Хабрахабр

Ретропоезд с паровозом

Это которые, натурально, с паровозом. Пока вы тут сидите, РЖД отлично продаёт билеты на ретропоезда. Да, на нашем стратегическом резерве можно проехаться. Да, паровозы переживут многое, включая ядерную войну.

Это 5 часов от Петербурга на важную туристическую точку. Итак, у нас ретропоезд «Рускеальский экспресс», который ходит по Карелии от города Сортавалы до горного парка Рускеала.

Точнее, студенты театрального колледжа, которые ставили иммерсивную постановку про коммунистов, перевозящих золото партии. А ещё кроме ретропоезда с нами поехали ретропассажиры. Чем вынесли мозг немалому количеству пенсионеров.

Как попасть на этот ретропоезд

Сначала нужно зайти вот на эту страницу офсайта РЖД и выбрать маршрут. Это 921Ч (обратный 922Ч), билет стоит максимум 500 рублей за час путешествия (можно взять за 300, если ловить его сильно заранее). Отходит он от станции Сортавала в Карелии, — но до неё ещё надо добраться. Раньше это была так себе идея, потому что надо было делать это обычной электричкой или на автобусе, что не доставляло никакой радости и требовало ночёвки где-то в Карелии, чтобы не охренеть от усталости. Сейчас ходит «Ласточка» за примерно 4 часа, что резко меняет ситуацию — можно и нужно уложить всю поездку за один день.

Еду лучше взять с собой или купить на вокзале. Итак, надо проснуться в 5 утра, чтобы выехать в 6:15 с Финляндского вокзала поездом 821Ч.

В 44 километрах от Выборга в Каменногорске сеть 3000 Вольт окончательно иссякнет. Через час начнёт кончаться интернет, а через два — электричество. Но мы живем в стране, где инженеры умеют превозмогать реальность, поэтому к электричке цепляют специальный тепловоз, который умеет раздавать эти самые 3000 В. А «Ласточке» она очень нужна.

Выходить на этой станции не рекомендуется, но сделать это надо обязательно, если вы хотите посмотреть вот на такое:

Ещё через час начинаются признаки Карелии:

На ней «Ласточка» стыкуется с «Рускеальским экспрессом», то есть приходит на одну платформу, встаёт ровно напротив, открывает двери — и пассажиры просто переходят в другой поезд. Если вы видите что-то подобное за окном, значит, скоро Сортавала. Выглядит это так: Думаю, если вдруг «Ласточка» опоздает, то экспресс её дождётся.


Обратите внимание на колонку, она рабочая

Вот эти вот бойцы проходят всю станцию в длину, выкрикивая «Дорогу, товарищи!»: И вот где-то в этом месте начинается психодел.

Часть садится в поезд, а другая часть идёт делать селфи с паровозом. Но пассажиры заняты. Кажется, у части пассажиров 500 рублей за билет окупаются уже до посадки возможностью сделать эту картинку. Он большой и тёплый, из разных мест у него идёт пар, а спереди — звезда.

За сто лет почти ничего не поменялось: Хотя, знаете?

Работающий паровоз свистит, сопит, булькает и пускает пар передом и задом. Я видел немало паровозов, но все они были жутко статичны и стояли где-то в тишине.

Это укачивает чуть больше, чем обычное движение на тепловозе или электровозе. Из-за немного другого устройства тяги, поезд трогается чуть иначе, и движется не совсем равномерно, а характерными небольшими рывками.

На вокзале дальше стоят ещё два:

Между прибытием «Ласточки» и отправлением ретропоезда 15-20 минут на стыковках (стыковки есть туда и обратно).

По вагонам в этот момент начинают ходить странные барышни:

Сначала надо рассказать про вагоны. Отставить барышень! Один вагон-ресторан (32 места, столики по 4 человека) и 5 купейных на 39 и 42 места (компоновка 3+3, в одном из вагонов первое купе с одной стороной). В поезде было 5, но в нашем случае уже 6 вагонов. Официально заявлено, что «интерьер вагонов выполнен в оригинальном дизайне «Николаевского экспресса», в стилистике конца XIX — начала XX века».

Второе — вот эти хорошо знакомые отнюдь не николаевские дверные ручки в стилистике конца двадцатого века: Первое, что меня насторожило — это вот эти самые купе для инвалидов с сопровождающими.

Это аммендорфовские штабные вагоны! И да, догадка верная. Мне кажется, это рекорд по количеству штабных вагонов на пассажира в поезде — тут их 0,02 на человека. То есть поезд состоит из 5 штабных вагонов, одного вагона-ресторана, тендера и паровоза. Смотрим на купе дальше. Это примерно на порядок больше обычного. Тут всё более-менее привычно:

А вот таблички все сделаны под ретро.

Правда, купе проводника ничем не отличается от обычных:

А вот на входе в вагон-ресторан:

Теперь сам вагон-ресторан:

Или придётся стоять вот здесь: Места в нём лучше занимать сразу.

Вообще, базовая стратегия такая: когда видите на туалете знак инвалида, но не видите никого рядом на каталке, надо сразу идти туда. Туалеты для инвалидов в одну сторону были открыты, в другую закрыты. Так и тут: Во-первых, это очень упрощает когнитивный выбор между двумя фигурками (их иногда рисуют так, что надо задуматься на несколько секунд), а, во-вторых, там обычно куда чище и куда просторнее, чем обычно.

Но пока я рассматриваю куски поезда, пассажиры рассматривают природу:

Актёры готовятся:

Ну и остальные делают селфи с лампами в оригинальном дизайне николаевского экспресса в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого века:

Например, панели над проходами явно из двадцать первого века, титан с кипятком из двадцатого (ну, в целом, как и подвагонные генераторы): Сочетание ретро и стандартов РЖД просто отличное.

Интерьер купе из начала двадцатого:

Подстаканники и рафинад — из СССР:

Щётка для обуви:

Стоп-кран:

Надписи на вагонах современные:

Локомотивная бригада — вполне:

Рядом с пароразборной колонкой висит рация:

Уголь настоящий:

Топка тоже:

Помощник машиниста недавно топил (судя по лицу):

Свет в будке и снаружи на паровозе от его собственного парогенератора:

Но наушники и жилеты современные:

Точнее, как определил его режиссёр, перфомансу с элементами иммерсивного театра. А чтобы вы окончательно сошли с ума, перейдём к игре.

Спектакль

Напоминаю начало — вот эти двое буянят на станции отправления, пронося чемодан с дикими криками:

Сначала по вагонам проходят бойцы, стучат в каждое купе, представляются бойцами и читают короткую речь про то, что вы, как настоящий коммунист, должны помочь. На каждый вагон приходится 3 актёра: двое бойцов-коммунистов и один враг народа. Нет, всё в порядке. О, кажется нас подслушивают! Нужно его защитить. Золото партии в поезде.

Выдают томик Ленина с шифром:

Шифр, кстати, очень живо напомнил мне лицензионную защиту поддосовых игрушек, основанную на том, что у пиратов нет на руках инструкции. И оставляют разгадывать. Где-то с 60-й попытки сработало. Больше всего боли в своё время мне доставила King's Bounty — я предположил, что рано или поздно попадётся слово «army» и вводил его раз за разом. Но я отвлёкся.

Собственно, вот они и пригодились. Интересно происхождение книг — Карельский колледж культуры и искусств раньше был политическим учебным заведением, и у него в подвалах скопились труды Ленина, которые никто не выкидывал.

Мало того, что им дали рафинад как в детстве, мало того, что их катают на ретропоезде (уже в этом месте они умиляются), но тут ещё вот это. Книга Ленина оказывает совершенно очаровывающее действие на пенсионеров. Собственно, дальше внучка пытается взломать код, а бабушка ностальгирует: Бабушка объясняет внучке всю суть того, насколько это важная книга в жизни советского человека, и почему её при этом никто не читал.

И предупреждают, что это всё надо держать в секрете: На каждый вагон — свои актёры, всех обстукивают и отоваривают книгами примерно за 20 минут движения.

Может, кому-то нужен номер вагона, вот он: Кстати, пока не забыл.

Там фразы вроде «ключ под ковриком», «ключ за лампой» и так далее, позволяющие найти ключ. Дальше даётся время поотгадывать. И старается получить либо ключ, либо книгу с шифром в каждом купе. Дальше по вагонам проходит третий актёр — враг народа.

Хорошо, до связи пассажир-машинист и реальных побоев дело не доходит. Здесь наиболее интересные сценки, потому что граждане творят самые разные чудеса — то сразу отдают ключ со словами про то, что они не поддерживают коммунизм, то пытаются задержать актёра в купе и вызвать бойцов.

Спектакль на этом заканчивается, поезд прибывает на конечную станцию, просьба всем освободить вагоны. Потом зрители наслаждаются погоней (за каждым врагом народа в своём вагоне) и сбором книг обратно. Студенты одеваются и выходят на мороз и становятся совсем непохожи на дам в стилистике конца девятнадцатого — начала двадцатого веков:

Они вообще часто играют с пространством (делали спектакль на лестничной клетке, делали спектакль на перроне во время пересадки) и вот впервые попробовали поезд. Вообще, надо сказать, что при всей дикой простоте механики этой игры-перфоманса особо вариантов у режиссёра не было. Формат перфоманса (так называется игра, где есть только одни строгие сюжетные рельсы, но при этом зритель может что-нибудь отчебучить) выбран потому, что народ может смотреть природу, делать селфи и вообще ненавидеть, когда его отвлекают. Само устройство поезда диктует подходы к каждому отдельному купе — иначе без вариантов провзаимодействовать со всеми, площади для зрителей там нет. Там несколько залов, и пары-тройки актёров ходят и устраивают свои мини-шоу в каждом. Это старая добрая пражская схема, когда в трактире в Детинице едокам показываются сценка за сценкой. Единственное, что меня смущает — это шифр. Про этот трактир у меня есть отдельная история про то, что может отчебучить зритель, но здесь всё логично. Но в этой игре главное — сделать очень просто. Я бы, скорее, делал привязку к вагону, типа загадка на базе картин, совместный поиск и сопоставление предметов и так далее. Потому что важна атмосфера, а её задают уже костюмы.

Могу сказать, что позы, речь и то, кто как и что говорит, засовываясь в купе, отработаны просто идеально. Тренировались студенты в аудиториях у себя, набрасываясь на незнакомых людей. На будущее отметили, что надо делать код проще, и что на репетициях полвагона не бегало за актёрами с ними фотографироваться, и не было пробок из людей, идущих в ресторан. По результатам первого прогона больше половины пассажиров отгадывали квест, и многие взаимодействовали со шпионами (ловили и сдавали или сразу предавали родину).

Цена билета от спектакля не менялась. Пассажирам спектакль анонсировали — в кассе предупреждали про это. Новость про два спектакля на Интерфаксе. Второй спектакль был на следующий же день 3 ноября, но я застал только премьеру 2-го.

Возвращаемся к поезду

Итак, паровоз привёз пассажиров в тупик в Рускеале. Поворотного круга тут нет, второго паровоза с тендером сзади тоже нет, а сейчас должна прийти ещё одна «Ласточка», которую пустили дополнительным поездом на праздники.

Но пока ничего нет. Только планируется построить поворотный круг и всё остальное в парке — как и планируется сделать стыковку где-то с направления от Москвы. Поэтому машину никто не остужает.

Дальше паровоз дожидается, пока все свидетели уйдут…

И начинает тихо и без палева сдавать задним с остановки!

Потом «Ласточка» уйдёт, он вернётся к вечеру снова с вагонами, отцепится, сзади прицепится другой паровоз: Сейчас он пропустит «Ласточку».

А наш пойдёт один тендером вперед с минимальным обзором из будки задом наперёд до самой Сортавалы. Он доведёт поезд до Сортавалы. Потому что тот паровоз, который ведёт поезд в Сортавалу вечером, тоже проделал этот путь задом наперёд.

И воспоминания про то, как внушающе выглядит паровоз. Ну а дальше вы уже знаете — стыковка в Сортавале, возврат к высоковольтной магистрали в Каменногорске, появление интернета за час до Петербурга, Финляндский вокзал, реальный мир.

Конкретный Рускеальский экспресс вот. Вот посты Макса про то, как устроены паровозы и вагоны, в блоге вообще дофига наших постов про железные дороги и всё-всё-всё, а вот тут ещё раз — можно выбрать один из таких поездов. В следующей серии про то, зачем, собственно, ехать в Рускеалу, и какое отношение имеет сжигание мрамора к немецким кабель-каналам. Поезда Петербург — Сортавала.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть