Хабрахабр

Самые необычные музыкальные инструменты: орган Хаммонда, Vako Orchestron и Synclavier


Мы продолжаем серию материалов про необычные музыкальные инструменты. На этот раз рассказываем про, казалось бы, довольно традиционалистскую их разновидность — клавишные.

В нашей подборке необычных «клавиш» — электромеханический орган Хаммонда, один из ранних цифровых синтезаторов Synclavier и оптический орган Orchestron.

Кстати, если вам больше нравится микроформат статей — у нас есть свой Telegram-канал.

Southern CC BY-ND
Фото John R.

Орган Хаммонда

Этот электромеханический орган в 1930-х спроектировал американский инженер Лоуренс Хаммонд. Несколькими годами позже он создал первый в мире полифонический синтезатор Novachord — но его имя всё же намертво «приклеилось» к электромеханическому органу, которым пользовались самые разные музыканты, а не только органисты церквей: рок, джаз и блюз-исполнители, а также исполнители воспело.

Пример игры на органе Хаммонда

Одним из первых его изобретений была Teleview — методика получения стереоскопического изображения для кинотеатров. Лоуренс Хаммонд был «серийным изобретателем».

Хаммонд использовал активный принцип показа 3D изображений (когда изображения для левого и правого глаза показываются поочерёдно на очень высокой скорости). Первый показ состоялся в декабре 1922 года. При всех достоинствах технологии Teleview не прижилась — производство фильмов и оборудование зала было слишком дорогим, а процесс просмотра не очень удобным (смотреть нужно было через специальный прибор, прикрепленный перед каждым сидением). Несмотря на то, что Хаммонд не был изобретателем этого принципа (патент на него датируется 1897 годом) его Teleview была одной из первых систем такого рода, которые увидела широкая публика.

Его часы с двигателем переменного тока, работающие очень точно и бесшумно, оказались настолько популярны, что Хаммонд в итоге основал Hammond Clock Company, которая скоро разрослась до большой фабрики. В 1920-х Хаммонд также работал с синхронными электродвигателями.

Хаммонд купил подержанное пианино, разобрал его и начал экспериментировать с электромеханическим генератором и разными методами извлечением звука. Наконец, в 1933 году, на фоне Великой Депрессии и экономического упадка, Хаммонд начал думать над другими изобретениями — и решил взяться за один из заказов на создание музыкального инструмента, который мог бы позволить небольшим церквям не тратить деньги на дорогостоящий орган.

При этом механизм был относительно небольшим, благодаря чему орган Хаммонда был намного меньше традиционно огромных духовых органов с сотнями труб в разных регистрах. В основу его органа лег вал с «фонетическими колесами» — по принципу «Телармониума», более раннего инструмента подобного рода. Сначала, правда, он создал намного более простой инструмент — электрическую флейту.

Про его изобретение услышал Генри Форд и попытался заказать сразу шесть органов — так Хаммонд, ещё даже не начавший серийное производство своего нового механизма, понял, что нашёл золотую жилу. В 1934 году Хаммонд получил патент на своё изобретение — всего за три месяца. От предложения Генри Форда помочь с организацией производства органов Хаммонд отказался.

Они, конечно, являлись скорее результатом технических недоработок, но со временем стали частью неповторимого звучания органа. Из-за некоторых особенностей конструкции у звучания органа было несколько минусов — например, щелчки клавиш или едва слышные «призвуки» соседних нот, которые появлялись потому, что соседние тональные колеса влияли на звукосниматели друг друга.

Через какое-то время появились и органы на основе электронных схем. Всего компания Хаммонда выпустила несколько моделей органа, отличавшихся некоторыми элементами конструкции. Синтезаторы и другие инструменты с возможностью семплирования могут имитировать орган Хаммонда, но многие музыканты до сих пор ценят оригинальное звучание инструмента. Классической сейчас считается модель В-3.

На органе Хаммонда играли многие легендарные клавишники и джазовые исполнители — Рик Райт, Джон Лорд, Джимми Смит, Ларри Янг и другие.

Джон Лорд играет на органе Хаммонда

Synclavier

Синклавир — это нечто большее, чем просто клавишный музыкальный инструмент. По сути, это одна из первых полноценных музыкальных рабочих станций, с помощью которой можно создавать электронную музыку «под ключ» — замена целой студии. С помощью синклавира можно синтезировать музыку, создавать семплы и заниматься прямой звукозаписью, поэтому на нём работали не только музыканты и композиторы, но и, например, дизайнеры звуковых эффектов.

Она варьируется от 20 до 200-300 тысяч долларов, а самый дорогой инструмент был продан за 500 тысяч. Ещё одна запоминающаяся особенность синклавиров — цена.

Некоторые возможности синклавира

История его, однако, началась раньше — в 1972 году во время летней практики в Дартмутском колледже студенты Кэмерон Джонс и Сидни Алонсо работали над ПО и аппаратной частью компьютера, которые позволяли бы последнему «издавать различные звуки и свисты». Синклавир разработала американская компания New England Digital Corporation в 1977 году.

В течение последующих четырех лет инженеры продолжали работать над этой задачей — результатом стал компьютер ABLE. По задумке с его помощью студенты композитора и преподавателя Джона Эпплтона должны были тренировать слух. Он же был первым продуктом, выпущенным New England Digital Corporation.

Его закупали преимущественно университеты. Эта технология легла в основу Synclavier I — первой модели полностью цифрового синтезатора New England Digital Corporation. Они появились и стали визитной карточкой следующей модели — Synclavier II. С его помощью можно было синтезировать звуки — у него ещё не было клавиш и панели управления.

Synclavier II — это та самая модель, которая сейчас ассоциируется с синклавиром. Вторая модель вышла в начале 80-х. Однако потом компания сделала ещё несколько модификаций — например, в 1982 году улучшила клавиатуру и добавила возможность увеличить полифонию до 32 голосов.

Им пользовались десятки великих музыкантов и музыкальных групп (во многом потому, что только им он был по карману). Synclavier версии середины 80-х по-прежнему считается одним из высочайших стандартов качества. Например, многие звуки в легендарных альбомах Майкла Джексона Thriller и Bad были сделаны с помощью синклавира, а Стинг активно использовал его на ранних этапах своей сольной карьеры (видео).

Vako Orchestron

У оптического органа Vako Orchestron была довольно интересная история. Изначально технология (воспроизведение предзаписанных на оптические диски звуков) использовалась в более простой модели Optigan, предназначенной для музыкантов-любителей и выпускавшейся компанией Mattel, крупным американским производителем игрушек. Optigan не стал коммерчески успешным, а технология перешла к Vako — компании Дэвида ван Коверинга (David Van Koevering), одного из пионеров электронной музыки, который раньше работал над конструкцией и раскруткой синтезатора Moog.

И действительно, у Orchestron было несколько важных отличий — например, записи звуков были закольцованы в отличие от восьмисекундных звуков меллотрона. Коверинг планировал развить технологию «домашнего» Optigan и сделать Orchestron полноценной заменой профессиональному «Меллотрону». Изначально у Orchestron было восемь наборов звуков (скрипка, орган, флейта, саксофон, духовой орган, валторна, виолончель и хор), но потом вышло несколько дополнений. Ещё Orchestron был меньше и легче, кроме того, диски со звуками можно было менять значительно быстрее, чем магнитную ленту меллотрона.

Возможности Vako Orchestron

Но его главной проблемой было низкое качество фотозаписи — по сравнению с качественным звучанием магнитных лент меллотрона Orchestron всё же проигрывал. У Orchestron было много интересных возможностей. Всего было создано около ста инструментов, а сейчас известно примерно о сорока — они пользуются огромным интересом со стороны фанатов lo-fi.

Одно из самых известных применений Orchestron в музыке — это альбомы Radio-Activity (1975), Trans-Europe Express (1977) и The Man-Machine (1978) немецкой группы Kraftwerk.

А Optigan, кстати, недавно получил «вторую жизнь» в качестве приложения для iOS.

Другие необычности в нашем «Мире Hi-Fi»:

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»