Hi-Tech

Ретроспектива символик мундиаля — обзор от «панков»

Ретроспектива символик мундиаля — обзор от «панков»

Старается по максимуму брендировать всё, что только возможно, чтобы потом продать. Сегодня FIFA — это огромная корпорация, которая вкладывает огромные деньги в разработку и продвижение своего бренда, чтобы заработать ещё больше денег. Футбол как игра, увы, уходит на дальний план. Как оказалось, они правообладатели словосочетания «Москва 2018».

На примере чемпионата мира по футболу мы увидим, как сфера спортивной символики зарождалась, развивалась, крепла и коммерциализировалась. В первой части нашего обзора мы охватили временной промежуток с 1930 по 1982 год.

Айдентика каждого чемпионата отражает представления современников о красоте. Ретроспектива логотипов любых крупных спортивных состязаний — будь то чемпионат мира или Олимпиада — это превосходный учебник по истории дизайна.

Сейчас — старая школа. Мы непременно обсудим и более близкие к современности чемпионаты, но в другой раз.

В стародавние времена

К первым плакатам и логотипам FIFA вовсе не имела никакого отношения. В начале зарождения главного футбольного турнира планеты никто и не думал о брендинге и финансовых оборотах такого масштаба. Это было дело страны, принимающей турнир.

Поэтому очень долгие годы единственным графическим элементом был плакат, который отражал скорее господствовавший художественный графический стиль своего времени, чем коммерческий потенциал бренда.

По крайней мере, в современном понимании этого термина. До 1954 года для чемпионата мира по футболу айдентика вообще не разрабатывалась. Роль проводника в столько далёкое прошлое взяла на себя Настя Горбунова. Поэтому обзор до этого рубежа мы решили сделать скороговоркой.

Уругвай, 1930

Чтобы считать всю информацию с плаката, придётся потратить достаточно много времени. Первый плакат к уругвайскому чемпионату выполнен в господствовавшем в те годы стиле арт-деко.

С позиции нашего времени подобный переизбыток декоративности будет считаться нефункциональным, но подозреваю, что в свое время он воспринимался вполне естественно. Громоздкие буквы, заходящие внахлёст друг на друга, выглядят скорее как декоративные элементы, нежели как источник информации. Впрочем, вряд ли можно назвать этот плакат одним из лучших в своём роде.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Италия, 1934

Хотя вёрстка сама по себе не впечатляет, зато вся необходимая информация считывается быстро. Плакат к чемпионату в Италии на фоне предыдущего выглядит существенно чище по графике и тем более по типографике. Существовавшая к тому времени уже больше пяти лет Futura с её круглой буквой «О» хорошо рифмуется с футбольным мячом и всей иллюстрацией в целом.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Франция, 1938

Залитая красным цветом планета с футболистом в господствующей позе с мячом, установленном на Европе, — выглядит слишком агрессивно и устрашающе. Плакат к чемпионату мира 1938 года в какой-то степени меня даже пугает. Особенно в преддверии событий 1939 года.

И никакое голубое небо с радугой и акцидентный шрифт с большой разрядкой, добавляющей надписи лёгкости, не способны избавить от этого давящего ощущения катастрофы.

Если большинство плакатов к чемпионатам мира по футболу были скорее взглядом в прошлое, отражением господствовавших не один год стилей, то этот плакат определённо отразил будущее.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Бразилия, 1950

Такой перерыв был вызван Второй мировой войной. Этот чемпионат прошёл спустя 12 лет после предыдущего. После него чемпионаты мира стали проводиться стабильно каждые четыре года, и вышли на качественно новый уровень. В плане дизайна чемпионат мира 1950 года ничем особенным не запомнился, зато он стал некой точкой отсчёта, символом восстановившегося после катастрофы мира. В плане айдентики тоже.

Первые логотипы

Швейцария, 1954

Довольно символично, что происходит это именно в Швейцарии, с её богатейшей школой типографики, вниманием и любовью к шрифту, сеткам и идеальному выравниванию. Наконец в 1954 году у чемпионата мира по футболу появляется логотип.

А толщина штрихов прекрасного вытянутого шрифта, опоясывающего планету, равна толщине линий в графической части логотипа. Если всмотреться внимательно в этот логотип, то сразу станет видно, что каждая линия здесь взаимосвязана. Один из моих любимых логотипов ЧМ.

Анастасия Горбунова

дизайнер PUNK YOU BRANDS

Великой идеи в нём, конечно, нет, но слишком уж хороша форма: композиция, цвета, шрифт. Этот логотип очень классный. Был бы очень уместен в наше время, хотя прошло уже 64 года. Тут всё по-настоящему по-швейцарски, из-за чего он переходит в разряд нестареющей классики.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Вроде ничего особенного и выдающегося, а чувствуется качественная вещь. Крутой логотип, очень много Швейцарии. Как с швейцарскими часами утилитарного дизайна: крепко собранная и нестареющая классика.

Рифмующееся наложение сетки на вратаря, как в логотипе, выдает продуманность и связь элементов стиля в деталях.
Плакат тоже хорош.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Швеция, 1958

Возможно, в то время этот фирменный стиль решал поставленные задачи. Довольно сложно комментировать настолько старые работы: нет совершенно никакого понимания, как эта айдентика жила, где применялась и на каких носителях исполнялась. Но тогда он и сегодня выглядел бы круто, ведь такие примеры существуют.

Если смотреть чисто современным взглядом, это даже и логотипом сложно назвать: какая-то мешанина из шрифтов, эффектов, разной графики и мужика, танцующего вприсядку.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Странной анатомии человек, элементы с обводками, невнятная композиция. Люблю и уважаю шведский дизайн, но тут все плохо. Элементы разной детализации и стилей мешают логотипу выглядеть целостно.

Единственное, что понравилось — это шрифт надписи "fotboll", но как отдельный элемент. Идеи особой за этим я тоже, к сожалению, не увидел.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Первое впечатление — клип-арт из девяностых. Логотип к чемпионату мира в Швеции в моем восприятии меньше всего ассоциируется с футболом. Объёмный мяч соседствует с плоским контуром футболиста сомнительного качества. Мешанина из шрифтов и обводок.

Хотя вполне возможно, что в 1958 году перед дизайнерами такая задача не ставилась. Сложно представить этот логотип в качестве нашивки или другой минималистичной истории. Хотя шведам уже в то время было чем гордиться в плане дизайна.
Но после швейцарского логотипа, отразившего достоинства национального стиля, шведский логотип выглядит несуразно.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Только к концу века завоевал весь мир. Интересно, что скандинавский дизайн, ассоциирующийся у нас в первую очередь с ИКЕА и минимализмом, был крайне популярен в Швеции в 1930-1950 годы.

Да, обратившись к «гуглу», вы найдёте крутые шведские работы пятидесятых годов, но конкретно эта айдентика выглядит разрозненно и плохо. Несмотря на то, насколько шведы опередили время в предметном и интерьерном дизайнах, сложно сказать, что шведская школа графического дизайна стала такой же успешной.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Чили, 1962

Но тут всё испортило изображение стадиона в перспективе: оно совсем не гармонирует с остальными плоскими элементами. Логотип из Чили похож на логотип чемпионата мира 1954 года круглой формой, обводками и надписью.

Несмотря на пустое пространство, которое создаёт ощущение космоса и плавно движущихся в нём планет, динамики мало. Плакат скучноват, хотя это далеко не худший образец. Вышло красиво, но совсем не футбольно.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Для многих футбол действительно является неизменным спутником. На фоне всепоглощающего увлечения космосом после полёта Гагарина в 1961 году, было бы странно и неправильно не использовать такой медийный символ в не менее медийном мероприятии.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Стадион выглядит чужеродно. Объём стадиона и его излишняя детализация всё испортили.

Но, к сожалению, за этим всем маловато идентичности Чили, а ведь эта страна очень интересная. Плакат — воплощение всего, что тогда было актуально: космос и швейцарский дизайн. Этот плакат и логотип мог относиться к любой стране.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Ребята из Чили явно поняли достоинства швейцарского логотипа, но немного не дотянули.

Единственное, мне кажется, неправильно выбран ракурс стадиона. Меня не смущает соседство плоского и трехмерного изображения. Если бы это был вид со стороны фасада и стадион уходил бы в перспективу симметрично, то получилось бы существенно лучше и чище.

Мяч вот-вот столкнется с Землей и случится «Меланхолия».
Плакат получился весьма достойным, хотя всё-таки и здесь не обходится без ощущения тревожности.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Первые маскоты

Англия, 1966

Англичане первыми догадались использовать маскот, причем опередили в этом Олимпиаду. Лев Вилли — первый в истории талисман чемпионата мира по футболу.

Не очень понимаю, зачем нужны эти герои, кроме того, чтобы продавать их маленькие копии. Лично меня в основном раздражают талисманы спортивных соревнований и команд. Хотя, может быть, это потому, что я предпочитаю индивидуальные виды спорта.
Поэтому я к этому изобретению отношусь двояко.

Что касается льва Вилли, то, несмотря на прошедшие десятилетия, сегодня он выглядит одним из самых симпатичных талисманов.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Логотип мог бы стать прекрасным бирдекелем в одном из лондонских пабов — и этим всё сказано.

Он кривоват местами и несовершенен, но у него есть обаяние. Лев Вилли мне нравится. Особенно по сравнению с современными маскотами крупных спортивных мероприятий, которые, кажется, созданы и направлены исключительно на выкачку денег из любителей спорта.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Даже надпись выполнена весьма добротным шрифтом. Англия и Великобритания — есть, футбольный мяч — есть, планета — есть, кубок Жюля Риме — есть, композиция — есть. Но с другой стороны, логотип настолько формален, что не вызывает никаких эмоций, как английская монархия. Вроде бы ни к чему особо не придраться.

Я бы точно не отказалась от металлического эмалированного значка с его изображением, бегущего с поднятыми ручками (странно, что в этом варианте не лапками). В отличие от льва Вилли (милота).

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Без него чопорная эмблема с геральдическими элементами так бы и осталась чёрствым проходным символом. Примечательно, насколько маскот оживил айдентику фестиваля.

Каким бы напряжённым не было состязание, мы собираемся вместе, чтобы стать ближе друг к другу, узнать культуру другой страны, найти новых друзей. Англия выбрала самое грамотное позиционирование для чемпионата — это друг.

Чемпионат должен объединять людей — маскот Вилли как раз воплощает все добрые черты, присущие спорту. И раньше в других странах пытались донести этот посыл в виде ленты из флагов и даже носков. И сам факт, что они придумали и реализовали это на чемпионате, очень крут.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Максимально формальный подход к символике чемпионата почему-то родил логотип и персонажа, совершенно разных по стилю и настроению.

Сам по себе лев Вилли выглядит дружелюбным и приятным, несмотря на свои странные пропорции и рубленую форму.
Персонаж — плоский линейный лев, явно осовремененный символ Англии.

Пожалуй, слишком много графических элементов для современного зрителя. Логотип — композиция с британским флагом на фоне футбольного мяча, в который вписаны и земной шар, и кубок, и герб страны-хозяйки чемпионата. Вероятно, полвека назад такие идеи смотрелись более свежо.

Плакат хорош, но объёмный мяч явно выбивается из общей двумерной композиции.

Анастасия Азарова

дизайнер Punk your brands

Мексика, 1970

Тот стиль получился удачным и заслуженно вошёл в историю дизайна. Сразу бросается в глаза заметное влияние Олимпиады в Мексике 1968 года. Улучшили ли оригинал? Но здесь всё не так однозначно. Думаю, нет.

Но вот об истории этого чемпионата пишут, что местные дети наряжались точно так же — в форму сборной Мексики и в жёлтые сомбреро. Мальчик маскот, которому дали имя Хуанито, не вызывает у меня особого отклика. И это круто.

Пожалуй, даже более сильное, чем весь стиль. Вовлекать людей в такую игру, дать им почувствовать причастность и транслировать образ фирменного персонажа — очень хорошее решение.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Подозреваю, они специально не напрягались, чтобы вся навигация, оставшаяся в городе после Олимпиады в Мексике 1968 года, продолжала выглядеть уместно.

Цветовая гамма странная. Правда, сам знак слишком уж довлеет над надписью, так как выполнен заливкой и крупно. Как показал Dropbox, голубой, фиолетовый и зелёный можно сочетать, но тут это не выглядит продуманным решением.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Подвиньтесь, Диего и Фрида. Похоже, успех стиля Олимпиады они решили превратить в бренд страны. В России — конструктивизм, в Германии — Баухауз, в Голландии — Де Стиль, а у Мексики — Олимпиада-1968.

С одной стороны, из-за тиражирования идеи ушла уникальность и искренность, с другой — они до сих пор делают на этом деньги.

Анастасия Горбунова

дизайнер Punk your brands

Вообще, знак выглядит неуравновешенным. Мне не нравятся боковые треугольнички в знаке, они как будто оторваны от основной части за счёт небольшой массы.

Хороший дизайн отличается от плохого тем, что он актуален вне времени, и стиль олимпиады 68 года до сих пор выглядит очень современным. Что касается Олимпиады, если посмотреть развитие айдентики на разных носителях, то это шикарно. Хотелось бы видеть такое же мощное развитие и в семидесятом году, но они лишь приставили футбольную символику и на этом всё развитие закончилось.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

ФРГ, 1974

Зелёный цвет нигде больше не встречается, в чёрно-белой расцветке он был бы аутентичнее. Логотип получился совершенно не футбольный. А вот плакат и фирменный шрифт хороши. Амбиграмму «WM» можно было обыграть поинтереснее.

Шайбу!», польский «Болек и Лёлек», чешский «Крот». Талисман — мальчишки Тип и Топ — напоминает мне мультфильмы того времени: советский «Шайбу! Немецкая форма талисманов тоже понравилась.

Недаром у талисмана бутсы Adidas.
После бизнес-успехов маскотов, видимо, подтянулись и спонсоры.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

С одной стороны, он очень графичный, прямо из тех альбомов с наборами ретро-логотипов в чёрном цвете. У меня двоякие чувства к этому логотипу. С другой стороны, ограничивать летящий (он же летящий?) мяч в толстую рамку — странно.

Еще у него красная голова без каких-либо признаков лица, что в сочетании с черным фоном выглядит жутковато.
Экспрессивная живопись на плакате в какой-то степени компенсирует эту заданную логотипом строгость, но не могу отделаться от ощущения очень короткой и маленькой правой ноги футболиста.

Ребятишки-маскоты смешные, как и все остальные мальчики-талисманы чемпионатов, но с человеческим персонажем, как мне кажется, смысл наличия маскота вообще размывается.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Если любите шалить с дизайном, помните: буква «W» — это не перевёрнутая «M», и говорить, что это стилистический приём — слабое оправдание.

А чёрный плакат вообще выглядит безумно круто, если закрыть глаза на слабую вёрстку нижнего текстового блока.
Не считая шрифтовых косяков, эмблема более чем удачная, хоть, может быть, и не очень активно-спортивная.

К тому же за счёт небольшой детализации эмблемы и её монохромности, её легко воспроизводить на разных носителях.
Такая айдентика вполне актуальна и сегодня: минималистичный логотип, плакат с яркими цветовыми пятнами и большим количеством воздуха вокруг.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Аргентина, 1978

Неужели у футбольных фанатов все образы детей вызывают родительский трепет и непреодолимое желание из года в год тратиться на такой мерч? Опять маскоты-дети, сколько можно? Спонсорство закономерно пошло дальше: теперь ещё и футболка у маскота — фирменная Puma. На этот раз маскот — пастушок Гаучито.

Логотип мог бы стать ещё лучше, если бы не столь кривые линии флага, которые должны были придать динамичность летящему мячу, но вышло не очень. Логотип и плакат выглядят, как классные марки. Графический приём в плакате шикарный — до сих пор это решение считается модным.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

А вот логотип как минимум странный. У Аргентины получился очень стильный плакат, который можно хоть сейчас вешать на стену. Это недостаточно руки и недостаточно линии. Линии аргентинского флага в виде держащих рук мяч какие-то неприятные. Может даже возникнуть образ мяча, проходящего через какой-то шланг (простите). Он совсем не динамичный: мяч движется вверх и останавливается в конце.

В то время, наверное, он ещё не воспринимался как маркер обезличенности. Шрифт Helvetica здесь транслирует международность. Непонятно только, почему на кепке Гаучито стоит уже другой шрифт.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Не скажу, что сама эмблема вызывает у меня много восторга, но Helvetica и не по-аргентински швейцарский плакат выглядят здорово.

Не считая Гаучито со свирелью, я бы назвала этот стиль своим фаворитом в этом обзоре.
Опять же, такая айдентика выглядит круто вне времени.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Испания, 1982

Хотели сделать динамично, а получилось не очень. Какая-то неочевидная форма логотипа. Флаг доминирует и сливается с мячом в тяжелую монолитную форму, в итоге ничего никуда не летит.

Маскот в виде апельсина Наранхито — довольно криповый, но это даже плюс, я его точно запомнила. Плакат красивый, но совсем уж не футбольный. На маскотах в принципе нестрашно отрываться и делать их яркими.

Ника Белова

арт-директор Punk your brands

Графика логотипа плохая, апельсин-маскот меня пугает, мне кажется, он хочет меня избить. Сто шагов назад, ты облажался. Хотели набить стиль чемпионата местными маркерами, но реализация не удалась. Плакат вроде ничего, но без подписи не идентифицируется как футбольный.

Наталья Колесникова

дизайнер Punk your brands

Хвалить или хейтить особенно нечего. Логотип — ну такое. Мяч-флаг задавил совершенно никакую шрифтовую часть. Не очень динамично получилось. Даже динамика задуманная появляется. Интересно, что на плакате мы видим горизонтальную версию логотипа, и она выглядит гораздо лучше.

Сам плакат классный, конечно, но я не могу здесь разглядеть связь с футболом.

После череды маскотов-детей — прямо глоток свежего апельсинового фреша в жару.
Маскот заводной, испанский, криповый.

Семён Шатыло

арт-директор Punk your brands

Вторая часть будет посвящена символикам с 1986 по 2026 год. На этом мы закончим ретро-обзор символики мировых чемпионатов по футболу. А также чемпионаты, которые только запланированы, но для которых уже готовы логотипы. Рассмотрим более современную айдентику, символику текущего чемпионата мира.

#дизайн

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»