Хабрахабр

[recovery mode] Почему мы решили запустить корпоративный акселератор «Газпром нефти» StartupDrive, и кто уже его прошел

Расскажу, кому нужны такие акселераторы, какие проблемы могут возникнуть при запуске, как мы подошли к их решению, и что из этого получилось.
 

Кто делает корпоративные акселераторы
 

Многие знают про Y Combinator. Его в 2005 году основала группа венчурных инвесторов во главе с Полом Грэмом. Акселератор работает со стартапами на протяжении трех месяцев: помогает «докрутить» продукт и найти инвесторов. Через него прошли сотни стартапов: от Dropbox до Reddit и Airbnb. Они привлекли инвестиций на миллиарды долларов и продолжают приносить миллионы своим основателям.
 
Помимо Y Combinator, открыты сотни других успешных акселераторов. Стоит отметить 500 Startups, который инвестировал в 1200+ стартапов, и Techstars, общая капитализация проектов в котором превышает 18 млрд долларов.
 
Такие успехи разожгли настоящую борьбу за технологические стартапы и в enterprise-секторе. Свои акселерационные проекты запустили General Electric (GE), Shell, Chevron, а также BP. Например, у последней есть программа The Catalyst, где дают гранты до 150 тыс. долларов энергетическим стартапам, работающим в Абу-Даби.
 
От сырьевых и энергетических компаний не отстают автоконцерны. Программы акселерации есть у Ford, BMW, Honda, Volkswagen и Jaguar. Кстати, через программу Jaguar Land Rover Innovation Labs ежегодно проходят 50 стартапов.
 
В России акселераторы есть у многих крупных корпораций — Сбербанка, МТС, ВТБ, Qiwi. Интересно, что в эту сферу идут и промышленные предприятия — так, руководство Кировского завода, который производит металлургическую продукцию, тракторы и буровую технику, планирует инвестировать в стартапы 200 млн рублей только в этом году. Не отстает и Северсталь, запустившая за последний год и акселератор, и венчурный фонд.
 

Зачем это компаниям

Крупные компании рассматривают акселерационные программы как инструмент для поиска инноваций. С помощью стартапов можно создать новые продукты и модифицировать бизнес-процессы раньше конкурентов и получить преимущество на рынке. Так, пару лет назад General Electric вложили 2 млн долларов в акселератор Alchemist для развития промышленного IoT. А затем купили выходца из этого акселератора — Wise.io, с помощью чего увеличили клиентскую базу и обновили стек технологий.
 
Мы пока не собираемся покупать стартапы, однако хотим работать над более сложными и технологичными продуктами, которые не всегда будут связаны с продажей топлива напрямую.
 

С какими проблемами может столкнуться акселератор

Скептицизм. Несмотря на интерес к акселерационным программам, многие относятся к подобным инициативам скептически. Корпорации не хотят работать со стартапами, так как считают, что есть более важные задачи.
 
Бюрократия. В некоторых случаях внутренняя структура корпорации не способствует менторскому сопровождению. Бюрократия замедляет принятие решений, а стартапы не могут органично «влиться» в зарегулированные процедуры корпорации. У маленьких компаний просто не хватает сил для обработки отчетов, документов и актов.
 
Ответственность. Обязанности по работе со стартапами редко бывают профильными и бизнес несет дополнительную нагрузку — тратить личное время на встречи и работу с командами стартапов может быть затруднительно.
 
Мы в StartupDrive старались не наступить на эти грабли и учитывали опыт коллег. Кратко расскажу о том, как мы подошли к решению обозначенных проблем.
 

Как мы запустили акселератор

Мы запустили стартап-акселератор StartupDrive 12 апреля 2019 года. В отборе участвовали 200 стартапов. Резидентами изначально стали шесть команд, продвигающие технологические продукты в сферах грузоперевозок, такси, каршеринга и автомобильной инфраструктуры. Они на протяжении трех месяцев работали с нашими кураторами, проверяли свои гипотезы и занимались развитием сервисов. В финал вышли пять стартапов.
 

Первое, что мы сделали — обсудили формат сотрудничества, чтобы стартапы могли извлечь максимальную выгоду для себя в рамках партнерства с компанией. Открытость. Компания, в свою очередь, получала возможность диверсифицировать бизнес за счет новых сервисов.
 
Атмосфера. Мы концентрировали их внимание на верификации гипотез по своим продуктам на нашей клиентской базе и на использовании новых технологий и решений внутри компании. Предоставили экспертную аналитику по базовому и смежным рынкам. Чтобы помочь стартапам освоиться в работе с крупной компанией, мы предлагали им как технологические, так и информационные ресурсы. Мы проявили индивидуальный подход к каждому проекту — обсуждались все идеи и предложения. Также стартапы получили возможность работать в партнерстве с нами и привлекать инвестиции от наших партнеров.
 
Внимание. С каждой командой работал свой ментор из «Газпром нефти», который занимался трекингом задач — он выстраивал взаимодействие со стартапом, помогал подготовить дорожную карту развития продукта, искать клиентов, а также проверять гипотезы и начинать продажи. Это одна из причин, почему было выбрано лишь шесть основных участников. Также со стартапами работали бизнес-кураторы от бизнес-единиц. 

Мы понимаем, что работа со стартапами имеет свои особенности. Компетенции. Мы сотрудничали с фондами, но был и основной партнер акселерационной программы — Дмитрий Масленников, основатель Disruptive.vc. И для того, чтобы появились компетенции внутри компании, нужно время — просто «заряженности» на результат недостаточно. Мы не «грузили» команды какими-то обучающими курсами — воркшопы проводились точечно, по запросу и при четком понимании, чем это может помочь. Основными задачами партнера были стратегия работы с инновациями, выстраивание отношений с игроками, другими корпорациями, аналитика, прокачка кураторов от компании и трекинг.
 
Время. С таким подходом участники могли полностью сконцентрироваться на своих проектах. Помимо этого проводились промежуточные демо-дни раз в месяц для демонстрации проделанной работы. Далее о них и поговорим.
 

Что показали проекты

Из подавших заявки двухсот компаний дошли до финала всего пять. Однако, как я отметил ранее, с каждой мы работали индивидуально. Подробнее о стартапах:
 
CarTaxi
 
Год запуска: 2017
 
Что делают: приложение-агрегатор для заказа эвакуаторов.
 
Какую проблему решают: Рынок эвакуационных услуг в РФ сильно фрагментирован. На нем работают «индивидуальные эвакуаторщики» или небольшие диспетчерские компании. Все это ведет к холостым пробегам и простоям, неэффективному расходованию ресурсов и, соответственно, высокой стоимости услуг. Приложение помогает загрузить эвакуаторы работой без простоев, а владельцу машины позволяет быстро решить проблему с транспортировкой авто. Согласитесь, когда эвакуатор приезжает за 5-7 минут, как убер, — это достаточно круто!
 
Что сделали у нас: Стартап привлек новых корпоративных клиентов из числа партнеров компании. Также стартап интегрировал инструмент оплаты топлива онлайн — АЗС.GO — в приложение для водителей эвакуаторов. Водители эвакуаторов теперь могут заправляться, не выходя из машины.
 

Стартап помогает их сократить.
 
Что сделали у нас: «Газпром нефть» выступила в роли еще одного канала для распространения услуги отслеживания местоположения грузов через логистическую платформу Shipit. Shipit.to
 
Год запуска: 2018
 
Что делают: разрабатывают логистическую платформу и IoT трекеры для отслеживания грузов в режиме реального времени. 
 
Какую проблему решают: Убытки компаний из-за потерянного и поврежденного груза составляют 50 млрд долларов в год. Среди них: владельцы грузов, логистические компании, перевозчики, курьерские службы и 3PL-провайдеры.
  Для корпоративных клиентов был создан новый продукт по страхованию грузов, где ставка страхования грузов на конкретном маршруте у компании «Сбербанк Страхование» рассчитывается со скидкой 50% при использовании трекеров shipit.to.
 
Сегодня Shipit.to работает с 35 клиентами в восьми странах мира.

Расширить клиентскую базу удалось за счет партнеров — корпоративных клиентов с большим автопарком. Neos
 
Год запуска: 2018
 
Что делают: продают полисы автострахования с возмещением в течение пяти дней.
 
Какую проблему решают: делают так, чтобы клиентам не нужно было долго ждать выплаты и общаться со страховой компанией
 
Что сделали у нас: Изначально стартап работал в сегменте B2C, но позже перешел в B2B. На старте акселерации  ежемесячный оборот полисов в компании составлял 150 штук, а финансовый оборот — более 17 млн рублей в год.
  За время акселерации стартап провел переговоры с пятью крупными клиентами и проверил цифровые каналы продажи компании, что позволило продать более 450 полисов.

Таксопарки – сдать машину в аренду и найти надежных водителей.
 
Какую проблему решают: Сокращают издержки таксопарков по поиску водителей.
 
Что сделали у нас: Часть клиентов сети АЗС «Газпромнефть» стали пользователями сервиса guru.taxi. guru.taxi
 
Год запуска: 2018
 
Что делают: платформу, на которой водители такси могут арендовать автомобиль. Также заправки компании, приложения сети АЗС «Газпромнефть» и АЗС. Пользователи guru.taxi, в свою очередь, стали заправляться на АЗС «Газпромнефть». Сейчас площадка работает с 700+ таксопарками.
  GO выступили в качестве каналов продвижения — там размещалась реклама.

Rent-a-Ride 

Пилотный проект запустили на территории Москвы и Московской области. Год запуска: 2017
 
Что делают: платформу для аренды частных автомобилей для личных нужд.
 
Какую проблему решают: платформа дает возможность водителям выбрать автомобиль под конкретную задачу — съездить на рыбалку, перевезти вещи, покататься по городу, а владельцам машин – сдать автомобиль в аренду.
 
Что сделали у нас: Команда предложила сдать в аренду и арендовать автомобили (минивены — особенно актуальны летом!) клиентам сети АЗС «Газпромнефть». Rent-a-Ride за время акселерационной программы смогли заработать на минивенах более 4 млн рублей за три месяца.
 

Планы на осень

Мы считаем, что опыт с первыми выпускниками акселератора был удачным. Команды активно работали над достижением целей и даже ставили рекорды. Например, разработчикам из CarTaxi удалось реализовать новую функциональность с оплатой топлива из приложения на заправках «Газпромнефти» и интегрировать её с нашими сервисами за три недели. В нашей практике такое было впервые, можно сказать, что рекорд по time-to-market.
 
Осенью 2019 года мы планируем открыть второй набор в акселерационную программу StartupDrive. У новых команд также будет три месяца на то, чтобы доказать эффективность партнерства и развить свой бизнес. Ну, а сотрудники «Газпром нефти» продолжат помогать стартапам с проведением исследований, разработкой новых бизнес-моделей и выводом продуктов на рынок.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть