Главная » Hi-Tech » «Работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, секретарем»: владелица автомастерской о своей профессии

«Работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, секретарем»: владелица автомастерской о своей профессии

Тоня Сергеева из издания «Дело Модульбанка» поговорила c предпринимательницей Дарией Каменской о том, сколько стоит содержать мастерскую, как реагировать на недовольство клиентов женщиной-механиком и что помогает управлять мужским коллективом.

В закладки

Поделиться

Автомастерская от 150 тысяч рублей

Мы чиним все модели и делаем почти всё: от смены масла до кузовного ремонта. У меня автомастерская на 200 м², она в Бирюлево. Оборот — до 1,2 млн рублей в месяц.

Есть три типа автомастерских: Автомастерскую можно открыть за несколько сотен тысяч рублей.

  • Мелкий ремонт. Меняем масло, колодки, сцепление, ГРМ, без кузовных работ. Из инструментов — максимум один подъемник и всякие ключи.
  • Ремонт конкретной марки. Такие сервисы обслуживают только, например, Volkswagen или Porsche.
  • Мультибренд — делаем всё и по всем маркам.

А есть гаражи, они так и называются — гаражные автомастерские. Автомастерские живут в разных помещениях, есть отдельные здания с окнами в пол. Я рассказываю о таких мастерских.

Гаражи под автомастерские находятся в промзоне, часто в окружении таких же мастерских или складов. Клиенты, которые ездят в гаражные мастерские, привыкли к видам. Это первый раз кажется, что ужас, а на самом деле — вид как вид, не хуже спальных районов

Расходы есть разовые, а есть регулярные. Дешевле открывать автомастерскую с мелким ремонтом, дороже — с мультибрендом. Примерно может получиться так: Разовые — это оборудование и инструменты, а регулярные — аренда, коммуналка, сотрудники, запчасти.

Зарплата — не фиксированная величина, она зависит от заказов, количества сотрудников и их квалификации, поэтому в таблице — примерная сумма.

Обычно все получают процент от платежа клиента. В мастерской могут работать механики, маляры, электрики — или только механики, а остальных вызывают под заказ. Из-за всего этого сумма на зарплату прыгает от месяца к месяцу. Отремонтировал на 20 тысяч рублей, у механика — процент с этих 20 тысяч рублей.

Зимой в мастерской холодно, поэтому тратится больше горячей воды и элекричества для отопления и работы. Стоимость коммуналки зависит от сезона. Летом часть заказов можно делать на улице, поэтому расход меньше.

Полулегальная аренда гаража

Это бред. Есть стереотип, что если хочешь клиентов на дорогих машинах, надо отгрохать что-то дорогое. Дорогое помещение не влияет на качество ремонта, разве что на его стоимость.

На территории не так чисто, зато можно арендовать большую площадь и сэкономить при этом, а сэкономленные деньги пустить на хороших механиков и оборудование. Мой выбор — гараж.

Это часть моей автомастерской — крытая стоянка: водители оставляют машины, пока мы их чиним

Возможно, коробка никогда не была гаражом в прямом смысле слова, а там всегда кто-то что-то чинил. Гараж — коробка от десяти метров до бесконечности.

Часть ремонтного зала. Здесь ремонтируем подвеску, устраняем вмятины, меняем части кузова. В мастерской есть малярка

Вот что надо знать о гаражах.

Я начинала работать в гаражной мастерской: гараж на 30 метров, два механика, чуть ли ни ведра вместо стульев, зато чинили без обмана. Внешний вид гаража не так важен. Если чинят хорошо, клиенты придут. Поэтому уверена, что неважно, как выглядит мастерская.

Выкупить гараж под мастерскую невозможно, можно только арендовать. Аренда гаража — всегда полулегальная. Повезет, если аренда по договору и арендодатель покажет хоть какие-то документы на право сдавать.

Люди, которым вы будете платить за аренду, скорее всего, не имеют права на помещение. В Москве почти всеми гаражами под мастерские управляет ГСК — гаражно-строительный кооператив, это такой обмылок совка. За шесть лет на рынке не слышала, чтобы кто-то сдавал официально и со всеми документами. Они либо хорошие знакомые тех, кто поближе к ГСК, либо платят им комиссионные.

У меня не было проблем с арендодателем, но, кажется, просто повезло. В любой момент вас могут попросить съехать или платить больше. Если из-за мастерской появятся проблемы, аренда закончится. Если арендодатель адекватный, его волнуют только деньги: платите без задержек, рядом с мастерской нет разборок — арендуйте сколько хотите. Я видела, как автомастерская выезжала со всем добром за два дня.

Лучший способ — опросить автомастерские, где чините машину. Гараж сложно искать через «Авито» или ЦИАН — один развод. Наверняка кто-то что-то сдает или вот-вот начнет.

Пропускная способность у гаражных мастерских небольшая, всегда будут клиенты, которым надо срочно поменять масло или выправить вмятину после аварии, а все заняты. Не страшно, если рядом другие автомастерские: конкуренты не мешают зарабатывать. Так хотя бы поможешь соседу, и он в следующий раз поможет тебе. В таких случаях одна мастерская отправляет к другой. Я была в промзоне, где 27 гаражей с ремонтом машин — и ничего, работают.

Даже если мастерская занимается мелким ремонтом, всё равно закладывайте место под воду. В помещении нужны туалет, душ, раковина. Пусть душ отделяет от ремзоны занавеска, а не плотная дверь — такой лучше, чем никакого.

Грязь с тела лучше отмывать после каждого ремонта, иначе клиенты разбегутся от запаха. Нефраст, бензин, масло, отработка окалина от сварки и всё что угодно может попасть в глаз, и тут — сразу вода, иначе останешься без зрения.

Полка в душе механиков: я за свой счет покупаю мыло, шампуни, зубную пасту. На случай происшествия лучше держать еще аптечку

Как-то у меня сгорела мастерская. Арендодатель может помочь с проблемами, а может плюнуть. Я тогда только искала помещение для себя и въехала на время в гараж, где была еще одна мастерская.

Сказал, что пока чинить не будет, и, если хотим, можем работать в таком помещении, если нет — можем выезжать. Пожар начался из-за соседей — второй мастерской, и он смёл половину моей, но арендодателю было всё равно.

Если какое-то ЧП — пожар или полиция приехала — я первым делом иду к арендодателю, и он решает проблемы. Сейчас у меня другие договоренности с арендодателем. У меня вывеска пропала, так арендодатель сделал новую и сам поставил.

Поэтому прежде чем заплатить, я час расспрашивала: а что будет в такой ситуации или такой. Заранее непонятно, будет вступаться за тебя арендодатель или нет. Обмануть всё равно могут, но хоть сошлюсь на разговор.

Рабочий день с девяти утра до часа ночи

Если кто-то из механиков или маляров загулял и прямо сейчас надо заменить, я заменю. Я работаю управляющим, мастером-приемщиком, маркетологом, финансистом и секретарем.

Готовлю машину под покрас и счищаю ржавчину с кузова. Маникюр обновляю каждый день, иначе на руки страшно смотреть. Фотография Сергея Лютых Обезжириваю бампер для покраски. Фотография Сергея Лютых Достаю пульверизатор, чтобы начать окраску. Фотография Сергея Лютых

В мастерской я в десять. Мой рабочий день начинается в девять утра: просыпаюсь, проверяю WhatsApp и Facebook, отвечаю и записываю клиентов. Сначала привожу в порядок клиентскую зону, потом составляю график работы и продолжаю отвечать на звонки.

В мастерской — мой кабинет, здесь готовлю план работы и составляю сметы клиентам. Чтобы ничего не пропустить, в мастерской есть камеры, один из экранов — в кабинете, так что я одним глазом смотрю, как дела в ремонтной зоне.

Кто-то записывается, и я ставлю машину в расписание, кто-то уточняет цены или звонит поболтать. В среднем за час — девять обращений клиентов. Для звонков у меня два номера: один висит на каждом углу, другой знают только близкие.

Поэтому после звонка веду расчет и связываюсь с клиентом. Просто записать клиента недостаточно — надо понять, сколько стоит ремонт, подходит ли цена клиенту и нам.

Делаю карточки на каждый заказ, чтобы самой понять стоимость и клиента не обмануть

Почти все детали заказываю в «Авторуси». Обед — время заказывать запчасти и допуслуги. Хотя могут, конечно, всё перепутать: заказывала передний суппорт, а привезли задний. Отличный магазин, он привозит запчасти за четыре часа, а не завтра или на следующей неделе. Поэтому каждую коробку открываю и проверяю.

