Hi-Tech

Самостоятельное программирование автономных автомобилей делает людей менее эгоистичными

Как должны поступать автомобили? Самоуправляемые автомобили не за горами, но разработка правил, которые должны ими управлять, оказалась непростой задачей. Оказалось, что если позволить людям самим программировать автономный транспорт, разрыв между личным интересом и большим благом сокращается. Принимать человеческую точку зрения, которая зачастую потворствует собственным интересам, или же действовать во имя общего блага?

Этика самоуправляемых автомобилей

Исследование 2016 года показало, что люди широко поддерживают модели утилитарного программирования, спасая жизни большего числа людей, даже если это ставит под угрозу жизнь водителя. Основное внимание в этой области уделялось самым насущным нравственным дилеммам — как должны вести себя автономные автомобили, когда речь идет о жизни или смерти. Но эти же люди открыто высказались, что менее охотно купят автомобиль, который может принести себя в жертву, чтобы спасти других.

Несколько месяцев назад эта же группа ученых опубликовала глобальный опрос на тему отношения к автомобилям, который показал, что нравственные принципы, которые, по мнению людей, должны использоваться для их программирования, значительно разнятся от страны к стране.

Водители уже ориентируются в подобных ситуациях каждый день; притормозить и пропустить кого-то — это, конечно, добавит несколько секунд времени поездки, но если каждый будет так делать, движение будет проходить более плавно. И все же, не так давно в PNAS появилась работа, посвященная более распространенным социальным дилеммам, не связанным со смертельной опасностью, но все же противопоставляющим индивидуальные интересы коллективным.

Однако они хотели выяснить, как сам процесс программирования этих заблаговременных решений, а не принятие их на лету повлияет на выбор людей. Авторы признают, что решения о том, как запрограммировать автономные автомобили справляться с этими ситуациями, не будут приниматься исключительно самим владельцем; производители и регуляторы, вероятно, сыграют большую роль.

Новое исследование показало, что это применимо к контексту программирования автономных автомобилей. Уже имеется значительный объем исследований, показывающий, что вовлечение людей в процесс принятия решений раньше времени приводит к более справедливому и менее эгоистичному принятию решений.

Четырем участникам из Amazon Mechanical Turk дали в управление по одному автомобилю и им пришлось выбирать, включать кондиционер каждый раз, когда автомобиль останавливался, или нет. Исследователи разработали компьютерный эксперимент, основанный на классической дилемме заключенного, в котором игрокам приходится выбирать между сотрудничеством или отказом от него.

Были и финансовые вознаграждения, которые варьировались в зависимости от того, сколько людей решило сотрудничать или уклонилось в каждом раунде. Отключение кондиционера было охарактеризовано как коллективное благо, поскольку это уменьшает расход топлива и сокращает вред для окружающей среды. Финансовые вознаграждения были выстроены таким образом, что игрокам было выгоднее отказаться от сотрудничества, но если каждый отказывался, совокупный результат был хуже, чем в случае общего сотрудничества.

В каждой игре автомобиль останавливался 10 раз, но в то время как половина участников принимала решения каждый раз, когда автомобиль останавливался, как если бы они ехали сами, другая половина принимала свои решения для всех 10 остановок с самого начала, будто самостоятельно программировала свою машину.

В ходе различных экспериментов ученые выяснили, что люди, которые программировали свои машины заранее, всегда были более склонны к сотрудничеству, чем те, кто принимали решения на лету.

В попытке выяснить, почему так получается, ученые провели тесты, в которых интерфейс игры подчеркивал различные аспекты проблемы (фокус на себе против фокуса на коллективе; или фокус на денежном вознаграждении против окружающей среды), и проанализировали самооценку мотивации участников.

Что примечательно, в другом эксперименте, где участники могли перепрограммировать автомобили после каждого раунда, они по-прежнему сотрудничали больше, чем те, кто принимал решения напрямую. Результаты показали, что заблаговременное программирование транспортных средств делало участников менее сосредоточенными на краткосрочном финансовом вознаграждении. Это важно, утверждают ученые, поскольку производители, скорее всего, позволят покупателям настраивать параметры своего автомобиля в зависимости от опыта вождения.

Но основополагающий вывод заключается в том, что отделение людей от немедленного принятия решений — то, что определенно будет делать самоуправляемый автомобиль — приводит к тому, что люди охотнее идут на сотрудничестве. Такого рода исследование может показаться довольно абстрактные, а конкретные награды и мотивы, используемые в этом эксперименте, — оторванными от реального процесса вождения. Это актуально, поскольку мы все больше полагаемся на машины, которые будут решать за нас.

Но недавние сообщения о том, что автомобили с самостоятельным управлением будут курсировать по городу с малой скоростью, а не парковаться, подчеркивают потенциальные подводные камни в будущем. Практически все согласны с тем, что самоуправляемые автомобили в среднем будут безопаснее, экологичнее и эффективнее.

Пожертвовать своими интересами или пойти навстречу обществу? А какое решение примете вы? Расскажите в нашем чате в Телеграме.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть