Hi-Tech

Россияне создали сервис для планирования офиса и оценки стоимости аренды в США

Чтобы его придумать, предпринимателям понадобилось $40 тысяч и четыре попытки. Floorhub работает на базе искусственного интеллекта.

В закладки

С её помощью брокеры, риэлторы, владельцы и оценщики недвижимости могут получить нужную им информацию не прибегая к услугам консалтинговых агентств. Floorhub — облачная платформа с интерактивными планами офисных помещений. Например, Floorhub позволяет узнать, во сколько оценивается здание, сколько квадратных метров можно арендовать и как выглядят планы офисов.

Но прежде чем заняться этим проектом, компания не раз меняла бизнес-модель — поначалу создавала сервис, генерировавший дизайн помещения с учётом пожеланий пользователя. Разработала Floorhub российская команда Archeads.

Floorhub работает по SaaS-модели, ежемесячная подписка стоит $69, а если клиент хочет обработать большой объём данных — цена договорная. Разработчики Archeads находятся в России, но стартап нацелен в первую очередь на американский рынок недвижимости, отечественный основатели считают «слишком маленьким».

Сооснователи Александр Смага и Артур Ткачук рассказали о сменах бизнес-модели, акселерационной программе в США и привлечении инвестиций в проект. Весной 2019 года проекту исполнился год.

Знакомство партнёров и первые задумки

В 2014 году Смага вместе с друзьями решил открыть в городе бар под названием «Культовый бар». По образованию Александр Смага архитектор: он шесть лет жил и учился в Астрахани, а со второго курса работал по профессии. Там он и познакомился со своим будущим партнёром по бизнесу — Артуром Ткачуком.

Он давно работал в мебельном бизнесе: с 12 лет на отцовском мебельном производстве. Ткачук был директором компании по производству мебели и получил предложение сделать мебель в баре Смаги.

К тому времени они переехали в Москву: Смага по-прежнему работал архитектором, а Ткачук управлял мебельным производством. Смага и Ткачук стали друзьями, идея же создать совместный бизнес появилась позже, в 2018 году.

Александр Смага (слева) и Артур Ткачук

Он обратился за помощью к Ткачуку. Однажды Смага получил заказ на проектирование яхт-клуба — несколько деревянных беседок и кафе. Обычно в него входят общий план помещения, развёртка стен и план размещения мебели и света. В течение работы у друзей появилась идея — применить нейросети и алгоритмы для автоматического создания архитектурных проектов.

Конечно, они делают не слишком качественные проекты, но часто у людей не хватает средств, чтобы нанять специалиста высокого уровня. Я вижу вокруг много работ непрофессиональных архитекторов, мне кажется, на рынке около 70% таких работников.

Поэтому мы захотели создать систему, которая могла бы автоматически создавать простые архитектурные проекты.

Александр Смага

Тогда Ткачук вспомнил про университетского знакомого, разработчика Михаила Тунегова. Ни один из них, однако, не разбирался в программировании и машинном обучении.

Также к стартапу присоединился графический дизайнер Артём Горчаков, приятель Тунегова. Тунегову понравилась идея, и он дополнил команду, став техническим директором.

Идея была проста: придумать сервис, который генерировал бы персонализированный дизайн для клиента. Команда стала изучать рынок и обсуждать варианты развития проекта. «Вводишь "девушка, 25 лет, люблю розовый цвет", и система выдаёт тебе проект», — уточняет Ткачук.

Он рассказал, что их задумка подходит для сферы офисного дизайна: в США владельцы недвижимости постоянно сдают офисы без мебели и клиенты самостоятельно ищут дизайнеров. Изучая рынок, они обратились к знакомому разработчику из американского агентства недвижимости. Тогда команда решила сфокусироваться на автоматизации дизайна для нежилых помещений.

Весной 2018 года Смага понял, что нужно выбрать что-то одно: работу архитектора или развитие собственного стартапа. Стартапом единомышленники занимались в свободное от основной работы время. Ткачук уволился из мебельной фирмы в июле 2018 года. Он решил развивать Archeads и записался в школу стартапов от дизайн-завода Flacon и инвестиционной компании Realogic.

Было забавно: я пришёл на встречу с проектом «умной» архитектуры, говорил про искусственный интеллект и так далее, а большинство других студентов были хоть и с интересными, но менее амбициозными проектами В школе я начал понимать, что такое стартап и какие первые шаги нужно сделать.

Александр Смага

Смага ходил на всевозможные мероприятия и поучаствовал в «Трансформации» — проекте для стартапов от Правительства Москвы. Ни у кого в команде не было опыта создания стартапов, поэтому начали с плана действий. Там он встретился с руководителем Starta Accelerator Екатериной Дорожкиной.

Он рассказал ей о проекте, руководителю акселератора она понравилась. Через несколько недель Смага встретился с Дорожкиной снова — на мероприятии Startup Village. Команду пригласили на телефонное собеседование и вскоре предложили приехать в Нью-Йорк и пройти обучение в акселераторе Starta.

Замысел был рискованным, вспоминают основатели. Партнёры согласились и начали собирать документы для визы в США. Визы выдали на четыре месяца — срок обучения в акселераторе. Кроме большого желания, у них не было ничего — ни денег на жизнь в США, ни прототипа продукта.

Клямкин был школьным другом Смаги и стал бизнес-партнёром Archeads. Вместе с тем в Archeads пришли ещё два человека — математик Александр Ульянов и Григорий Клямкин. Он дал $40 тысяч на визы, билеты и зарплаты команде.

Акселератор в США

По приезде в Нью-Йорк партнёров ждало ещё одно испытание: успеть протестировать идею и создать прототип продукта для привлечения следующих инвестиций.

Они отправили нас опрашивать потенциальных клиентов, собирать информацию и отзывы. Когда мы приехали в акселератор, менторы и коучи сказали, что не могут нам ничем помочь, ведь у нас была только презентация.

Нам повезло, что американцы очень открытые. И мы постучались в ближайшую дверь напротив — это было агентство недвижимости. Попробуй стучаться в двери московских агентств и рассказывать про идеи — тебя просто пошлют.

Александр Смага

Они познакомились с руководителем отдела дизайна стартапа Knotel — компании, которая сдаёт помещения в аренду небольшим организациям и меняет пространство по мере роста количества сотрудников. Партнёры зарегистрировались на LinkedIn и начали искать представителей агентств недвижимости.

Оказалось, что стороны не поняли друг друга: Смага и Ткачук пришли на встречу без презентации и хотели узнать, какие потребности есть у самой Knotel. Менеджеры компании назначили Ткачуку и Смаге встречу, рассчитывая на презентацию их проекта и обсуждение сотрудничества.

Некоторые менеджеры и уже наши партнёры в США до сих пор вспоминают: «Странные русские ребята пришли и ничего не показали, задавали много вопросов и говорили, что скоро сделают удобную систему, если вы нам подскажете, что нужно». Было весело.

Александр Смага

Постепенно команда меняла первоначальные подход и идею, в конечном счёте решив сфокусироваться не на дизайне, а на генерации 3D-планов помещений для брокеров по недвижимости. В течение всей акселерационной программы Ткачук и Смага изучали потребности американского рынка, а разработчики в России проектировали первый прототип Archeads.

У брокера есть план офиса: он фотографирует его, загружает в Archeads, и система выдаёт ему 3D-модель красивого и спроектированного помещения. Представим, что брокер приходит с клиентом в офис — он пустой и его сложно продать. И гораздо дешевле, чем работа дизайнера и архитектора. Магия.

Артур Ткачук

Чтобы решить проблему, разработчики Archeads создали нейросеть, научившуюся распознавать даже самые некачественные планы помещений и перерисовывать их в едином визуальном формате. Подобный замысел сложно реализовать: например, не существует нормативов по отрисовке планов — все планы зданий выглядят по-разному и порой находятся не в лучшем состоянии.

Starta Capital, помимо оплаты акселератора, вложила в компанию ещё $20 тысяч. В конце акселерационной программы Archeads показала прототип технологии: программу, создающую 3D-модель офиса по фотографии плана.

Изменение бизнес-модели

К примеру, арендосъёмщики по всему миру платят за площадь большую, чем фактически занимают. По мере работы команда узнала много тонкостей бизнеса в сфере недвижимости.

Узнав об этом, предприниматели решили найти базу данных с подобной информацией по городу, но оказалось, что её не существует. Во всех нежилых помещениях клиент оплачивает не только офис, но и часть коридора: по словам Ткачука и Смаги, в Нью-Йорке разница между используемой и арендованной площадью в среднем составляет 25–30%.

Но у оценщиков не было единой базы с данными и аналитикой по разным зданиям. Помимо владельцев зданий и риелторов, на рынке недвижимости был ещё один игрок — компании, занимающиеся её оценкой.

О собственной технологии в Archeads не говорят: сейчас её патентуют в США, она остаётся коммерческой тайной. Партнёры поняли: это свободная ниша и им не составит труда подсчитать размер арендуемой и используемой площади.

Основатели занялись разработкой платформы, на которой можно было бы автоматически оцифровывать планы и получать данные о помещениях и оценке недвижимости.

Она помогла найти 25 брокеров из компаний вроде Cushman & Wakefield, Brookfield, JLL. Зимой 2018 года они познакомились с агентом по недвижимости Надей. Все они заинтересовались платформой.

В Archeads провели несколько тестов, узнав о других проблемах агентов: многие выставленные на продажу помещения вовсе не имели планов или планы были очень плохи.

Тогда партнёры решили подсоединить к платформе базу данных с планами помещения и их визуализацией. Некоторые же чертежи не совпадали с действительной планировкой здания: иногда владельцы возводят или убирают стены незаконно.

Мы поняли, что ни у одного из игроков на рынке недвижимости нет глобального хаба, в котором бы аккуратно лежали оцифрованные планы и у каждого был бы к нему доступ.

Артур Ткачук

Его назвали Floorhub. Сейчас Archeads сосредоточен на этом продукте. Это облачная база данных интерактивных планов офисных помещений с возможностью автоматической генерации планировок.

В приложении — разные уровни доступа: для владельцев недвижимости, оценщиков или представителей консалтинговых компаний. Каждый пользователь программы может загрузить в неё фото плана и создать визуализацию или получить информацию об интересующем его здании. Пока компания работает по SaaS-модели, месяц подписки стоит $69.

Основная цель компании — оцифровать всю недвижимость в любой стране, подогнать под единый визуальный формат и предоставить данные всем заинтересованным игрокам рынка недвижимости. Сегодня в команде Archeads уже десять человек.

Пока идея не приносит основателям заработка: первую версию Floorhub брокеры тестировали бесплатно. У компании уже появился первый клиент — Creco.ai, также она ведёт переговоры с Moody's Analytics, RICS и другими фирмами. Сосредоточена Archeads прежде всего на американском рынке недвижимости, российским не интересуется, считая его «слишком маленьким».

Сейчас мы вышли на финишную прямую с релизом программы, но у нас со Starta Capital подписан договор о неразглашении, поэтому пока мы не можем рассказать подробности.

Мы создаём понятную для всех программу — чтобы даже ребёнок мог зайти, нажать кнопку и получить всю необходимую информацию. Могу сказать, что сейчас направление по генерации планов стало популярным, но у всех разный подход.

Александр Смага

#недвижимость

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть