[recovery mode] Как стать дизайнером интерфейсов. Необходимые навыки и сильные инструменты, о которых нам не говорят
Несмотря на обилие учебных материалов, начинающих специалистов год за годом заботит один и тот же вопрос: как сделать первые шаги в дизайне.
Он основан на личном опыте и уроках, полученных в общении с успешными дизайнерами из больших студий и продуктовых команд. Получив множество вопросов от молодых дизайнеров, я решил написать материал, который бы мечтал прочитать на старте своей карьеры.
В первой части, я расскажу о базовых навыках хорошего дизайнера, а во второй, о том, как их использовать для построения карьеры.
Фундамент дизайнера
В любой сфере есть ряд базовых навыков, без которых в профессии делать нечего. Лишь обретя эти навыки можно расчитывать на повышение в должности и доходе.
Фокус, цели и задачи
Каждый дизайнер должен знать, для каких целей создается интерфейс и какие задачи он должен решать.
Сайт авиакомпании существует для людей, цель которых переместиться из одного города в другой, а его задача — помочь найти рейс, соотвествующий их потребностям.
У вас может быть цель хорошо провести вечер, а задача — выбрать между кино, рестораном и футболом. Цели и задачи — это не одно и тоже.
Наверняка, вы сейчас работаете или начинаете работать над каким-либо проектом. Дизайнер должен всегда в голове держать цели пользователей, а на практике решать их задачи. Подумайте, какие у него цели и какие задачи он должен решать.
Задач у сервиса может быть много и некоторые будут друг с другом конфликтовать, поэтому вам нужно выбрать одну основную и сделать ее выполнение максимально удобным, при этом не пожертвовав остальными.
Как бы это работало, если бы это было просто?
Я регулярно задаю себе этот вопрос, встречая новую задачу. Он помогает мне отвлечься от существующих шаблонов и придумать решение, соответсвующее текущей задаче.
Хотя на самом деле, я не искал вдохновение, а лишь пытался поменьше напрягать свой мозг. На старте карьеры я, как и многие, первым делом бежал на дизайнерские ресурсы в поисках “вдохновения” и пытался найти решение, которое можно применить к моей задаче.
Да и кем вы станете, лишь подражая чужим работам? Скопировать чужое решение заманчиво, но не нужно забывать, что любой паттерн может хорошо работать в одном случае и абсолютно не работать в другом. Ведь хорошего дизайнера всегда отличает умение мыслить.
Полезно перенимать чужой опыт, просматривая концепты и работающие сервисы, но при столкновении с новой задачей не нужно забывать включать голову.
Эстетика интерфейса
Я люблю Medium за хорошую типографику и удобство написания статей, хотя на других ресурсах мои статьи порой набирают в два-три раза больше просмотров. Но дело ведь не только в красоте.
Хороший визуал делает акценты на важных элементах, что приятно в социальных сетях и критически важно в сервисах для бизнеса. Хороший визуал облегчает чтение и избавляет от необходимости менять масштаб страницы.
Его целью было сделать акцент на контенте, который генерируют пользователи. Instagram не просто так изменил свой интерфейс с черно-синего на белый.
Конечно, поставить случайно лайк — не проблема, а вот ошибка при управлении самолетом или атомной станцией может привести к трагедии. Переодически мы слышим об ошибках, которые совершают люди из-за сложного интерфейса.
Мне в свое время очень помогли дизайн-гайдлайны Google. Самый простой способ улучшить визуальные навыки — перенимать чужой опыт, копируя интерфейсы и читая толковые материалы.
Уверен, что на старте карьеры он бы мне очень помог. На русском языке можете прочитать емкий материал студии Олега Чулакова: design.chulakov.ru.
Я всегда работал в стартапах, где был одним дизайнером, что давало мне большую свободу действий, но лишало обратной связи опытных коллег. Еще одна очень важная вещь — взгляд со стороны.
Большинство дизайнеров начинают свою карьеру дома, поэтому единственным способом получить обратную связь для них является завязать отношения с опытным дизайнером и периодически просить у него комментарий по поводу своих работ.
Что ему нужно?
Хороший дизайнер думает сценариями, а не экранами.
Сценарий — это последовательность действий, которые нужно совершить пользователю чтобы выполнить определенную задачу. Например, выбрать оптимальный рейс. Сценарий может решаться в рамках одного экрана, а может содержать их сколько угодно. Задача дизайнера — не сократить количество экранов, а сделать выполнение задачи пользователя более удобным, интуитивным.
Некоторые задачи удобнее решать в рамках одного экрана (пример: создание публикации в соцсетях). Иногда задача требует пошаговой логики, где каждый шаг — это отдельная страница, как при сложной регистрации.
Сценарии лежат в основе проектирования любого интерфейса, поэтому любой дизайн должен начинаться с них.
Системность в дизайне
Все компании, которых хоть немного заботит дизайн, приходят к идее, что перерисовывать одни и те же компоненты и расставлять их новым способом — довольно глупая затея. Поэтому все начали создавать единую систему компонентов, а чуть позже и логику их размещения.
Благодаря этому, дизайнеру все меньше приходится рисовать и все больше использовать свои два главных инструмента: мозг и фронтенд-разработчика. Спустя еще какое-то время, дизайнеры объединились с разработчиками, связав свои элементы в макетах со сверстанными компонентами на фронте.
Без этого сложно будет найти общий язык и создать отличный продукт. Разработчиков нужно уважать и хотя бы логически понимать суть их работы.
Имея готовый набор необходимых элементов и стилей, вы сможете больше думать о решении проблем пользователей и меньше о рисовании.
Даже хорошую идею легко убить
Помню, как в начале карьеры, презентуя дизайн-решение, меня было легко смутить, задав простой вопрос, например, почему какой-то элемент именно такой. Тогда я пытался аргументированно ответить на вопрос из-за чего возникал бессмысленный диалог, который влиял на восприятие всей работы.
Например, сказав: “Это лишь детали, поэтому давайте обсудим основные вещи, которые влияют на бизнес, а в конце вернемся к вашему вопросу”. Лишь с опытом я понял, что вопросы, не касающиеся основной темы нужно игнорировать. Как ни странно, этот ответ избавляет вас от бесполезной беседы и представляет в виде профессионала, который заботится о бизнесе клиента, а не своем эго.
Показав, что ваше решение стало итогом серьезной аналитической работы, в рамках которой вы изучили конкурентов и протестировали несколько решений, с вами сложно будет не согласиться. Для того чтобы ваши дизайн-решения принимались, необходимо связывать их с аналитикой, которую вы провели прежде чем придти к этому решению.
Книги для дизайнеров
Меня периодически спрашивают, какие книги помогли мне стать в дизайне лучше.
Никакие.
Лишь регулярная практика и понимание бизнеса помогли мне приносить компании большую пользу и повысить свою ценность на рынке.
Идем дальше.
Куда устроиться
Есть три популярных варианта: студия, продукт или стартап.
Здесь выше темп, так как есть четкие сроки начала и окончания проекта. Студия хорошо подходит для новичков, так как вокруг тебя полно дизайнеров у которых можно чему-либо научиться. Из-за того, что стоимость проекта привязана к человеко-часам, в студиях зарабатывают, в основном, меньше, чем в продукте.
Зачастую, дизайн-команда занимается функционалом, который появится в будущем, поэтому для них качество чаще всего важнее скорости. В продукте более спокойный ритм, так как прибыль компании напрямую не зависит от работы дизайнера. Особенно для проектов, которыми пользуются миллионы.
В стартапах вклад каждого сотрудника чрезвычайно важен, так как команды небольшие и зачастую отдел дизайна состоит лишь из одного человека, поэтому идти туда лучше полностью уверенным в своих силах.
Минус этой работы в том, что рядом нет наставника, поэтому я много занимался самообразованием и анализом своей работы. Всю свою карьеру, не считая фриланса, я работал в стартапах, где был единственным дизайнером. Плюс в том, что ты можешь максимально влиять на итоговый продукт, работая вместе основателями.
Генерация удачи
[очень важная часть]
Вы можете быть отличным дизайнером, но какой в этом толк, если о вас никто не знает (ни клиенты, не сообщество)? Многие ограничивают свое представление о мире профессиональными навыками, хотя они являются лишь необходимым минимумом.
Некоторым везет и их карьера выстраивается благоприятным образом, но не потому что они с рождения счастливцы, а лишь потому, что они неосознанно выполняли действия, которые повышают шансы на успех.
Среди этих действий есть активные и пассивные.
Эти вещи повышают вероятность того, что вас могут случайно заметить и предложить интересный проект. Среди пассивных — это наличие резюме, портфолио и аккуратных профилей в соцсетях.
Благодаря этому, вы не ждете пока вас найдут, а своими силами повышаете вероятность перспективного предложения. Активные действия — отклики на чужие вакансии, публикации статей и кейсов, общение с профессионалами из разных сфер, прямые письма работодателям и создание своего сообщества.
Благодаря этому, ему удалось получить хорошее предложение о работе и спустя полтора года сменить одну топовую студию на другую, заняв место партнера. Я знаю одного дизайнера из региона, который вел таблицу с ведущими профессионалами из нашей отрасли и по приезду в Москву встречался с ними.
Популярный ныне вариант — пройти курс от известной компании или поучаствовать в конкурсе.
Некоторые ребята, пройдя курс от Skillbox получили предложение о работе в AIC. Павел Шумаков, выиграв Russian Design Cup получил предложение от ВКонтакте, а чуть позже перебрался в лондонский офис Badoo.
Самый известный пример — редизайн Google News Георгия Квасникова, который принес ему ряд предложений от крупных компаний. Давно известный вариант — сделать фейковый проект, вложив в него все силы и качественно опубликовать его в портфолио.
Ну и последнее.
Ваша задача — лишь правильно себя преподнести. Важно понимать, что за ширмой любого бренда находятся адекватные люди, которые готовы в любое время рассмотреть амбициозного кандидата. Грамотное письмо на общий ящик и аккуратное портфолио — это порой все, что нужно.
Как зарекомендовать себя на новом месте
Одна из самых главных вещей, которую я понял за свою карьеру — это умение идти вперед, несмотря на неудачи. Ошибок не избежать, поэтому нужно нормально к ним относится.
Это элементарная логика:
Успеха добиваются не те, кто не совершает ошибок, а те, кто несмотря на них идет вперед.
Мой путь, который я описал в большой истории “Становление дизайнера”, содержал ряд неудач, которые могли стоить мне работы, но даже на старте карьеры интуиция подсказывала, что переживания никому не помогут и единственный способ чего-то добиться — просто идти вперед.
Все через это проходили, включая Стив Джобса, который за первые 15 лет своей карьеры совершил ряд дорогостоящих ошибок, из-за которых в конце 90-х многие его считали неудачником. Поэтому не переживайте, столкнувшись с проблемами на новой работе. И лишь высокомерная уверенность в своем предназначении, позволила ему идти вперед и спустя десятилетие стать иконой отрасли.
Будьте открытыми, налаживайте отношения с коллегами, интересуйтесь опытом других и когда вам выпадает шанс, берите на себя инициативу.
Неизбежный исход
Возможно, начинающим специалистам еще рано читать про исход, но один дизайнер написала мне, что не хочет просто “двигать пиксели”, а стремиться учавствовать в создании продукта. Обычно дизайнеры приходят к этим мыслям спустя несколько лет, устав делать однотипные сервисы для заказчиков.
Самым логичным вариантом роста является позиция арт-директора, которая заключается в том, что вы навсегда закрываете графический редактор и выполняете лишь интеллектуальную работу, корректируя направление других дизайнеров.
Другой вариант — перейти в продуктовую компанию, где вместе с коллегами у вас будет возможность работать над улучшением одного продукта.
В случае успеха, вы начнете набирать и обучать других дизайнеров, формируя отдел. Неплохой вариант — присоединиться к стартапу и отвечать за дизайн всего проекта.
Возможно, кто-то из вас захочет перейти на позицию продукт-менеджера и отвечать за коммуникацию между командами и стратегию развития проекта.
Хороший дизайнер понимает, как работает маркетинг и разработка, что нужно людям и умеет это использовать. Ну и самый амбициозный вариант — основать свой проект.
Вместо того, чтобы ждать когда вас повысят, начните брать на себя новые обязанности самостоятельно.
Я применяю этот принцип довольно давно и как показывает опыт, при наличии адекватных коллег ваша инициатива будет отмечена. Совершить переход с позиции дизайнера не так сложно.
Ключ ко всему
Молодой дизайнер задал мне вопрос:
Лучше продолжить самообразование или поскорее устроиться на работу?
Всегда и во всем, практика – лучший способ изучить какую-либо дисциплину, а если она совмещается с адекватной обратной связью, то ничего лучше вы найти не сможете.
Поэтому, если вы хотите чего-то добиться в дизайне, то как можно раньше приступайте к работе и очень хорошо, если рядом с вами будет опытные коллеги. Если таковых нет, то делайте проекты самостоятельно и ищите обратную связь среди дизайнеров в социальных сетях.
Не нужно искать новую работу в поисках лучшей жизни. На старте карьеры делайте фокус на качество, а не количество проектов. Сначала научитесь делать ее хорошо.
Помимо них, вам нужно уметь общаться с людьми, понимать принципы работы бизнеса и проявлять активность в поиске интересных предложений. И не забывайте, что дизайн-навыки – лишь половина успеха.
Работайте упорно каждый день и не забывайте, что любой успех требует времени.
Терпение и упорство – ключ ко всему.
Сделайте эту неделю прорывной.