Hi-Tech

Российский инженер-самоучка собрал электроскутер для охотников и фермеров

Электроскутер WattPower

Переехав в Москву, инженер Вячеслав Соломанидин обнаружил, что ему неудобно перемещаться на короткие расстояния: некоторые точки находились далеко от метро, а регулярно пользоваться такси было дорого.

Тогда он решил с нуля собрать свой электроскутер. Соломанидин попробовал решить проблему, переделав механический самокат в электрический, но получившееся устройство ему не понравилось.

Ему удалось найти партнёра (с помощью сервиса YouDo), собрать команду увлеченных единомышленников, а также привлечь инвестора, который поверил в проект, когда у инженера не было и прототипа. Соломанидин потратил на это год и более 600 тысяч рублей.

Тест-драйв

Нет? «Ты когда-нибудь ездил на скутере? Когда садишься за руль, главное — не хватайся за рукоятку с газом», — инструктирует меня создатель электроскутера WattPower Вячеслав Соломанидин. Не страшно, с нашим даже 12-летний ребёнок справился.

Вокруг практически нет машин и пешеходов. Мы проводим тест-драйв на парковке неподалёку от института «Стрелка». Максим Терехов, пилот-испытатель проекта, включает устройство и щёлкает красной кнопкой под рукояткой с газом.

Всего у скутера их три, причём каждый можно настроить с помощью мобильного приложения. «Это скоростной режим. Например, ограничить максимальную скорость и задать ускорение», — поясняет он.

При этом максимальная скорость скутера — 75 км/ч, и по словам разработчиков, на одном заряде он может проехать до 200 километров по асфальтированной дороге. Терехов установил для меня «бабушкин» режим, в котором я не мог разогнаться больше 25 км/ч.

Скутер бесшумно трогается вперёд и набирает скорость. Я отталкиваюсь от земли, убираю ноги на подставку и плавно тяну газ на себя. Спустя пять минут я чувствую, что уже достаточно освоился в седле и готов выйти из «бабушкиного» режима.

Поймав баланс, встаю в седле, делаю несколько кругов по площадке и возвращаюсь к команде WattPower. Щёлкаю кнопкой, тяну газ и едва не валюсь на спину — скутер резко ускоряется, и переднее колесо ненадолго отрывается от земли.

«Тормозной диск немного погнулся, — смущённо поясняет Соломанидин. Единственный звук, который раздался от устройства за всю поездку, — лёгкий скрип от переднего колеса. Корпусу и электронике хоть бы хны, повредили только диск». — За девять месяцев мы что только не делали со скутером: роняли на асфальт, били, один раз утопили в озере.

Спецкор vc.ru после поездки

Инженер-самоучка

Вячеслав Соломанидин долго не мог решить, кем стать — инженером или профессиональным гитаристом, — и в итоге решил совместить оба направления.

Параллельно он изучал акустику, технологии обработки древесины, проектировал и создавал в гараже акустические системы класса high-end. В 2007 году он поступил в Тульский технологический институт, а год спустя — в музыкальное училище.

Вячеслав Соломанидин

В 2014 году Соломанидин переехал в Москву и поступил в Академию имени Маймонида, в класс известного профессионального гитариста Евгения Финкельштейна.

Первое время Соломанидин подрабатывал репетитором по музыке, а также работал преподавателем в музыкальных школах. Как и многим студентам, ему постоянно требовались деньги. Но затем разочаровался в преподавании.

Эта деятельность не приносила ощутимого дохода, к тому же ему было жалко тратить время на учеников: большинство воспринимали занятия музыкой как хобби и не были готовы учиться серьёзно.

В это время Соломанидин вспомнил о своём хобби и начал брать небольше заказы на проектирование и создание 3D-моделей мебели и изделий из дерева.

Если возникали трудности или сложности — изучал форумы или читал справочную литературу. Он работал в программе SolidWorks и постепенно набивал руку в проектировании и прототипировании.

Там он освоил профессиональное оборудование для обработки дерева и металлов. Когда объём и сложность заказов возросли, Соломанидин арендовал за 22 тысячи рублей в месяц ячейку в столярном коворкинге «Дар труда». А затем стал разбираться, почему станки устроены именно так и как их можно улучшить.

Ты научился за ним работать, пальцы целы, всё замечательно. Взять, например, форматно-раскроечный станок. Может быть, другая компоновка оказалась бы более удачной?». И тут ты начинаешь задавать вопросы: «А почему он именно так сделан?

Вячеслав Соломанидин

Тогда он решил спроектировать и собрать собственный станок с ЧПУ, с помощью которого можно вырезать модели, созданные в 3D-редакторе. Однажды Соломанидину потребовалось оборудование для точного раскроя древесины.

Конструктор обратился за помощью к товарищу, они составили схему и проект и за два с половиной месяца собрали устройство, потратив 110 тысяч рублей.

Станок размером 60 на 90 сантиметров может обрабатывать алюминий, композиты и дерево со скоростью до 70 см³ в минуту.

По его словам, это было несложно. Соломанидин потратил ещё два месяца, чтобы научиться работать на своём оборудовании. Он убеждён, что человек может научиться чему угодно — если у него достаточно времени и мотивации.

От самоката к электроскутеру

Одним из них стало передвижение на короткие дистанции — до 2-3 километров. К 2016 году Соломанидин прожил в Москве достаточно времени, чтобы ощутить не только плюсы, но и минусы жизни в столице.

Студент обнаружил, что большинство вариантов его не устраивают.

  • Метро и наземный транспорт. Пункт назначения может находиться далеко от станций, особенно за пределами центра.
  • Такси. Если пользоваться часто — дорого, из-за пробок стоимость поездок становится ещё выше.
  • Личный автомобиль. Не по карману, слишком дорогая стоимость владения и обслуживания.
  • Ролики. Можно быстро доехать до пункта назначения, но неудобно носить с собой сменную обувь. К тому же в конце поездки нужно принимать душ.
  • Велосипед. Гораздо удобнее, чем ролики. Но есть минусы — придётся каждый день поднимать и спускать его в квартиру, в пункте назначения — искать место для безопасной парковки, волноваться за сохранность. В конце сезона — тратить время на обслуживание.

Он лёгок, прост в обслуживании, его можно взять с собой в метро и другие локации. Единственный вариант, который устроил Соломанидина, — это городской самокат.

Но вместе с тем инженер обнаружил изъян: у большинства моделей самоката не было амортизации, из-за этого любой перепад высот (не говоря уже про заезды на бордюр) неприятно отдавал в ноги.

Соломанидин решил собрать свой — для этого он изучил DIY-форумы и узнал, с какими проблемами чаще всего сталкиваются «самодельщики» и как они их решают. В 2016 году в Москве стали появляться первые электросамокаты.

Преимущество модели заключалось в надувных колёсах, которые улучшали амортизацию. В качестве основы Соломанидин использовал самокат Yedoo City, который он купил с рук за 7500 рублей.

Всего он потратил 41 тысячу рублей. Также инженер приобрёл электрический двигатель, аккумулятор, контроллер, элементы управления, подсветку и крепёж. Спустя несколько недель, когда компоненты пришли из Китая, он за два дня собрал готовое устройство.

Электросамокат ему понравился, но спустя какое-то время он обнаружил несколько минусов.

  • Подвеска по-прежнему не справлялась с препятствиями, ездить было некомфортно.

  • Устройство разгонялось до 35 км/ч, этого хватает для езды по тротуарам, но мало для движения по дорогам. Недостаточно высокая скорость.

  • Открытая проводка, которую можно было перебить или залить водой во время дождя.

  • Узкая подножка, на которой взрослому мужчине было неудобно стоять — приходилось держать ноги на одной линии, а из-за этого труднее управлять центром тяжести и маневрировать.

  • Из-за невысокого клиренса ездить можно было только по дороге, но не по пересечённой местности.

Это всё равно что сравнить машину и картинг. У меня получалась очень специализированная штука — можно было словить кайф от передвижения на ней, но она не могла служить в качестве транспортного средства.

Вячеслав Соломанидин

Инженер решил исправить недостатки и разработать электрическое транспортное средство «под себя» — чтобы им было удобно пользоваться и для управления не потребовалось водительское удостоверение.

WattPower

Его интересовало, с какими вызовами сталкивались инженеры и как они их решали. Прежде чем приступить к разработке, Соломанидин потратил два месяца на изучение американских, английских, немецких и французских форумов о транспорте.

«У меня стояла задача — спроектировать вещь, которая за отсутствием минусов соединяла бы в себе все плюсы других устройств», — поясняет он. Кроме того, молодой человек составил таблицу с плюсами и минусами существующих средств передвижения — скутеров, самокатов, велосипедов, квадроциклов и так далее.

Они применяются только для езды по дорогам с асфальтовым покрытием, их ресурс и качество комплектующих очень низкие. К примеру, возьмём бензиновые скутеры.

За это расстояние владельцу придётся поменять половину узлов, а когда ресурс выйдет — пустить двигатель на якорь. Ресурс самого двигателя составляет 15 тысяч километров.

Скутер нельзя держать дома, от него пахнет бензином, его нужно заправлять на АЗС и следить за уровнем топлива.

Если менять, то в магазине начинаются проблемы: «Такой комплектующей нет, эта будет не раньше зимы, такая есть, но в зелёном цвете». Ещё он пластиковый — если упадёт, то там что-то треснет или сломается, и вам придётся заменить эту деталь или перекрасить.

Кроме того, у корпуса скутера маленькая жёсткость — сложно перевозить тяжёлых пассажиров по неровным дорогам.

Вячеслав Соломанидин

То есть быть лёгким, но прочным. По задумке инженера устройство должно было обладать массой до 70 килограмм, преодолевать дистанцию до 200 километров на одном заряде, заряжаться от сети 220 вольт не более трёх часов и обладать грузоподъёмностью больше 200 килограмм.

Кроме того, он планировал сделать электронный блок полностью герметичным и защищённым от попадания пыли и влаги.

Поиск партнёра

В этот момент инженер понял, что может превратить свою разработку в рыночный продукт. К концу 2016 года Соломанидин подготовил проект электроскутера.

Таких денег у Соломанидина не было, и он решил найти инвестора. Но возникла проблема — чтобы создать прототип, требовалось 300 тысяч рублей на заказ деталей.

«Для меня слово "стартап" и любые вещи из этой отрасли были как слово "токарь-фрезеровщик" для историка. Инженер хорошо разбирался в производственных вопросах, но механизм привлечения инвестиций оставался для него загадкой. Ты его вроде слышал, но совершенно не имеешь представления, чем там занимаются», — рассказвает Соломанидин.

Когда Соломанидин занимался проектированием на фрилансе, он часто пользовался сервисом для поиска исполнителей YouDo. Он не знал, с чего начать, и поэтому решил сделать «хоть что-то».

Соломанидин понимал, что из этой затеи вряд ли выйдет что-то путное, но на всякий случай создал объявление под заголовком «Ищу инвестора для проекта, связанного с транспортным бизнесом».

Так Соломанидин познакомился со своим будущим бизнес-партнёром Даниилом Терентьевым. В объвлении он написал, что умеет проектировать, знает технологию производства и ему нужен человек, который возьмёт на себя развитие проекта и бизнес-вопросы.

К тому же я увидел, что человек с руками — у него были хорошие отзывы в сервисе. У меня тогда были знакомые бизнес-ангелы, которые могли инвестировать в проект. Я заинтересовался, что это за идея такая, для которой ищут инвестора на YouDo.

Даниил Терентьев

Поскольку бизнес постоянно требовал новых вложений, он подрабатывал менеджером по качеству в Wheely, а в свободное время брал на YouDo заказы по переводу медицинской литературы (в 2015 году он покинул пятый курс медуниверситета из-за конфликта с преподавателем). В момент знакомства Терентьев развивал свой стартап под названием Conventus.

Даниил Терентьев

Однако пообщавшись с инженером, он увлёкся проектом и решил взять на себя все бизнес-вопросы, включая привлечение инвестиций. Первоначально Терентьев планировал найти инвесторов для Соломанидина в обмен на вознаграждение.

Поиск инвесторов

С декабря 2016 года по август 2017 года партнёры вели переписку с людьми из списка, но результатов не добились. Соломанидин потратил несколько недель и собрал в таблицу контакты 150 бизнес-ангелов, инвесторов и компаний, которых мог заинтересовать электроскутер.

Думаю, у большинства инвесторов была реакция как, у священника из фильма "Очень страшное кино"», — вспоминает Соломанидин. «Что было неправильно, и мы это потом выяснили, — я сначала отправлял всем одинаковые письма.

Позже партнёры изменили подход: Соломанидин составил письмо-шаблон, а Терентьев адаптировал его под каждый новый контакт.

Кроме того, Соломанидин и Терентьев столкнулись с тем, что инвесторы предъявляли к проекту неоправданно высокие требования.

Один бизнес-ангел спросил нас: «Ребята, а ваша штука сможет продаваться по два-три миллиарда устройств в год?»

Я ответил: «Нет, а есть ли у вас деньги, чтобы инвестировать в производственный комплекс для выпуска такого объёма устройств?».

Вячеслав Соломанидин

Чтобы произвести прототип, требовались инвестиции, но чтобы убедить бизнес-ангелов дать деньги, требовался прототип. В конце концов, партнёры осознали, что попали в замкнутый круг.

Производство

Обменявшись с основателями несколькими письмами, в августе 2017 года он пригласил их на встречу. Однако один инвестор (его имя Соломанидин и Терентьев не раскрывают) всё же поверил в их проект.

Ему казалось, что это будет такая же встреча, как и все остальные: их попросят рассказать о бизнес-модели, финансовых показателях, ликвидности и других вещах и в итоге оставят без инвестиций. Терентьев не ожидал, что их собеседник разбирается в теме электротранспорта.

Инвестора в основном интересовали технические аспекты проекта, и он задавал вопросы об инженерных решениях, которые применил Соломанидин. Но к удивлению партнёров, встреча продлилась четыре часа.

Через неделю он привёз 250 тысяч рублей, а всего расходы на создание электроскутера составили 645 тысяч рублей — недостающую часть суммы основатели добавляли из личных средств в течение полугода.

Он вместе с друзьями занимался производством деталей из алюминия и композитных материалов. Во время работы в коворкинге «Дар труда» Соломанидин познакомился с инженером Егором Федотовым.

Когда Соломанидин создавал проект электроскутера, он думал о том, как сделать устройство лёгким, но прочным. Они подружились и позже сняли вместе мастерскую.

Он обратился за советом к Федотову, и тот предложил изготовить каркас из авиационного алюминия, а корпус для блока электроники — из карбона, прочного и лёгкого композитного материала.

Больше всего меня удивила его работоспособность. Егор оказался очень хорошим технологом. Раньше мне казалось, что сделать композитный материал легко: бросил ткань, налил смолы, пошёл покурил, а у тебя уже изделие глянцевое стоит.

Когда мы первый раз воплощали какую-то мою идею с композитами, этот процесс занял 24 часа.

Вячеслав Соломанидин

Всего в команде — шесть человек. Первоначально Соломанидин обращался к Федотову по-дружески, но со временем специалист по композитным материалам втянулся в работу над электроскутером и вошёл в костяк команды.

Он смог разработать новый материал — гибкий карбон, который сохраняет прочность углепластика, но при этом преобразует энергию удара.

Пример воздействия на гибкий карбон

Они обратились к производителю моторколёс Quanshun и заказали сборку заднего ведущего колеса по своим чертежам. Получив инвестиции, основатели WattPower заказали необходимые комплектующие.

Кроме того, посылка с готовым изделием задержалась на почте. Этот процесс затянулся на несколько месяцев.

Когда все компоненты прибыли в Россию, Соломанидин и Федотов приступили к сборке электроскутера. Также они заказали контроллер Kelly, тормоза, амортизаторы, свет и другие компоненты.

В декабре 2017 года электроскутер WattPower «сошёл со стапелей». Электронику они собирали и настраивали дома у Соломанидина, а механические узлы — в мастерской у Федотова.

Маркетинг и продвижение

Поскольку стоимость скутера в базовой комплектации начинается от 250 тысяч рублей, предприниматели решили ориентироваться не на b2c-рынок, где существуют более дешёвые аналоги, а на b2b.

Сравнение характеристик WattPower и других электрических транспортных средств

Даниил Терентьев нашёл четыре категории покупателей, которых мог заинтересовать продукт:

  • охотники и рыболовы;
  • службы доставки;
  • фермерские хозяйства;
  • национальные парки.

В первую очередь он начал со служб доставки и обратился к основателю сети пиццерий «Додо Пицца» Фёдору Овчинникову. После этого Терентьев стал вести переговоры с представителями каждой категории и посещать профильные выставки.

Овчинников согласился и направил предпринимателей в один из филиалов в городе Химки. Терентьев предложил устроить испытание WattPower в полевых условиях.

Курьеры две недели развозили пиццу на электроскутере (специально для этого инженеры компании создали грузовое крепление) и делились с основателями WattPower обратной связью.

Редакция vc.ru попробовала связаться с сотрудником «Додо Пиццы», который участовал в испытаниях, но он находится в отпуске. Поскольку испытания проводились зимой, они посоветовали сделать обогрев для сиденья и руля.

Переговоры с руководителями национальных парков (включая «Фонд помощи дикой природе») и фермерских хозяйств также не увенчались успехом: они оценили характеристики и функциональность скутера, но отказались подписывать контракты о закупках сразу.

Вместо этого они попросили дать два-три устройства на месяц для тест-драйва, однако денег основателей WattPower хватило только на сборку одного прототипа.

А чтобы заключить сделку, нужно несколько демонстрационных образцов техники. Они снова попали в замкнутый круг: чтобы собрать ещё несколько скутеров, нужны деньги.

Однако встречи с потенциальными покупателями не прошли даром: основатели собрали обратную связь и увидели, что продукт нужно разбить на две модификации. Сейчас основатели WattPower ищут более крупного инвестора, который вложится в производство дополнительных моделей.

Вторая — полноприводная, с грунтовой резиной и колёсами диаметром от 17 дюймов для полного бездорожья. Первая будет для трассы, лёгкого бездорожья и пересечённой местности. Эту модификацию мы называем «трасса там, где ты решил, что она есть».

Даниил Терентьев

#транспорт #офлайн

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть