Hi-Tech

Селебрити от мира игр: профессия киберспортивного комментатора

Кастеры на турнире EPICENTER по Dota 2 в 2017 году

Программа была организована при поддержке Федерации компьютерного спорта России. Уже в сентябре будут вручены первые дипломы по программе «Управление киберспортом / E-Sports Management» в Высшей Школе Экономики – это первая в России образовательная программа в области киберспорта на базе ведущего государственного вуза.

Лекторами в рамках курса выступили ключевые фигуры российского киберспорта – например, Роман Дворянкин, генеральный менеджер киберспортивной команды Virtus.pro, Алексей Крайнов, региональный директор Riot Games, Дмитрий Смит, президент Федерации компьютерного спорта России, и многие другие.

Специально для издания VC я расскажу о том, как родилась и что из себя представляет профессия киберспортивного комментатора, и дает советы тем, кто рассматривает возможности работы в киберспорте. Я прочитал одну из лекций в рамках курса – "Стримеры и комментаторы как профессии компьютерного спорта".

Как рождаются звезды

Автограф Андрея "Dread" Голубева на военном билете болельщика на турнире EPICENTER Moscow по Dota 2 в 2017 году

Естественно, рынок труда в индустрии тоже растет и развивается. Киберспорт – растущая индустрия с миллионными контрактами, крупными призовыми фондами на международных турнирах, развивающейся инфраструктурой.

Развитие протоколов передачи данных привело к рождению первых трансляционных сервисов, а первая успешная трансляция по интернету состоялась в 1994 году, когда компания Xerox пригласила группу Severe Tire Damage на импровизированный концерт из их офиса в Пало Альто в Калифорнии. Как индустрия киберспорт зародился под влиянием активного развития интернет-технологий. Качество аудио во время того концерта можно сравнить с помехами телефонной линии.

Первые крупные чемпионаты, которые проводились под эгидой Nintendo или Blockbuster Video, тоже подстегивали интерес к этому виду спорта. Появились первые игры, в которые можно было играть по локальной (а затем и глобальной) сети, а соревновательная атмосфера – возможность перебить лучший результат противника или одолеть вражескую команду – и вознаграждения победителям стимулировали растущий интерес к новой индустрии.

В США это главным образом файтинги и шутеры (например, мультискриновый режим в Call of Duty стал причиной активного распространения домашних LANов в этой стране), в Южной Корее и России и странах бывшего СССР – стратегии (Warcraft, StarCraft) и впоследствии MOBA (Dota). В каждом регионе были свои игровые франшизы, которые полюбились местному населению.

Оппоненты должны были уничтожить вражеские космические корабли и захватывать планеты. На мой взгляд, киберспорт начался в конце 80-х с игры Netrek – бесплатной онлайн-стратегии, в которой могло принимать участие до 4 команд и 16 игроков. И здесь мы подходим ко второму важному фактору развития киберспорта – распространению модели игр free-to-play, то есть открытого доступа к соревновательным играм для всех, у кого был компьютер и доступ в интернет.

Именно тогда появились первые профессиональные киберспортсмены, которые зарабатывали на соревновательных играх поодиночке или в составе команд. Если посмотреть на «Мекку киберспорта» Южную Корею, то киберспорт в этой стране начал активно развиваться на фоне Азиатского финансового кризиса 1997-1998 годов, когда резко выросла безработица (с 2 до 7 процентов), одновременно с развитием сети широкополосного доступа.

Немаловажным была поддержка киберспорта государством: если в России киберспорт был сначала впервые в мире признан официальным видом спорта (в 2001 году), а потом этот статус был дважды потерян (и окончательно восстановлен в 2016 году), то в Южной Корее киберспортом планомерно заведовала ассоциация на базе Министерства культуры, спорта и туризма, которая помогала развивать культуру компьютерных клубов, оказывала поддержку киберспортивным организациям и командам, предотвращала договорные матчи и нечестные практики.

Поддержка на государственном уровне выводила киберспорт из нишевого развлечения на более высокий уровень, придавала статусности профессии киберспортсмена и, конечно, стимулировала развитие индустрии в целом и связанной с ней инфраструктуры и профессий.

Комментаторы в киберспорте

Киберспортивные комментаторы, или кастеры, зачастую сами были профессиональными игроками либо стримерами, хотя для работы это необязательное условие. Первые спортивные комментаторы появились в США в начале 20 века, киберспортивные – с развитием стриминговых платформ, главным образом, Twitch.

Кастер должен быть очень хорошо знаком с дисциплиной, которую комментирует. Главным образом, киберспортивный комментатор – это связующее звено между непознанным миром игры и людьми, которые за ней наблюдают. Не обязательно быть в прошлом стримером или тем более киберспортсменом, но желательно играть или иметь большой опыт в игре, которую комментируешь.

Кастер – это человек, который следит как за развитием игровой франшизы (то есть в курсе всех новых патчей, новых режимов или других изменений в игре), так и за развитием игроков. Но это далеко не все. Он наблюдает за игрой различных команд в течение долгого времени, знает, в каком состоянии находится конкретный игрок в данный момент, понимает динамику развития отношений внутри команды.

Типы кастеров

Оба вида комментаторов действуют вместе, дополняют знания и умения друг друга и в идеале составляют глобальную картину того, что происходит на поле боя. Есть два основных вида киберспортивного комментатора – play-by-play и аналитик.

Косплей "Деревни дураков" в студии аналитики на турнире EPICENTER по CS:GO в 2016 году

Это конкретные «замесы» в игре – яркие крупные сражения, например, битвы в Overwatch, драки в Dota 2 или клатчи в Counter-Strike. Play-by-play кастер комментирует игру в реальном времени. Главным образом play-by-play комментатор должен понимать и различать способности выбранных героев (например, в Dota 2 на данный момент 115 героев, у каждого из которых 4 или больше способностей – то есть больше 450 скиллов, с которыми должен быть знаком комментатор), а также ни в коем случае не сбрасывать темп. Он делает это в крайне напряженном и динамичном режиме, при котором каждую секунду игроки делают десятки действий, которые нужно заметить и прокомментировать. Сразу можно понять «градус» напряженности этой профессии. Кстати, есть такое интересное упражнение, когда длинные тирады play-by-play кастеров в разгар бойни на игровом поле ставят на минус песни Eminem «Rap God».

Его взгляд на игру более комплексный и глубокий, чем у play-by-play комментатора. Аналитик должен понимать, почему конкретный «замес» разворачивался и закончился именно так, а не иначе. Он требует понимания микро игры (то есть конкретных параметров и навыков игроков – скорости, выбранных способностей, тактики в игре) и макро игры (то есть общего взгляда на игру и действий команд в целом – например, почему здесь нужно было отступить – которые определяются ингейм лидером или капитаном команды).

Поначалу многие, если не большинство, совершают ошибки и перебивают друг друга, но со временем это меняется. Поскольку комментирование происходит одновременно двумя кастерами, оба должны приноровиться друг к другу и понимать, когда должны вступать и начать комментировать свою часть.

Быть или казаться

У таких комментаторов может быть совсем неглубокое понимание игры, которое они компенсируют высоким словарным запасом. Play-by-play кастер должен уметь «хайпить» – разжигать огонь в зрителе, переносить его в самое сердце битвы. Многие комментаторы занимаются с тренерами техники речи, тренируют дыхалку. Все остальное – практика. Перед матчами обязательно нужно разогреться – это базовые упражнения для тех, кто говорит на публику: скороговорки, вокальные упражнения. Например, в студии RuHub индивидуальные курсы проходят все комментаторы.

Зачастую они имеют большой стаж просмотра киберспортивных матчей, среди аналитиков много бывших профессиональных киберспортсменов. Аналитики должны в первую очередь очень хорошо знать и понимать игру. Например, в Англии большинство комментаторов начали с контент мейкинга – видео, текстов и другого контента для игровых сайтов или компаний. Но есть и исключения.

У последних намного менее жесткий режим работы (про-игроки тренируются по 10-12 часов в день), появляется семья, да и возраст уже не тот. Профессиональные игроки рано или поздно должны закончить карьеру, и многие становятся комментаторами. Многие комментаторы начинали карьеру как игроки, но закончили еще до того, как индустрия разрослась до таких размеров, как сейчас.

Лучше закончить театральные курсы или иметь опыт выступлений на публику. На мой взгляд, человеку, который интересуется карьерой киберспортивного комментатора, не обязательно быть в прошлом стримером или про-игроком. Среди комментаторов много стримеров, потому что это самый доступный способ поработать с публикой.

Вопрос трудоустройства

Как я уже отметил выше, без опыта вас, скорее всего, возьмут в небольшую студию, которая комментирует региональные или коммерческие турниры. В СНГ есть две большие студии (включая RuHub, где работаю я) и несколько небольших студий.

Работа в студии дает эту возможность, а хорошая работа каждый день прибавляет баллы к репутации. Зарплата комментаторов зависит от медийности самого комментатора – поэтому так важно работать над своим имиджем, вести соцсети, давать комментарии и общаться с как можно большим количеством людей.

Комментаторы за неделю работы на таком чемпионате получают от 10 тысяч долларов за неделю работы. Комментаторов на крупнейшие мировые турниры (например, The International компании Valve, разработчика Dota 2) выбирают, чаще всего, сами издатели игр.

Начинающие комментаторы могут получать от 60 тысяч рублей, но с каждым годом их медийный вес, узнаваемость, а также навыки растут, соответственно, растет и уровень вознаграждения.

Дмитрий "LighTofHeaveN" Куприянов на автограф-сессии кастеров на турнире EPICENTER XL по Dota 2 в 2018 году

Такие турниры сейчас проводят очень многие компании, которые стремятся войти в индустрию и заполучить молодую платежеспособную аудиторию киберспортивных фанатов. Многие комментаторы берутся за корпоративные турниры в качестве подработки. В лиге Overwatch комментаторы участвуют в рекламе спонсоров и получают за это деньги, также работает реклама на их каналах на YouTube и Twitch (если они стримят).

Есть куда расти

В некоторых других странах с этим делом по-другому. В России комментаторы такие же медийные лица, как и везде, но чаще всего связаны с конкретной студией, поэтому не могут заключать спонсорские или рекламные контракты с коммерческими брендами. На мой взгляд, такая система могла бы оздоровить и российскую индустрию киберспортивных кастеров. Например, в Англии у киберспортивных комментаторов есть некий профсоюз, а каждый комментатор волен работать с любой компанией и студией как свободный агент.

До сих пор можно видеть комментаторов, которые не к каждому турниру подходят одинаково, немногие активно развивают свой “бренд”. Еще одна проблема лежит в самих кастерах – немногие готовы работать над собой, над своим образом. На мой взгляд, это характеристика нашего менталитета.

Комментаторам нельзя открыто любить или ненавидеть определенную команду, но на трансляциях даже локальных турниров часто можно наблюдать приверженность к любимому составу, из-за чего комментирование противоположной команды приобретает не совсем объективный оттенок.

Итог

Для этого можно начать с тренировки: попробуйте прокомментировать один матч и записать себя на камеру. С уверенностью могу сказать, что «прокачаться» в комментировании можно за год планомерной работы. В следующий раз вы их не допустите. Когда вы посмотрите запись, сразу заметите ряд ошибок. Когда будут готовы несколько лучших, на ваш взгляд, записей, можно отправить их в понравившуюся студию – без опыта могут взять, скорее всего, на комментирование небольших матчей в ночное время – и начать работать. Сделайте это несколько раз – и можно показывать запись друзьям и родным, они тоже дадут свои комментарии к вашему стилю, речи и поведению на камеру. Со временем навык прокачается еще больше, и можно будет показать свое портфолио крупной студии с правом комментировать топовые мировые турниры.

Тем, кому интересна профессия комментатора в киберспорте, нужны желание комментировать и работать с публикой, любовь к играм и готовность поработать в динамично развивающейся среде.

К тому же, если какая-то дисциплина начинает терять популярность, студия достаточно легко переквалифицируется на другую. Новые киберспортивные дисциплины появляются каждый год, так что интерес и спрос на специалистов всегда есть.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть