Hi-Tech

Рассчитать бюджет на разработку электронного курса

Руководитель отдела корпоративного обучения компании iSpring Светлана Ильина — о том, на чём можно сэкономить и как не выйти за рамки бюджета.

В закладки

Поделиться

Дистанционно сотрудников обучают практически все крупнейшие компании мира. Мировой рынок онлайн-образования (elearning) превысил оценку в $275 млрд, а к 2023 году, по прогнозу Global Market Insights, он вырастет до $325 млрд — и это консервативный прогноз. Среди них Honeywell, Johnson&Johnson, Sony, Adidas.

Одни компании создают их сами, другие заказывают у сторонних разработчиков. Основной формат учебных материалов в elearning — это электронные курсы. Когда мы только запускали дистанционное обучение в компании, такой же вопрос встал у нас. В последнем случае у новичков часто возникает вопрос — какую сумму на курс заложить в бюджет?

Чем сложнее проект, тем дороже разработка. Электронный курс может стоит 50 тысяч рублей или несколько миллионов.

Точный бюджет электронного курса нельзя рассчитать с ходу. Прежде всего, при расчёте потратьте время на понимание задачи. Для этого на старте недостаточно информации.

Что важно учесть в самом начале

  • Кто аудитория курса? Это влияет на проработку материала и акценты. Писать для новичков или опытных? Что эти люди уже знают? Что для них будет новым?
  • Почему им должно быть интересно пройти курс? Какие проблемы у них есть, как они сейчас их решают?
  • В чем цель курса и его полезное действие? Чему люди должны научиться? Как это поможет им работать лучше? Как это влияет на бизнес компании в целом?
  • Как мы поймём, что эти цели выполнены? Что и как мы будем измерять? К примеру, мы обучили новичков в sales-отделе технике продаж. Как мы поймём, что менеджеры стали продавать больше именно после этого курса?

Прояснив задачу, легче определиться с необходимыми ресурсами и типом курса. Ответы помогут определить, нужны ли в курсе интерактив и практические задания, геймификация, видеоролики, озвучка — всё, что требует времени и денег.

Электронные курсы обычно делят на три типа

  1. Информационные курсы. Это классические слайдовые курсы, основная цель которых — проинформировать сотрудников. Такой тип материала подойдёт, если рассказать о новом продукте компании или обновлённом регламенте. Интерактивные игры и диалоговые тренажёры здесь не нужны. Важны лишь текст и оформление.
  2. Мотивационные курсы. Основная цель — побудить сотрудников изменить подход к работе или отношение к чему-либо. Например, персонал не соблюдает правила пожарной безопасности на рабочем месте, а должен. В таком курсе теория органично переплетена с практикой. Нужно использовать игры, тесты, диалоги.
  3. Тренинговый курс. Основная цель — обучить новому навыку. В таком курсе минимум теории, больше кейсов и практики: тесты, интерактивные игры по теме. Большой плюс, если курс будет пронизан историей с чёткой сюжетной линией. Это усилит интерес к обучению.

Теперь можно приступить к расчётам. После выбора типа курса становится ясен масштаб работы. Если проектом займётся внутренний разработчик компании, стоимость курса считаем по формуле

Считайте бюджет онлайн-курса по этой формуле

Ниже я расскажу, что заложить в бюджет при заказе курса у частных разработчиков и сориентирую по ценам на их услуги. Однако если проект сложный или горит дедлайн, приходится обращаться за помощью к подрядчикам. В качестве «навигатора» буду использовать данные tagline.ru — одного из ведущих рейтинговых агентств digital-рынка, где указаны рыночные гонорары специалистов в сфере дизайна, программирования и управления проектами.

Давайте подробно разберём каждый. Стоимость онлайн-курса складывается из четырёх блоков: сценарий, дизайн, вёрстка и тестирование.

Сценарий — от 30 тысяч рублей

Тщательная проработка сценария нужна в мотивационных и тренинговых курсах — через историю проще раскрыть сложную тему и пробудить интерес к обучению.

Например, в курсе про наушники Marshall разработчикам компании Kcell нужно было лишь собрать информацию о функциональных особенностях каждой модели. Сценарий лишний, если ваша задача — быстро донести информацию, например, рассказать менеджерам по продажам о новом продукте, который компания выпускает на рынок. Персонаж и резкие сюжетные повороты здесь не нужны.

Помимо сюжета он закладывает в основу принципы обучения и педагогического дизайна. В elearning сценарий, как правило, пишет методолог — специалист по разработке учебных программ. Ведь история в электронном курсе должна не только захватывать, но и просвещать.

Здесь учтены все элементы сценария: сюжет, конфликт, главный герой, действующие лица. Примером может стать курс «Готовим омлет» — учебный материал одной московской сети кафе.

Простой сценарий с главным героем и линейным сюжетом пишут за два дня. Час работы профессионального методолога стоит в среднем 1490 рублей. Чем сложнее задача, тем больше чек. То есть за работу придётся отдать 25-30 тысяч рублей.

После вычитки сценария появляются идеи, что улучшить или добавить. Обязательно заложите сверху несколько дополнительных часов на редактуру и правки текста.

Как сэкономить на сценарии

Чем меньше методолог потратит времени на исследование, интервью с предметными экспертами и сценарий, тем больше вы сэкономите. Напишите сценарий самостоятельно или хотя бы соберите нужный материал по теме курса.

Сложные регламенты и руководства тоже помогут, но их придётся перерабатывать. Пригодится всё, что сразу можно взять в работу без дополнительной редактуры: к примеру, презентации, статьи и видеоролики. Поэтому вам вряд ли сделают скидку.

Дизайн — от 30 тысяч рублей

Простое оформление слайда под брендбук компании — текст, картинки и инфографика — займёт около пяти часов. Час работы дизайнера-фрилансера стоит в среднем 1770 рублей.

Всё зависит от стиля иллюстраций. Отрисовка каждого персонажа и локации потребует от трёх до пяти дней и обойдётся в 10-15 тысяч рублей, а то и больше. Потому дорогостоящий дизайн, как правило, заказывают для имиджевых материалов, призванных сформировать нужное мнение о компании, к примеру, для вводного курса.

Вводный курс издательства «Альпина»

Как сэкономить на дизайне

Так, например, крутые дизайнеры бесплатно делятся работами на Dribbble и Behance. В интернете много шаблонов, которые можно взять в работу.

Большой выбор заготовок на Slidehunter, PPTTemplate, Smile Templates, PoweredTemplates и официальном сайте Microsoft.

Курс можно собрать из готовых блоков, как конструктор, — остаётся лишь добавить текст на слайды. Если вы работаете в редакторах iSpring Suite и Articulate Storyline, здесь есть встроенная библиотека контента, для которой профессиональные дизайнеры создали более тысячи тем, персонажей, картинок, фотографий, иконок, кнопок. К примеру, в коллекции iSpring Suite 50 тысяч заготовок.

Вёрстка — от 10 тысяч рублей

На этом этапе верстальщику остаётся настроить навигацию, добавить кнопки переходов, интерактивное меню и практические задания — тесты, обучающие игры, диалоговые тренажёры. В большинстве случаев дизайнеры сами оформляют слайды курса, а не просто отправляют заказчику коллекцию отрисованных картинок.

Простой курс по продуктовой линейке компании с тестом на 20-25 вопросов в конце можно собрать за пять часов. Час программиста-верстальщика стоит в среднем 1920 рублей.

Если нужна сложная бизнес-симуляция, имитирующая работу с компьютерной программой:

...диалоговые тренажёры, которые помогут сотрудникам отработать скрипт:

...или интерактивная игра с разными уровнями сложности, персонажами и наградами, то на это понадобится гораздо больше времени.

Курс учит кадровых администраторов «М.Видео» заполнять трудовые книжки

К примеру, работа над проектом «М.Видео», по словам авторов, заняла три месяца.

Как сэкономить на вёрстке курса

Это поможет существенно сэкономить и выдержать все учебные материалы в едином стиле. Закажите у фрилансеров разработку универсального шаблона и делайте следующие курсы на его основе.

Тестирование — от 20 тысяч рублей

Вместо того чтобы сразу начинать обучение, вы тестируете курс на маленькой группе сотрудников, которая даст обратную связь, отыщет ошибки и поможет улучшить курс. Тестирование или пилотный запуск онлайн-курса — это генеральная репетиция перед большим стартом. Для этого обычно «тестировщики» после обучения заполняют анкету, которая состоит из пяти критериев.

  1. Рекомендации по улучшению курса. Удобен ли курс для изучения, понятна ли вся информация? Что нужно дополнить? Есть ли ошибки и опечатки?
  2. Как курс пригодится в работе. Чем вы научились после прохождения курса? Какие материалы курса помогут вам в работе и как именно?
  3. Иллюстрации и фотографии. Помогают ли иллюстрации и фотографии быстрее понять предмет?
  4. Структура. Насколько последовательно и логично подаётся информация? Есть ли ошибки и неточности?
  5. Практические задания. Работает ли обратная связь в тренажёрах, насколько реалистичны задания, есть ли очень сложные вопросы.

Это страховка, которая может и не понадобиться, но очень важно, чтобы она была. Деньги вы закладываете не на само тестирование, а на исправление багов, которые могут возникнуть.

Дополнительные расходы

Это статьи расходов, которые могут возникнуть, если вы решите добавить в электронный курс больше интерактива.

Дикторская озвучка — от 600 рублей за минуту

С её помощью можно «разгрузить» слайды, переведя часть текста в аудиоформат. Озвучка делает курс более живым и естественным, помогает быстрее вникнуть в суть и не упустить ничего важного. Сэкономить можно, если начитать текст самому и обработать в аудиоредакторе. Услуги профессионального диктора стоят от 600 до 2000 рублей за минуту готового текста.

Видеосъёмка — от 3500 рублей

С его помощью легче объяснить сложные процессы, например, ремонт автомобиля или принцип работы в компьютерной программе. Видео сделает обучение максимально наглядным.

В конце вы получаете исходники — отснятый видеоматериал в формате Full HD или 4K. В Москве профессиональный оператор в среднем берёт за час работы от 1800 рублей. В Москве услуги монтажёра стартуют от 1500 рублей за час. Видео нужно смонтировать, наложить анимированные эффекты.

Моушн-дизайн — от 18 тысяч рублей

Анимационная графика использует сразу три канала информации: изображение, текст и звук. Моушн-дизайн (Motion Design) — создание анимационной графики и спецэффектов для видео. Потому зритель лучше усваивает данные.

С помощью моушн-графики можно легко и доступно разъяснять сложные идеи

Одна минута готовой анимации стоит 18 тысяч рублей и выше. Чаще всего моушн-графику используют в дорогих продуктовых и вводных курсах.

Главное, чтобы все опции помогли достигнуть учебной цели. В дополнительные расходы также можно добавить фотосъёмку или перевод текста на иностранный язык. Планируйте бюджет после того, как тщательно изучите задачи будущего курса. Иначе зачем тратить деньги? Только это помогает избежать лишних трат.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть