Hi-Tech

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России

Путешествия по деревням и мастерская для женщин в декрете: примеры социального бизнеса в России — Офлайн на vc.ru

Свежее

Вакансии

Написать

Уведомлений пока нет

Пишите хорошие статьи, комментируйте,
и здесь станет не так пусто

Войти

Опыт шести основателей из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда.

В закладки

Участники проекта «Альтуризм»

На втором месте — разного рода производства. Больше всего социальных предпринимателей в России работают в сфере дошкольного образования. Также в списке спорт, здравоохранение, сельское хозяйство, вторичная переработка. На третьем — дополнительное образование.

Таким проектам помогают организации вроде Impact Hub Moscow, Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», акселератор Philtech и другие компании. Первые шаги социального предпринимателя повторяют тестирование любого бизнес-проекта: проблема и её решение, бизнес-модель, операции.

Беспроцентные займы выдаются победителям конкурса «Социальный предприниматель». Только фонд «Наше будущее» за несколько лет поддержал 228 проектов на сумму 556,4 млн рублей.

Основатели «Моторики», «Альтуризма», «Сладкой Эн», Danke-shop, «Мамы сами» и «Арбуза» рассказали vc.ru о своих компаниях.

Официально компания появилась на российском рынке в 2015 году, но история началась ещё в 2013-м с создания благотворительного проекта. «Моторика» производит многофункциональные протезы рук, предплечья и пальцев для детей и взрослых. Мы начали его вместе с совладельцем сервиса промышленной 3D-печати Can Touch Василием Хлебниковым.

Каждый протез «Моторики» — больше технологическое устройство, чем медицинское приспособление. Когда мы погрузились в этот мир, посмотрели, что делают похожие компании для детей, то ужаснулись: с 1970-х годов в области протезирования мало что изменилось.

Отсюда название тяговых протезов «Киби». Мы избегаем слова «инвалид» и называем пациентов киборгами. Ребёнок сам участвует в процессе создания устройств, выбирает цвет, дизайн и дополнительные функции. На них можно установить самые разные насадки: для управления радиомашиной, для телефона, даже для приготовления блинчиков.

Хотели делать не два-три протеза в месяц, а создать компанию, которая бы полноценно занималась разработкой таких изделий. Практически сразу мы захотели перевести проект из благотворительного, штучного в более системный. Сегодня любой человек, нуждающийся в протезе, может его приобрести за счёт государственной компенсации. И нам было крайне важно войти в государственную программу обеспечения, чтобы люди получали протезы бесплатно.

Позже инвестором выступила корпорация «Роснано», мы привлекли ещё 3 млн рублей. Объём первоначальных инвестиций составил примерно 1 млн рублей — наши личные средства. Затем долю компании выкупил бизнес-ангел Андрей Давидюк, который стал полноценным партнёром «Моторики».

Но основным направлением остаётся детское протезирование. За три года «Моторика» изготовила 800 механических и бионических протезов, в том числе для взрослых.

Взрослый бионический протез «Страдивари», который работает с помощью электродов, стоит от 350 тысяч до 380 тысяч рублей. Стоимость активного тягового протеза «Киби» варьируется от 110 тысяч до 180 тысяч рублей. В эту стоимость входят изготовление, установка и реабилитация.

В 2016 компания продала протезы уже на 4 млн рублей, а в 2017 — на 24 млн рублей. Первую выручку «Моторика» получила в 2015 году, заработав 500 тысяч рублей. Практически вся прибыль уходит на развитие проекта и разработку новых технологий, но последние полтора года мы не уходим в минус.

Наша задача — построить международный холдинг, который бы занимался такими технологиями для киборгов. У нас много проектов, связанных с ИТ, с железом: протезы ног, экзоскелетные комплексы, ИТ-платформы для телереабилитации и VR-игры для реабилитации. Мы стараемся создавать не просто изделия, но и разрабатывать целые экосистемы вокруг них, где протез будет лишь составным элементом.

Его прототип уже тестируется пилотом, и в 2019 году он будет доступен всем нуждающимся. Следующая глобальная цель «Моторики» — выпустить детский бионический протез, который пока доступен только взрослым.

Это количество постоянно растёт, так как растёт компания и число задач. Сейчас в штате компании 43 сотрудника, ещё около 10 человек работает на фрилансе.

Одна из основных трудностей — нехватка квалифицированного персонала, инженеров.

Люди, в том числе с ограниченными возможностями, пока осторожно относятся к стилизованным протезам. Ещё мы с коллегами ежедневно сталкиваемся с консерватизмом. Но это не трудность, а скорее вызов. Есть родители, которые просят изготовить для своих детей медицинские устройства телесного цвета, чтобы ребёнок не выделялся из толпы.

Вести разработки и даже изготавливать прототипы возможно, но без сертификации протезов устройство продавать нельзя. Периодически на этом рынке появляются различные проекты, но других серьёзных российских компаний (кроме «Моторики») пока нет.

Илья Чех

генеральный директор компании «Моторика»

В них нет рабочих мест, закрываются поликлиники и школы, молодёжь уезжает при первой возможности, а старики доживают свой век. С 1990-х годов по всей России умирают деревни. Все деревенские больницы могут закрыться через пять лет, а деревенские школы через 15–18 лет. По данным исследования Центра экономических и политических реформ, проведённого в 2016 году, за последние 15–20 лет количество сельских школ уменьшилось почти в 1,7 раза, больниц — в четыре раза, поликлиник — в 2,7 раза.

Для этого с 2014 года и существует «Альтуризм». Я считаю, что устойчивые изменения могут начаться только в том случае, если люди перестанут ждать спасителя, а сами будут активно развивать свои деревни.

Но путешествия, которые мы проводим, помогают жителям деревень развивать свои территории. С виду это обычная туристическая компания. Мы используем практику международных организаций, адаптированную под российские реалии.

Гости размещаются у местных жителей, наслаждаются природой, а также участвуют в проекте, инициированном местными жителями. Любой желающий может забронировать через «Альтуризм» путешествие в деревню России или Белоруссии. Идеи возникают самые разные — это может быть расчистка территории для дальнейшего привлечения туристов, строительство плотины или проведение праздника.

В деревне Боровики Смоленской области альтуристы принимали участие в производстве травяного чая. Например, в 2016 году в селе Уница республики Карелия альтуристы строили общественный причал.

Те, кто не верил, что изменения возможны, видят своими глазами — объединившись даже скудными ресурсами, они могут улучшить свою жизнь, сделать её комфортнее. В момент такого совместного дела и происходит магия. Люди начинают совместно инициировать и делать один проект за другим. После отъезда альтуристов в деревне формируется активное сообщество. Привлекаются те, кто уехал, и новые поселенцы, создаются рабочие места.

Мы с командой изучаем заявку и в случае потенциальной удачи начинаем разработку путешествия. Идеи поездок поступают от местных жителей. Не рассматриваем политические, религиозные проекты и направленные на разобщение жителей.

Это стоимость поездки до первой нашей локации — малого города Тутаева в Ярославской области. Вложения в проект на старте равнялись 800 рублей. За четыре года «Альтуризм» провёл более 60 поездок и поддержал более 20 проектов в десяти регионах России и Белоруссии.

В среднем речь идёт о 12–16 тысячах рублей с одного путешественника за два-три дня путешествия без учёта дороги. Стоимость поездки зависит от населённого пункта. Оптимальный состав группы — восемь человек. Маржа составляет 25%. Цена участия для них, как правило, ниже. Среди альтуристов около 60% постоянных клиентов.

Их вознаграждение зависит от оказанных услуг. Местные жители предоставляют проживание, питание, проводят мастер-классы и экскурсии. Наши организаторы получают от 5000 рублей за поездку. Например, проживание может стоить 500 рублей с человека за ночь.

Иногда доходы могут составить 300 тысяч рублей в месяц, иногда заработок равен нулю. Проект успешен, но пока финансово нестабилен. В 2017 году прибыль составила около 1 млн рублей.

С этим связан недобор участников. Одна из трудностей — нехватка навыков командообразования и отсутствие грамотного PR-менеджера, который смог бы привлечь внимание к проекту. Около 30% поездок приходится отменять, когда в населённом пункте уже всё готово к приёму гостей.

В планах охватить регионы по всей России, создать франшизу для других стран, выйти на сектор b2b и достичь финансовой устойчивости. Сейчас мы активно принимаем в команду жителей столиц регионов и обучаем их своей технологии развития деревенских территорий. Я мечтаю, чтобы в деревнях развивалась локальная экономика, местные жители могли сами себя обеспечивать, а у любого человека был выбор — жить в деревне или в городе. Кроме того, важно собрать практики развития территорий.

Екатерина Затуливетер

основательница проекта «Альтуризм»

Был там и рецепт трюфелей из фильма «Шоколад» с Джонни Деппом и Жюльет Бинош. В 2014 году в одном из такси Минска я листала рекламный журнал с рецептами из популярных кинокартин. Процесс так увлёк, что готовить я стала практически ежедневно. Он заинтересовал меня, и я решила, что по возвращении в Москву первым делом приготовлю такие конфеты, изменив рецепт на свой вкус. Вскоре сладости попробовали все коллеги и друзья.

Пробуя очередные конфеты, она сказала: «Дальше так продолжаться не может. В проект идею «упаковала» подруга, маркетолог Ирина Коготкова. Нужно, чтобы про твои трюфели узнали и другие люди».

Люди будут есть конфеты, а средства от продажи мы станем направлять благотворительному фонду «Старость в радость» и Фонду развития паллиативной помощи детям. Так мы решили создать благотворительный проект «Сладкая Эн». Нам показалось, что эти направления мало кто поддерживает.

Себестоимость одного трюфеля с учётом крафтовой упаковки и доставки равняется 45–50 рублям. В сырьё и упаковку вложили свои средства. Например, осенью на фестивале «Тыквы и коты» Фонда помощи бездомным животным «Рэй» наборы из девяти трюфелей продавались по 300 рублей. Но итоговая цена определяется из покупательной способности гостей того события, где участвует проект.

Получалось возвращать себестоимость конфет и получать немного средств на развитие. Мы проводили благотворительные ярмарки и мастер-классы в столичных компаниях и даже в московском метрополитене, принимали участие в ярмарках «Душевный Bazar». Остальная прибыль максимально направлялась на благотворительность, чаще всего деньги на поддержку административных расходов организаций.

Но однажды за полгода удалось собрать 1 млн рублей на аппарат искусственной вентиляции лёгких для больного мальчика из посёлка Большой Камень под Находкой. Точные показатели доходов мы не подсчитывали, как и число тех, кому помогли. Он купил всего один трюфель, заплатив за него 100 тысяч рублей. Одним из благотворителей стал состоятельный человек, которому вообще нельзя есть сладкое. И такое происходило часто.

Среди добавок — порошок зелёного чая, пудра высушенных ягод, кондитерский красный какао для обсыпки и другое. Конфеты готовятся из профессионального бельгийского шоколада, натуральных миндальных орехов и сливок проверенных производителей.

Сделать вручную даже сотню одинаковых, ровных конфет — это очень трудно, прежде всего физически. Конечно, можно просто жертвовать деньги фондам, ведь мы тратили довольно большие суммы на качественные трюфельные ингредиенты, плюс работа. Благотворительность может быть яркой и вкусной. Но нам важно было показать людям, что благотворительность — это не плач и стоны, это не протянутые за подаянием руки, как думают многие.

В 2016 году у меня обнаружили рак. Сейчас проект «Сладкая Эн» по ряду причин перешёл в некоммерческую стадию. Однако есть идея изменить формат. Я справилась с заболеванием, но пока не могу часто стоять у плиты. Работать в кафе будут работать люди с синдромом Дауна. Ирина Коготкова планирует открыть кафе, где будут продавать шоколадные трюфели и продукцию других благотворительных проектов.

Все пожертвования на них складываются в одну копилку, поэтому точные суммы посчитать нельзя. Проект продолжает участвовать в благотворительных ярмарках и акциях. А для фонда «Старость в радость» вместе с другими кондитерами одноимённый фестиваль принёс около 300 тысяч рублей. На одной из ярмарок «Душевный Bazar» в пользу фонда «Детский паллиатив» посетители собрали 180 тысяч рублей.

В этом году он выручил 180 тысяч рублей в виде пожертвований, в том числе благодаря «Сладкой Эн». Недавно я стала попечителем Фонда помощи бездомным животным «Рэй». Также помогаем по бартеру — на празднике Центра развития благотворительности и социальной активности в Москве «Благосфера» я провела мастер-класс в обмен на бонусы для фонда.

Вместе с другими кондитерами приходим в Гематологический научный центр и в качестве благодарности кормим доноров после сдачи крови и её компонентов. Ещё мы помогли волонтёрам фонда «Старости в радость» ездить в дома престарелых не в холодных вагонах электричек, а на комфортабельных поездах.

Надежда Брейман

соосновательница кондитерского проекта «Сладкая Эн»

Специальной организации для этого в Калининграде не было. Всё началось в 2011 году с того, что я решил избавиться от ненужных вещей и передать их нуждающимся. Их количество быстро росло. Стал возить одежду в социальные учреждения, вещи передавали знакомые.

Тогда я составил письмо на английском и немецком языках и отправил на 50 электронных адресов в различные организации. Спросить совета было не у кого. Поделитесь своим опытом». Письмо было такого содержания: «Здравствуйте, я Андрей из Калининграда, мы собираем вещи, передаём их социальным организациям, хотели бы делать это системно.

Фонд на протяжении 60 лет занимается сбором одежды для нуждающихся. Единственным ответом было письмо от директора немецкого фонда Ульриха Мюллера. Стали думать, как адаптировать немецкий опыт для России. Завязалась переписка, летом 2011 года я съездил в Германию, затем Ульрих нанёс ответный визит.

Многие знакомые спрашивали — а где же экономика, как ты будешь это делать? Вообще, словосочетание «социальное предпринимательство» я тогда не знал, просто носился с идеей собирать вещи и раздавать их.

Генрих организовал доставку первого контейнера с вещами из Германии. Сначала мы зарегистрировали общественный фонд социальной взаимопомощи «Милость к ближнему». Он же собрал €8000 для регистрации фонда, растаможку груза и аренду склада.

Но изначальная идея заключалась в том, чтобы собирать одежду у жителей Калининграда. Я открыл небольшой магазин в гараже, чтобы продавать часть вещей из Германии. Поэтому в 2015 году появился первый магазин Danke-shop, где продавались вещи, принесённые горожанами.

В месяц калининградцы приносят около 7–10 тонн одежды. Сейчас в городе работают три магазина и установлены 16 контейнеров. Здесь два дня в неделю проходит бесплатная выдача для нуждающихся жителей, а три дня одежду продают на вес. Бывший склад мы используем как центр выдачи вещей.

Месячный оборот составляет от 1,2 до 1,5 млн рублей. Большую часть собранной одежды передаём социальным учреждениям, оставшееся продаём в магазинах. Расходы примерно такие же, большая часть уходит на логистику, сортировку и упаковку.

Мы с самого начала решили работать «в белую». Сейчас в организации работают 20 сотрудников, они оформлены и получают официальную зарплату. Налоги и взносы — вторая по величине статья в бюджете.

За три года сумма поддержки превысила 850 тысяч рублей. Средства, оставшиеся после выплат, перечисляются в благотворительные фонды, которые занимаются детьми-сиротами и детьми, находящимися на длительном лечении. Понятием прибыли мы не оперируем, поскольку учредители фонда не получают дивидендов.

Мы сейчас самостоятельно покрываем свои затраты и более-менее устойчивы. Рынок открыт, но поскольку деятельность специфическая на стыке благотворительности и бизнеса, это непросто. В планах открыть магазины и центры выдачи вещей в каждом районном центре Калининградской области. Но поскольку сборы одежды растут, увеличиваются и расходы.

Скорее это попытка сделать благотворительную работу более устойчивой и системной. Я не рассматриваю этот проект как вид бизнеса.

Андрей Громнюк

основатель благотворительного магазина Danke-shop

Стало понятно, что идея будет востребована у молодых женщин, особенно матерей-одиночек. После рождения первого ребёнка я начала тесно общаться с другими мамами и захотела создать собственную швейную мастерскую, где могли бы работать женщины в декрете.

Он помогает женщинам с детьми найти работу, в том числе на дому, получить образование, открыть свой бизнес. В 2012 году я создала швейную мастерскую «Мамы сами» в рамках благотворительного проекта «Мама работает». Кроме мастерской в проект входят сеть бесплатных коворкингов с услугами воспитателей и центр бесплатной психологической и юридической помощи.

Но спустя год мы отказались от этой затеи и перешли на изготовление эко-сумок. Изначально в мастерской мамы занимались изготовлением детской одежды. Мамы приходят с разным уровнем подготовки, их нужно научить шить что-то простое.

Вскоре организация получила поддержку фонда «Наше будущее» в размере 1 млн рублей. Для запуска бизнеса я вложила 70 тысяч рублей — свои декретные деньги. На эти средства закупили оборудование, ткани, смогли запустить производство.

Помещения для мастерской предоставляются бесплатно. Сейчас в Москве открыты две швейных студии, где работают 20 мам, и одна большая в Альметьевске республики Татарстан, где трудятся 10 женщин. Также выделение помещений поддерживают управы районов Покровское-Стрешнево и Бибирево. Недавно Московский дом общественных организаций предоставил проекту помещение в безвозмездную аренду на три года.

Так как это мамы в декрете, по закону они могут работать максимум четыре часа по пять раз в неделю. Женщины трудоустроены официально: 12 человек в штате и 20 по договору. Минимальная оплата составляет 15 тысяч рублей, а максимальный доход — 70 тысяч рублей. В среднем швея или воспитатель, занятые в проекте, получают 250 рублей в час. Всего на выплату зарплаты уходит 600 тысяч в месяц.

Таким образом, наша прибыль уменьшается, но при этом мы выполняем нашу социальную программу. Швеи в наших мастерских зарабатывают больше, чем в среднем по рынку. За всё время трудоустройство в мастерской получили 54 швеи, а всего — более 1000 человек.

Каждая стоит от 90 до 165 рублей. Объёмы производства приближаются к 6000 сумок в месяц. Продукцию реализуем в виде корпоративных заказов, а также для форумов и мероприятий.

Если бы не открытие новых филиалов, организация могла бы получать более существенный доход. С момента начала до окупаемости проекта прошло два года. Заниматься им сложнее, чем обычным бизнесом. Но не стоит забывать, что речь о социальном проекте. Для меня самое главное — не прибыль, а соблюдение этических моментов.

Некоторые молодые женщины, приходя устраиваться в швейную мастерскую, отказываются работать, а хотят, чтобы им просто помогали деньгами. Проблемы в первую очередь связаны с мамами-работницами. Некоторые мамы, когда это понимают, отказываются отдавать продукцию. Мы считаем так: сколько человек сделал, столько он и получил. Одним словом, самое сложное — это работа с людьми. Кроме того, кто-то берёт оборудование на дом, а потом его продаёт.

Олеся Кашаева

основательница швейной мастерской «Мамы сами»

Мы поняли, что центр тратит много собственных средств на различную печатную продукцию. Наше полиграфическое производство появилось как обособленное подразделение центра социальной помощи «Доверие» в Санкт-Петербурге. Тогда выпускались две газеты, буклеты с юридическими консультациями, приглашения на творческие мастер-классы.

Поэтому подали заявку на участие в городской программе организации рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями. В центре «волонтёрят» пожилые люди, люди с ограниченными возможностями и мамы детей-инвалидов.

Сумма субсидии составила 732 661 рубль, вложили и собственные средства — 54 820 рублей. Проект студии получил поддержку Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Студия открылась в январе 2008 года. На эти деньги приобрели цифровую печатную машину и постпечатное оборудование, а помещение арендовали бесплатно по договору с городом. Контракт с комитетом предполагал организацию четырёх рабочих мест для инвалидов на срок не менее двух лет.

Постпечатное оборудование оказалось не профессиональным, а на покупку нового не было средств. В самом начале мы столкнулись с трудностями. Это было тяжёлое время. Приходилось зарабатывать на оплату труда и расходные материалы, искать заказчиков, оправдывать ожидания по печати собственной продукции.

В 2008 году для модернизации двух рабочих мест для инвалидов получили субсидию в 497 430 рублей, а в 2011 году — 363 750 рублей. Затем мы ещё дважды заключали небольшие контракты с комитетом по труду на модернизацию оборудования и обновляли свой производственный парк.

Но дойдя до предварительной встречи претендентов в Москве, поняли, что не готовы выполнить условия, и отказались. В 2012 году мы решили участвовать в конкурсе благотворительного фонда «Наше будущее» на получение беспроцентного займа. По условиям конкурса, вложили ещё 200 тысяч рублей из собственных средств. На второй попытке в 2013 году мы победили, получив беспроцентный заём на два года в размере 1 млн рублей на модернизацию и развитие производства.

Мы стали тесно сотрудничать с Центром занятости населения Санкт-Петербурга и местными администрациями. К концу 2014 года организация полностью рассчитались с займом. Это полноценное полиграфическое предприятие, выпускающее всё от визитки до книги. Студия «Арбуз» превратилась в производственную площадку для организации временных рабочих мест. В базе наших заказчиков более ста фирм, предприятий и учреждений разных форм собственности.

Ежегодно на временную работу приходят от 25 до 40 человек. К нам направляют инвалидов, людей из центров занятости, подростков в возрасте 14–18 лет. Они изготавливают для себя блокноты, визитки, открытки. Взрослые и ребята получают навыки работы в полиграфии, осваивают профессии дизайнера, печатника, постпечатника; знакомятся с оборудованием и расходными материалами.

Они с удовольствием занимаются дизайном, оформлением буклетов, плакатов, помогают в работе над годовым отчётом, обрабатывая фотографии, вычитывают тексты наших пожилых людей и набирают для них тексты. Среди подростков, которые работают в свободное от учёбы время, тоже есть ребята с инвалидностью. Мы часто издаём стихи, прозу и эссе членов нашей организации, открытки участников школы живописи.

Заработная плата по разным контрактам составляет от 9000 до 15 тысяч рублей в месяц при графике работы четыре часа в день.

За десять лет число сотрудников составило 23 человека. В штате студии «Арбуз» работают четыре человека — администратор, дизайнер, печатник и постпечатник. Ещё двое сотрудничают с нами как фрилансеры. Двое из них открыли собственные фирмы в сфере полиграфии, девять работают в различных полиграфических предприятиях, четверо закончили вузы по специальности «Дизайнер» и «Менеджер производства».

А для лиц старшего и пожилого возраста, инвалидов мы финансируем праздничные мероприятия и благотворительные акции. Студия содержит себя и центр «Доверие»: оплачивает аренду, коммунальные платежи, расходы на связь и поддержку сайта, организует акции и выездные мероприятия.

У нас нет никаких льгот по уплате многочисленных расходов, кроме пониженной арендной платы. Среди трудностей всегда есть проблема с финансированием. Налоги — это 50% с каждого рубля. А в производстве расходы всегда опережают доходы. Если делать закупки расходников каждый месяц, мы будем в убытках всегда. Обслуживание договоров по двум площадкам — ещё 36%. Кроме того, нужно платить заработную плату и выполнять текущие расходы.

В бюджете не предусмотрены расходы на обучение новых работников, затраты на расходные материалы, на налог, который мы платим с каждого такого контракта. Ещё одна проблема, над которой я бьюсь уже давно, — несовершенство законодательства для организаций, которые работают по упрощённой системе налогообложения.

Очень часто эти контракты просто убыточны, так как новые работники не имеют навыков, их обучают сотрудники, которые отвлекаются от основной работы. В смете расходов только зарплата и налоги трудоустраиваемых, остальное за наш счёт.

Надежда Егорова

основательница студии цифровой печати «Арбуз»

Push-уведомления

{ "page_type": "article" }

["\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u043d\u0438\u043a \u0432\u044b\u043a\u0443\u043f\u0438\u043b
\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044e-\u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u0435\u043b\u044f","\u041d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u0430\u044f \u0441\u0435\u0442\u044c \u043d\u0430\u0443\u0447\u0438\u043b\u0430\u0441\u044c \u0447\u0438\u0442\u0430\u0442\u044c \u0441\u0442\u0438\u0445\u0438
\u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u043c \u041f\u0430\u0441\u0442\u0435\u0440\u043d\u0430\u043a\u0430 \u0438 \u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c \u0432 \u043e\u043a\u043d\u043e \u043d\u0430 \u043e\u0441\u0435\u043d\u044c","\u041a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f \u043e\u0442\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043e\u0442 email
\u0432 \u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443 \u043e\u0431\u0449\u0435\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u0438 \u043c\u0435\u043c\u043e\u0432","\u041f\u0440\u0438\u043b\u043e\u0436\u0435\u043d\u0438\u0435-\u043f\u043b\u0430\u0446\u0435\u0431\u043e \u0441\u043a\u0430\u0447\u0430\u043b\u0438
\u0431\u043e\u043b\u044c\u0448\u0435 \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d\u0430 \u0440\u0430\u0437","\u0425\u0430\u043a\u0435\u0440\u044b \u0441\u043c\u043e\u0433\u043b\u0438 \u043e\u0431\u043e\u0439\u0442\u0438 \u0434\u0432\u0443\u0445\u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043d\u0443\u044e
\u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u044e \u0441 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0449\u044c\u044e \u0443\u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u043e\u0432","\u041a\u043e\u043c\u0430\u043d\u0434\u0430 \u043a\u0430\u043b\u0438\u0444\u043e\u0440\u043d\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430
\u043e\u043a\u0430\u0437\u0430\u043b\u0430\u0441\u044c \u043d\u0435\u0439\u0440\u043e\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0435\u0442\u044c\u044e"]

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя

Подписаться на push-уведомления

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть