Hi-Tech

Пять лет спустя: как менялся рынок доставки продуктов с 2013 по 2018 год

Большинство не удержались на рынке доставки продуктов и закрылись, но некоторые растут и развиваются. Пять лет назад в Москве уже работали около десятка крупных сервисов доставки и примерно 20-30 небольших компаний. Количество компаний с 2013 года практически не изменилось, поменялись лишь участники рынка. Постепенно в сферу входят и новые крупные игроки: сети «О'кей», «Ашан» и «Перекрёсток».

В 2018 году около 36% потребителей продуктов питания и популярных товаров повседневного спроса из США и Европы планируют делать покупки в онлайне

Маловато будет

Эксперты утверждают, что около 14% россиян пробовали покупать еду в интернете хотя бы раз в жизни, а в ближайшем будущем тенденция заказов продуктов в сети будет только увеличиваться. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли России, онлайн-торговля продуктами составляет примерно 2% от общего объёма рынка российской электронной коммерции.

Объём сектора в 2013 году составлял порядка 20 млрд рублей. Анализируя онлайн-рынок доставки продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) в России, стоит обратить внимание на количественные изменения. 6% всего рынка продовольственной розницы — то есть примерно 90 млрд рублей. Сегодня это уже около 0. Тем не менее, темп прироста гораздо выше, чем в электронной коммерции или офлайн-рознице. По капитализации рынка мы всё ещё сильно отстаём от западных стран.

Кто-то доставляет продукты с собственного склада, кто-то возит с рынка, кто-то производит сам, есть те, кто доставляет продукты из магазинов. Несмотря на то, что множество сервисов объединяет одна функция — сама доставка, модель работы у всех разная.

В 2013 году разнообразия было меньше, кейсов работы на рынке доставки было не так много, поэтому все действовали на свой страх и риск — тогда из-за нехватки информации сложно было делать прогнозы и предсказывать, сработает выбранная модель или нет.

Связано это с тем, что ритейлерам приходится раскрывать партнёрам конфиденциальные данные о ценах и ассортименте, и случайному игроку эту информацию не доверят. Практически не изменился тот факт, что отношение ритейлеров к службам доставки столь же сильно зависит от репутации сервиса и его размера. Скорее всего, выбор сделают в пользу тех, кто присутствует на рынке уже несколько лет.

С течением времени инвесторы стали больше доверять «доставщикам», вкладывая средства уже на ранних стадиях, что раньше было совсем несбыточной мечтой. Сейчас работать стало несколько проще: снижен порог входа, активно развиваются мобильные технологии, позволяющие взаимодействовать клиентам с компаниями и наоборот.

Этому способствует не только успешная работа отечественных компаний, но и истории успеха коллег с Запада: Instacart, Blue Apron, Deliveroo, Halo Top, Brandless и тому подобные.

Заказчики — молодые и нетерпеливые

Мы регулярно анализируем портрет пользователя по следующим метрикам: пол, возраст, интересы и предпочтения, частота заказа, размер среднего чека, иногда используем и другие параметры.

С 2013 года в этом отношении ничего не поменялось. Вывод такой — чаще всего продукты и товары потребления через интернет заказывают молодые девушки 25-35 лет. Правда, пять лет назад клиенты приходили исключительно через сайты, а сегодня значительная часть заказчиков работает с сервисами доставки через мобильные приложения.

Так, если в 2008 году клиенты радовались, что заказ просто приезжает, в 2013 году, на момент нашего запуска, этому уже никто не удивлялся, но доставка в течение трёх часов казалась чем-то сродни чуду. Замечу, что заказчики стали менее терпеливыми. Средний срок доставки — два часа. Сегодня же молниеносной доставкой без опозданий никого не удивишь.

Чем их больше, тем выше вероятность, что какая-то из точек окажется вблизи клиента. В большинстве случаев добиться таких результатов удаётся за счёт увеличения количества точек отгрузки. Вероятно, вскоре именно часовой срок доставки станет нормой. В 2018 году заказ часто выполняется не за два часа, а всего за один.

Если потенциальный клиент видит, что при работе с сервисами доставки цена привычной продуктовой картины не меняется или же наценка минимальна, скорость доставки высокая, а сам сервис удобен, то смысл самостоятельного похода в магазин попросту отпадает. Помимо скорости доставки огромное значение для потребителей играют цена, ассортимент и удобство.

Решение проблем: всё, что не убивает, делает нас сильнее

За пять лет компаниям, которые работают на рынке доставки продуктов и популярных товаров повседневного потребления, удалось многого добиться и решить массу проблем.

Плюс в том, что модель работы большинства компаний подразумевает тесное партнёрство с ритейлом. Самая сложная задача для большинства служб доставки — убедить партнёров в том, что сотрудничество выгодно обеим сторонам. Речь идёт о своеобразном симбиозе, в ходе которого сервисы помогают партнёрам-ритейлерам выходить в онлайн. Как правило, сервисы доставки вовсе не конкурируют с ним, создавая склады, закупая товары у производителей и дистрибьюторов.

Тем не менее, всё получилось. В 2013 году интернет-доставка лишь зарождалась, и мало кто верил в то, что из этого может выйти что-то хорошее, и главное — прибыльное. Во многом благодаря продуманному и рациональному формату логистики, который позволяет как минимум держаться на грани окупаемости на старте проекта, а затем, развиваясь, — выходить в плюс.

Это в первую очередь морозильные лари, термобоксы, термопакеты. Стоит отметить, что оборудование осталось примерно таким же, что и в 2013 году. Если говорить о программном обеспечении, то оно, конечно, изменилось: появились современные веб-сервисы и мобильные приложения.

Немного о финансах

Как раньше, так и сейчас это в основном маркетинг (привлечение новых клиентов), девелопмент (разработка клиентского веб-сайта и мобильных приложений, внутренних систем маршрутизации заказов, приложений для сборщиков и водителей и поддержание операционной деятельности компании), а также инвестиции в команду. Практически не изменились основные статьи расходов.

Чаще всего они заказывают продукты из гипермаркетов на две недели. Размер чека у b2c-клиентов практически не меняется с течением времени и составляет в среднем 4,8 тысяч рублей. В случае покупок в супермаркете размер чека составляет около 2,5 тысяч рублей.

Это объясняется влиянием нескольких факторов: нести покупки не нужно, времени при онлайн-шопинге тратится гораздо меньше, а удовольствия во многих случаях больше. Замечу, что при онлайн-покупке клиенты заказывают больше, чем купили бы в том же супермаркете лично.

Ряд компаний на запуске делает определённую наценку к розничной цене товара. Со временем у сервисов доставки меняется и модель монетизации. Это обусловлено необходимостью быть в плюсе, поскольку в самом начале инвесторов не так много, если они вообще есть, и для развития используются собственные средства.

При удачном стечении обстоятельств доход можно получать благодаря сотрудничеству с производителями, делая баннерную рекламу, рассылки, семплинг и проводя акции с FMCG-компаниями. Когда появляются инвесторы или хватает собственных средств, можно начинать доставлять продукты по розничным ценам без наценки.

Работа над ошибками

Чтобы успешно функционировать на рынке фудтеха (особенно в сфере доставки продуктов), основателю компании следует понимать несколько важных вещей.

  1. Игра идёт на чужом поле. Подстроить бизнес-процессы партнёрского магазина под себя невозможно, следует научиться работать без каких-либо операционных изменений для магазина и его сотрудников.
  2. Клиенты требовательны к продуктам. Парадоксально, но потребитель менее требователен к продуктам, которые покупает сам. Кроме того, у большинства клиентов своё представление о том, что такое свежий, вкусный и качественный продукт.
  3. Собирать заказы не так просто, как кажется. Это требует тренировки и опыта. Выйти из положения можно при помощи организации школ сборщиков.
  4. Деталям нужно уделять максимум внимания. Даже 50 рублей сильно меняют экономику сервиса, поэтому необходимо постоянно следить за расходами.
  5. К работе следует привлекать опытных курьеров, что позволит обеспечивать высокое качество сервиса, быстрый рост и гибкость с точки зрения экономики сервиса.
  6. Надо быть готовым, что крупные ритейлеры поначалу будут присматриваться и проверять вас. Когда мы только начали сотрудничество с крупной торговой сетью, то вся работа велась в одном магазине. Постепенно оборот стал расти, и нас заметили в центральном офисе, благодаря чему началось расширение. С момента старта объём доставки вырос в 50 раз, увеличилась кучность заказов. Объём доставки удалось увеличить благодаря большому спросу на соответствующие услуги, а также лояльным клиентам и грамотному маркетингу.

Тем не менее, растёт он достаточно быстро. Я бы сказал, что сейчас рынок сервисов онлайн-доставки продуктов и товаров повседневного использования находится на начальном этапе своего развития. Все больше пользователей сети начинают работать с онлайн-доставкой.

Но всё это решается, и рынок постепенно растёт. Проблемы, конечно, есть — это и частичное недоверие пользователей к доставке того, что они не выбирали самостоятельно, и некоторые сложности во взаимоотношениях служб доставки с ритейлерами.

Меняется структура и содержание рынка — вероятнее всего, в ближайшем будущем многие из действующих проектов прекратят своё существование или будут куплены конкурентами, появятся новые игроки. Сфера фудтеха весьма динамична.

Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть