Хабрахабр

Пути применения блокчейна повернули куда-то не туда. Sony объявила о создании DRM-системы на базе цепочки блоков

Когда блокчейн только-только начал свой путь «в массы», евангиелисты технологии говорили нам, что она несет миру только положительные изменения. Четкость, неизменность и прозрачность блокчейна в качестве транзакционной платформы представлялась техническому сообществу отличной возможностью изменить мир к лучшему. Однако время шло и разработчики и компании стали все активнее и активнее искать варианты применения цепочки блоков. После биткоина и бума альткоинов на сцену вышли смарт-контракты для бизнеса и страхования, появлялись приватные блокчейны, которые игнорировали постулат о прозрачности транзакций и, как итог мы пришли к DRM.

И для всех, у кого «копирастия» вызывает зубной скрежет и вполне обоснованное негодование, это очень неприятные новости.
Пиратство само по себе — не лучшее явление, так что его не стоит путать со свободным распространением информации. На днях компания Sony заявила, что занимается разработкой новой DRM-системы на базе технологии блокчейн. Какие-то авторы предпочитают защищать свою интеллектуальную собственность в судах, четко контролируя распространение своих произведений, другие — лично становятся на мостик «пиратского корабля» и лично выгружают новые треки или книги в свободный доступ. Постепенно творческие люди, да и весь мир, приходят к тому, что информация должна распространятся свободно, но принуждать к чему-либо людей нельзя. Вторые — собирают деньги через площадки типа Patreon или благодаря концертам. Первые — получают доход от продаж через привычные оффлайновые сети, чаще всего делегируя или продавая свои эксклюзивные права крупным издателям. Просто потому что это «хорошая трата денег». Есть и звезды мировой величины, которым просто не надо защищать свои творения: после первого прослушивания/прочтения люди, у которых есть на это деньги, сами пойдут и купят себе физическую и цифровую копию.

Но многолетняя практика показала, что любая DRM-система не до конца эффективна и несет в себе множественные риски. DRM-системы как таковые служат исключительно первой категории производителей контента и владельцам авторских прав. Вообще, неплохое представление о том, как производители и компании отказывались от DRM, дает соответствующая статья на Вики. При этом Sony обжигалась об DRM как минимум единожды: в 00-х их система защиты от копирования CD без ведома пользователя устанавливала ПО DRM-системы на машины под управлением Windows. Во всем материале прослеживается простая логика: DRM зачастую нарушает права и свободы потребителей в угоду правообладателей.

Причем решение об использовании защиты класса небезыизвестной Denuvo всегда лежит непосредственно на разработчиках. Единственная сфера, в которой до сих пор активно (и при этом относительно успешно) используется DRM — дистрибуция видеоигр. Например, так поступили CD Project RED со своим The Witcher 3 и не прогадали. На первый взгляд кажется, что использование DRM-систем в сфере видеоигр оправдано, но с другой стороны у нас есть масса примеров, когда разработчики отказывались вообще от какой-либо защиты от пиратства, а их игры все равно выходили в топы продаж. Вывод напрашивается простой: качественный продукт в DRM не нуждается. Игра разлетелась по пиратским ресурсам со скоростью лесного пожара, а вслед за этим вверх пошли и продажи, потому что игра сразу же получила огромную фанатскую базу.

Вообще, практика применения DRM оказалась настолько противоречивой, что многие производители и распространители контента выпускают свою продукцию с пометкой DRM-free, что говорит само за себя.

Что не так с блокчейн-DRM Sony

Самая мысль создать каталог произведений, защищенных DRM, на базе блочейна, на первый взгляд выглядит здраво. Ну правда, что может пойти не так в неизменяемой сквозной структуре цепочки блоков? Вторая проблема (первая — в самой идее применять блокчейн) ситуации заключается в том в том, что Sony планирует использовать новую систему для контроля над текстами, музыкой, видео, играми и VR-контентом. А, на секунду, Sony Entertament — один из крупнейших мировых правообладателей. Перечень выглядит странно еще и в свете того, что на играх PS4 нет жесткой DRM-защиты: диски можно обменивать, перепродавать и так далее без каких-либо махинаций с неразлоченными консолями и учетными записями.

Как известно, «прибивать гвоздями» все подряд не стоит, система должна быть гибкой и настраиваемой. Но в первую очередь опасения вызывает сам принцип неизменяемости блокчейна. Некоторые из них имеют или имели особые инструкции по возможности копирования/записи, запуске на разных устройствах и так далее. Практически все DRM-системы построены на принципе шифрования контента и, при запуске, сравнения ключей покупателя с тем самым «расстрельным списком» покупателей. Кроме этого подразумевается, что данные о покупателе (а Sony может в итоге собирать в блокчейне что угодно) будут храниться в блокчейне столько, сколько этот самый DRM-блокчейн будет существовать.

Любая пользовательская ошибка или невнимательность в случае использования «лока» по устройству — и вот купленная электронная книга или музыкальный трек превращаются в бесполезный набор нулей и единиц. Вычеркнуть же что-то из блокчейна невозможно, а в случае DRM это становится скорее минусом, чем плюсом. Если же Sony заявит, что в цепочку блоков можно будет вносить новые данные с более высоким приоритетом, чтобы исправлять ошибки, то от этого легче не станет: любой правообладатель при малейшем намеке на нарушение его прав сразу же занимает позицию «меня обокрали», перекладывая бремя доказательства невиновности на потенциально «пирата». Блокчейн будет слишком «однозначен».

1984

Из сказанного выше проистекает еще одна потенциальная проблема DRM-системы на базе блокчейна. В первую очередь, речь идет о так называемом Fair Use — использовании материалов, защищенных авторским правом, без цели извлечения какой-либо выгоды. То есть, речь идет о фанатских роликах, пародийных переработках и так далее. Если DRM-система Sony на базе блокчейна будет настолько автоматической, насколько это видится, то под удар попадет огромное количество контента в сети, который создавался именно по принципу Fair Use. Если присовокупить к этому извечную позицию правообладателей «меня обокрали», мы получаем неприглядную ситуацию, при которой Sony начнет веером блокировать все подряд без разбора.

Например, DRM-системы, которые обеспечивали региональный лок DVD-дисков, нарвались на ограничения и запреты со стороны законодателей ряда стран. При этом многие государства поощряют принцип Fair Use и встают на сторону потребителя. Потому что до этого момента DRM-системы работали откровенно плохо, если работали вообще. И даже если представить «идеальную ситуацию», когда все работает, как задумывалось, мы получаем пластмассовый мир, в котором DRM победил и вышел на качественно новый уровень.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть