Hi-Tech

Роботизированные фабрики, генеративный дизайн и 3D-печать: новая стратегия adidas

Как производитель спортивной одежды и обуви подстраивается под меняющийся рынок ритейла.

В закладки

Здесь продавали только один товар: свитеры из шерсти мериноса за €200. В конце 2016 года в берлинском торговом центре «Бикини» открылся временный магазин adidas Knit For You.

Меринос — порода тонкорунных овец Wikipedia

В отличие от обычных точек продаж, одежду сюда не привозили, а производили на месте индивидуально для каждого клиента.

Процесс покупки и производства состоял из нескольких этапов:

  1. Выбор паттерна. В тёмной комнате на торс покупателя проецировали узор будущего свитера, что-то среднее между камуфляжем и паутиной. Узоры менялись жестами — датчики считывали движения рук.
  2. Выбор размера. Стандартные S, M и L и сканирование тела, чтобы свитер идеально подошёл по фигуре. Для этого клиентам нужно было раздеться по пояс — никто, кроме машины, человека не видел.
  3. Вязка свитера. Переднюю и заднюю части вязала машина. Затем люди заканчивали производство, обрабатывали, стирали, сушили и упаковывали товар.

Процесс производства одного свитера занимал около четырёх часов, что позволяло продавать до десяти штук в день. На мини-фабрике было три трикотажные машины.

Компания оценивает готовность клиентов к своей новой стратегии, которая включает: adidas экспериментирует не для увеличения продаж.

  • цифровой дизайн;
  • местное автоматизированное производство;
  • персонализированные продукты.

Производство рядом с потребителями

Здесь машины производят кроссовки под присмотром небольшого количества сотрудников, всего их около 150 человек. В конце 2015 года adidas открыла роботизированный завод Speedfactory в немецком городе Ансбах, примерно в 40 км от штаб-квартиры. Для сравнения: на заводе в китайском городе Дунгуань, где изготавливают обувь для adidas, работает больше 4000 человек.

Лимитированную модель под названием Futurecraft MFG (Made for Germany) выпустили тиражом всего в 500 пар. Первая пара кроссовок сошла с конвейера Speedfactory в сентябре 2016 года. В Берлине в день старта продаж покупатели разбили лагерь на улице.

Создание обуви на азиатских фабриках занимает недели, тогда как на роботизированном заводе на это уходят часы. В adidas заявляют, что фабрика, которая находится рядом с потребителями, может снизить издержки на транспортировку товара и сократить время производства новых моделей. adidas планирует производить на Speedfactory около полумиллиона пар обуви в год — незначительную часть всего объёма, исчисляющегося сотнями миллионов пар.

По словам Герда Манца, главы по технологиям и инновациям adidas, идеальная ситуация применения местных заводов выглядит так: «Красные кроссовки, которые клиент увидел на концерте Канье Уэста, продаются в магазине уже на следующее утро».

Это скорее новая бизнес-модель, основанная на кастомизации, чтобы покупатели могли получить уникальную модель кроссовок в короткий срок. Местные Speedfactory не заменят фабрики в Китае и других азиатских странах, где производят большую часть вещей.

Сейчас мы лишь угадываем, что может стать популярным. Если мы сможем дать потребителю то, что он хочет, где он хочет, когда он этого хочет, мы сможем снизить риски.

Эрик Лидтке

глава глобального бренда adidas

Их подготовка занимает недели, что не ложится в концепцию быстрого производства. В adidas также ищут способы убрать станки из производственного процесса. Помочь с этим может 3D-печать.

3D-печать для кастомизации

В маркетинговой коммуникации компания сообщала: это первый шаг к производству обуви по индивидуальным меркам для каждого. В 2015 году adidas впервые представила Futurecraft 3D — кроссовки с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой. Предполагалось, что в будущем клиент сможет прийти в магазин, отсканировать ступню и получить пару кроссовок, созданную машиной с учётом физиологических особенностей.

Из них десять уходило на печать порошковым методом, а в остальное время готовый продукт остывал. Futurecraft 3D не могли стать массовой моделью: создание одной пары промежуточной подошвы занимало 18 часов.

Их машины печатают объекты по технологии Continuous Liquid Interface Production. После этого adidas начала сотрудничать с производителем 3D-принтеров, калифорнийской компанией Carbon. Жидкость находится в резервуаре со стеклянным дном, под которым расположены лампы. Для создания изделий используют жидкие полимеры, которые запекаются ультрафиолетом.

Вот видео, которое объясняет принцип работы принтеров от Carbon.

Благодаря этому adidas в 2018 году выпустила первую массовую модель кроссовок с напечатанной на 3D-принтере промежуточной подошвой — Alphaedge 4D. Технология Carbon позволяет печатать объекты в высоком разрешении до 100 раз быстрее, чем печать слой за слоем. В отличие от Futurecraft 3D, на создание одной пары подошв уходило всего 30 минут.

Ванну наполняют жидкой резиной для печати подошвы

Это жёсткий эластомер, который можно печатать в виде решётчатой структуры, сгенерированной компьютером. Промежуточная подошва в Alphaedge 4D изготовлена из смеси полиуретана и смолы, застывающей под воздействием ультрафиолета. Уровень жёсткости подошвы в разных частях основан на больших данных, полученных в том числе с помощью технологии захвата движения.

Модель решётки генерируется компьютером на основе данных Для построения модели использовали данные о силе удара стопы о землю во время бега

В конечном итоге adidas и Carbon хотят предоставить каждому клиенту продукты, адаптированные к индивидуальным физиологическим данным и требованиям.

Здесь планируют создание новинок с горизонтом в семь лет. Разработкой технологических новинок в adidas занимается Futurecraft — внутреннее подразделение компании. Он выглядит как очень хрупкий прототип, где напечатана не только подошва, но и верхняя часть обуви. Например, напечатать кроссовок на 3D-принтере в Futurelab попробовали в 2012 году. К сожалению, фотографировать его нельзя.

Зачем всё это adidas

В 2017 году Amazon получила патент на технологию покупки вещей по требованию, когда пользователь может заказать вещь, созданную по индивидуальному запросу.

Скриншот патента

Традиционным корпорациям приходится искать точку опоры, которая в будущем позволит оставаться им в деле. Технологичные стартапы в своё время уже изменили рынок такси и гостиничный бизнес. Для этого они создают внутренние стартапы, придумывают новые бизнес-модели и пытаются понять, как потребители будут вести себя в будущем.

В 2019 году Nike обновили свою платформу Nike ID, где клиенты могли выбрать цвет отдельных деталей на обуви. Прямые конкуренты из рынка спортивной одежды тоже работают над кастомизированными моделями обуви. Теперь она называется Nike By You, и после настройки пользователь может посмотреть 3D-модель своего будущего кроссовка во всех деталях.

Совместно с HP компания собирает информацию о походке бегуна и сканирует стопы на устройстве HP FitStation. Американский производитель спортивной одежды Brooks объявил о запуске философии Run Signature. Всё для того, чтобы предлагать идеально подходящие клиенту кроссовки.

В трёх магазинах бренда — в Амстердаме, Барселоне и Милане, — открылись временные точки продаж денима, на котором покупатели могли вышить какое-нибудь слово. В марте 2019 года тренд на кастомизацию (в какой-то степени) подхватили в Zara.

Нам стоит ожидать настраиваемую одежду и от других компаний. Две трети экспертов, опрошенных отраслевым изданием Sourcing Journal считают, что клиентам потребителям нужны кастомизированные одежда и обувь. Особенно небольших, которые могут обеспечить мелкосерийное производство или ручную доработку деталей.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть