Hi-Tech

Рестораны заработают на лишней еде, а люди станут сознательнее: что думает о своём проекте основатель eatme Рудольф Ан

Монолог предпринимателя об идее, бизнес-модели, окупаемости и миссии сервиса скидок на готовые блюда.

В закладки

Eatme — приложение, которое позволяет кафе, пекарням и ресторанам распродавать остатки еды, вместо того чтобы их выбрасывать.

Для этого заведению необходимо выбрать блюдо, указать размер скидки (от 15 до 70%) и время, в которое пользователь может его забрать.

Пока что сервис работает в Санкт-Петербурге и Москве и сотрудничает со 161 заведением. Рестораны, участвующие в акции, появляются на карте, и пользователь находит ближайшую точку.

Основатель eatme Рудольф Ан рассказал об идее, а также первых результатах работы проекта.

Истоки

Это было в 1991 году, мы всей семьёй переехали в Германию, потому что родителям предложили там работу. Мне было семь, когда я впервые увидел, как сортируют мусор.

Оказалось, так сортировали стекло: цветное зелёное отделяли от белого прозрачного, выкидывать их вместе было нельзя. В один из первых дней в новой стране я увидел, что люди подходят к мусорным бакам с парой небольших пакетов, а не с одним огромным. Тогда родители дали мне мешок со стеклом и велели его рассортировать.

Потом уехал учиться в Лондон, в Европейскую школу бизнеса, а затем приехал в Россию, но не остался здесь: уезжал из страны, работал за рубежом, жил там, но в конечном счёте всё равно вернулся в Санкт-Петербург. Я жил в Германии, учился там в школе, но закончил её в Швейцарии.

Во время разъездов продолжал сортировать мусор, купил себе экокружку, термос, старался минимизировать количество пластика в своей жизни.

При этом посчитали только развитые регионы: Северную Америку, Европу, часть Азии. РБК недавно опубликовал статистику: в мире ежегодно выбрасывается более 1,6 млрд тонн продуктов. Но есть ещё Африка, другая часть Азии, Россия, Южная Америка, поэтому на самом деле количество выброшенной пищи близится к 2 млрд тонн в год.

Самое страшное в этой статистике: 40% выброшенной еды абсолютно пригодно к употреблению, их более чем достаточно, чтобы накормить всю планету.

Причин тому две: во-первых, я считаю, что беречь природу и экологию — важно. Идея создать сервис, который спасал бы еду от выбрасывания, появилась у меня в 2017 году. Неправильно выкидывать мусор где попало, не сортировать и перерабатывать его, закапывать: мы все живём на этой планете, нам в ближайшем будущем некуда с неё улететь.

Из-за этого портится их качество, везде ГМО, ароматизаторы. Во-вторых, я очень люблю поесть, но при этом понимаю, что количество произведённых продуктов зачастую больше количества тех, которые всё же употребили.

Я понял: чтобы они выкидывали меньше еды, нужно что-то сделать. Производителям просто невыгодно делать натуральные продукты: у них короткий срок годности. Так появилась идея eatme.

В чём суть eatme

В конце 2017 года я начал изучать рынок: приходил в рестораны и спрашивал, будет ли им интересно пользоваться сервисом, который поможет продавать оставшуюся в конце дня еду, публиковал опросы в социальных сетях, где интересовался у потенциальных клиентов, хотят ли они «спасать еду», если она немного полежала, но зато получать скидку.

Отзывы от потенциальных клиентов о затее были положительные, но главным для меня было, что соглашались на это и рестораны, потому что проект должен быть полезен им, еда-то у них.

Строить бизнес-гипотезы было очень сложно, а опираться на аналогичные западные проекты, например на Too Good To Go (скандинавский сервис по сбыту непроданной еды в ресторанах— vc.ru) — невозможно.

Во-первых, нельзя уравнивать Россию и Европу из-за разной специфики, аудитории и её покупательной способности, а во-вторых, потому что Too Good To Go продают в конце дня мешочек с оставшейся в ресторане едой, но при этом покупатель не знает, что в нём.

Например, вегетарианец может случайно купить мясное блюдо. С одной стороны, они делают так, потому что это логично: ресторан не знает, что у него останется к вечеру, но с другой — это обман покупателей, потому что они не знают, за что платят.

Я подумал, можно сделать так, чтобы рестораны заполняли всё меню, а к вечеру, если что-то осталось, заходили в панель управления сервисом и выставляли на эти блюда акцию, устанавливали размер скидки — на это потребовалось бы меньше минуты, — а затем продавали остатки.

Например, если в каком-нибудь кафе подавали завтрак в формате шведского стола и после что-то осталось, кафе могло бы запустить акцию утром. При этом одна из особенностей задумки заключалась в том, что приложение должно было работать в течение всего дня. Система и время скидок должны были определяться самим заведением. Если бизнес-ланч, то в обед.

Разработка сервиса

Опыта разработки у меня нет, поэтому, когда решил делать eatme, вообще не знал, с чего начать. По профессии я предприниматель. Самый простой способ, который я придумал, — нанять разработчиков, но в итоге это обернулось большой ошибкой, продукт получился не очень хороший.

Цены пугали: просили от 1,5 до 35 млн рублей за сайт и приложение для iOS и Android. Я искал разработчиков в Санкт-Петербурге, чтобы к ним можно было в любой момент прийти и поговорить.

Я не понимал, кого и по каким критериям выбрать, и нашёл компанию, которая сделала сайт и приложение eatme для iOS за 1 млн рублей и несколько месяцев, но которая до сих пор не может сделать приложение для Android.

Моя заключается в том, что, выбирая подрядчика, я не изучил вопрос разработки сам. Здесь есть и моя, и их вина. Мне не хватило знаний: какие бывают языки программирования, какие преимущества у приложения на React Native и у обычного.

При обычной разработке надо писать два отдельных приложения. Например, разработка приложения на React Native позволяет написать версию сервиса для одной ОС, которая автоматически подстроится под другую.

Поэтому приложения до сих пор нет. Я выбрал фирму, которая согласилась делать eatme и для iOS, и для Android, но передала работу над вторым приложением субподрядчику.

Там будут улучшенные интерфейс и дизайн, будут встроенная система предпочтений для каждого пользователя и автоматические push-уведомления. В конечном счёте я набрал команду собственных разработчиков, с которыми сейчас с нуля пишем новые сайт и приложение.

Сейчас их рассылают вручную, но в новой версии eatme, которая выйдет в ноябре, будут «умные» push-уведомления: программа будет высылать пользователям новости о скидках в их любимых категориях.

Если сладкоежка, eatme будет напоминать ему о предложениях на сладости. Если клиент — вегетарианец, ему не будут приходить новости про мясные блюда. Таким образом мы планируем улучшить выкупаемость блюд в заведениях.

Запуск

Сначала работал в одиночку: завершал этап разработки, лично договаривался с каждым партнёром, выбирал заведения, с которыми можно сотрудничать. Я запустил eatme в начале марта 2019 года в Санкт-Петербурге.

Я говорил с крупными сетевыми кафе, пекарнями, но они предлагали мне «вернуться через полгодика с результатами», а затем разговаривать заново. На старте было очень сложно, работать с eatme согласились три–четыре ресторана.

Там, в отличие от ресторанов, готовят заранее и в больших количествах. В основном я пытался договориться с заведениями, где гарантированно остаётся много еды: с пекарнями, столовыми.

В первые пару недель работы eatme покупок практически не было. Первое кафе, которое мы подключили, — Panda Coffee на Литейном проспекте. Максимум две-три в неделю, но я понимал, что о сервисе, во-первых, не знают, а во-вторых, он только начал работать — и отсутствие пользователей нормально.

Например, мы уже работаем с Novotel в Санкт-Петербурге и сейчас подключаем эту сеть в Москве. Следующие несколько заведений мы подключили в течение недели, и к лету 2019 года с eatme работало уже около 70 кафе, пекарен, ресторанов и даже отелей.

При этом со стартапом уже согласились работать более 30 заведений в Москве, мы рассматриваем их, отсылаем договоры. Сейчас в столице есть три заведения, которые уже внесены на карту eatme и работают с сервисом, а также семь, которые находятся в стадии загрузки меню и фотографий блюд в приложение.

В Санкт-Петербурге таких мест уже более 130, их количество постоянно растёт. К концу ноября 2019 года на карте eatme в Москве появится 30–50 точек, где можно будет купить еду со скидкой.

Кому и зачем нужен eatme

С позиции партнёра, сотрудничество с eatme выглядит следующим образом: он заключает с нами договор, учится пользоваться приложением, заполняет меню, загружает фотографии блюд и, когда у него появляется еда, которую он хочет продать со скидкой, выбирает блюдо, устанавливает скидку и указывает время, когда пользователь может забрать еду.

Во-первых, так комфортнее. При этом ему необязательно забирать блюдо с собой: мы предлагаем клиентам поесть в заведении. Во-вторых, так выгоднее для наших партнёров: находясь в ресторане, клиент может заказать что-то ещё.

Представим, что он хочет попробовать новое блюдо, но не уверен, понравится ли оно ему. Кроме этого, eatme полезен и для пользователя. Возможно, даже начнёт посещать кафе, где заказал еду. С помощью сервиса пользователь сможет заказать это блюдо со скидкой и, если оно придётся по вкусу, будет заказывать его без скидки.

В центре есть кафе с корейской едой Mr. Так уже было в Санкт-Петербурге. Оно находится в окружении офисных зданий, и после того, как мы их подключили, к ним стало ходить больше людей из этих офисов. Che. Сначала они брали еду по акции через eatme, а потом стали приходить в заведение и покупать напрямую.

То есть тут сервис сработал как дополнительная реклама: клиенты не только «спасают» еду, но и узнают о гастрономических новинках.

Экономика сервиса

К примеру, булочная делает скидку 50% на десерт, который стоит 200 рублей. Мы зарабатываем на комиссии: она рассчитывается как часть от стоимости проданного товара. Клиент заказывает это блюдо по цене 100 рублей.

В эти 25% включены все расходы: трёхпроцентный эквайринг, банковский перевод, разработка, реклама, сотрудники, аренда, прибыль. Ресторан получает 75% от этой суммы, 75 рублей, а 25%, или 25 рублей, идут нам.

На напитки она может доходить до 500%. Обычная наценка в ресторанах — больше 100%, но чаще всего от 150 до 200%. Получается, что при скидке 50% на блюдо ресторан получает прибыль.

По моим подсчётам, на самоокупаемость eatme выйдет через год. Пока бизнес-модель не окупила себя. У сервиса почти 20 тысяч загрузок в App Store и около 2000 активных пользователей, в день регистрируется от 20 до 40 новых.

Если есть акции, есть продажи, нет акций — нет продаж. У нас нет статистики или плана продаж, всё зависит от партнёров и их акций.

Сейчас всё уходит на разработку нового сайта и приложений, но в дальнейшем этот пункт расходов уменьшится. Это прямая зависимость, поэтому чем больше заведений мы подключим, тем больше еды «спасём» и денег заработаем. Кроме того, как только мы выйдем на оборот больше 5 млн в месяц, эквайринг уменьшится с 3% до 2%.

В день сервис обрабатывает около 18–20 заказов, а средний чек — 270 рублей. Сейчас eatme зарабатывае меньше 1 млн рублей в месяц.

Но уже есть желающие, мне предлагали инвестировать в eatme от 5 млн рублей в год до 10 млн рублей. Мы работаем на собственных средствах и пока не планируем привлекать инвесторов: это испортит суть проекта. Такие суммы мне сейчас не помогут, они есть у меня самого, я могу их вкладывать.

Денежная тема часто всё портит, а мне этого не хочется. Я считаю: если приходит крупный инвестор, он начинает адаптировать всё под себя, чтобы как можно быстрее отбить свои вложения, как можно больше зарабатывать. Когда понадобятся инвестиции, буду искать. Пока у меня есть возможность развивать все за счёт своих средств, буду это делать.

Мы не публикуем по десять раз в день новости о том, что где-то появилась скидка на еду. Наша миссия не только в том, чтобы «спасти» еду и заработать на этом. Мы обучаем людей осознанному потреблению: пишем про эколайфхаки в своих соцсетях, рассказываем, что такое food waste.

Если пить из неё кофе хотя бы два раза в день, на планете будет использовано на два пластиковых стаканчика меньше. Например, каждый может купить термокружку. Если так будет делать 100 тысяч человек, это будет уже на 200 тысяч стаканчиков в день меньше, колоссальное количество.

О трудностях

Многим ресторанам просто лень заниматься настройкой приложения, загрузкой меню, фотографий, добавлением акций. Главная проблема, с которой мы столкнулись при запуске eatme, — подключение заведений к системе. Они считают, что еду лучше выбросить: это проще.

С последним обновлением iOS у нас перестала работать оплата: банк, с которым мы сотрудничаем, не обновил свои системы. В приложении пользователи обычно жалуются, что что-то не работает. Вроде и наш косяк, а вроде и банка.

Люди пишут, что мы обещаем скидку до 75%, а они видят максимум 15%, говорят, что не работают точки. Кроме того, у нас оценка 3,2 в App Store.

Мы говорим, что у нас бывают скидки от 15% до 80%, но их устанавливаем не мы, этим занимаются рестораны. Во-первых, мы не обещаем 75%. Там мы только открылись и уже скоро решим эту проблему. Во-вторых, отзывы, что точек мало или их совсем нет на карте, приходят из Москвы.

Планы на будущее

Наша цель — охватить всю Россию и сотрудничать с как можно большим количеством точек обещепита. До конца 2019 года мы запустим eatme в Нижнем Новгороде и Казани, а в начале 2020 года — в Екатеринбурге.

Нам не важно, как часто у них остаётся еда: даже если это кусочек торта раз в месяц, всё равно его можно спасти и продать, потому что на приготовление торта заведение потратило деньги, силы и время.

Был случай, когда мне позвонила хозяйка одной из петербургских грузинских пекарен и сказала, что у неё только что отказались от заказа на 40 хачапури, которые к тому моменту уже были готовы.

Аналогичная ситуация была, когда заказчик отказался от четырёхкилограммового торта. Я рассказал ей, как лучше выставить акцию, и мы продали всё за полтора дня. Мы выставили его со скидкой и продали за 15 минут.

Они считают, у них нет проблем с утилизацией продуктов. Также прорабатываем модели сотрудничества с крупными производителями еды, молочными, мясными производствами, но общение с их ритейлерами идёт сложно.

Незаконно, но никому не мешает. Крупные сети просто вскрывают упаковку и выкидывают еду в ближайшую мусорку. Пока в России законы не такие, как на Западе, где утилизация мусора очень дорогая, локальные заведения и магазины не будут ничего делать.

Если раньше ритейлеры возвращали продукты производителям, то в конце 2018 года начал действовать закон, запрещающий это делать. Сейчас у нас есть несколько заявок именно от производителей, зачастую страдают именно они.

Сейчас мы ведём переговоры с некоторыми федеральными сетями, думаем, как лучше продавать продукцию. Из-за этого они стали закупать меньше продуктов, а у производителя стало оставаться много еды, которая лежит на складе, потому что в магазине её достаточно.

Я изучу этот вопрос, и, если получится, они смогут сотрудничать с eatme. Я думал подключить к системе и домашних мастеров, например кондитеров, но пока непонятно, будет ли это законно.

Я считаю, если мы подключим хотя бы 10% российского пищевого рынка, то сможем уменьшить количество пищевых отходов и увидеть положительный результат. Конечная миссия проекта — решить проблему food waste.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»