Хабрахабр

Сервис для случайных встреч с незнакомцами, но не дейтинг. История стартапа Random Coffee

image

Суть в том, что людям из разных команд, департаментов и компаний рандомно назначаются встречи за чашкой кофе — просто поговорить о чем угодно. Несколько лет назад в ИТ индустрии стала популярна инициатива Random Coffee (иногда слитно, иногда с хэштегом). Это помогает выбраться из своего «пузыря», когда забываешь, что за пределами узкого круга коллег и друзей на самом деле есть целый мир, полный разных людей.

Константин Шубин и Павел Козлов вместе работали в Яндексе, увидели там подобную инициативу, взяли идею на вооружение и решили сделать из этого самостоятельный бизнес.
А в ИТ давно существует свое негласное «Правило 34» — если существует идея, значит ее давно оформили в продукт и уже развивают стартап.

Идея в том, чтобы выйти за пределы профессионального «пузыря»

«У меня было две проблемы — мне не хватало общения с новыми людьми, и отработав два года в проекте Яндекс.Здоровье, я понимал, что я хочу делать что-то свое», — говорит Константин.

В один момент твои коллеги становятся друзьями, вместе обедаете, вместе отдыхаете, замыкаетесь в своем кругу, и общение вне Яндекса пропадает вообще» — рассказывает Павел. «Мы подумали, что это может быть интересно не только людям внутри Яндекса. Он сомневался, что незнакомые люди захотят встречаться лично, не имея между собой никаких связей, поэтому сделал пост закрытым — только для друзей. Он решил протестировать гипотезу и рассказал об идее у себя в Фейсбуке. Но закрытый пост сходу собрал 100 участников. «Я ожидал 10–12 людей, которые присоединятся. Тогда мы поверили в эту идею».

Ответы попадали в Excel таблицу. В начале это был бот, который спрашивал, хочет ли человек участвовать во встречах. Брал весь список, делил пополам и совмещал в порядке того, как люди откликались. Павел видел список всех желающих и сам, руками, разбивал их на пары.

Такие штуки никогда не прокатывали. «Были люди, которые писали и говорили: „слушай, там есть такая девушка, мне очень хотелось бы попасть с ней на Random Coffee, вот ссылка на ее профиль, можно как-то там…”», — говорит Павел — «на что я отвечал: „у тебя есть две руки, у тебя есть ссылка на ее профиль, напиши ей, это же очень просто, чего тебе еще не хватает”. Если ты знаешь, с кем ты хочешь встретиться, то можешь написать человеку сам». Концепция Random Coffee — это случайные встречи.

Сейчас времена, когда все связаны со всеми, почти любой человек от тебя в паре кнопок. Идея Random Coffee правда звучит слишком просто, чтобы поверить, будто людям нужен такой продукт. Тем не менее, идея пользуется спросом. Зачем сервис, который назначает встречи с людьми, если ты сам можешь написать кому угодно?

Если ты кому-то написал и позвал на кофе, от тебя ждут, что ты что-то хочешь получить от встречи. «У нас у всех есть барьер, который не позволяет написать незнакомому человеку», — говорит Константин, — «Мы все думаем, что нам скорее всего откажут — это неприятное ощущение. На встрече формата Random Coffee вы полностью равны. Вы находитесь не в равной ситуации — ты как будто просящий. Все неловкости снимает бот».

Продукт очень прост технически

«Где-то на третей итерации ко мне подошел коллега-разработчик и так иронично сказал: „руками распределяешь небось”. Блин, конечно руками, что остается. Он говорит: „давай я напишу тебе простенький скрипт, который будет рандомно пары разбивать”. Сказано – сделано», — рассказывает Павел.

Бот для мессенджера с набором сценариев и текстов. Продукт ушел от ручного перебора табличек, но по-настоящему сложных вещей в нем не появилось. Фронт со списком участников, рассылок, аналитикой по встречам — сколько назначено встреч, сколько людей реально встретились, как участники оценили встречу. Бекенд, который по определенным параметрам матчит людей, присылает пару и сохраняет историю мэтчингов, чтобы не повторяться.

