Главная » Хабрахабр » Рейтинги, топы, обзоры — все врут?

Рейтинги, топы, обзоры — все врут?

Привет, Хабр! Сегодня мы с вами поговорим о рейтингах, топах, обзорах и разного рода отзовиках, на которые ориентируются наши с вами клиенты, выбирая программное обеспечение. Мне бы в жизни не пришло в голову затеять это мини-расследование о рейтингах CRM, если бы не жёсткая дискуссия с пользователем gennayo, где мы обсуждали способы выбрать CRM и вообще изначально найти её в интернете. На самом деле, это касается не только CRM, но и любого продукта и услуги, однако своя рубашка ближе к телу 🙂 Итак, я собрала некоторые топы по популярным поисковым запросам и разбила их на группы. Ну что, погрузимся в сумерки?

Были разные мысли по поводу организации этого топа, но в итоге я решила начать с «нормальных» источников и постепенно скатываться в бездну обзорного беспредела. Поэтому, если вы хотите скандалов и интриг, читайте статью с конца, если объективности — то с начала.Disclaimer. Я отвечаю за маркетинг в RegionSoft и мнение в статье может совпадать, а может и не совпадать с позицией компании.

«Чистые» отраслевые рейтинги CRM и топы

Если говорить о рынке CRM и ERP, то пальма первенства по чистоте и честности принадлежит независимым аналитическим агентствам, в частности, Gartner и Forrester (Forrester Wave). Gartner ежегодно выпускает сложный отчёт Magic Quadrant for CRM Lead Management, в котором CRM оцениваются по потенциалу, определяются нишевые игроки, визионеры, лидеры и претенденты. Такие же квадранты делаются и по версиям других агентств, например, Nuclear Research. Как правило, «костяк» вендоров в разных квадрантах сходится, но бывают и отличия.

Во-первых, в квадрант Gartner просто так не попасть — компании-производители оплачивают исследования, чтобы иметь шанс попасть в квадрант. Впрочем, ни одно из этих агентств нельзя назвать по-настоящему независимым. А во-вторых, Gartner несколько раз попадал в нехорошие истории с оценкой технологий, а в  2006 году эксперты этой компании сочли, что для Apple перспективнее всего отказаться от разработки аппаратного обеспечения (конечно, может, они заглянули в очень далёкое будущее, но прошло 13 лет, а аппаратное обеспечение Apple живёт и почти не кашляет). Такое положение им необходимо для очевидного конкурентного и маркетингового преимущества на рынке, и порой инвестиция в исследование хорошо окупается.

Пример «матрицы» Nuclear Research

Условно говоря, мы разрабатываем RegionSoft CRM и считаем, что могли бы потягаться за «нишевого игрока», т.к. Есть ещё один нюанс — чтобы стать претендентом на квадрант какого-то из агентств, нужно соответствовать множеству формальных и ненужных пользователям требований, от технологических до языковых. И, допустим, мы загораемся идеей и начинаем продвигаться, заказываем исследование, переводим интерфейс на английский язык, запиливаем систему МСФО, инвойсинг и т.д. сильно прокачались как универсальная CRM в том числе для комплексного управления предприятием со складом, производством, бизнес-процессами и проч. Как их отобьёт любой здравомыслящий разработчик? Это стоит огромных денег, нам их надо будет отбить. Спрашивается — мы 17 лет работаем для российского малого и среднего бизнеса, чтобы сделать рассылку, что мы попали в квадрант? Правильно, переложит эти платежи на стоимость лицензий. Нет, мы просто помогаем малому и среднему бизнесу решать проблемы автоматизации.

Вы правильно поняли, все участники квадрантов являются очень дорогим программным обеспечением — в силу амбиций, мирового присутствия, затрат на маркетинг и т.д.

С той разницей, что они не имеют такого веса в мире (никакого не имеют, на самом деле), и призваны решать локальные задачи, ну то есть частные задачи вендоров или системных интеграторов, поэтому каждый отчёт, каждое исследование имеет меточку «По заказу компании XXX». Сюда же можно отнести рейтинги и исследования, которые проводят российские компании и исследовательские институты (например, Институт Проблем Предпринимательства, J'son & Partners, частные лаборатории и т.д.). руб. Стоит это от 500 тыс. до 2 млн., и даёт определённые рекламные преимущества.

Взяв отчёт и даже посмотрев исходники исследования, вы не подкопаетесь. Я касалась в жизни исследовательских институтов и могу сказать, что сделать такой отчёт это не просто прийти с оплаченным счётом и занять первое место — исследование действительно основано на реальных данных. Так что те самые деньги платятся за грамотную выборку аудитории и методологию, если вы понимаете, о чём я. Но, как вы наверняка знаете, источники данных и методы их обработки бывают разные.

Поэтому вы вряд ли их прочитаете целиком. Вердикт. Информация из таких отчётов и квадрантов  просачивается в СМИ дозированно, сами исследования либо недоступны, либо стоят вплоть до 4-5 тыс.$. Однако слепо верить и брать кредит на CRM из квадранта вряд ли стоит. Но любая информация оттуда — хорошая выжимка по рынку, обязательна к изучению и пониманию.

Тематические сайты и порталы

Зарубежный рынок богат на сайты о CRM-системах — их реально очень много, внутри много статей, заметок, экспертов и сдержанных обсуждений. Рекламы тоже много, без неё никак. В России сайтов о CRM тоже много, хороших — по пальцам одной руки пересчитать (включая Хабр). В поисковой выдаче среди экспертных сайтов на первых позициях можно поймать три более-менее адекватных сайта (кроме Хабра — его не будем рассматривать, с ним сложно конкурировать).

Ценен накопленной информацией и каталогом CRM-систем. CRMonline — увы, уже почти неживой сайт, который когда-то был местом лютых баталий CRM-щиков на форуме. Однако многое в нём устарело: к примеру, в каталоге есть RegionSoft CRM 5. Нет каких-то купленных топов или рейтингов — вы просто копаетесь в списке CRM-решений. 0 ( при том, что это мажорные релизы, то есть прошло минимум 4 года). 0, а она уже почти год как RegionSoft CRM 7.

Есть система лидогенерации (ради чего всё и замышлялось, вероятно). Практика CRM — сайт поддерживается, статьи обновляются, хотя не так часто как хотелось бы. Раньше он вызывал подозрения у вендоров, потому что издателем была компания-дилер Terrasoft  в Чехии.


Пруфы с TAdviser

Ещё нам нравятся графики-оценки CRM-систем, они, конечно, сильно усреднены, но в целом отражают реальное положение дел. Но сейчас сайт той компании припаркован, а сам портал включает просто огромный кладезь информации и кейсов о CRM (вот, например, наш вклад в эту копилку) и позволяет выбирать и сравнивать решения (без фильтров, по установленному списку критериев). Как формируется график, мы не знаем (это не скрипт на странице), думается, что здесь тоже есть доля субъективности — но мы точно знаем, что не заплатили ни копейки за публикации, размещение и т.д.


RegionSoft CRM глазами портала Практика CRM

Это настоящий мастодонт сферы корпоративного ПО — огромный аналитический портал, на котором собрана большая база знаний, есть рейтинги и мнения, реклама и авторский контент. TAdviser стоило бы упомянуть первым, но это длинная история, поэтому здесь. Но мы посмотрим, что там с рейтингом CRM.
Последний — от 2017 года. Он и сейчас живее всех живых. Вот он:

Первый вопрос: вы серьёзно, а где amoCRM и Битрикс24? И вопрос не единственный. Так, начинаем копать. Как всегда, со звёздочки — «по данным базы TAdviser». Мы знаем, что это за база, потому что я своими руками заводила RegionSoft и все наши продукты на портале в далёком 2013 году и… забила на это дело по ряду веских причин (как ни удивительно, речь не о лени). Вот как выглядела эта табличка:

И вот тут начинается самое интересное: компания-вендор сама вносит проект и обязательно должна добавить карточку заказчика — то есть добавить все эти фирмы из первой колонки в справочник (если их там нет). Понятное дело, что не всем клиентам это нравится — нужно получать разрешение на раскрытие проекта и т.д. В общем, мы перестали вносить проекты, но до сих пор иногда гложет мысль — а если бы мы внесли все 6000+ своих внедрений, мы бы MS Dynamics и 1С:CRM «сделали». Но какая цена рейтингу, в который попадают только те, кто внёс информацию о проектах?

Но в целом, повторимся, как источник информации о компаниях и продуктах ИТ-сферы TAdviser прекрасен.

Речь идёт о сервисе поиска облачных решений Startpack. Теперь ещё об одном рейтинге, который привлёк наше внимание, в том числе по причинам, которые вы увидите ближе к концу. Отзывы от реальных людей (по ощущениям), но подходить нужно критично — потому что у кого-то рейтинг 5 звёзд и 3 оценки, у кого-то 3 звезды и 100 оценок, а это большая разница для пользовательского опыта. Туда довольно легко попасть, если вы облачное решение, и там есть рейтинг CRM-систем с отзывами, характеристиками и т.д. Но как информационная база Startpack выглядит очень неплохо, информативно, им удобно пользоваться. Ну и к тому же 5-20 «пятёрочных» отзывов вам сотворит штат любой ИТ-компании, при этом геолокации, IP и стили будут разные — не придерёшься.   Жаль, что мы не можем внести туда RegionSoft CRM, потому что мы десктопное, а не облачное, решение.

Тоже приятный и информативный рейтинг. Зато мы можем попасть, например, в каталог AllCRM, который позиционируется как помощник в выборе CRM-системы. А нет бумаги — нет свидетельства, поэтому просто помним, что по доброте душевной даже куры не несутся, и подобные агрегаторы зарабатывают либо на рекламе, либо на лидогенерации (продают заявки вендорам), либо на партнёрках с CRM-системами, либо на всём сразу. Правда в переписке по e-mail выяснилось, что есть прайс на услуги, но обновлённый прайс-лист обещали выслать попозже (в чём я сильно сомневаюсь по ряду причин). В этом нет ничего зазорного, просто нужно помнить, что  рейтинг может быть настроен нужным образом.

Почему её нет у других? Например, как вам оранжевая кнопочка? Достаточно кликнуть по ссылку и по URL понять, что это рефералка.

&client_id=site.53889571c72cf8.19427820&referer=209208&second_referer=allcrm&addmodule=remark.edward

Можно найти ещё несколько подобных сайтов, запросить прайс и узнать, как вырасти в рейтинге. Мне не очень хочется, чтобы они получили трафик с Хабра, поэтому я не буду их упоминать, но скажу, например, что на сайте одного «типа независимого блогера» из 15 CRM, упомянутых в статье, замаскированной под аналитическое рассуждение, 9 имеют реферальные ссылки. Причём о двух CRM не слышали даже в нашей компании, хотя мы пристально следим за рынком. Вот вам и весь рейтинг от независимого эксперта 🙂

Кстати, о маскировщиках

Это отдельная каста сайтов, которые имеют целью продать одну-единственную CRM. Например, на сайте 1crm-online.ru, который преподносит себя как «Сервис подбора CRM для Вашего бизнеса» вы для формальности пожмякаете на картинки с необходимыми вам параметрами, оставите свои данные и контакты, и вам предложат одну-единственную CRM-систему: 1С:CRM. Впрочем, это легко предвидеть из названия сайта. Не знаю, как у вас, у меня не было даже малейшей иллюзии.

Но маскируются немало — обычно под честные обзоры, посты, блогерские заметки, под объективный анализ и даже под критику.
И вот таких сайтов очень и очень много — к счастью, кроме названного, в топе больше не обнаружено.

А как у них?

В Европе и США такие рейтинги-отзовики очень развиты, вы можете посмотреть на примере Top Ten Reviews. Некоторые из них крайне строги к участникам и придерживаются политики независимости. У них можно купить баннер или попасть на первую строку благодаря оплате или GiveAway (бесплатный софт для всех на сутки, например), но эта строка будет отмечена особым образом — как гивэвей или как рекламная активность. Среди серьёзных топов найти продажный/реферальный рейтинг не так просто.

Вердикт. Все мы делаем бизнес — кто-то разрабатывает и продаёт софт, кто-то ведёт компании в плане пиара и маркетинга, кто-то продаёт виртуальные сервера, а кто-то зарабатывает на партнёрках. Такой бизнес ещё долго не вымрет, потому что и уровень автоматизации низкий, и ИТ-грамотность вне ИТ-компаний требует бесконечного ликбеза, да и самих вендоров ПО всё устраивает — лишний канал продвижения никому не мешал.

А теперь о настоящем провале

Некоторое время назад я обнаружила нашу RegionSoft CRM в рейтинге CRMindex.ru. Он уже успел неплохо проиндексироваться (привет, поисковики и алгоритмы!). И меня бы ничего не смутило, если бы не два откровенно плохих отзыва (были и другие), в одном из которых пользователь писал о нас… как об облачной CRM. Но мы же не облачные и даже не имеем WEB-интерфейса, мы же хороший, надёжный, функциональный десктоп! Это ошибка. Мы пробили «отозвавшихся» по ФИО по своей базе, не нашли среди клиентов, поняли, что и в ситуации такие не попадали. Короче, это не о нас же. Несколько часов я потратила на поиск владельца всего этого безобразия, чтобы попросить помочь разобраться, потому что по контактам на сайте никто не отвечал, только собирали мои данные.

Когда я нашла владельца, он был удивлён, а я уже знала, что все до единого отзыва на сайте палёные, что это очень и очень плохая копия вышеупомянутого Startpack (по интерфейсу, логике и функциям) и что у меня единственная цель — удалить свою компанию с этого «лжерейтинга» раз и навсегда.

Странный вопрос от владельца агрегатора

Надо сказать, беседа вышла неприятной, из рейтинга CRM удаляли нас два дня, а владелец «индекса» прислал мне вот такое на прощание (раз, два, аут):

Бежевые блюры — я, синие — мой оппонент

Вот факты. Чтобы не быть голословной и не выглядеть, как юная пиарщица, у которой «ко-ко-ко, случился негатив», я провела небольшое расследование и сделала фактчекинг специально для этого поста.

Все отзывы глубокие, но понятно же, что никто не будет использовать столько сервисов сразу, да ещё подробно о них писать. Факт 1. Один человек оставляет несколько отзывов на разные продукты одного и того же класса (например, на скрине 8 отзывов от Степана, и он не один такой).

Мы не любим упоминать конкурентов, но, чёрт возьми, это точно не самые топовые CRM-системы в России — ни по функциональности, ни по популярности. Факт 2. Очень странный топ рейтинга CRM-систем. Даже вторая в этом списке не тянет на победу 🙂 Ну а остальные и подавно.

Они не отвечают на сообщения, не оставляли записи, даты последнего посещения старые. Факт 3. Все отзывы, написанные от пользователей ВКонтакте, созданы пользователями, которые не активные уже по несколько месяцев (иногда с даты отзыва). Вот кого я нашла среди людей, написавших отзывы на CRM-системы в этом рейтинге CRM (вся информация взята из открытых источников):

  • Например, Максим Тигров — 1994 год рождения, в подписках «Sexy People», «Одинокие мамки», «Знакомства / Богатые и Зрелые». Никак искал инвестора для приобретения CRM-системы, не иначе.
  • Продуктивный автор с 7 отзывами Dima Lu и одолевший всех Николай Онюшкин — гений экспертизы, которого я так и не смогла разыскать, чтобы задать вопросы лично. 31 отзыв!

 

Факт 4. Много-много реферальных ссылок (что неудивительно, на CRM из топа).

Потому и попросили удалить. Я не знаю, как другие вендоры относятся к размещению на таком вот сайте, но находиться среди ложных и пустых отзывов от массы аккаунтов ВКонтакте неприятно.

Для кого все эти рейтинги и почему они работают?

Выбирая CRM, систему управления проектами, бухгалтерскую систему и даже софт для личного использования, пользователи советуются с главным своим консультантом — с интернетом. Они вбивают поисковой запрос и рассчитывают, что им кто-то поможет, а в итоге наталкиваются на такие вот разные рейтинги и экспертные обзоры. Причин «растерянности» несколько.

  • Низкая компьютерная и техническая грамотность менеджеров и ЛПР. Они могут разбираться в своём деле, как гении, но при этом не обязаны разбираться в ИТ. Однако зачастую им же приходится выбирать системы автоматизации.
  • Недоверие вендорам — некоторые предприниматели и их сотрудники считают, что у вендора есть цель срубить денег и кинуть, а там хоть трава не расти. Да, такое бывает, но только у безответственных партнёров. Если вы пожалуетесь вендору, вопрос будет решён, как правило, честно и профессионально — никто не заинтересован в падении репутации.
  • Нередко с толку сбивают отрицательные отзывы, написанные людьми, которые отказались от обучения, полноценного внедрения, не разобрались, потребовали что-то незаконное, и теперь недовольны, что вендор не исполнил их пожелания. Расстрелять такого прямо с клавиатуры, написать кучу отрицательных отзывов, чтобы жизнь раем не казалась! Вендору всё равно, он готов ответить по существу, а вот пользователям, ищущим CRM, страшно.
  • Доверие «независимым» экспертам и блогерам как глашатаям правды. Увы, это давно не так. Куплены все: техноблогеры, обзорщики, блогеры-любители, известные люди и т.д. Просто цена разная. Редко-редко (и в основном, на Хабре, Хакере и т.д. — т.е. классических UGC) встречаются энтузиасты, готовые поведать миру о шишках, набитых в процессе выбора той или иной технологии.
  • Наконец, для многих лиц, выбирающих CRM, нет иного интернета, чем социальные сети и поиск с рейтингами CRM — куда попал, там и правда. Это меньший сегмент, но он есть.

Увы, такой расклад нередко может привести к ощутимым проблемам при внедрении корпоративного программного обеспечения, потому что основания для серьёзной и рациональной инвестиции в развитие компании подбираются на основе чьего-то субъективного мнения, без понимания факторов, повлиявших на это самое мнение.

Эпилог

Вы скажете, что никто не ищет рейтинги, все ориентируются на требования. Нет, ищут, вот только в одном Яндексе:

  • рейтинг CRM — 1076 запросов в месяц
  • топ CRM — 508
  • выбрать CRM — 486
  • лучшие CRM — 1052

Выдача по этим запросам по большей части печальная (та, которая не реклама в Директе — тут хоть всё честно).

Слушать только свои бизнес-процессы и слышать свои потребности. Есть единственно правильный способ выбрать CRM-систему для своего бизнеса: собрать требования и соотнести их с возможностями разных вендоров, протестировать демо-версии, пообщаться.

Очень сложный вопрос — но точно не в таких вот топах. Где выбрать пул CRM для тестов?  — серьёзные вендоры о себе пишут довольно много и хорошо, потому что им не стыдно выйти один на один с аудиторией, рассказать о продукте, получить фидбэк, отработать негатив. Можно порыться по порталам, которые мы упомянули, почитать Habr, Forbes, vc.ru, cossa и т.д. Выбирайтесь своей колеёй 🙂 В общем, важно рассмотреть несколько источников и составить своё мнение, потому что для своего бизнеса вы единственный адекватный эксперт.

Нас часто спрашивают: дайте сравнение вашей системы с такими-то и такими-то… А мы всегда отвечаем, что у нас нет практики сравнивать наши решения с чужими, хотя бы даже по той причине, что такое сравнение будет субъективным. Ну а нам с вами по пути. Если ищете CRM-систему, то на RegionSoft CRM до 31 марта скидки 15%. Будут вопросы и затруднения — пишите, звоните, мы организуем для вас индивидуальную презентацию онлайн — без рейтингов и пузомерок. Если вам нужна CRM или ERP — внимательно изучите наши продукты и сопоставьте их возможности со своими целями и задачами.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Внедрение LoRaWAN на сельскохозяйственном предприятии. Часть 2. Учет топлива

Здравствуйте уважаемые читатели! Со времени публикации первой статьи, мы подросли, наши любимые поставщики-разработчики LoThings, проделали не мало кропотливой работы, и наступил день, когда есть что рассказать и показать! Одной из них, был контроль учета топлива на АЗС. Запустив нашу первую ...

Optlib. Реализация генетического алгоритма оптимизации на Rust

В этой статье описывается библиотека optlib, предназначенная для решения задач глобальной оптимизации на языке Rust. На момент написания этой статьи в этой библиотеке реализован генетический алгоритм нахождения глобального минимума функции. Библиотека optlib не привязана к конкретному типу входных данных для ...