Главная » Хабрахабр » Работа и жизнь в Болгарии — 3. Собеседования, виза, рабочие моменты

Работа и жизнь в Болгарии — 3. Собеседования, виза, рабочие моменты

Всем привет! Немного затянул с написанием третьей части (почти полгода аж прошло), но на то были свои причины. И сегодня пришло время завершить мой обзор про жизнь и работу в Болгарии с освещением самых свежих данных про рынок IT, оформление рабочей визы, собеседований и многое другое.
На самом деле при написании первых двух частей (тут и тут) я уже не жил в Болгарии, и, возможно, кто-то из читателей смог это подметить. В конце 2015-го года я с семьей по совокупности разных причин вернулся в Москву, где и прожил долгих два года. И лишь в декабре 2017-го в самый канун Рождества мы вновь вернулись в Софию, чтобы жить здесь и работать.

Казалось бы: всего два года, но нам в Москве они показались реально долгими и мучительными. Я уже забыл, насколько некомфортной (для меня) может быть погода в этом мегаполисе; забыл, каково это жить без солнца на протяжении нескольких месяцев посреди «пятьдесят оттенков серого», быть продуваемым промозглым ветром и прожигать башмаки уличными реагентами посреди серой зимней (?) слякоти.

Сразу оговорюсь, что не претендую на знатока «самого лучшего климата» для жизни, у каждого человека свои критерии комфортной погоды: кому-то нравится прохладный ветерок, кто-то тащится от дождей, кому-то обязательно нужны метровые сугробы зимой для полного счастья, а кому-то комфортно среди круглогодичной жаре. В этом плане предпочтения у всех разные, но лично для меня предлагаемые Москвой погодные условия совершенно не устраивают. По нраву мне, когда в феврале за окном +14, сухо и комфортно (отчего-то после этой фразы вспомнилась реклама подгузников, хех).

А для любителей снега в часе езды от Софии есть Боровец, Банско и другие курорты


Разумеется, желание вновь жить в более теплом климате не было единственной причиной, почему мне с семьей захотелось вернуться в Болгарию. Тем не менее, я не стану заострять на этом внимание сейчас, а лучше расскажу детально, как именно прошел весь процесс.

В августе прошлого года желание вернуться в Софию уже полностью оформилось, и я стал продумывать возможные варианты для переезда. В прошлый раз я оформлял визу через торговое представительство, но этот вариант сегодня меня не устраивал. Правительство Болгарии ввело новые правила по этой теме, усложнив процедуру получения иммиграционной визы «Д». Сегодня необходимо доказать, что ваша «родительская» фирма действительно активно работает, и что вы планируете открывать представительство в Болгарии не просто для галочки. Доказать это можно через банковские выписки с расчетного счета, декларации из налоговой и т.д. Другими словами, сегодня уже недостаточно иметь фирму на «нулёвке», чтобы запустить процесс получения визы. Логика нововведений на самом деле на поверхности: слишком много желающих из Сирии и прочих штормящих сегодня стран стали оформлять визы через фейковые представительства, и этот факт правительству Болгарии не очень понравился (да и какой стране подобное понравилось бы?). В общем, этот вариант я для себя отмел.

Про оформление рабочей визы я почему-то сразу не подумал до тех пор, пока мне в личку не написал человек, прочитавший мою первую статью о Болгарии (хабрэффект, он самый, ага). Он подсказал мне, что сегодня для IT специальностей получение разрешения на работу невероятно упростили. Связано это с введением в Европе так называемой Blue Card.

Вообще, эта BlueCard –вещь несколько странная. Общий смысл этой карты достаточно ясен: возможность работы для высококвалифицированных специалистов в той или иной стране ЕС. Другое дело, что критерии этой самой «высококвалифицированности» каждая страна Евросоюза определяет самостоятельно, как и многие другие факторы, в частности – минимальная ЗП, которую работодатель должен будет платить данному работнику, срок действия этой карты, требуемые документы и прочее. Сравнить условия для получения BlueCard в той или иной стране ЕС можно тут: https://www.apply.eu. Дополнительный бонус «голубой карты» — возможность спустя некоторое время работать не только в той стране, где выдали карту, но и по всей территории ЕС.

На самом деле, рабочую визу в Болгарии выдавали и ранее, но это был такой геморрой в оформлении, что мои знакомые болгарские адвокаты ранее старались за это дело даже и не браться. Про работодателей тут говорить нечего. Нужно было доказывать что ты не верблюд не создашь конкуренцию болгарским работникам, что ты имеешь уникальную специальность, зарплата у тебя должна быть огого какой, и т.д. Сроки рассмотрения подобных рабочих виз (если быть точнее – разрешения на работу) составляли несколько месяцев (читал случаи, что и полгода проходило, и безо всяких гарантий, разумеется).

Наконец, около года назад к выдаче BlueCard присоединилась и Болгария, оставив за спиной все эти муки трудовой эмиграции. Срок оформления разрешения на работу составляет 2 недели, минимальная ЗП должна быть не менее 9000 евро в год (полная ерунда для IT), список необходимых документов минимален. Список специальностей сейчас не буду здесь прилагать, могу лишь сказать, что он касается практически всех IT-специальностей, от программистов до архитекторов. Также, у вас должен быть диплом о высшем образовании (в нашем IT случае – техническом) и минимум 3 года опыта работы, которые можно доказать. Ну и, разумеется, вам необходим и сам оффер (трудовой договор) от болгарского работодателя. В общем, прошерстив всю эту информацию, я решил идти по этому пути. Окей, начинаем с самого главного: поиск работодателя 🙂

В конце концов, я ведь не собираюсь приезжать в Болгарию просто так, чтобы потом не знать, на какие барыши здесь жить. Климат климатом, география географией, а кушать (причем вкусно) хочется всем нам в первую очередь. Я опросил своих старых болгарских знакомых о размерах ЗП, и где вообще сегодня ищут работу в Болгарии. Ответы меня несколько удивили.

Во-первых, зарплаты в ИТ поднялись очень и очень хорошо за последние два года. Я лично помню, как мои болгарские коллеги с 2-3-х летним опытом получали ранее не более 1200 евро, более опытные могли рассчитывать максимум на 2000 евро. Сегодня же программист с опытом работы в несколько лет в зависимости от области и компании зарабатывает в диапазоне 1500-3000 евро, и это не самая высокая планка. Архитекторы с хорошим опытом зарабатывают от 3500 евро. Сразу оговорюсь – это зарплаты НА РУКИ, после вычетов налогов.

«Вау!» — подумал я. Что же тут у нас такого произошло за пару лет? Всё просто – волшебные для программистов слова «конкуренция» и «дефицит». Все последние годы очень многие ИТ специалисты покидали Болгарию в поисках более лучших условий для жизни в Германию, Англию и прочие западные страны. Затем, когда в Болгарию стали приходить компании из США, Германии и Англии, открывая свои филиалы, то ВНЕЗАПНО выяснилось, что толковых программистов здесь осталось не так уж и много. И рынок ИТ в Болгарии сегодня – это в чистом виде рынок покупателей, т.е. работников.

Окей, уровень зарплат мы знаем, едем дальше. Где искать работодателей? Правильный ответ: в Linkedin. Все нормальные кадровики сидят именно там, и если у вас имеется грамотно составленный профиль, то можете мне поверить – вам будут присылать предложения о работе буквально каждый день. И сразу маленькая хитрость, которую мне подсказал мой болгарский друг – измените место жительство в профиле на Болгарию. Да, это немного нечестно, но болгарским кадровикам будет попросту трудно до вас добраться, если вы будете находиться на своих родных местах жительства извне ЕС.

Итак, я привёл в порядок свой профиль в Linkedin, сменил «место жительство» на Софию, и добавил к себе в коннекты некоторых болгарских кадровиков. Мой родной язык программирования — это С++, поэтому упор при описании опыта работы делал именно на него. Далее HR стали добавляться уже сами, причем – в геометрической прогрессии. Спустя уже пару дней я стал получать первые предложения посмотреть ту или иную вакансию. Сразу оговорюсь, что не имеет значение, знаете ли вы болгарский язык или нет. Универсальный язык общения – английский. Именно на этом языке вам будут писать или звонить, и именно на английском вы будете проходить интервью (собеседование). Примерно спустя неделю у меня уже был пул назначенных собеседований, часть из которых я решил отсеять сам. Во-первых, некоторые предложения были касаемо работы в Сингапуре, куда я ехать совершенно не планировал 🙂 Аналогично, были отсеяны Чехия и Польша. По факту, я оставил себе 3 компании для прохождения собеседований по скайпу.

Все три компании были американскими (одна компания чисто из США, другая – тоже, в слиянии с болгарской, третья – болгарская, которая полгода назад также была куплена американской компанией). В общем, на самом деле в болгарском IT сегодня куда не ткнуть – компании будут отнюдь не болгарские, а американские, английские, немецкие, голландские. Спустя два рабочих дня после собеседования я получил оффер от американской компании на устраивающую меня сумму, и первый пункт задачи был решен.

Расскажу кратко про процесс собеседования. Как я уже озвучил – проходят они обычно по скайпу, никто вас не заставит лететь в Софию для этого. Первая беседа обычно проходит с HR из агентства, где вы просто в милой форме пообщаетесь, расскажете о себе, о своих проектах. Здесь же вы обсудите желаемую заработную плату, условия труда. Вам подробно расскажут про компанию, про её проекты, инструменты и прочие нюансы. Учитывайте, что в процессе этого разговора по факту у вас и проверят уровень английского языка. И если вы сможете внятно изъясняться и понимать – считайте, что этот экзамен вы уже прошли.

Далее (необязательно в этот же день) вы будете проходить уже техническое интервью. У меня было три интервью, и все три были разного типа. Где-то была игра «вопрос-ответ» в стиле «а что такое чисто виртуальная функция?», где-то меня просили прокомментировать код, мол, что тут не так. А где-то меня просили написать боевой код (в google docs, LOL), решающую определенную задачу. Например, написать программу, которая находит пересечения проводов, и убрать короткие замыкания между ними с минимальными повреждениями для остальной проводки. Времени на задачу выделяли 40 минут, ну и ожидали комментариев в процессе решения. Также, в процессе технического интервью вам снова попросят рассказать о себе, о своё образовании, о своём самом интересном проекте в карьере.

Было ли что-то такого особенного в процессе этих собеседований, что так сильно бы отличало его от российских собеседований? Нет, я бы так не сказал, всё достаточно знакомое (кроме того факта, что язык собеседования — английский). Отношение при собеседовании было крайне вежливое и приветственное. Лично у меня остались исключительно положительные впечатления от всех пройденных интервью. Да, ещё немного удивило, что собеседующие с большим любопытством интересовались моим образованием, американец из Сан-Диего с особым пристрастием расспрашивал меня про пройденные курсы в университете (вплоть до дипломной работы), хоть я и закончил его в далеком 2006 году.

Окей, оффер получен по email в виде красивой бумажки с описанием кем я буду работать, что конкретно делать, и сколько денег при этом буду получать. Оффер распечатываем, ставим свою подпись, и отправляем скан обратно. На следующий день также по email прислали трудовой договор, где также требуется расписаться и отправить обратно. Теперь пора приниматься за сбор документов.

Для рецепта приготовления успешного разрешения на работу от правительства Болгарии нам потребуется: 1) копия трудовой книжки; 2) копия диплома о высшем техническом образовании; 3) копия текущей должностной инструкции с последнего места работы. Эти документы нужно перевести на болгарский язык и заверить в посольстве Болгарии. Приправляем эти бумажки парой фоток как на паспорт – и высылаем по DHL нашим кадровикам в Болгарию. Далее они уже готовят все нужные бланки, платят нужные пошлины и передает документы в министерство труда. Ждем 2 недели – и готово, разрешение у нас на руках.

Следующий этап – это поиск квартиры в Болгарии, где вы будете жить. Не очень приятный этап, ибо вам придется минимум один месяц проплатить аренду впустую, пока вы будете ожидать получения визы. Но без этого никуда, документ об обеспечении жилья (договор найма или документ о собственном жилье) фигурирует в списке требуемых документов для подачи на визу «Д». Необязательно при этом ехать в Софию, достаточно для этого просто оформить доверенность на местного человека, чтобы он от вашего имени подыскал вам апартамент и оформил договор аренды. В моем случае этим человек и был мой кадровик, который битых две недели искал более-менее подходящий апартамент для меня и семьи.

Гуд, жильё нашли, договор об аренде подписали, разрешение на работу получили, все оригиналы документов у нас на руках. Теперь идём в посольство Болгарии и подаем доки на визу «Д». Ждем месяц-полтора (кому как повезет), получаем визу в паспорте и покупаем билет на самолет. Не буду описывать про сборы и т.д. и т.п., всё было довольно стандартно: максимум вещей продали, остальное распихали по «рисовкам» и привезли с собой. Если резюмировать сроки, то у меня получилось ровно три месяца с момента получения оффера до момента прилета в Софию.

По прилёту в Софию нужно будет сходить в местный ФМС (Дирекция миграция), чтобы уже подать документы на получения ВНЖ (на один год с продлением) и той самой «лична карта», которая сине-розового цвета. ВНЖ выдадут через неделю-две (опять же, как повезет), и на этом все бумажные волокиты можно считать завершенными. Пора выходить на работу.

Собрались как-то за столом болгарин, немец, русский, украинец и румын… Нет, это не начало какого-нибудь весёлого анекдота, а вполне себе обычный митинг посреди недели в нашей компании. При этом ещё по удаленной связи могут подключиться в процессе обсуждения рабочих вопросов коллеги из Польши или Индии. Работая в подобной среде, быстро приходит понимание, что английский язык неспроста в обязательном порядке требуют местные работодатели. Это не прихоть, не англоязычное окружение (как это было бы, например, в США), а просто необходимость понимать своих коллег из совершенно разных стран, и уметь донести свои же мысли до них. Это самый обычный рабочий инструмент, и ничего более.

Болгария сама по себе довольно маленькая страна, и компании (в первую очередь IT, но не только) тут изначально ориентируются на работу с другими странами, в ином случае прибыль будет достаточно ограниченной. А благодаря самым низким налогам в Европе сюда в свою очередь тянутся зарубежные компании, открывая филиалы или целиком выкупая болгарское производство. Поэтому (повторюсь) английский язык здесь не знать – это попросту закрыть самому себе дверь в большинство компаний. Помимо английского на местном рынке труда ценятся также немецкий и французский языки.

Про условия работы я ранее в своих статьях уже упоминал. Если кратко – то всё по-разному, и народ также будет в общении разный. Сами болгары люди весьма приветливые и общительные, с ними лично мне очень приятно общаться. Нет никаких проблем отпроситься по личным делам куда-нибудь, никто не стоит за спиной и не отчитывается, во сколько ты пришел и ушел. Официально рабочий день длится, как и в России 8 часов, час на обед, но время это не строго фиксировано. Кто-то приходит раньше, кто-то позже. По факту, конкретно в нашей компании от тебя лишь ожидают качественно выполненную свою работу в обозначенные сроки проекта. Ну и не опаздывать на заранее назначенные встречи, разумеется. В офисе есть кухни со всеми причиндалами, включая бесплатную кофе-машину и фрукты. Сам офис расположен в бизнес-центре «А» класса, ничем не отличающимся от себя подобных в любом цивилизованном городе мира.

В текущий момент я работаю чуть менее месяца в новой компании, и определенно могу сказать — мне нравится 🙂 Это по-настоящему новый этап в моей карьере, опыта которого у меня ранее не было. Да, ранее я уже работал в Софии с болгарскими коллегами, но вот подобного опыта работы в по-настоящему международной компании у меня ещё не было. И это удивительное и приятное чувство, когда ты можешь не просто общаться и обмениваться техническим опытом с коллегами из многих стран, но и подмечать, как по-иному выстроены процессы в западных компаниях. Это чувство, когда ты не находишься в изоляции в рамках одной страны, а наоборот — являешься частью большого, интересного мира.

И на этой позитивной ноте я, пожалуй, и закончу свой небольшой цикл про жизнь и работу в Болгарии. Надеюсь, что вам была полезна эта информация, и если будут вопросы – прошу в комменты, буду рад ответить. И до встречи в солнечной Болгарии!


x

Ещё Hi-Tech Интересное!

[Из песочницы] Программатор для нового семейства tinyAVR на базе дешевого китайского конвертера CH340

Unified Program and Debug Interface (UPDI) — это однопроводной интерфейс для программирования/отладки новых 8-битных микроконтроллеров Atmel, пришедший на смену двухпроводному интерфейсу PDI, использовавшемуся для программирования микроконтроллеров AVR XMEGA. Итак, полку атмеловских протоколов прибыло — ISP, JTAG, debugWIRE, TPI, aWire, PDI, ...

[Из песочницы] Написание шейдеров в Unity. GrabPass, PerRendererData

Привет! Я хотел бы поделиться опытом написания шейдеров в Unity. Начнем с шейдера искажения пространства (Displacement/Refraction) в 2D, рассмотрим функционал, используемый для его написания (GrabPass, PerRendererData), а также уделим внимание проблемам, которые обязательно возникнут. Загляните, возможно, мой опыт поможет вам ...