Хабрахабр

[recovery mode] Как стать дизайнером интерфейсов. Необходимые навыки и сильные инструменты, о которых нам не говорят

Несмотря на обилие учебных материалов, начинающих специалистов год за годом заботит один и тот же вопрос: как сделать первые шаги в дизайне.

Он основан на личном опыте и уроках, полученных в общении с успешными дизайнерами из больших студий и продуктовых команд. Получив множество вопросов от молодых дизайнеров, я решил написать материал, который бы мечтал прочитать на старте своей карьеры.

В первой части, я расскажу о базовых навыках хорошего дизайнера, а во второй, о том, как их использовать для построения карьеры.

Фундамент дизайнера

В любой сфере есть ряд базовых навыков, без которых в профессии делать нечего. Лишь обретя эти навыки можно расчитывать на повышение в должности и доходе.

Фокус, цели и задачи

Каждый дизайнер должен знать, для каких целей создается интерфейс и какие задачи он должен решать.

Сайт авиакомпании существует для людей, цель которых переместиться из одного города в другой, а его задача — помочь найти рейс, соотвествующий их потребностям.

У вас может быть цель хорошо провести вечер, а задача — выбрать между кино, рестораном и футболом. Цели и задачи — это не одно и тоже.

Наверняка, вы сейчас работаете или начинаете работать над каким-либо проектом. Дизайнер должен всегда в голове держать цели пользователей, а на практике решать их задачи. Подумайте, какие у него цели и какие задачи он должен решать.

Задач у сервиса может быть много и некоторые будут друг с другом конфликтовать, поэтому вам нужно выбрать одну основную и сделать ее выполнение максимально удобным, при этом не пожертвовав остальными.

Как бы это работало, если бы это было просто?

Я регулярно задаю себе этот вопрос, встречая новую задачу. Он помогает мне отвлечься от существующих шаблонов и придумать решение, соответсвующее текущей задаче.

Хотя на самом деле, я не искал вдохновение, а лишь пытался поменьше напрягать свой мозг. На старте карьеры я, как и многие, первым делом бежал на дизайнерские ресурсы в поисках “вдохновения” и пытался найти решение, которое можно применить к моей задаче.

Да и кем вы станете, лишь подражая чужим работам? Скопировать чужое решение заманчиво, но не нужно забывать, что любой паттерн может хорошо работать в одном случае и абсолютно не работать в другом. Ведь хорошего дизайнера всегда отличает умение мыслить.

Полезно перенимать чужой опыт, просматривая концепты и работающие сервисы, но при столкновении с новой задачей не нужно забывать включать голову.

Эстетика интерфейса

Я люблю Medium за хорошую типографику и удобство написания статей, хотя на других ресурсах мои статьи порой набирают в два-три раза больше просмотров. Но дело ведь не только в красоте.

Хороший визуал делает акценты на важных элементах, что приятно в социальных сетях и критически важно в сервисах для бизнеса. Хороший визуал облегчает чтение и избавляет от необходимости менять масштаб страницы.

Его целью было сделать акцент на контенте, который генерируют пользователи. Instagram не просто так изменил свой интерфейс с черно-синего на белый.

Конечно, поставить случайно лайк — не проблема, а вот ошибка при управлении самолетом или атомной станцией может привести к трагедии. Переодически мы слышим об ошибках, которые совершают люди из-за сложного интерфейса.

Мне в свое время очень помогли дизайн-гайдлайны Google. Самый простой способ улучшить визуальные навыки — перенимать чужой опыт, копируя интерфейсы и читая толковые материалы.

Уверен, что на старте карьеры он бы мне очень помог. На русском языке можете прочитать емкий материал студии Олега Чулакова: design.chulakov.ru.

Я всегда работал в стартапах, где был одним дизайнером, что давало мне большую свободу действий, но лишало обратной связи опытных коллег. Еще одна очень важная вещь — взгляд со стороны.

Большинство дизайнеров начинают свою карьеру дома, поэтому единственным способом получить обратную связь для них является завязать отношения с опытным дизайнером и периодически просить у него комментарий по поводу своих работ.

Что ему нужно?

Хороший дизайнер думает сценариями, а не экранами.

Сценарий — это последовательность действий, которые нужно совершить пользователю чтобы выполнить определенную задачу. Например, выбрать оптимальный рейс. Сценарий может решаться в рамках одного экрана, а может содержать их сколько угодно. Задача дизайнера — не сократить количество экранов, а сделать выполнение задачи пользователя более удобным, интуитивным.

Некоторые задачи удобнее решать в рамках одного экрана (пример: создание публикации в соцсетях). Иногда задача требует пошаговой логики, где каждый шаг — это отдельная страница, как при сложной регистрации.

Сценарии лежат в основе проектирования любого интерфейса, поэтому любой дизайн должен начинаться с них.

Системность в дизайне

Все компании, которых хоть немного заботит дизайн, приходят к идее, что перерисовывать одни и те же компоненты и расставлять их новым способом — довольно глупая затея. Поэтому все начали создавать единую систему компонентов, а чуть позже и логику их размещения.

Благодаря этому, дизайнеру все меньше приходится рисовать и все больше использовать свои два главных инструмента: мозг и фронтенд-разработчика. Спустя еще какое-то время, дизайнеры объединились с разработчиками, связав свои элементы в макетах со сверстанными компонентами на фронте.

Без этого сложно будет найти общий язык и создать отличный продукт. Разработчиков нужно уважать и хотя бы логически понимать суть их работы.

Имея готовый набор необходимых элементов и стилей, вы сможете больше думать о решении проблем пользователей и меньше о рисовании.

Даже хорошую идею легко убить

Помню, как в начале карьеры, презентуя дизайн-решение, меня было легко смутить, задав простой вопрос, например, почему какой-то элемент именно такой. Тогда я пытался аргументированно ответить на вопрос из-за чего возникал бессмысленный диалог, который влиял на восприятие всей работы.

Например, сказав: “Это лишь детали, поэтому давайте обсудим основные вещи, которые влияют на бизнес, а в конце вернемся к вашему вопросу”. Лишь с опытом я понял, что вопросы, не касающиеся основной темы нужно игнорировать. Как ни странно, этот ответ избавляет вас от бесполезной беседы и представляет в виде профессионала, который заботится о бизнесе клиента, а не своем эго.

Показав, что ваше решение стало итогом серьезной аналитической работы, в рамках которой вы изучили конкурентов и протестировали несколько решений, с вами сложно будет не согласиться. Для того чтобы ваши дизайн-решения принимались, необходимо связывать их с аналитикой, которую вы провели прежде чем придти к этому решению.

Книги для дизайнеров

Меня периодически спрашивают, какие книги помогли мне стать в дизайне лучше.

Никакие.

Лишь регулярная практика и понимание бизнеса помогли мне приносить компании большую пользу и повысить свою ценность на рынке.

Идем дальше.

Куда устроиться

Есть три популярных варианта: студия, продукт или стартап.

Здесь выше темп, так как есть четкие сроки начала и окончания проекта. Студия хорошо подходит для новичков, так как вокруг тебя полно дизайнеров у которых можно чему-либо научиться. Из-за того, что стоимость проекта привязана к человеко-часам, в студиях зарабатывают, в основном, меньше, чем в продукте.

Зачастую, дизайн-команда занимается функционалом, который появится в будущем, поэтому для них качество чаще всего важнее скорости. В продукте более спокойный ритм, так как прибыль компании напрямую не зависит от работы дизайнера. Особенно для проектов, которыми пользуются миллионы.

В стартапах вклад каждого сотрудника чрезвычайно важен, так как команды небольшие и зачастую отдел дизайна состоит лишь из одного человека, поэтому идти туда лучше полностью уверенным в своих силах.

Минус этой работы в том, что рядом нет наставника, поэтому я много занимался самообразованием и анализом своей работы. Всю свою карьеру, не считая фриланса, я работал в стартапах, где был единственным дизайнером. Плюс в том, что ты можешь максимально влиять на итоговый продукт, работая вместе основателями.

Генерация удачи

[очень важная часть]

Вы можете быть отличным дизайнером, но какой в этом толк, если о вас никто не знает (ни клиенты, не сообщество)? Многие ограничивают свое представление о мире профессиональными навыками, хотя они являются лишь необходимым минимумом.

Некоторым везет и их карьера выстраивается благоприятным образом, но не потому что они с рождения счастливцы, а лишь потому, что они неосознанно выполняли действия, которые повышают шансы на успех.

Среди этих действий есть активные и пассивные.

Эти вещи повышают вероятность того, что вас могут случайно заметить и предложить интересный проект. Среди пассивных — это наличие резюме, портфолио и аккуратных профилей в соцсетях.

Благодаря этому, вы не ждете пока вас найдут, а своими силами повышаете вероятность перспективного предложения. Активные действия — отклики на чужие вакансии, публикации статей и кейсов, общение с профессионалами из разных сфер, прямые письма работодателям и создание своего сообщества.

Благодаря этому, ему удалось получить хорошее предложение о работе и спустя полтора года сменить одну топовую студию на другую, заняв место партнера. Я знаю одного дизайнера из региона, который вел таблицу с ведущими профессионалами из нашей отрасли и по приезду в Москву встречался с ними.

Популярный ныне вариант — пройти курс от известной компании или поучаствовать в конкурсе.

Некоторые ребята, пройдя курс от Skillbox получили предложение о работе в AIC. Павел Шумаков, выиграв Russian Design Cup получил предложение от ВКонтакте, а чуть позже перебрался в лондонский офис Badoo.

Самый известный пример — редизайн Google News Георгия Квасникова, который принес ему ряд предложений от крупных компаний. Давно известный вариант — сделать фейковый проект, вложив в него все силы и качественно опубликовать его в портфолио.

Ну и последнее.

Ваша задача — лишь правильно себя преподнести. Важно понимать, что за ширмой любого бренда находятся адекватные люди, которые готовы в любое время рассмотреть амбициозного кандидата. Грамотное письмо на общий ящик и аккуратное портфолио — это порой все, что нужно.

Как зарекомендовать себя на новом месте

Одна из самых главных вещей, которую я понял за свою карьеру — это умение идти вперед, несмотря на неудачи. Ошибок не избежать, поэтому нужно нормально к ним относится.

Это элементарная логика:

Успеха добиваются не те, кто не совершает ошибок, а те, кто несмотря на них идет вперед.

Мой путь, который я описал в большой истории “Становление дизайнера”, содержал ряд неудач, которые могли стоить мне работы, но даже на старте карьеры интуиция подсказывала, что переживания никому не помогут и единственный способ чего-то добиться — просто идти вперед.

Все через это проходили, включая Стив Джобса, который за первые 15 лет своей карьеры совершил ряд дорогостоящих ошибок, из-за которых в конце 90-х многие его считали неудачником. Поэтому не переживайте, столкнувшись с проблемами на новой работе. И лишь высокомерная уверенность в своем предназначении, позволила ему идти вперед и спустя десятилетие стать иконой отрасли.

Будьте открытыми, налаживайте отношения с коллегами, интересуйтесь опытом других и когда вам выпадает шанс, берите на себя инициативу.

Неизбежный исход

Возможно, начинающим специалистам еще рано читать про исход, но один дизайнер написала мне, что не хочет просто “двигать пиксели”, а стремиться учавствовать в создании продукта. Обычно дизайнеры приходят к этим мыслям спустя несколько лет, устав делать однотипные сервисы для заказчиков.

Самым логичным вариантом роста является позиция арт-директора, которая заключается в том, что вы навсегда закрываете графический редактор и выполняете лишь интеллектуальную работу, корректируя направление других дизайнеров.

Другой вариант — перейти в продуктовую компанию, где вместе с коллегами у вас будет возможность работать над улучшением одного продукта.

В случае успеха, вы начнете набирать и обучать других дизайнеров, формируя отдел. Неплохой вариант — присоединиться к стартапу и отвечать за дизайн всего проекта.

Возможно, кто-то из вас захочет перейти на позицию продукт-менеджера и отвечать за коммуникацию между командами и стратегию развития проекта.

Хороший дизайнер понимает, как работает маркетинг и разработка, что нужно людям и умеет это использовать. Ну и самый амбициозный вариант — основать свой проект.

Вместо того, чтобы ждать когда вас повысят, начните брать на себя новые обязанности самостоятельно.
Я применяю этот принцип довольно давно и как показывает опыт, при наличии адекватных коллег ваша инициатива будет отмечена. Совершить переход с позиции дизайнера не так сложно.

Ключ ко всему

Молодой дизайнер задал мне вопрос:

Лучше продолжить самообразование или поскорее устроиться на работу?

Всегда и во всем, практика – лучший способ изучить какую-либо дисциплину, а если она совмещается с адекватной обратной связью, то ничего лучше вы найти не сможете.

Поэтому, если вы хотите чего-то добиться в дизайне, то как можно раньше приступайте к работе и очень хорошо, если рядом с вами будет опытные коллеги. Если таковых нет, то делайте проекты самостоятельно и ищите обратную связь среди дизайнеров в социальных сетях.

Не нужно искать новую работу в поисках лучшей жизни. На старте карьеры делайте фокус на качество, а не количество проектов. Сначала научитесь делать ее хорошо.

Помимо них, вам нужно уметь общаться с людьми, понимать принципы работы бизнеса и проявлять активность в поиске интересных предложений. И не забывайте, что дизайн-навыки – лишь половина успеха.

Работайте упорно каждый день и не забывайте, что любой успех требует времени.

Терпение и упорство – ключ ко всему.

Сделайте эту неделю прорывной.

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»