Заказы планирую в кабинете — это единственное место в мастерской, где можно подумать. Еще здесь уютно и удобно. Вот стоит банка от детской смеси «Симилак». Я не помню, кто ее принес, но сейчас там сахар для чая

Например моющую жидкость, очищенный бензин для мытья коробки — для них нашла другую контору, там надежнее качество. Некоторые штуки покупаем отдельно. Еще рядом есть магазин, такой жегулячий, беру простейшие инструменты.

Для этого нужен стенд, у нас его пока нет. Еще одно направление заказов — конторы, которые чинят стартеры, генераторы, рулевые рейки. Я их чередую. Одна контора работает по будням, другая — еще в выходные. Заказы надо хорошо распределить по времени, чтобы не опоздать к клиенту и не переплатить за срочность. Могу отдать на заказ манипуляцию с мотором, например шлифовку головки блока цилиндров.

Например, нужны надежные и вменяемые по деньгам эвакуаторы, которые забирают машины клиентов и привозят к нам. Постоянно ищу партнеров. Заставить платить нереально, поэтому сама оплачиваю покраску, если что. А таких мало: начинают нормально, потом привозят с опозданием или машину царапают.

Я не могу уйти до последнего клиента, потому что принимаю каждую машину и проверяю, всё ли сделано по списку и точно ли хорошо. Формально мастерская работает до восьми, но клиенты часто приезжают со срочняком под закрытие, поэтому задерживаюсь. Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Иногда так устаю, что хочу спать больше, чем жить.

Сначала работала в мастерской над подхвате: ключи принести, масло заменить. Проверять ремонт научилась на своих машинах: у меня были «Жигули», и они ломались просто всегда, и в чужой мастерской. Я вижу, сделано как надо или нет. Позже просила механиков показать ремонт двигателя и кузова и под конец научилась сложному ремонту.

Клиент привез машину с убитым капотом Audi-80 1983 года:

Для первого слоя выбираем кислотный грунт, он не даёт ржавчине прогрессировать. Шкурим и покрываем капот грунтом.

Теперь хорошо видно вмятину, которую раньше не было заметно.

Он помогает материалам лучше сцепляться. Кислотный грунт высох, мы облили капот обычным грунтом.

Остается выровнять шпатлевку, подгрунтовать и переходить к покраске. Как только основной грунт высох, шпатлюем вмятины и дырки.

Капот снова загрунтовали двумя видами грунта и часть покрасили. На следующий этап ушло два дня и два килограмма шпатлевки.

Финальной фотографии не осталось, но клиент уехал довольным.

За обман — увольнение, пьянку можно простить

Под заказ вызываю еще одного механика, тонировщика или стекольщика. У меня пять постоянных сотрудников: два механика, электрик, маляр и его помощник.

Это ребята на подхвате: подают ключи, держат детали, в общем помогают по мелочи. Есть стажеры. В мастерской можно получить профессию — пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины. Стажеров набираю без опыта, и чаще — после детского дома или армии: работы нет, друзей нет, непонятно, за что хвататься.

В мастерской можно получить профессию, пусть не звездную, зато за настоящие деньги и без уголовщины.

Своих знаю, поэтому видно, когда у кого резьбу сорвет: кто-то чаще хмурится или курит. Постоянно слежу за ребятами, чтобы в запой не ушли. Один запил и не вышел, другой начинает о бутылке думать. Запой — это жесть. Как-то пропали сразу два механика, хотя оба были в середине заказа.

Могу выдать не всю зарплату, а только 1000 рублей: добраться домой, поесть и вернуться. У меня несколько способов борьбы. Как отпускает тяга, выплачиваю остальное. И так дня три. На 1000 рублей особенно не выпьешь, спорить со мной бесполезно, только увольняться.

Обычно говорю: «Налички нет, что было на карте — кинула жене». Еще могу перевести деньги жене, а работнику выдать ту же 1000 рублей. На этот случай заранее узнаю, как зовут жен, детей, собак, куда переводить деньги, если что.

Готова положить отоспаться, но как придет в себя — пусть катится. Если вижу, что пришел пьяным или с похмелья, гоню домой. День дома — дорого, за день 10 тысяч рублей, бывает, заработаешь, и ребята это знают. Никакого похмелья в мастерской.

То и дело начинается: «Кто взял мой инструмент? За драками слежу. Когда слышу ругань, выхожу в ремзону, ну и объясняю на простом русском: «Мне плевать, чей там инструмент. Ты?» — и давай, как дети. Примерно так, только с матом. Если потеряли, надо сказать, чего не хватает сейчас, и купить, а потом молча искать».

Хотя часто приходят и просят дополнительные смены — деньги нужны. Обычно разборки начинаются от усталости, поэтому слежу, чтобы больше шести дней подряд никто не работал. Я редко соглашаюсь, предлагаю выдать премию, если быстро справятся с заказом.

Для инструментов готовы стеллажи и контейнеры, но есть тайная комната с бардаком, хотя мы находим в ней нужные детали за минуту

Мастерская работает с одиннадцати до восьми вечера, ребята приходят когда как. Нельзя быть полностью уверенной, что ребята придут вовремя. А могут проспать и завалить дело: через три часа клиент приезжает, при этом механик еще не явился. Если заказов много, могут к семи утра прийти и начать работать. На случай опозданий у меня в телефоне десять механиков на подхвате.

В ремзоне висит расписание и задачи по машинам. В компьютер к себе забиваю подробнее, а ребятам такого хватает

Знаете, как бывает в автомастерских? Вмиг увольняю работника, который обманул клиента. Я никогда так не вру и своим не разрешаю. Мастер говорит, что вот такое сделал, а сам не делал. Увижу — увольняю без оплаты за неделю». При приеме на работу предупреждаю: «Не обманываем.

Всё думают, что я прикидываюсь. К «без обману» привыкают по три месяца: видно, что по привычке масло залили, а фильтр не поменяли, хотя деньги записали. Старичкам не прощаю. Новичку делаю замечание два раза, а потом увольняю.

Мне помогает правило: «Можешь бесплатно отремонтировать две машины, например, свою и друга». Ребята у меня не воруют. Всё равно бы таскали, а так договорились по-хорошему, и я заранее закладываю это в расходы. Нужна краска — бери, запаску поменять — меняй.

Ребятам было скучно, и мы раскрасили шкафчики, в шкафчиках — посуда и всякие мелочи

Каждый получает за свою часть: механик — за мотор, стекольщик — за стекла. Чтобы ребята не затягивали ремонт, плачу только когда машина полностью готова, клиент расплатился и забрал ее. Поэтому всем выгодно чинить быстрее, иначе непонятно, когда получишь деньги.

Расчеты в Excel, ничего особенного, зато постоянно. Поэтому всегда знаю, что какому клиенту сделали, сколько кому платить и за что

В среднем механик зарабатывает по 100 тысяч рублей в месяц, но я плачу выше рынка. Деньги выдаю раз в неделю, размер — половина от того, что заплатил клиент. Если прямо упахался, может 180 тысяч рублей выбить.

Подарки и штрафы за работу

Никаких: «Вот лучше бы сделать так, как думаешь?» или «Мне кажется, здесь не очень, давай попробуем переделать». Ребята из автомастерской понимают всё однозначное: либо плохо, либо хорошо. Они могут творчески подходить к ремонту, но если я сказала, что Миша берет Mercedes, значит, его берет Миша, а не Ваня.

Без «пожалуйста», тихого голоса и экивоков. Разговариваю односложными фразами: «Санек-стажер, выкидывай мусор и сходи в магазин, вот деньги», «Вань, ты поднимай и начинай варить». Иначе ребятам кажется, что я сама с собой говорю или думаю вслух.

Есть смешные разговоры:

Как еще двигатель поменять, чтоб не придрались? — Ребят, ну, а если болгаркой срезать вин с кузова?

— Да знаю я, как сделать, я за это сидел.

У меня нигде не написано, какие штрафы и за сколько, всё зависит от косяка. Бывает, штрафую. Кто за ними будет убирать? Вот просила убрать ремзону: раскидали свои штаны, инструменты, пластиковые тарелки. Объявляю, что нанимаю уборщицу и плачу из их зарплаты. Просила месяц, не убрали — отлично. Вот и всё: каждый лишился по 500 рублей.

Часть ремонтной зоны: можно сказать, что она в идеальном состоянии

Обычно так: либо перевожу на оплату «по 1000 рублей в день» вне зависимости от объема работы, либо перестаю давать хорошие заказы. Могу оштрафовать, если механик вовремя не вышел на работу и клиент с задержкой получил машину. Можно весь день набегаться, а заработать 800 рублей.

На каждую машину пишу задание и вешаю в ремзоне, так ребятам не надо держать в голове задачи, а мне проще контролировать. В комментариях — название масла и кто его привезет

Клиент приехал в 19:30 и просит сегодня сделать. Премии тоже есть. Вроде не обязан, но понимает, что важно удержать клиента, и помогает. Мы явно не успеваем до закрытия, но механик остается и чинит. Премии разные, сумма зависит от заказа, но редко плачу меньше 1000 рублей с одного заказа.

Прошел день ударно — с меня пицца. У меня нет цели стать лучшими друзьями с ребятами, но если могу порадовать — почему нет. Бывает, какие-то мелочи вроде коврика в машину, например. Скоро зима, а маляр хотел новую резину — дарю резину. Спасибо никто не говорит, здесь так не принято: я сделала что-то хорошее, ну и отлично, зачем мусолить.

Полиция и драки

Захотели, нашли повод, отняли. Любой бизнес в любой стране могут отнять. К этому надо быть готовым, заранее не паниковать и без драм «ужас, что происходит».

Мне везет, потому что с документами всё в порядке: я москвичка в надцатом поколении, у меня московская прописка. Гаражные автомастерские — полулегальный бизнес, кто их только не держит. У всех сотрудников тоже регистрация есть, так что нас нечем особенно пугать.

И началось: «Мы работаем на районе, почини нам бесплатно». Как-то зашли два полицейских, притащили машину, а она в хлам, да еще старая. Они дальше нажимают: «Мы документы проверим». Спокойно объясняю, что бесплатно — это за мой счет, а денег у меня нет. У меня даже договор аренды есть — в общем, сложно подкопаться. Я говорю: «Пожалуйста, могу сейчас показать».

Я предложила прямо сейчас к нему сходить всем вместе, чтобы я узнала размер скидки. Они стояли еще час: сначала говорили, что знают владельца гаража, и он даст мне скидку на аренду. И так — сквозь зубы, как с тряпкой. Они не стали ходить, зато давили: ко мне придет одна проверка, вторая.

И так — сквозь зубы, как с тряпкой. Давили: ко мне придет одна проверка, вторая.

Они уехали. Было понятно: если уступлю, у меня поселится весь их отдел, поэтому продолжала вежливо отказывать. Может, не стали с девчонкой связываться или решили поискать того, у кого с документами проблемы.

Я ехала и так дернула машину, что номер отвалился. Полицейские — не звери какие-то, есть нормальные. Но нет: мы обсудили ремонт, зиму, плохое крепление номера. Подъехал полицейский, думаю: «Ну всё, штраф». В итоге он помог прикрутить номер, чтобы я до дома добралась.

Я только начала развивать свою автомастерскую и снимала половину гаража в другом месте, мои соседи — парень с девушкой. Есть смешной случай. Был рабочий день, парень уехал за запчастями, мы с девчонкой вдвоем сидим.

Сидим, пьем кофе, врываются шесть человек в масках и с оружием и кричат: «На пол, быстро, руки». Мой механик на днях продал квартиру и просил подержать в мастерской 1,5 млн рублей, мне особо хранить негде, я положила в сейф мастерской. Расскажите толком, кого ищете». Мы сползли со стульев на пол, и я говорю: «Ребята, нас тут две девчонки, ничего не сделаем, даже не убежим.

Я не поняла, это была частная охрана или полиция, но они искали владельца гаража, чтобы его выселить. Товарищи сняли маски, и мы нормально так поговорили. В общем, не за нами пришли.

Пока собираю вещи, думаю о том, как бы забрать деньги механика незаметно от товарищей в масках. Мы упросили забрать личные вещи и отнести в свои машины. В итоге вынесла весь сейф: накрыла шмотками, будто шкаф разобрала — и бегом к машине.

Желтая лента висела, а никого не было. Потом я еще две недели ходила в гараж забирать инструменты. Из этого гаража выехала, сняла другой.

Въезд в промзону, где находится моя автомастерская. Часто на въезде какие-то разборки, но заканчиваются миром

В моей мастерской сильных не было, но видела у соседей. Драки тоже бывают. Я достала шланг, протянула поближе и окатила водой. К соседям приехали разбираться мужики на трех машинах, слышу ругань, бьют кого-то, кричат: «Убери нож». В общем, никого особенно не побили. Зима, холод встряхнул, драка на какое-то время прекратилась, а там мужики из других гаражей подтянулись.

Цветы и холодильник от клиентов

У клиентов есть диванчик и особые чашки. В мастерской — две основные зоны: ремонтная и клиентская.

За раз в клиентской зоне могут уместиться человек шесть, но мы просим клиентов записываться заранее и приезжать ко времени. Так никому не надо сидеть просто так

Пока идет ремонт, но скоро поставим игрушки, диванчики. К нам часто приходят с детьми, поэтому начала делать детскую. Страшновато, что они могут пораниться или мат услышат. Детям скучно сидеть в клиентской зоне, и они выходят в ремонтную. Ребята стараются не материться при детях, но получается слабо.

В детской пока ничего нет, но в ноябре можно приглашать посетителей

Если слышу такие разговоры, сразу прошу остановиться. В автомастерской есть правило, оно действует для клиентов и ребят: никакого обсуждения политики, религии, спорта, сексизма, эйджизма и всех других измов. Все горячие, так и до драки недалеко, а разнимать неохота.

Я назвала пространство в мастерской «Территория внутреннего Гетеборга», это город с заводом «Вольво», я очень его люблю

Я пробовала отпускать механиков к клиентам, но начинались скабрезные или неумелые шуточки, так что прекратила эксперимент. С клиентами общаюсь сама, ребята могут улыбнуться, кивнуть, и всё.

А там — как получается: захочет поговорить — я с радостью. С клиентами дружеские отношения, но специально в душу не лезу, просто задаю вопросы. Вопросы самые обычные, например, как выбирали машину, почему такую, чем нравится. Если нет, так нет. Разговор сам зажигается, и за мелочами о машине — целая жизнь.

Видно, что денег нет, но она такая хорошая, и кексик нам испекла. Приезжает девчонка на чудовищно старой тачке. У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок. Ребятам понравилась, поэтому они поменяли масло за свой счет.

У нас — как на рынке: если понравилась, будет тебе подарок.

Механик смотрит и говорит, что мотор никто не трогал, надо не доделывать, а всё с нуля. Парень приехал доделывать мотор. Механик разводит руками: нет ничего. Парень злится: оказывается, друг взял с него 60 тысяч рублей и обещал всё сделать. Такое глупое предательство на наших глазах. Парень названивает другу, а тот не отвечает. Парень стучал кулаком в диван.

Я не спорю: не так, значит, посмотрю и переделаем. Пара случаев за год, когда клиент возвращал машину и говорил, что мы не так сделали. Переделки за мой счет: я проглядела, когда принимала машину от механиков, мне и платить.

Клиенты привозят сыр, вино, чай, цветы оставляют с нами ребенка, пока машина чинится и надо успеть по делам.

Два года хотела сделать яйца к пасхе, клиентка узнала об этом и подарила

Бывает, что привозят что-то для мастерской: лопату, ведра, холодильник.

Холодильник от клиента: наш сломался, и Света подарила новый

Обычно кто-то откликается. Лично клиентов ни о чем не прошу, но могу на своей странице в Facebook сделать публикацию: ищу такой-то контакт, нужен холодильник или шкаф, кто бы мог забрать запчасть из Питера.

Реклама — отзывы клиентов и СМИ

Вся реклама — моя страница в Facebook, где рассказываю о себе и жизни мастерской, иногда об акциях. Я не плачу за рекламу. Например, 20% скидки на кузов за репост акции.

У меня есть личные посты: я пою или что-то веселюсь на камеру. Помогает подружиться с клиентами

Могут записать аудиосообщение в WhatsApp, но чаще выкладывают в Facebook. Я не прошу оставлять отзывы, клиенты сами пишут.

Поэтому пока никакой дополнительной рекламы. Хорошо срабатывает сарафанное радио: девушка сходила ко мне, ей понравилось, она рассказала подруге, так по цепочке.

Всё-таки девушка в автомастерской — редкость, поэтому интересно. Еще часто пишут СМИ и автоплощадки, это тоже привлекает внимание к мастерской. Хотя это тоже здорово, и спасибо им большое за внимание и помощь в продвижении. Жаль, что пишут в основном не о том, как я строю бизнес, а о том, каково женщине в автосфере. Это ценно.

По-прежнему много сердобольных комментариев вроде таких: «Зачем она взвалила на себя такой интеллектуальный труд». РБК сняли сюжет о дискриминации женщин, и я рассказываю о своей работе.

Нападки из-за пола

Механики устраивались на работу и уходили, когда узнавали: директор — девчонка. За шесть лет работы с машинами чего только не было. Клиенты уезжали.

Парень приехал чинить машину, механики заняты, я взялась сама. Был случай, который обошел половину Facebook. Мы говорим: «Нельзя, масло уже слили», а он всё равно скандалит и требует, хотя сам видел, что масло слили. Ему не понравилось, что за его машину взялась «баба», он потребовал снять машину с подъемника. А потом обвинял меня, что я взялась чинить, мол, я его эти оскорбила. Ну мы сняли, он уехал и угробил машину.

«Женская» шуточка: вот он, настоящий ужин при свечах

Вот приехал клиент, видит меня и механика. Не хочу терять клиентов из-за разборок, поэтому вместо спора — показываю делом. Механик ничего толком не говорит, кивает на меня: «Я решение не принимаю, надо говорить с Дашей». Он будет до последнего обращаться к механику, потому что его унижает разговор о машине с «бабой».

Его унижает разговор о машине с «бабой».

Рассказываю: вот такое можно, за такое время и деньги. Я не качаю права, а спокойно предлагаю сделать ремонт. Тут главное — смотреть прямо, не истерить, всё вежливо и спокойным голосом. Если не соглашается, прошу уехать вот буквально сейчас, без разговоров и выяснения отношений.

Вот тогда наступает мой момент: я знаю, что мы круто делаем ремонт и я могу проконтролировать качество. Кто-то уезжает после просьбы, но чаще остаются и дают шанс показать себя. У мастерской 20 постоянных клиентов-мужчин, они приводят друзей и жен. Если клиент поверил, он уезжает довольным.

Еще одна женская шуточка: «Так готовит настоящий владелец автомастерской». Очень хотелось есть, лопатки под рукой не было, я вымыла ключ и им переворачивала

Типа, они всё равно ничего не понимают. Я знаю, что в сервисах обманывают всех, неважно, кто ты: отец троих детей или студентка, но по опыту девушек обманывают чаще. Я хочу помогать водителям-девушкам лучше знать свою машину и не бояться сервисов.

Они знают, что я всегда сделаю максимум и расскажу, что именно мы ремонтируем, почему, как подстраховаться, на чём сэкономить. Для девчонок моя мастерская — островок безопасности. Меня называют крестной машины, и я этим горжусь. Никаких шуточек и презрения.

Якобы занимаюсь автомастерской, потому что нет мужа и детей. Самое частое, что слышу о себе: у меня не тот вес, цвет волос, я слишком много курю, у меня вызывающая помада. Одно время страшно злилась и расстраивалась, а сейчас научилась не замечать и не тратить на такое силы. Это сыпется со всех сторон: от незнакомых людей в соцсетях, коллег по рынку, клиентов.

Губная помада, крем для крук, плоскогубцы — всё нужное ношу с собой в сумке. Фотография Сергея Лютых

Мне в кайф развивать свою мастерскую и создавать уголок безопасности для девушек. Уверена, что и после этой статьи найдутся комментаторы, ну что делать.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

На Земле находят куски Марса. Как они тут оказались?

Солнечная система может быть жестоким местом, в котором падают астероиды и летают кометы, но планеты сами кажутся слишком большими и массивными, чтобы как-то в этом участвовать. Когда планеты вращаются вокруг Солнца, разделенные хорошим расстоянием, мы думаем, что они совсем не ...

Ученые из MIT рассказали, что же может отвечать за развитие интеллекта

К примеру, если сравнивать строение головного мозга людей и наших самых близких по родству существ приматов, отличий найдется не так уж и много. Несмотря на то, что нервная система человека и других млекопитающих изучена уже достаточно хорошо, то, как работают ...