Главная » Хабрахабр » Релокация в Luxoft: как живется уехавшим

Релокация в Luxoft: как живется уехавшим

Мы попросили трех наших сотрудников поделиться своими впечатлениями о переезде. Три человека — три страны: Индия, Малайзия, Польша. У каждого — свой ракурс, свои причины для перемещения, свои личные обстоятельства, свой карьерный путь.

Многие наши работники уже не один год как перебрались в филиалы Luxoft в Европе, США и Азии. Быт, люди, еда, офис — все под катом.
Как и другие системные процессы, релокация в компании поставлена на твёрдую основу. Мы давно хотели расспросить их, как им там, и думаем, что многим это будет тоже интересно.

Индия

Надежда Доброва, offshore delivery manager в Luxoft India (Бангалор)

В Luxoft я почти два года и пятый месяц живу и работаю в Бангалоре, на юге Индии. Занимаюсь практически тем же, чем на родине, — руковожу частью команды, которая обслуживает крупного клиента с долгосрочными проектами.

Он тоже сотрудник Luxoft. Переехала я вместе с мужем. В Индии перед ним открывались большие возможности для профессионального и карьерного роста. Правда, на Украине мы по работе не пересекались. По удачному стечению обстоятельств подходящая роль нашлась в местном офисе и для меня.

Мы посетили офис Luxoft, познакомились с местными коллегами, начали подыскивать жильё. В марте, за два месяца до релокации, нам устроили ознакомительную поездку.

Страна экзотическая. Конечно, мы колебались. Но мы давно собирались пожить за границей, да и рынок нас привлекал, и проекты, которые нам предстояло вести. Спросить совета было толком не у кого в Luxoft мы оказались первыми, кому предложили перебраться в Индию. Так что решились стать первопроходцами.

Улаживать всевозможные формальности нам помогала компания. Туристическая виза электронная, с ней никаких проблем не возникло. Затем необходимо было подать документы на получение рабочей визы и пройти интервью с консулом, и эту процедуру нам удалось провернуть в считанные дни. Вот дальше с документами началась волокита. Бумаг требуется целая кипа, включая доказательства оснований для получения работы. Например, только недавно мне выдали банковскую карту, а мы-то привыкли, что её оформляют за два-три дня. В общем, хлебнули бюрократии.

С точки зрения перспектив сравнение подходящее, но в остальном, конечно, всё другое — и в важном, и в мелочах. Бангалор зовут «индийской Кремниевой долиной».

Тут всё смешалось: машины, мотоциклы, тук-туки. Взять хотя бы обстановку на дорогах — первое, с чем мы столкнулись по прибытии. ПДД «как бы есть», но их никто не соблюдает. Причём движение левостороннее. Кое-где машины тащатся со скоростью от силы 5 км/ч. Шум, гам, хаос. Кроме того, в Бангалоре не первый год строят наземное метро, из-за чего полгорода парализовано. Крупных аварий мало, наверное, именно потому, что все едут так медленно.

Кое в чём действительность ощутимо разошлась с нашими ожиданиями.

Это так — с одной-единственной поправкой: дёшево, только если разбить палатку на улице. Скажем, мы были уверены, что в Индии дёшево жить. Мы поселились в благоустроенном закрытом комплексе, где достаточно безопасно и комфортно для экспатов, и это, честно признаться, влетает нам в копеечку.

Можно было сэкономить, но при прочих равных мы старались найти жильё ещё и поближе к работе: здесь расстояния измеряются не в километрах, а в часах, которые ты проводишь в дороге. Выехал утром не в 08:00, а в 09:00 — добавляй лишние полчаса на тряску в пробках.

В глаза бросаются контрасты — либо вопиющая бедность, либо кричащая роскошь. Среднего класса в стране почти нет. Зато у пятизвездочных отелей всегда закрытая территория, на въезде и на входе — полный досмотр, примерно как на контроле в аэропорту. Едешь на работу и видишь развалины по обе стороны улицы. Те же порядки в закрытых бизнес-комплексах.

Многое приятно удивило меня, в том числе сами индийцы. Не хочу, чтобы показалось, будто в моих впечатлениях преобладают тёмные краски. Ни капельки не зажатые, не боятся вступать с тобой в контакт. Они очень доброжелательные, открытые, весёлые. Кто угодно, от топ-менеджера до интерна, может подойти и с искренним участием начать тебя расспрашивать.

Но что нужно, так это уметь направлять их благие намерения в правильное русло — «пушить» коллег. Будет ошибкой грести всех индийцев под одну гребёнку и считать их безынициативными. Будут говорить «да», но чтобы это «да» завершилось нужным тебе действием, приходится держать процесс под контролем. Часто они нарушают договорённости не со зла: просто оказываются не в силах ответить на просьбу отказом.

Хотя надо держать в уме кое-какие нюансы законодательства. Зато рабочие процессы привычные, благо у нас IT-компания. Если хочешь сменить компанию раньше — плати штраф, или пусть тот, кто тебя схантил, за тебя и рассчитывается, при условии что нынешний наниматель не против. Например, в Индии, прежде чем выйти на новое место, специалист обязан отработать три месяца на старом.

Очень часто до того, как выйти на работу, люди ухитряются передумать, а то и вовсе пропадают с радаров. Правда, если специалист принял оффер, это ещё не значит, что ты его заполучил к себе в команду. Причём часто отказ аргументируют семейными неурядицами. Предупредил об изменении своих планов — уже счастье. Впрочем, родственников у индийцев много, так что наверняка лукавят всё-таки не все. Похоже, это здесь распространённая уловка.

Сейчас тепло, но днём почти всегда пасмурно и ветрено. Влажность — в среднем 80%. Дожди идут часто, но не проливные, в отличие от Мумбаи.

Мы здесь недавно, так что продолжаем осваиваться, и всё впереди! За эти месяцы всерьёз попутешествовать по стране мы не успели, но слетали на Гоа и в Ченнаи — на западное и восточное побережье соответственно: что туда, что сюда примерно час на самолёте.

Малайзия

Юрий Жураковский, software developer в Luxoft Malaysia (о. Пенанг)

Меня пригласили в Luxoft именно под релокацию в Малайзию. В компании я с ноября 2016 года, а в Малайзии с середины января 2017 года. По прибытии я присоединился к только что собранной на тот момент команде проекта по созданию мультимедийной системы для ряда азиатских автопроизводителей.

Аргументы «за» перевесили. У меня обошлось без долгих мук выбора: незнакомая страна с мягким климатом, новые возможности для развития бок о бок с сильными специалистами в области automotive.

Было видно, что процесс в Luxoft отлажен. Подготовка к переезду и сам переезд прошли без сюрпризов. От меня требовалось лишь собрать документы: диплом, свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей и так далее. Менеджер по релокации провёл меня по всем необходимым процедурам. Компания сама занималась оформлением и легализацией документов, авиабилеты и гостиницу по моему выбору тоже забронировали.

С ней трудностей не возникло. Первоочередной задачей на месте был поиск жилья. Насколько знаю, все, кто перебрался к нам из других офисов Luxoft, нашли жильё за две недели, в течение которых компания оплачивает проживание в гостинице. Сотрудники малазийского офиса и коллеги, приехавшие раньше, посоветовали мне проверенных риелторов.

Мне потребовалось лишь прийти в банк, где за полчаса были улажены все формальности. Оформление документов и открытие счёта тоже не были слишком мудрёными: менеджер по релокации в местном офисе взяла на себя всё взаимодействие с официальными инстанциями.

Бытовые вопросы я решал уже в спокойном режиме. Утром первого рабочего дня тимлид забрал меня из гостиницы в офис, помог со всеми техническими вопросами, познакомил с коллегами.

Если честно, и Малайзия, и вся Юго-Восточная Азия представлялись мне миксом из сказок «Тысячи и одной ночи», рекламы Баунти с белоснежными пляжами и историй о племенах людоедов, грабящих караваны торговых судов. До прилёта я старался не строить никаких догадок ни об острове Пенанг, где мне предстояло работать, ни о Малайзии в целом.

На Пенанге, да и вообще в Малайзии наряду с коренным населением, малайцами, живут крупные общины китайцев, очень много индийцев и представителей других народов. Было неожиданно обнаружить, насколько много разных культур соседствуют на острове, не мешая друг другу. Были некоторые опасения в отношении законов шариата. И все они мирно уживаются, каждый храня свои традиции и культуру. Но успокоился, увидев, как по одним и тем же улицам и торговым центрам ходят арабские женщины в хиджабах и чадрах, индианки в ярких сари, китайские девушки в коротких шортиках и лёгких футболках.

Есть районы, где их практически нет. Что не понравилось: в городе слишком мало тротуаров. То и дело рискуешь угодить под колёса в хаотичном потоке машин и мотоциклов. Вообще инфраструктура для пешеходов развита слабо. Притом что в основном водители относятся друг к другу уважительно.

Много мелочей, с которыми остаётся только смириться. Культура страны далека от среднеевропейской. Его запрещено проносить в гостиницы и общественные места. Например, многие местные жители обожают дуриан — фрукт с ну очень специфичным запахом. В сезон сбора урожая в одну из наших рабочих локаций регулярно приезжает небольшая машина, гружённая дурианом для всех желающих. Но иногда любовь к нему берёт верх.

Позже просто перестал это замечать. Ещё какое-то время мне понадобилось, чтобы привыкнуть к манере малайцев есть без приборов, руками: так у них принято.

В первые дни на острове из-за разницы в курсе — доллар примерно равен четырём местным ринггитам — они казались мне смехотворно низкими. Цены на Пенанге обманчивы. В ресторанчиках с европейской кухней бывает и подороже. Обед стоит от 5 до 20 ринггитов, смотря насколько вы голодны и какого уровня заведение выбрали.

Цены на алкоголь тоже высокие. Мои курящие коллеги сетуют на дороговизну сигарет. Так что перейти на здоровый образ жизни — отличная стратегия для всех, кто планирует задержаться на Пенанге.

Приятный климат, удивительная природа и доброжелательные люди — несомненные достоинства страны. Особых ожиданий у меня не было, так что не было и разочарований. Сам я арендую апартаменты буквально через дорогу от офиса. Из частностей — мне нравится, что на острове много современных кондоминиумов с развитой инфраструктурой: бассейнами, теннисными кортами, фитнес-центрами. Так что путь до работы занимает у меня около десяти минут с учётом спуска и подъёма на лифтах.

Стоимость обучения для иностранцев — высокая. Вместе с тем, к сожалению, моя семья столкнулась с языковым барьером. Что касается медицины, лекарства, за исключением самых простых, продаются по рецепту врача. Школьная программа не совпала с привычной для моего сына, хотя, конечно, это вопрос индивидуальный. Хотя нужен-то тебе был какой-нибудь цитрамон. В итоге ты записываешься к доктору, посещаешь консультации, сдаешь анализы, обращаешься в страховую и ждёшь подтверждения платежа или рассчитываешься наличными с последующим возмещением.

На досуге тоже есть чем заняться. В Малайзии огромное количество достопримечательностей, отличная инфраструктура для активного отдыха, живописная природа, торговые центры, рестораны, ночные клубы, выставки, шоу и мероприятия, устраиваемые властями острова. Лично мне нравится пляжный отдых на соседнем курортном острове Лангкави. Вскоре планирую попробовать морскую рыбалку.

Цены на авиабилеты у местных лоукостеров вполне приемлемые, так что мои лёгкие на подъём коллеги охотно путешествуют по соседним странам.

И скоро два года как я переехал. На старте я собирался поработать в Малайзии по крайней мере пару лет. Постепенно начинаю смотреть на новые локации и проекты, где мог бы принести пользу и повысить свой профессиональный уровень. Похоже, как планировал, так и выйдет.

Польша

Антон Данилов, .NET teamlead в Luxoft Poland (Вроцлав)


В компанию я, переселившись из Николаева в Киев, устроился в 2013 году на позицию senior .NET developer, в банковский проект. Работал над ним до 2015 года — и успел на нём стать тимлидом, — пока мне не предложили перебраться в Польшу по программе Luxoft Global Upgrade.

Начальник отдела в Польше очень серьёзно относился к процессу: он владеет русским и провёл несколько телеконференций, где все желающие могли задавать ему вопросы. В Luxoft действует целый департамент релокации: в нём мне оказывали поддержку как с украинской, так и с польской стороны. Компания взяла на себя все расходы, связанные с релокацией, содействовала по части получения визы и и разрешения на работу.

Мы с коллегой решили добираться до пункта назначения — Вроцлава — на машине. В июле 2015 года я совершил переезд. Но уже в понедельник был мой первый рабочий день. Добрались до места в субботу вечером и всё воскресенье отходили от путешествия. По договоренности с руководством мой переезд задумывался как бесшовный, без ущерба для моей производительности.

Конечно, мне помогали риелторы, с которыми у местного офиса Luxoft налажены связи. В первые дни я был озабочен поиском квартиры. Мы посмотрели три варианта, выбрали один из них, и в среду я переехал в свою первую съёмную квартиру в Польше.

Даже из отдалённых спальных районов до центра легко добраться пешком за час с небольшим, а на трамвае за 20–30 минут. Вроцлав — город относительно компактный. От дома до работы добираюсь на 15 минут. Повсюду размечены велодорожки, и ездить по ним безопасно.

Основной контингент русскоязычный, поляки в основном — административный персонал. Наш офис базируется в Silver Tower, 13-этажном здании возле вокзала. Есть и сотрудники из других стран, включая Бразилию и Сирию.

Когда общаемся в кругу русскоязычных, говорим по-русски. Основной язык общения в Luxoft — английский. Если выходец из другой страны, то по-английски. Если среди нас поляк, то по-польски.

Но он словно нашпигован торговыми центрами, развлекательными объектами, да и культурных достопримечательностей изобилие. Сам Вроцлав по нашим меркам городок скромный — население чуть больше 600 тысяч человек, почти вдвое меньше, чем, допустим, в Ростове. Он находится на юге, и на ту сторону выходят окна нашего офиса. Да вспомнить хотя бы местный аэропорт. Из Вроцлава легко улететь в массу чудесных точек Европы. В результате мы видим, как самолёты идут на посадку один за другим. Есть, скажем, прямые рейсы в Барселону.

До Берлина рукой подать — три с половиной часа за рулём по добротным дорогам. А до Германии и Чехии проще даже доехать на машине. На европейские горнолыжные курорты тоже ездить удобно.

Часто бывает облачно. Погода, правда, дождливая и прохладная. Но с югом Украины контраст сильный. На здешний климат после переезда не обращают внимания разве что коллеги-питерцы.

Переработки — это не про них: не из-за лени, просто так здесь принято — чётко разделять рабочее и личное время, а кроме того, планировать свой распорядок дня. Чем поляки отличаются от украинцев и россиян, так это трепетным отношением к work-life balance. Щедрая оплата сверхурочных не служит для поляков безусловным мотиватором.

По здешнему законодательству, если пообедать удаётся меньше чем за 15 минут, это время считается рабочим, так что перекусить местные коллеги предпочитают по-быстренькому. Много своеобразного в их организации времени. Кроме того, поляки стараются приходить на работу пораньше, например к 07:00, чтобы уходить в 15:00.

Примечательно и что польские айтишники не выделяют себя в отдельную касту и склонны считать себя обычными офисными работниками, пусть и со своей спецификой. Ореола избранности вокруг профессии нет ни внутри неё, ни вовне. Элитизм отсутствует как явление.

Дома люди друг к другу по умолчанию скорее строги, здесь — скорее лояльны. Что до атмосферы в обществе, разительно выше уровень вежливости, в связи с чем в повседневности меньше стресса. Попасть в переплёт на улочках Вроцлава ну очень маловероятно. И — безопаснее обстановка в принципе. К такому уровню безопасности привыкаешь.

Они следят за здоровьем, ходят в фитнес-залы, катаются на велосипедах. Ещё поляки на редкость спортивные. Очень популярна в Польше карта MultiSport. Плотность спортзалов во Вроцлаве высочайшая, и в них битком: люди не покупают абонементы из-за минутного импульса, а регулярно ходят и занимаются. Например, в аквапарке по ней два часа предлагается провести бесплатно, а когда это время заканчивается, нужно самую малость доплатить. По ней можно посещать великое множество спортивных объектов бесплатно или с солидными бонусами. Нам MultiSport оплачивает Luxoft, а так она стоит 100 злотых в месяц — около $30.

Виндсерфинг и кайтинг — точно. Активный отдых за городом поляки тоже обожают. Популярно катание на SUP boards — надувных «досках» для гребли веслом.

И вот парадокс: просто так окунуться в Одер, на котором стоит Вроцлав, нельзя, а на SUP-доске — пожалуйста. Кстати, как ни удивительно, в реках Польши при всём при том купаться запрещено. Хотя никто не мешает якобы случайно упасть с неё в воду и чуточку поплавать.

Кромешная бюрократия. Минусы? А подавшись на ВНЖ, ты с просроченной визой никуда из страны не вырвешься. Год ждать выдачи вида на жительство — обычная история. Могут потерять документы, неправильно их оформить.

Скверная медицина. Как бы ни ругали нашу, тут хуже. В стране действует аналог ОМС, и дорогущий: в виде процента от зарплаты у иных набегает до $300 в месяц. Все платят — деваться некуда. Притом что толку — чуть. У моей знакомой польки опух и начал болеть глаз. Она обратилась к врачу. А тот ей: «Приходите через месяц, раньше свободных слотов нет». В тот же день долларов за сто — в местной валюте — она записалась в частную клинику.

Допустим, если в соглашении с интернет-провайдером не указано иное, при преждевременном разрыве контракта от вас могут потребовать выплатить сумму за весь оставшийся период. С необычайной щепетильностью в Польше относятся к договорам. То же с арендой жилья.

Покупать дорогие машины, телефоны, одежды ради потребления напоказ в Польше не принято. Что очень здорово: не вижу вокруг никакого преклонения перед «статусностью». Но если хочется шикануть, всё сравнительно доступно. В социуме нет установки: дескать, это дорогое и крутое, а вот это — наоборот. Сотрудничающая с Luxoft фирма, например, предлагает «мерседесы» в лизинг — за 1790 злотых, около $500, в месяц бери и катайся на здоровье с полной страховкой.

Так что здесь можно с облегчением сосредоточиться на качестве собственной жизни, а не на показных эффектах.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Два успеха частной космонавтики

На прошлой неделе произошло два достаточно важных события для частной космонавтики. Прежде всего, два пилота Virgin Galactic могут сверлить дырки в своих костюмах под значки астронавтов — поднявшийся 13 декабря до 82,7 км SpaceShipTwo оказался выше линии 50 миль, которая ...

Дайджест свежих материалов из мира фронтенда за последнюю неделю №343 (10 — 16 декабря 2018)

Предлагаем вашему вниманию подборку с ссылками на новые материалы из области фронтенда и около него.     Медиа    |    Веб-разработка    |    CSS    |    Javascript    |    Браузеры Медиа • Подкаст «Frontend Weekend» #83 – Илья Климов о том, как и зачем был создан образовательный проект JavaScript.Ninja• Девшахта #61: TypeScript и его ...