Главная » Хабрахабр » Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос

Шедевры мирового колонкостроения: студийный монитор-трансформер с переменным количеством полос

Иногда мне в комментах пишут о том, что годную акустику, якобы, производили лишь много лет назад, а сейчас экономят на всём и до рынка доходят лишь бестолковые поделки примечательные только низкой стоимостью производства. Иными словами, степень зелени в траве падает с годами. Нельзя не отметить стремление современных производителей увеличить технологичность своих изделий, однако это далеко не всегда отражается на качестве. Такие оценки часто подогреваются заинтересованными сторонами, например, магазинами поддержанной винтажной электроники и коллекционерами, которые такой техникой торгуют.

Речь об одном из самых интересных, по моему мнению, студийных мониторах, созданных за последние 10 лет — Focal Trio6 Be. Одно из изделий французской компании Focal прямо демонстрирует, что у мирового колонкостроения есть ещё порох в пороховницах и ягоды известно где. Мой скепсис в отношении Focal в основном вызван астрономическим ценообразованием на всё, что производится этими французами. Не могу сказать, что питаю к производителю этих мониторов особые чувства. Мне сложно себе представить более оригинальное серийное решение для такого консервативного продукта. Однако в данном случае речь о ситуации, когда устройство, определенно, стоит своих денег. Под катом подробнее об уникальном (без преувеличения) детище французских инженеров.

Концепция и конструкция

По моим не всеобъемлющим сведениям, Focal Trio6 Be — это первый в мире студийный активный монитор с возможностью смены режимов работы и вариантов инсталляции. Создание этой акустики не было чистым экспериментом, рынок требовал нечто среднее между Twin6 Be и SM9, а также классическими двухполосными мониторами ближнего поля. Таким образом, в конструкции постарались реализовать достоинства как одних, так и других.

Опыт создания Trio6 Be показал, что в этом нет ничего невозможного. Реализация этой задачи выглядела сложной с точки зрения архитектуры АС и электроакустики. НЧ и СЧ секции оснащены 8 и 5 дюймовыми динамиками соответственно, для каждого из них предусмотрен собственный порт фазоинвертора. АС построена как трехполосный монитор, где каждый из динамиков размещен в отдельной камере.

При использовании функции переключения режимов Focus (впервые использована с мониторами SM9), используется только СЧ динамик и твитер. При этом для каждого динамика системы предусмотрен собственный усилитель. При этом АС начинает работать с ограничением частотного диапазона в пределах от 90 Гц до 20 кГц, что позволяет имитировать возможности акустических систем с ограниченными возможностями воспроизведения.

Функция трансформирования осуществляется при помощи круглой подвижной фронтальной панели (вращается с шагом в 90°), на которой размещены СЧ и ВЧ-секции. В АС предусмотрено два варианта размещения, вертикальный и горизонтальный.

С другой — горизонтальное или вертикальное размещение могут быть особенностями, к которым привык звукоинженер. С одной стороны это сделано для упрощения размещения акустики в студиях, которые нередко находятся в достаточно стесненных помещениях и попросту заставлены массой оборудования.

Ключевые решения

Есть несколько важных конструктивных и технологических решений, которые позволяют назвать эту акустику шедевром. В первую очередь — это усилители. Для СЧ и НЧ секций применяются усилители класса G (класс AB с несколькими комплектами шин питания) и усилитель класса AB для твитера. Такой подход позволил совместить минимальные искажения и сравнительно высокий КПД, практически не уступающий D-классу.

Верхняя граница частотного диапазона выходит далеко за границы слышимого спектра и составляет 40 кГц. Применение бериллиевого однодюймового ВЧ-излучателя с вогнутым диффузором гарантирует высокую верность воспроизведения ВЧ и широкую дисперсию. Эта особенность не бесполезна, так как позволяет качественно улучшить переходные характеристики в слышимом диапазоне.

Это в свою очередь экономит свободное место, порой так необходимое в студии. Еще одна особенность — размещение фазоинверторных портов на лицевой панели, которая позволяет удобно размещать АС вплотную к стене.

Для минимизации искажений и сведения к нулю вероятности появления паразитных резонансов композитные НЧ и СЧ динамики были созданы специально для этой акустики.

Возможна быстрая интеграция АС в минимально акустически подготовленном помещении с использованием встроенного трехполосного эквалайзера.

Быстрое переключение между режимами возможно при помощи специальной педали, которая к слову, не входит в комплект поставки.

Характеристики

Если коротко, то характеристики модели избыточны для подавляющего большинства студий, особенно если говорить о мощности и звуковом давлении. При этом следует учитывать, что Focal Trio6 Be — это тот редкий случай, когда универсальность не портит, а делает её шедевром.

  • частотный диапазон в 3-полосном режиме: 35 Гц – 40 кГц (±3 дБ);
  • частотный диапазон в 2-полосном режиме: 90 Гц – 20 кГц (±3 дБ);
  • коэффициент нелинейных искажений не указан производителем;
  • максимальный уровень звукового давления в 3-полосном режиме: 115 дБ;
  • максимальный уровень звукового давления в 2-полосном режиме: 105 дБ;
  • чувствительность XLR-входа: +4 dBu или -10 dBV (переключаемая);
  • суммарная выходная мощность: 450 Вт (НЧ – 200 Вт, СЧ – 150 Вт, ВЧ – 100 Вт);
  • габариты: 520 × 278 × 360 мм;
  • вес монитора: 20 кг.

Особого внимания заслуживают графики АЧХ в каждом из режимов работы


трехполосный режим


двухполосный режим focus

Немного о субъективных впечатлениях

В связи с тем, что производитель не даёт данных об искажениях, особый смысл приобретает субъективный тест. Дабы удовлетворить жесткие критерии некоторых из моих читателей я использовал для субъективного теста воспроизведение CD-запись Wolfgang Amadeus Mozart Реквием ре минор K.626 (редакция Мондера) реконструкция Московская гос. классическая капелла п/у Е. Алмазова, записанную в Полоцком софийском Соборе, 1995 год.

В записи присутствуют партии женского дискант хора и уникальная естественная реверберация, которые позволили определить, что интермодуляционные и гармонические искажения практически незаметны на слух, по крайней мере моим ушам. Следует отметить, что фонограмма очень сложная и её реалистичное воспроизведение требует превосходных динамических характеристик и низких искажений. КИЗ располагались предельно точно как в трех, так и в двухполосном режимах, несмотря на обилие инструментов и голосов в миксе. В целом, произведение, несмотря на особенности записи, звучало очень реалистично.

Несмотря на достаточно большую заявленную неравномерность АЧХ, звук субъективно показался очень ровным, точным и нейтральным, без окраски и частотных акцентов. Иллюзия широкого пространства была раскрыта настолько, насколько это было заложено в записи, стереопанорама (сцена) была объемной, глубокой и реалистичной.

Итог

Если бы передо мной стоял выбор, какой монитор ближнего поля для студии признать лучшим за последнее десятилетие, я бы отдал предпочтение именно Focal Trio6 Be. Как обычно ложкой дёгтя в бочке меда стала стоимость устройства. Пара таких мониторов обойдется в среднем от $ 5500 до $6500. На такие затраты готова пойти далеко не каждая студия. Возможно именно по этой причине акустика не получила массового признания.

Джинса
Мы продаём акустические системы, в нашем ассортименте присутствуют студийные мониторы созданные Focal и другими производителями.

Использованы изображения:
fr.audiofanzine.com


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Беседы о функциональном программировании на C++ Siberia 2019

Всем привет! На конференции была уютная атмосфера и много хороших докладов. Недавно в Новосибирске прошла очередная C++ Siberia 2019. Пользуясь случаем, я побеседовал с двумя нашими докладчиками, которых совсем скоро вы сможете увидеть и в Москве. Иван Чукич — один ...

Новое мобильное приложение LampTest.ru

Сегодня я рад представить то, что многие давно ждали: полнофункциональное приложение Lamptest с быстрым сканером штрихкодов. За это время я протестировал более 2500 ламп и светильников. Пять лет назад, столкнувшись с первыми некачественными светодиодными лампами, я начал тестировать лампы, чтобы ...