заказчика передавать материалы, на которые у него есть права. В случае проблем с правами на материалы заказчик должен решать их самостоятельно.

В договор

«Заказчик гарантирует достоверность и полноту материалов, а также наличие у него прав на них.

Все претензии в отношении материалов со стороны третьих лиц, в том числе авторов, их наследников, правообладателей, должны быть урегулированы заказчиком своими силами и за свой счёт».

3. Заказчик постоянно запрашивает о ходе работы и требует незамедлительного ответа

Ситуация

Не успел исполнитель начать работу, а заказчик уже интересуется:

— Уже закончили?

— Нет.

— А теперь?

— Ещё нет.

— А сейчас?

Ну, как в мультике

Как предотвратить

Указать комфортный срок ответа на запросы (три-пять дней). Если запросов приходит много, то они рассматриваются последовательно.

В договор

«Исполнитель обязан предоставить ответ на запрос заказчика в срок не позднее трёх рабочих дней с момента его получения. Ответы на запросы предоставляются в порядке очерёдности их поступления».

4. На стороне заказчика много командиров

Ситуация

Ситуация из басни про лебедя, рака и щуку. Указания по работе исполнителю даёт группа лиц, все преследуют свои интересы. Непонятно, кто главный и кого всё-таки слушать. Никто ни за что не хочет нести ответственность.

Как предотвратить

Предусмотреть ответственное лицо, которое решает все вопросы по договору, зафиксировать его полномочия.

Можно также добавить условие о порядке его замены, ограничить перечень лиц, которые могут быть ответственными за проект.

В договор

«Стороны назначают своих представителей для решения вопросов по договору (ответственные лица). Перечень ответственных лиц с указанием должности и контактных данных согласуется в приложении к договору.

Лица, не назначенные в качестве ответственных лиц, не вправе вмешиваться в процесс согласования и приемки работ по договору.

Стороны не вправе увеличивать количество ответственных лиц в одностороннем порядке».

5. Заказчик уклоняется от приёмки работ и не хочет подписывать акт

Ситуация

После получения результата работ и акта заказчик пропадает. Исполнитель безрезультатно пытается получить обратную связь: ни звонки, ни письма не помогают.

Через пару месяцев заказчик внезапно появляется, предъявляет претензии исполнителю по результату работ, отказывается платить, нередко даже пытается расторгнуть договор и вернуть предоплату.

Как предотвратить

Предусмотреть обязанность заказчика принимать работы и подписывать акт или направлять мотивированные замечания в определённый срок с момента получения акта. В ином случае работы считаются принятыми автоматически.

В договор

«По окончании работ исполнитель направляет заказчику акт сдачи-приёмки результата работ (акт).

В течение пяти рабочих дней с даты получения акта заказчик обязуется принять результат работ путем подписания акта и передачи его исполнителю или отказаться от приёмки, предоставив мотивированные замечания.

Если по истечении установленного срока исполнитель не получит подписанный акт или мотивированный отказ, работы считаются выполненными надлежащим образом и принятыми заказчиком в полном объёме».

6. Заказчик не признаёт электронную переписку

Ситуация

Всё начиналось легко и удобно: обсудили задачу в Telegram, договорились о правках в Slack, исполнитель передал результат и акт по электронной почте.

Однако в определённый момент заказчик отказывается от своих слов и пропадает. А потом появляется и заявляет, что ничего не знает и ничего не получал. Теперь, как в старом анекдоте, иди докажи, что ты не верблюд.

Как предотвратить

Предусмотреть в договоре возможность обмена информацией и документами в тех сервисах, которые используете в работе.

Зафиксировать адреса и аккаунты, с которых будете вести переписку.

В договор

«Стороны признают надлежащим направление документов, запросов, претензий и других сообщений по электронной почте, в Telegram, Slack и иных сервисах, согласованных сторонами (сервисы).

Для обмена документами и сообщениями по электронной почте и в сервисах должны использоваться адреса и аккаунты сторон, согласованные в договоре.

Все документы, направляемые по электронной почте и в сервисах, считаются подписанными простой электронной подписью и имеют юридическую силу до момента получения сторонами их оригинала».

Это не все риски, которые могут возникнуть при работе с заказчиком. Будем рады, если вы в комментариях дополните нашу подборку.

#право

Материал дополнен редакцией


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Как работают детекторы нейтрино: пример японского «Супер-Камиоканде»

Здесь расположен «Супер-Камиоканде» (или «Супер-К») — нейтринный детектор. Спрятавшись на глубине в 1 км под горой Икено, в цинковой шахте Камиока, в 290 км к северу от Токио (Япония) расположено место, о котором в качестве своего логова мечтал бы любой ...

Видео: как стимулировать продажи в офлайн-магазинах через интернет

Видео: как стимулировать продажи в офлайн-магазинах через интернет Материал подготовлен при поддержке социальной сети «Одноклассники» Узнать больше #партнерский