Использовали ManyChat, она на тот момент инструмент тоже поддерживал только мессенджер Facebook. «Мы начали работать на Фейсбуке, поэтому делали бота для их мессенджера. Хоть он у нас был и помогал — многие эксперименты получалось проводить очень быстро. Плюс там удобный визуальный конструктор, чтобы создавать истории и писать сценарии не нужно было привлекать разработчика. До сих некоторые вещи мы легко собираем через ManyChat и запускаем на аудиторию», — говорит Константин.

Основная сложность проекта не техническая — сложно собрать вокруг себя сообщество и найти способы монетизации

Павел и Константин начали с пути B2B и стали предлагать Random Coffee компаниям как сервис. Их первым клиентом стало сообщество GoPractice. «GoPractice был для нас первым тестом. Нам было интересно посмотреть на цифры в состоявшемся сообществе, поэтому мы работали с ними бесплатно и продолжаем до сих пор. С другими сообществами мы уже пошли по схеме коммерческого партнерства и предлагали ежемесячную оплату», — рассказывает Константин.

Следом запустилось сарафанное радио. После первого же пост о Random Coffee в сообществе поучаствовать в распределении пар пришли около трехсот человек. Организаторы сообществ сами шли к ребятам и спрашивали, на каких условиях можно запустить сервис у себя.

Мы понимали, что чем больше участников, тем больше работы саппорта, поэтому сделали самый нижний тариф до сто участников и решили брать за это пять тысяч рублей в месяц. «Для меня это был первый опыт продажи продукта вне компании. Но мы сделали оффер, и все казалось ок. Я очень переживал, мне казалось, это большие деньги, и вряд ли кто-то согласятся сразу. Впоследствии я даже специально завышал ценник, снова переживал — теперь уже точно не согласятся. Всегда есть страх назвать сумму и получить отказ, поэтому на старте очень важно не бояться. Но опять был успех, потом опять и опять».

В начале не стоит спешить растить команду и стремиться к инвестициям

Ребята рассказывают, что проект уже приносит прибыль, но ее пока не хватает, чтобы поддерживать полноценную команду. На фултайме проектом занимается только Константин. Павел занимается развитием бизнеса и поиском новых контактов, совмещая это с основной работой в Яндексе. Так же работает и технический директор Рамиль Галимов. Остальная команда — саппорт, модераторы, редактор и аналитик — подключаются по необходимости.

Начинается торможение работы из-за того, что ты должен сначала протранслировать все, чтобы все согласились, поняли, что делать. «Когда вас мало, вы можете очень быстро что-то запустить, сверить, обсудить, понять как двигаться дальше, взять в работу новый эксперимент», — говорит Павел, — «Как только ты получаешь деньги и нанимаешь команду, нужен отдельный менеджер. Пока мы так иронизируем, хотя и точно понимаем ценность большой команды профессионалов. Один разработчик может сделать задачу за день, а вдвоем они сделают ее за два дня. Но ее нужно уметь разворачивать». У нас есть опыт работы в больших компаниях и с большими командами, и знаем насколько это огромная мощная машина.

Они уже получали несколько предложений, но пока от них отказываются. В инвестициях ребята тоже пока не видят нужды. Мы воспринимаем инвестиции как инструмент, не хотим брать слишком рано и не знать, что с ними делать. «Мне кажется надежда на инвестиции — это когда ребята собрались и решили по-быстрому срубить денег. Когда мы поймем, что добрались до точки, где надо приложить гораздо больше усилий и людей — тогда возьмем и инвестиции».

Стартап может быть ценным, даже если его идею способен реализовать кто угодно

Сама концепция Random Coffee не принадлежит кому-то одному, а технические решения элементарны. Поэтому узнав об идее, ее может реализовать кто угодно. Павел и Константин сталкивались с этим. После запуска в сообществе GoPractice к ним пришли не только клиенты, но и команды, которые разузнав об идее больше, начинали развивать ее самостоятельно.

Большинство запускаются только для компаний, для доступа нужен корпоративный имейл», — говорит Константин. «На самом деле на рынке несколько похожих на Random Coffee продуктов. Есть портал, который называется Random Coffee — это парижский стартап, они делают техническое решение чисто для компаний. «Они предоставляют техническое решение, инструмент для HR и работают только сотрудников. Большинству хочется посмотреть как дела у других, чем люди еще занимаются». У нас подход изначально другой, мы хотим давать возможность людям общаться не только внутри компании.

Многим хочется выйти за пределы своей сферы, посмотреть чем живут люди других профессий. Ребята решили выйти за пределы корпоративных сервисов и закрытых сообществ, чтобы воспользоваться сервисом мог любой человек. Для этого ребята придумали бота, который собирает о тебе информацию для мэтчинга. Поэтому они стали подбирать для каждого желающего интересное сообщество, где можно встречаться со случайными людьми. Затем эти данные рассматривает модератор и рекомендует тебя определенному сообществу — к дизайнерам, предпринимателям и так далее. Ты заполняешь анкету, рассказываешь боту про свои персональные цели, свою сферу и интересы. За ту услугу ребята берут с человека разовую плату.

Сводя эти три вещи, мы подбираем ему правильное сообщество. «Чтобы правильно подобрать комьюнити, нужно хорошо проанализировать профиль человека, поэтому эта часть делается вручную», — рассказывает Павел, — «Мы анализируем ответы и профиль в фейсбуке, иногда смотрим на общих друзей, чтобы понять насколько он в той или иной тусовке. Если мы видим запрос, но под него на площадке еще нет сообществ, мы заносим его в лист ожидания».

Общение в офлайне — это новая искренность

Недавно, обсуждая в интервью будущее технологий, бывший главред Wired UK сказал «Мы забываем одну вещь — иногда интересно просто разговаривать с людьми». В этом нет призыва к реторградству. Скорее интересно то, как современный мир предлагает цифровые инструменты для всего, даже для общения в офлайне, и как переизобретает простейшие забытые вещи, вроде обычных встреч за кофе с живыми людьми. Константин и Павел видят свою цель напомнить об этом.

Попав на работу, ты немного себя отрезаешь от мира — некогда, нужно работать и коллектив почти не меняется много лет подряд. «Когда ты вышел из школы или университета, где у тебя было живое общение, очень много новых социальных контактов новых, новых интересов, у тебя были постоянные причины знакомиться с новыми людьми. Ты пробуешь разные инструменты, групповые встречи, митапы, корпоративы, но они на это не заточены. Года через три у тебя появляются первые звоночки, вокруг одно и то же окружение, ничего не меняется и хочется чего-то нового, но ты замыкаешься, потому что нет простых каналов найти правильных людей с теми же интересами.

В кулуарах вы тоже общаетесь и должны держать марку, „я все-таки из этой компании пришел, вот у меня бейджик висит”. Ты приходишь на конференцию, и со сцены рассказывают про трехкратный рост, про +600% чего-нибудь, очень-очень „саксесс стори”». Есть некий уровень, который ты должен поддерживать в разговоре, выполнять какие-то обязательства.

Ты встречаешься с человеком на Random Coffee, вокруг нет атмосферы успешного успеха, которая бывает на конференциях, вы садитесь и просто на чистоту обсуждаете любые вещи. Мы как раз хотим решить эту проблему, чтобы ты мог выйти из замкнутого окружения и подобрать тусовку, в которой будет комфортно и интересно.

Раньше можно было просто подойти и сказать: „привет, давай дружить”. Есть уже сформулированный тренд — запрос на оффлайность. Я могу сколько угодно переписываться в группах про продукты или про дизайн или еще что-то но выйти в оффлайн и обсудить лицом к лицу — это совершенно другой уровень общения. Вот прошло 20 лет, и куда-то эта штука пропала.

Ты снова понимаешь, что такое общаться оффлайн, понимаешь реакцию человека, который сидит перед тобой, видишь, что ему интересно. Это новая искренность. Это очень базовые человеческие вещи, которые мы почему-то начали забывать».

Сайт Random Coffee random-coffee.ru

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть