Главная » Софт » Самые адекватные способы осваивать новое ПО

Самые адекватные способы осваивать новое ПО

Современные требования к вашей квалификации — это владение (желательно) как можно большим количеством программ по вашей специальности. Когда вы говорите, что вам по плечу разные платформы, то это безусловно ваше конкурентное преимущество.

  • Программист выглядит выигрышнее со знанием нескольких языков программирования
  • Дизайнеру играет на руку возможность переходить из Adobe Illustrator в CorelDraw или InDesign
  • Для звукорежиссёров плюсом является работа в нескольких DAW и с десятками разных плагинов
  • Пиарщик и рекламист хорош, если умеет копаться в личных кабинетах Google AdSense, Adwords и Яндекс.Директа
  • Маркетолог 80-го уровня знает более одной CRM-системы
  • Юристу весьма поможет знакомство с различными информационно-правовыми системами (особенно если речь идёт о рынках разных стран)

Но как найти силы и терпение для изучения каждого «уникального софтверного решения»? Ниже я предлагаю 3 взаимосвязанных способа разобраться с проблемой, порой вызывающей ступор, а также желание просмотреть несколько часов видео на Ютубе или отдать кому-нибудь немалые деньги за сомнительные курсы.

Чтобы изучать софт, нужно заходить и копаться в его интерфейсе.

Чтобы изучать софт, нужно решать в нём задачу, в которой заинтересованы именно вы.

Чтобы изучать софт, нужно читать официальную документацию.

Это аксиомы. А дальше доказательства.

Копаемся в интерфейсе

Всё просто: не зашёл — не научился. Без копии программы смысла во всей затее нет. Нужно запустить и просто понаблюдать, что здесь есть. Сколько времени потратите, на столько и приобретёте навыков. Распространённая ошибка — сначала начинать смотреть видео, в котором объясняется интерфейс, пытаться что-нибудь запомнить, как минимум не сопровождая процесс попыткой попробовать то же самое самостоятельно.

Решаем собственную задачу

Вместо того чтобы позволять авторам уроков решать, что вы забьёте в базу/запишете/смоделируете/скомпилируете, лучше решите то, ради чего начали изучение ПО, иначе зачем всё это нужно? Если задача слишком сложна, тогда следует начать с какого-то одного аспекта, который впоследствии приблизит вас к желаемому уровню.

Читаем официальную документацию

Когда встаёт необходимость научиться что-нибудь делать в новой программе, многие выбирают один из стандартных путей:

  • Гуглят статьи на сайтах
  • Смотрят случайные видео (в лучшем случае — курсы из нескольких видео)
  • Ищут книгу по теме

Все эти способы, несомненно, хороши и имеют плюсы! Но, на мой взгляд, они толкают нас в парадоксальную ситуацию: тратя на (к примеру) 15-минутное видео/статью меньше времени, чем на прочтение официальных гайдлайнов, в совокупном итоге мы тратим на изучение больше времени. Почему так происходит?

Тратя на короткие видео/статью по отдельности меньше времени, чем на прочтение официального гайдлайна, в совокупном итоге мы тратим на изучение ПО больше времени.

Дело в том, что гайды типа «Делаем стул в 3ds Max», «Сведение метал-трека за 5 минут» или «Как создать такие же табы на CSS» слишком ситуативны и обращают много внимания на частности, тогда как начало изучения лучше потратить на анализ основ и обобщённых сведений: какова философия языка программирования? Что есть в интерфейсе редактора? Какие есть кнопки, что они делают? Как тут масштабировать, создавать проект, нарисовать круг, включить запись, сложить два оператора? Что означает вон та пиктограмма?

А книги по IT-тематике быстро устаревают (по крайней мере с выходом новой версии ПО). Например, у автора до сих пор лежит артефакт — «Windows 95 для чайников». Новые и качественные издания стоят дорого.

Почему официальная документация лучше видеокурсов, статеек и книг? Дело в том, что она подготовлена профессионалами, обновляется и является источником не пережёванной информации «из первых рук». Звучит мощно.

Официальная документация — это сопроводительные документы, подготовленные разработчиками или пользователями на официальном ресурсе программного обеспечения и описывающие это ПО.

Конечно, можно найти и примеры софта, который делали не профессионалы, уже давно не обновляется и разработчики которого давно забили на раздел «Help», а также абсолютно гениальные книги и статьи-туториалы; но всё же это не меняет моей позиции: в общем случае доки к технически сложному софту ничто не заменит.

Важные факты про официальную документацию

Есть ещё несколько вещей, на которые следует обратить внимание, говоря о доках.

  1. Во-первых, в основном мы говорим здесь о документации, находящейся в свободном доступе на сайтах разработчиков (в виде статей или скачиваемых pdf-ок, а также на официальных Wiki-ресурсах). Судя по моему опыту, в настоящее время разработчики софта чаще отходят от размещения документации на компьютере пользователя и переносят её на сайт. Она будет и новее коробочных буклетов (если вы ими пользуетесь), и удобнее в использовании.
  2. Во-вторых, официальная документация часто содержит общеизвестные теоретические истины, важные для направления, в котором вы работаете (допустим, статьи на сайте Autodesk подробно объяснят, что такое полигон и как он применим в 3D-моделировании, хотя деление на полигоны используется во всех подобных 3D-редакторах и давно уже попало в учебники.

Про кадровые требования

В кадровых требованиях к IT-специальностям часто указывается «составление документации», и это неспроста. Ни одна программа не будет понятна без мета-информации (без какого-либо комментария и описания функций), а первыми её должны понять сами разработчики — поэтому от них и требуют описаний.

Ссылки-иллюстрации

Приведу навскидку выбранные примеры, где и что можно почитать, если иметь на то желание.

Программирование и веб-разработка

Сайт языка PHP
Документация CMS WordPress
Веб-стандарты консорциума World Wide Web
Стандарты веб-дизайна и приложений W3C

SEO и digital-реклама

Помощь по Яндекс.Директу
Глоссарий Яндекс.Директа
Настройка файла robots.txt — Яндекс.Вебмастер
Руководство по Google Adwords
Руководство по Google AdSense

3D-моделирование

3ds Max 2015 Help
Глоссарий 3ds Max 2015
Blender Reference Manual
Глоссарий Blender

Звукорежиссура

Документация к плагинам Waves
Документация к плагинам iZotope
Документация к плагинам FabFilter

Короче, документация есть на всё, незачем далеко ходить.

Выводы

Думаю, основной посыл этой статьи — это то, что всё в ваших силах. Освоение софта — это целенаправленная работа, от которой не избавят видеоуроки уровня «newbie».

  1. Во-первых, запускать софт и изучать его интерфейс — это элементарный научный метод наблюдения, который доступен каждому.
  2. Во-вторых, если вы начали изучать какое-то ПО, то уже должны знать, зачем вы это делаете, а потом сможете придумать себе и задачу для выполнения, которая будет для вам максимально мотивирующей (и за вас это не сделает никто другой).
  3. В-третьих, известный исследователь психологии влияния Роберт Чалдини считает, что при выборе чего-то стоящего люди склонны скорее воспользоваться платной услугой, чем бесплатной, и скорее более дорогой, чем менее дорогой («ну как, ведь если цена такая высокая, значит, оно столько стоит?» — такова логика). Увы, на самом деле логика другая: благодаря Интернету информация лежит на земле, подобно куче упавших с дерева яблок, и вы совершенно свободно можете воспользоваться ей, при этом бесплатно — не значит плохо, главное вдумчиво относиться к источникам.

Таковы 3 моих метода по изучению нового софта. Я не утверждаю, что они единственно верные, но вообще они довольно неплохо работают, потому что сталкивают с софтиной лицом к лицу.


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Мой путь воина, или как я готовила приложение для жизни в Sailfish

Искусство воина состоит в сохранении равновесиямежду ужасом быть человеком и чудом быть человеком.«Путешествие в Икстлан» Мой путь воина – брутального frontend-разработчик на «плюсах» – состоял в том, чтобы найти равновесие между разработкой приложения, работающего на Sailfish, и кроссплатформенного приложения. Это ...

[Перевод] Реалистичная практика найма инженеров

Наём инженеров может быть трудной, утомительной и обременительной процедурой. Кандидаты читают книги, как пройти интервью, что говорит о зрелости существующих методов. Мы нанимаем профессионалов для создания продукта, а не для повторной реализации старых алгоритмов. Я ещё не видел программиста, который ...