Главная » Hi-Tech » Разбор сайтов авиакомпаний Utair, «Аэрофлот» и S7 Airlines

Разбор сайтов авиакомпаний Utair, «Аэрофлот» и S7 Airlines

Ошибки в разработке и критерии удобства искало и нашло digital-агентство Red Collar.

В закладки

Поделиться

Все гоняются за быстрой прибылью, из-за этого дизайнеры стали рабами бизнеса: всё сводится к тому, как нарисовать на сайте кнопку, чтобы пользователь наверняка нажал и купил продукт.

В продуктовых компаниях уже начали об этом задумываться. Деньги это хорошо, но мы призываем думать и о людях, потому что довольные пользователи — это лояльность к бренду и ещё большая прибыль в перспективе. Посмотрим, как обстоят дела у гигантов рынка авиаперевозок.

Их сайты — ключевые точки коммуникации с клиентами: место получения нужной информации, покупки билетов и регистрации на рейс. Согласно ряду независимых рейтингов отраслевых СМИ и туристических агентств, Utair, «Аэрофлот» и S7 Airlines — лидеры российского рынка авиаперевозок.

Как проверяем на профпригодность

Когда разработчик подумал обо всех ступенях, пользователь останется доволен не только использованием сайта, но и самим брендом. Любой хороший сайт состоит их этих параметров.

Система оценки

Мы сделали сводную таблицу с дифференцированной оценкой и средним баллом, аргументацию оценки сможете найти в блоке с разбором. В первых трёх пунктах всё можно проверить инструментами вроде PageSpeed Insights, Webpagetest или фокус-группой.

  • 1 — функции нет на сайте;
  • 2 — есть, но пользоваться почти невозможно;
  • 3 — есть, но неудобная;
  • 4 — есть, удобная, но с косяками;
  • 5 — реализована отлично.

По итогу у каждого сайта выводим среднюю оценку и смотрим на победителя. В двух последних, где речь идёт об эмоциональном восприятии сайта, даём экспертное заключение.

Функциональность

Основная задача сайта авиакомпании — работать на бизнес. Начнём с простого. Покупка и бронирование билета, регистрация и проверка рейса должны быть на видном месте, а акции легко находиться и привлекать клиентов, чтобы те не уходили к конкурентам.

Utair спрятала и бронь, и проверку рейса вглубь сайта. Здесь не будет вау-инсайтов: на всех трёх сайтах всё или терпимо, или хорошо. «Аэрофлот» поместил всё, кроме покупки, в неочевидное, на наш взгляд, место, а акции перемешал со специальными предложениями и разделил на две группы. Мы не нашли акций, кроме «миль». Лидером по функциональности стал сайт S7 — всё сразу на приветственном экране.

Надёжность

Сайт авиакомпании должен быстро открываться со всех современных устройств и в браузерах; кроме мыши на компьютере должна быть доступна навигация клавиатурой, а также поддержка скринридера — это важно для людей с ограниченными возможностями.

В плане производительности (нагрузка на процессор, «оперативку», GPU и так далее) все три сайта просты как пробки, поэтому у всех твёрдая четвёрка. Тут же смотрим на SEO: насколько авиакомпании ценят высокую позицию в выдаче поисковиков.

Для пользователя нет разницы: функциональность не урезана, всё достаточно удобно. Разработчики Utair не стали делать сайт адаптивным, выбрав самостоятельную мобильную версию. Неудобно только тому, кто заполняет сайт: приходится дублировать всю информацию как бы на два разных сайта.

Плохая поддержка скринридера. Клавиатура не проработана: после подсветки формы поиска и меню фокус пропадает с экрана и начинает подсвечивать невидимые элементы в ещё не открытом меню.

Это значит, что данные пользователей могут подвергаться угрозам со стороны хакеров, а сайт будет загружаться дольше, чем мог бы. Аудит показал, что главная страница оптимизирована хорошо, но на внутренних встречаются проблемы устаревших библиотек с уязвимостями, и у многих ресурсов сайта отключен кэш.

Конечно, такие крупные компании выезжают на большом количестве прямых запросов, но если вы не гигант рынка, наш совет — делайте сайт адаптивным сразу. SEO у Utair проведена достаточно хорошо, но учитывая современный mobile-first-подход к индексации и отсутствие адаптивной версии у подавляющей части сайта, смысла в этом немного.

Страницы поиска, выдачи билета и регистрации адаптивны, но подавляющее большинство остались десктопными и нечитаемыми. «Аэрофлот». Рекомендуем разработчикам почитать о косяке неприближения на будущее. Мобильные страницы тоже недоработаны — они не приближаются, а ведь шрифт весьма мелкий.

Например, при перемещении по вкладкам «Купить билет», «Онлайн-сервис» и так далее было бы логичнее сделать открытие вкладки по нажатию Enter, чем раскрывать её сразу и прогонять пользователя по всем внутренним элементам для продолжения пути. Заказ билета с клавиатуры реализован на базовом уровне.

Все иконки в разных цветах, и некоторые градиентные фоны выполнены картинками, как уже много лет никто не делает. Сайт довольно тяжёлый, загружает очень много мелких ресурсов. Скорость загрузки невысокая, тем не менее лучшая из всех сравниваемых сайтов — восемь секунд.

Впрочем, для «Аэрофлота» SEO может быть не важно. С SEO у «Аэрофлота», как и у Utair: не учли современную mobile-first-индексацию, в урезанной мобильной версии свели свои старания почти на нет.

Стандартам доступности сайт тоже не соответствует: по нему можно перемещаться с помощью клавиатуры, но фокус постоянно проваливается во множество скрытых с экрана элементов — придётся запастись терпением. Сайт S7 Airlines не адаптивен, на маленьких экранах открывается отдельная версия, удобная для покупок, но весьма урезанная.

Это значит, пользователям приходится дольше ждать загрузки сайта, а также снижается рейтинг в поисковиках. Крайне плохо оптимизирован и выдаёт оценку производительности 43 из 100 и низкий speed index (отношение скорости загрузки к количеству загружаемого контента) — всего 6 из 100.

В сумме сайт почти не подвергался тестированию и оптимизации под современные стандарты. Много мёртвого неиспользуемого кода, плохая работа с кэшем, уязвимости в старых библиотеках и использование других плохих практик.

Основная боль отечественных сайтов — нет удобной работы с клавиатуры и поддержки скринридера. Вывод. У них всё продумано настолько, что даже есть скрытая ссылка на страницу с помощью по доступности, на которую можно зайти, перемещаясь по сайту с клавиатуры. Отличный пример проработанной доступности — это сайт BBC.

Удобство

Этот блок самый большой в разборе, поэтому оценки вынесли отдельно для каждой компании. Сервисы — это большие сложные штуки с множеством мелких кнопок и важных нюансов.

Как бы ни были хорошо проработаны функциональность и надёжность — если пользователь несколько минут не может понять, как выбрать подходящий рейс, то он закроет сайт в раздражении и уйдёт к конкурентам. User experience — опыт пользователя или удобство пользования сайтом.

А для возврата на главную активны оба логотипа по верхним углам страницы. У Utair меню спрятано в бургере и повторяется слева внутри страниц, ещё тот же путь отражается в «хлебных крошках». Это странное решение, которое путает пользователя и загружает страницу.

Испытываешь растерянность и непонимание, приходится напряжённо разбираться в принципе подачи инфы: для чего зелёная рамка и почему она не нажимается, где нужная цена и соответствующая дата, как работает адская табличка цен на неделю и прочее. При выдаче билетов сайт не управляет вниманием пользователя: информация перемешана, нет иерархии.

Разделить этапы просмотра информации, спрятав подробности в выпадашку или всплывающее окно, и вывести в первую очередь время и цену. Что можно было сделать? Или просто разверстать посвободнее, чтобы разделить информацию.

С точки зрения ожидания пользователя следовало сделать подсказку, что отсюда самолёты не летают. Когда в поиске вводишь город, которого нет, — сайт не выдаёт ошибку, а ставит первую локацию из выпадающего списка и ищет билеты для неё.

Лайк. Зато мобилка удобная, есть перенаправление на обратный путь, и после выбора пункта назначения сам открывает календарь.

У него много услуг, и все они, что приятно, представлены на сайте, но элементы интерфейса маленькие, попасть по ним сложно, и не всегда очевидно, что там скрыта ссылка. «Аэрофлот» — гигант на рынке авиаперевозок.

Зато приятно, что можно сразу выбрать класс обслуживания. Поиск маленький и прилеплён к левому краю экрана, хотя это самая важная вещь на сайте и должна быть самой удобной и заметной, но её поставили наравне с меню, а самой крупной сделали картинки с акциями.

Полную информацию о рейсе поместили во всплывающее окно, чтобы не захламлять варианты билетов. Выдача поиска самая понятная из тройки сайтов. Лайк за drop-down с правилами провоза багажа: отличное проявление грамотной заботы о клиенте — вовремя и без навязывания. Сайт даёт спокойно изучить и время вылета, а затем и варианты тарифов.

Зато в выдаче всё классно, как с компьютера. На главной нет ни адаптива (когда сайт подстраивается под размер экрана), ни мобилки (когда сайт определяет, что за устройство, и выдаёт новый дизайн) — приходится приближать самому и мучиться с мелкими кнопками.

А когда найдены? С подсказками как и везде — появляется ошибка, но ни о чём не говорит: «На выбранные даты рейсы не найдены». Приходится менять запрос и искать причину отсутствия билетов методом тыка. Есть ли вообще рейсы?

Зато если вводить запрос уже на странице выдачи билетов, не даёт искать рейсы с несуществующим городом, кнопка «найти» неактивна — хоть какая-то подсказка.

Но есть минус: «хлебные крошки» на многих внутренних страницах бесполезны — часть ссылок неактивна, а где-то этот путь и так дублируется слева в виде меню. У S7 Airlines удобное меню: всё грамотно разделено заголовками, нет путаницы, легко найти нужное.

Кнопки маленькие и неакцентные. Поиск билета на главной — удобен, но неочевидно, что в выборе даты можно выбрать туда или туда-обратно. Из-за этого кажется, что ты не можешь взять билет в одну сторону, тебе обязательно надо вернуться.

Всё четко, чисто и сделано интуитивно понятно, как в популярных агрегаторах, — проблем с выбором билета не возникает. В выдаче неплохая структура с приоритетами — сначала сами билеты, а дополнительные услуги скрыты. В отличие от двух других сайтов, здесь можно выбирать аэропорт, а не только город.

Просто бы не ставили, как Utair, и никаких возмущений. Раздражение вызывает неисполнение обещанного — на версии для смартфона поставили крестик в поле с вводом города, который подразумевает стирание слова одним нажатием, но этого не происходит.

Ощущение, что сайт подтягивает инфу из какой-то базы или всего инета, хотя запрос посылает себе же, но что творится под капотом — неизвестно. В поиске можно найти море разных мест по всему миру, например, Сан-Жозе-ду-Риу-Прету в Бразилии, но по факту туда нет рейсов.

Не выдаёт рекомендаций или подсказок. Сайт, как и его конкуренты, не различает ошибки, на всё отвечает, что «Что-то пошло не так». Ошибка в выдаче не даёт ясности: нет просто билетов или нет вообще рейсов на это направление.

Стоило спросить, какой удобен, а не определять его по установленному языку операционной системы. Общий минус: неудобно, что если система на английском, то сайт автоматически ставит английский, и мы так и не нашли, где выбрать другой язык, — приходится и писать всё на английском, другого он не понимает.

Неприятно удивило. Нет обработки ошибок — компании не заботятся о пользователях сайтов. Ведь ошибка на сайте — это та ситуация, когда человек может испугаться и уйти к конкурентам.

Возможно, вы имели ввиду это?». Важно максимально хорошо прорабатывать эти вещи и делать это по степени риска — от небольших заминок, на которые сайт отвечает: «Всё ок, надо только правильно написать город. На всё равно, пользователь, мучайся как хочешь. Но на сайтах почти совсем забивают на это: «Ничего не нашел? Не нравится — иди на агрегатор».

Удовольствие

Это UI — User Interface — небольшие мелочи, которые были приятны при пользовании, общее впечатление от дизайна и лёгкое считывание того, что компания хотела донести. Как через дизайн транслируется позиционирование компании и формируется отношение к бренду.

Фотки панельных и деревенских домов на главной странице сразу ассоциируются с чем-то знакомым и домашним, а в видео раскрывается суть — региональные перелёты. У Utair крутое позиционирование: визуально смелое и отличное от рынка.

Благодаря ним сразу понятно, что это сегмент бюджетных перевозок. Отдельно отметим, что это не вылизанные стоковые фотки, а настоящие, чем подкупают и запоминаются.

Однако из-за непродуманного дизайна концепция считывается не сразу: без просмотра видео неясно, к чему панельные дома, да и девиз «Туда, где вас ждут» теряется на фоне ряда фотографий.

Встретили два жирных, портящих всё впечатление, бага:

  • Открыл видео, закрыл — звук остался.
  • Слайдер — не слайдер. Путаница со слоями на уровне кода и на самом деле интерактивный слайдер с фотографиями домов стал статичным, хотя кнопки переключения изображений остались. Пользователь испытывает замешательство и раздражение, пытаясь пощелкать контролы.

Итого — хороший пример, когда непродуманный дизайн запорол отличную кампанию.

Визуально сайт крайне устарел, все старые страницы вызывают тихий ужас, а общее впечатление — государственный колхоз вроде РЖД. Как «Аэрофлот» ни старался провести редизайн через конкурсы — итог тот же. Компания красиво расписывает ливреи у юбилейных самолётов, но то, что стиль надо поддерживать везде, — не подумала.

Когда произносишь «Аэрофлот» — нет какой-то картинки в голове, за этим ничего не стоит кроме узнавания и доверия. Авиаперевозчик вывозит себя только за счёт сильного бренда, образа старейшей и государственной компании. Только поэтому вид сайта не отпугивает посетителей.

Сразу видно — стабильность!». Как сказал один пользователь: «Сайту будто лет десять! Считаем, то, что ты самый крупный на рынке, не значит, что надо пренебрегать пользователями.

Сдержанные цвета с сочными акцентами. У S7 Airlines простая, понятная главная страница. За счёт летних ярких фото на слайдере легко считывается позиционирование — туристические перелёты. Первое впечатление от сайта — приятная бодрость. И вообще, из тройки сайт самый чистый и приятный.

Неприятное принуждение. Небольшой минус: после нескольких минут нахождения на сайте встретили всплывающее окно, которое говорит — чтобы получить доступ к акциям и скидкам, разрешите сайту присылать уведомления.

Сверхценность

Он должен вызывать эмоции, которые помогают влюбиться в продукт и бренд. Сайт должен цеплять пользователя, проникать в самое сердце мелочами исполнения и общей картинкой. Нужно сделать так, чтобы хотеть вернуться на сайт, просто потому что он крутой.

Чтобы разобраться в этом критерии, мы взяли экспертную оценку у арт-директора агентства — Дениса Ломова.

Кампания может кому-то нравиться, кому-то нет с точки зрения визуала. Главная страница Utair отражает позиционирование и показывает свежую рекламную кампанию — это поддерживает верный образ. Но главное — она вызывает эмоции. Она запоминается и отличается от других сайтов. Это то, что не оставит пользователя равнодушным, этим хочется поделиться.

Лично я бы предпочел выбрать билет на интеграторе, чем постоянно смотреть на панельки. Вызывает ли сам сайт приятные ощущения и захочется ли снова пользоваться сайтом — я не уверен. Ставлю тройку.
Надо поработать над приятным восприятием.

У меня вопрос к компании: лучший перевозчик в России, а с сайтом ничего не делают — почему? Сайт «Аэрофлота» никак и ничего не отражает, ужасно устарел. Надеюсь, что они над этим работают и скоро порадуют всех нас хорошим сайтом, а пока единица.
Как так?

Да, он с задачей айдентики справляется: в плане фирменных цветов и так далее. У S7 Airlines нет вишенки на торте. Но не вызывает приятных эмоций, похож на сайт-агрегатор. И в целом подобраны изображения хорошо. С точки зрения желания поделиться, рассказать и пользоваться постоянно — нет желания на эмоциональном уровне.

А вот на сайте всё топорно и картинки плохие — даже в SMM картинки более цепляющие.
В целом у них классно всё в самой кампании и рекламных баннерах в интернете: когда передают атмосферу через эмоциональные объекты вроде «Города ритма фламенко».

Например, сделать эффект погружения, придумать что-то динамичное. Было бы отлично поработать над атмосферой, чтобы она передавалась пользователю не на уровне стоковых фоточек, а через проработанный слайдер. Двойка.
«Где самое вкусное мороженое?» — обыграть и сделать мороженое, которое зажимаешь курсором, а на фоне меняются города.

Денис Ломов

Итак, ни один из авиаперевозчиков не пошёл дальше третьей ступени: они просто сделали сайт, на котором можно купить билет.

Можно сразу отправлять клиента на агрегатор, правда, тогда у него появится выбор по цене, и он, скорее всего, уйдёт к конкурентам. Если сайт менее удобен, чем агрегатор, если он не делает пользователя лояльным бренду — зачем тогда он нужен? Быть настолько комфортным, что не захочется никуда уходить. Сайт должен цеплять и затягивать, влюблять в бренд.

Лидером разбора стал S7 Airlines — он смог вырваться вперёд за удобное расположение всех необходимых действий, современный минимализм и чёткое и приятное позиционирование.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

BlaBlaCar привлёк $113 млн от французской транспортной госкомпании SNCF и других инвесторов

BlaBlaCar привлёк $113 млн от французской транспортной госкомпании SNCF и других инвесторов — Транспорт на vc.ru Свежее Вакансии… Написать Уведомлений пока нет Пишите хорошие статьи, комментируйте,и здесь станет не так пусто Войти Компания также планирует купить «дочку» SNCF — автобусного ...

#новости высоких технологий 269 | гибкий смартфон Samsung и электрический Harley-Davidson

Сегодня мы поговорим о гибком смартфоне Samsung, электрическом Harley-Davidson и не только! Каждый понедельник в новом выпуске «Новостей высоких технологий» мы подводим итоги прошедшей недели, говорим о самых значимых и важных событиях, ключевых открытиях и интересных изобретениях. Ниже с новостями ...