Главная » Хабрахабр » Путь программиста – Что? Где? Когда?

Путь программиста – Что? Где? Когда?

Уже много сказано об образовании, в частности для программистов, о программах, что лучше подходят или не подходят, но каждый год ситуация меняется и как бы грустно не было, в этом надо разбираться (будь ты абитуриент или работодатель). Привет, Хабр! Очень важно начать свой путь именно с выбора alma mater… Прошу под кат всех, кого не испугает длинная статья по теме.

Warning!

Сразу оговоримся: здесь пойдет речь не про системных администраторов, дизайнеров или инженеров, а именно про программистов (от 1С до Deep learning). Данную статью/пост можно рассматривать как туториал или справочник для всех, кто уже в IT или хочет связать свою жизнь с IT.

0 – Нулевая ступень. Школьное образование. Средняя школа (с 5 по 9 классы)

Это просто огромная часть нашей жизни, зачастую наш второй дом (к сожалению, в текущих реалиях – с точки зрения времени проведенного в школе). Первое с чем мы сталкиваемся в жизни – школа. И как к очень важному событию, необходимо ответственно и осознанно подойти к выбору своего будущего учебного заведения.

Математика

Многие могут спорить о том, что математика не сильно нужна в бóльшем спектре задач в сфере IT, но позвольте не согласиться. Особую роль в жизни человека, склонного к рациональному мышлению или любящего думать, играют точные науки такие как: математика, физика и информатика. Да, это, безусловно, был не один узкий раздел математики, но для каждой задачи необходим свой подход и он мог быть найден в математике. Всё, начиная с механических счетных машин до создания первого компьютера, было основано на математических принципах и моделях. Так вот в роли такой библиотеки выступает математика. Умение думать ещё никому не мешало, это очень полезный навык, но одной здравой мысли мало, нужна дополнительная библиотека, с помощью которой ты сможешь реализовать свою задумку.

Физика

Физика не нужна там, где даже теоретически её не применяют, но в целом спектре задач она оказывается просто жизненно необходимой. Физика “чистому” программисту не нужна, но если ещё юный разум понимает, что просто так науки не дают, то он прав. А если нужно будет переделать? Посмотрите хотя бы на разработку игр, вы можете использовать уже готовые решения, движки, но разве вы не хотели бы что-то исправить, переделать или попросту понять как же это работает? Вас начнут ценить не просто как monkey-кодера, но как человека думающего, способного решить фундаментальную проблему. Без знания фундаментальных основ вы будете рыться в учебниках или на сайтах в поисках истины, но если вы знаете что это и как это применять, то вам не придётся тратить время на поиски и терять нервные клетки. Все научные расчеты, визуализации, и другие вещи сейчас делают на компьютерах, а программы пишут те самые программисты. Разве не в этом смысл?

Например, если у вас неполадки с блоком питания, то вы запросто замените взорвавшийся конденсатор и продолжите работу. Её также стоит принять и потому, что она решает целый ряд бытовых задач. Поэтому в школьные годы физику точно не стоит избегать, тем более, что программа не такая уж и сложная. Вы поймете, почему могут возникать сбои в работе на аппаратном уровне и как этого избежать.

Информатика

Но, если тебе нравится и чувствуешь порыв заниматься этим – прекрасно! Что тут можно сказать – не беда, если у тебя что-то не получается или тебе не слишком нравится (ведь это только средняя школа).

Вас, конечно, научат в некоторых ВУЗах, но это будет не слишком правильный подход и скорее всего, вы бросите это дело. В российских реалиях без уроков информатики идти в программирование не столь привлекательно.

Хороший вопрос, все зависит от того насколько у вас хорошо обстоят дела с каждым из предметов. Стоит ли учить программисту информатику или больше внимания уделить математике в школе? Нельзя за счет первого довольствоваться вторым.

Так вы становитесь умнее, набираетесь опыта и знакомитесь лучше с миром “думающих” людей. Самое главное – принимайте участие в олимпиадах. Возможно, тебе настолько не повезет, что ты не выиграешь ни одной олимпиады, но скажу хорошую новость: я не знаю ни одного человека, который бы постоянно участвовал в этой движухе и не выиграл бы ни одной олимпиады (или хотя бы не стал призёром).

Чем ты моложе, тем больше ты должен впитывать полезной информации. Можно сказать, что школьное знание этих предметов имеет намного больше плюсов, чем минусов.

1 – Первая ступень. Школьное образование. Старшая школа (с 10 по 11 класс)

экзаменов (таких как ЕГЭ), или, может вникнуть в профессиональную деятельность и начать заниматься прикладным программированием, а может вовсе сделать упор на олимпиады и алгоритмы? Встает нелёгкий выбор: посвятить своё время хорошему обучению и сдаче гос.

Однозначного ответа нет, хотя я по-прежнему советую принимать участие в олимпиадах, это очень полезно.

Цель, которую в итоге необходимо достичь – это стать программистом, настоящим профессиональным “брэйн-кодером”. Что касается посвящения себя “настоящему” программированию, то этот путь подойдет не каждому. Но поймите одну очень важную вещь: никто из них не ставил своей целью бросить учебу. Вспомним истории тех людей, что бросали университеты и затем становились миллиардерами в it сфере: Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Майкл Делл и другие. У каждого своя история, но если одни бросают учебу из-за трудностей в выживании и только потом “встают на ноги”, то другие сразу имеют фору в виде семьи и им нет никакого дела до обучения, когда можно взять и открыть своё дело. Кто-то был сыном богатых родителей и имел талант к ведению бизнеса, кто-то родился в именитой семье и тоже не был дураком, кому-то же повезло меньше, но он был гениален.

Учись, пока есть возможность, пиши программы, учи точные науки, ведь в итоге твоя первая значимая цель в таком случае – хороший ВУЗ. К слову сказать, несмотря на престижный статус семей Цукерберга и Гейтса они были талантливыми учениками и проводили своё время в лучших университетах мира.
Так вот, если жизненная ситуация позволяет чувствовать себя хорошо: у тебя есть дом, еда и близкие люди, то никогда не надо жертвовать определенным настоящим, ради неопределенного будущего. Ты можешь не тратить время на такие вещи как биология, химия, география, потому что тебе сейчас они точно не нужны, в 10-11 классах там слишком узкая информация и нет смысла запоминать сколько месторождений нефти в Тюмени или какое потомство будет у пятнистой кошки. Но будь то ЕГЭ или олимпиады, готовиться надо. Конечно, IT сфера намного более толерантная в плане трудоустройства, но ты можешь начать комплексовать из-за того, что остальные с образованием, а ты нет, что одни прошли какие-то ступени, а ты нет и даже если потом ты будешь в 5 раз превосходить по мастерству своих коллег, то тебя не будет покидать ощущение, что ты что-то не успел, забыл, не доделал…

В общем, теперь более подробно про обучение.

Как её выбрать? Если ставить целью хороший ВУЗ, то нужна хорошая школа. В итоге, поступай туда, где тебе будет комфортно во всех отношениях. Очень просто: гуглить рейтинги школ/лицеев, читать про каждый понравившийся, поспрашивать учащихся и составить свой контрольный рейтинг. Придется много работать, но оно того стоит.

Во-первых, вспомни про самообразование, тем более оно пригодится тебе ещё не раз. Но если ты не попал туда, куда хотел, то не надо отчаиваться. Скорее всего, в олимпиадном направлении преподаватель тебе уже не поможет, но ты можешь отлично подготовиться к ЕГЭ. Во-вторых, у тебя появилась огромная возможность потратить время на хорошую подготовку. Если ты будешь четко следовать графику, то ты увидишь, насколько лучше ты стал знать материал. Ищи курсы, построй график занятий и начинай работать. Ищи курсы, читай книги, решай варианты! Так что это вполне достижимо, набрать 300 или 400 баллов на ЕГЭ.

Рейтинг школ на 2017/2018 год

Пора ботать!

2 – Первая альтернативная ступень. Колледж (после 9 класса)

Кого интересуют колледжи? Очень неожиданно. Тысячи девятиклассников — отвечу я. — спросите вы.

Может для кого-то будет новостью, но в нашей стране есть следующий тип заведений: колледж.

Но уже буквально сегодня спрос на СПО (среднее профессиональное образование) возрос многократно среди учащихся. Ещё лет 10 назад колледжи поголовно напоминали те самые ПТУ, которые выступают в роли мемов на разных интернет площадках. Я могу назвать несколько причин: С чем это связано?

  1. Отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ при поступлении и после окончания.
  2. Внутренние экзамены в университет.
  3. Профессиональные навыки и профильные предметы.
  4. Дипломированный специалист.

Нельзя за это осуждать, т.к. Очень многим не нравится система ЕГЭ и поэтому зачастую это является первой причиной пойти в колледж. На самом деле, по-хорошему это должна быть самая малозначимая причина. любой экзамен это стресс, а если его еще и пересдать нельзя в тот же год, то тем более. Многих прельщает возможность сдавать внутренние экзамены вместо ЕГЭ.

Помимо того, что вы получаете базовые знания в проф. Профессиональные навыки и профильные предметы это просто неотъемлемая часть каждого колледжа. Технические знания, навыки, опыт, все это делает данное учебное заведение ещё привлекательнее. области вы уже начинаете применять их в этой области.

Ну и конечно, диплом, который говорит, что вы стали специалистом в своей области (на самом деле нет).

Хочу представить вам специальность, на которой сейчас доучиваюсь последний год я (специальностей по программированию не так уж и много, есть ещё прикладная информатика, но наиболее разумный выбор именно ПКС).
09. Все начинается с выбора направления обучения и подачи заявления в приёмную комиссию. Это очень похоже на приём заявок в ВУЗе, где точно также сидят люди за столиком, зазывают студенты и предлагают поступать к ним на факультет. 03 – Программирование в компьютерных системах (ПКС). 02.

Ссылка на описание и список ссузов

мы говорим о программистах, то логично предположить, что наиболее подходящая специальность это ПКС. Т.к. Будь то веб или десктоп, может даже мобильная разработка это всё относится к этой специальности. Она целиком и полностью направлена на подготовку кадров разбирающихся в современных трендах прикладного программирования. На старших курсах могут появиться такие предметы как: прикладное программирование, веб-программирование, информационная безопасность. Во многих учебных заведениях программа может варьироваться, но наиболее распространенные обязательные дисциплины это: 10-11 класс (стандартно — первый год обучения, обычно упор сделан на математику и физику), основы программирования, алгоритмизация (основы алгоритмизации), элементы математической логики (а-ля “light” версия дискретной математики), основы математического анализа (в которую частично включена программа линейной алгебры первого семестра технического вуза), операционные системы, сети и системы связи, архитектура компьютерных систем. Всегда нужно просматривать программу обучения на официальном сайте учебного заведения, это важно. От колледжа к колледжу меняются программы обучения, направленность, но так или иначе эти предметы есть всегда.

Я немного описал тут предметы, которые у нас были

Довольно полезные занятия, чтобы вообще вникнуть во всю эту систему и понять что к чему. – Основы программирования:
На этих занятиях вы будете познавать “азы” логики, учиться писать код, и разбирать блок-схемы (вариативная часть). Если у вас уже есть опыт в программировании, то занятия могут показаться вам скучными, тут уже ничего не поделаешь.

Но будьте аккуратны, например, в нашей программе под этим подразумевались: машина Тьюринга, машина Марка и машина Поста. – Алгоритмизация:
Ну что тут можно сказать, этот предмет посвящен алгоритмам. Далее были примеры рекурсии и понятия функций и прочее, но в математическом аспекте. Так сказать давали задачи на логику. Вы должны понимать, что здесь все будет зависеть от преподавателя.

Комментарий от автора:

Это было действительно круто! Этот курс один из немногих, что мне понравился в учебном заведении, где я учился, и не потому что там был уникальный или интересный преподаватель, а потому что мы прониклись этими идеями и задачами, пытались решать на скорость и затем сравнивали наши решения между собой и искали лучшее! формул, то сделали это настолько плохо, что решения задач мы просто подбирали опытным путем… Правда когда нам объясняли рекурсию с помощью мат.

Лично я понял не только понятие множества и что такое ДНФ, а также как принципиально работает процессор и многое другое. – Математическая логика:
Это небольшой курс дискретной математики для общего развития. математика, но она, во-первых, пригодится в Вузе, а во-вторых, открывает глаза на многие вещи. Т.е.

Т.е. – Основы математического анализа и линейная алгебра
Если кратко: основные понятия из каждого семестра Вузовской программы. По линейной алгебре нам рассказали про матрицы, какие есть операции над ними и что такое определитель и как его считать. мы решали дифференциальные уравнения, но допустим про двойные интегралы нам не рассказывали.

это просто введение в курс высшей математики, но нам попался настолько замечательный преподаватель, что мне очень все понравилось, я решал всё что нам давали и соревновался с одногруппниками, чтобы сделать все побыстрее (и правильно, конечно, тоже). Честно сказать, я остался доволен этой программой, т.е. Однозначно, стоит посещать эти занятия, тем более эта база пригодится вам в университете.

статистика
Эти две дисциплины вел у нас тот же преподаватель, что и основы мат. – Теория вероятностей и мат. Т.е. анализа. Эти лекции также пригодятся вам в Вузе. было замечательно.

Рассматриваются принципы построения архитектуры микроконтроллеров, процессоров и пр. – Архитектура компьютерных систем
Отличный возможность понять как работает компьютер на физическом уровне, что происходит с “железом” в момент работы и пр. Возможна также работа в программе LogiSim и выполнение в ней практических работ.

Он постоянно втыкал в свой ноутбук и на “отстань” давал работы, которые сам не понимал как сделать. К сожалению, нам попался очень ленивый преподаватель и мы почти так ничего и не поняли. Так бывает, ничего не поделать.

Имеются также лабораторные. – Операционные системы
Курс по операционным системам рассматривает, собственно, работу современных операционных систем (Linux, Windows, системы реального времени и пр.).

Не идеально, но я узнал про сигналы в линуксе, про различные архитектуры построения операционных систем, а также научился работать в vim!

Если ты не знаешь, что такое маска, или чем адрес сети отличается от адреса узла, то будешь выглядеть белой вороной. – Сети и системы связи
Курс по сетям просто необходим программисту. Здесь рассмотрены основные понятия в терминологии сетей, топологии, организована работа в Cisco Packet Tracer и даже настройка реального оборудования.

Один вел ленивый препод с “архитектур”, а вот второй рассказывал нам довольно полезные вещи. У нас было два похожих предмета и оба про сети. Однозначно, лайк дисциплинам. Я пытался выжимать по максимум с этих занятий и выполнял все работы, что только мог.

В моём колледже это был MASM611. – Системное программирование
Курс по системному программированию рассматривает низкоуровневое программирование на языках ассемблера. Лабораторные, теория — всё по “феншую”. Полезный вводный курс для тех, кто хочет узнать ещё больше о том, что творится в компьютере уже с точки зрения программиста.

Вот вы знаете, например, почему в нормальных языках индекс первого элемента в массиве начинается с нуля?

Ответ

Потому что индекс это просто смещение в памяти на размер типа элемента массива, а первый элемент и так находится в самом начале.

на выбор могут быть представлены совершенно разные языки программирования. – Прикладное программирование
Этот курс является обязательным, но программа обучения выбирается и проводится каждым преподавателем по-своему. Собственно, самый важный курс для программиста.

Нам сказали, что у нас вести данный курс будет новый преподаватель с опытом реальной работы. У нас получилась очень весёлая (грустная) история. И тогда я предложил провести курс по C# вместо неё. Оказалось, что последний раз она(преподаватель) программировала на ассемблере 20 лет назад на каком-то заводе и совершенно не имеет понятия как вести занятия. В первом семестре я также принимал экзамен. Готовился к занятиям (в чём мне помог замечательный преподаватель "Мытищинской школы программистов"), придумывал задания, лабораторные, контрольные, домашние задания. говорит о низкой квалификации преподавателей. Я доволен!
UPD: На самом деле если студент вместо преподавателя ведёт пары в течение семестра на постоянной основе, то это очень плохая ситуация, т.к.

Ожидания сбросьте на ноль. – Информационная безопасность
Слишком большой разброс, поэтому нет четкого плана, как это вообще вести (в вузах это вообще отдельное направление).

рассматривать не имеет смысла, потому что это совершенно не то, на что хотелось бы тратить время при обучении. Такие предметы как: философия, экономика, менеджмент, ведение документации и пр. Просто огромный минус в карму колледжа. К слову сказать, этим нас забивали больше, чем профильными предметами и это ужасно.

Т.е. Вы должны сразу понимать: всё, что я сейчас написал про пары – сугубо локальные случаи. Каждый преподаватель по-своему ведет занятия. всё может сильно отличаться в другом учебном заведении! Просто принимайте все как есть, это единственная надежда нормально доучиться и не разочароваться. Есть те, кто делает это лучше или хуже других, но в целом, сейчас испытывается дефицит профессиональных преподавателей, поэтому ожидать чего-то сверх не стоит.

Вступительные испытания:

Об этом вам придется позаботиться заблаговременно (за год или два). Подготовки ни к ЕГЭ, ни ко внутренним нет (сейчас что-то похожее организовали, но в колледжах без вузов такого обычно нет). Подготовка ко внутренним очень похожа на подготовку к ЕГЭ. Все технические вузы принимают по внутренним экзаменам при наличии диплома СПО(среднего профессионального образования). В этом нет ничего страшного. Так что у вас появляется возможность сдать ЕГЭ. Я сам сдал и доволен. Абсолютно. Процесс сдачи ЕГЭ прост, вам лишь нужно зайти на сайт РЦОИ и почитать где и когда вы можете сдать ЕГЭ. Так мало того, вы автоматически готовитесь ко внутренним. Внутренние же экзамены проходят непосредственно в ВУЗе, задания обычно проще или такие же, но также их меньше, чем на ЕГЭ (Однако, подготовиться к ним немного сложнее, т.к. Затем приехать на регистрацию и ждать экзаменов. примеров заданий прошлых лет почти нет и в день экзамена некоторые задания могут поменяться).

Многие идут после колледжа работать, но они идут лишь веб-программистами и зачастую только front-end разработчиками. В общем и целом колледж — способ понять, нужно ли вам это или нет, а также приобрести различные навыки, чтобы в дальнейшем вам было проще работать и учиться. Так что далее будем рассматривать именно их. Если ставить своей целью такое занятие, то вышка вам больше не нужна, но дабы получить широкие возможности мы подразумеваем логичное продолжение — ВУЗ.

Подытожим. UPD: Прошло приличное количество времени с тех пор как я начал писать эту статью и мнение моё немного поменялось.

Олимпиады не устраиваются, к соревнованиям команды не готовят, в школьных олимпиадах принимать участие нельзя, до университетских твой мозг ещё не дорос… То, что есть (например, WorldSkills) – ерунда, по крайней мере в IT компетенциях. Идёт 2019 год… Колледжи по-прежнему отстают в развитии от университетов и школ. То там чёткий тайминг выполнения сессии (одного из нескольких заданий), то там начисляют баллы за чистоту рабочего места (просто убейте таких организаторов), или просят сделать условно part 2 до part 1 (Как?! Я участвовал не один раз и каждый раз что-то шло не так. Это например, как сначала написать страничку отправки запросов и они её проверят на работоспособность, а только потом писать сервер, отвечающий на эти запросы, что противоречит логике, потому что страничка ничего не получит в ответ пока нет сервера!), а также задания по типу “Надо заполнить вот этот excel файл информацией какой хотите откуда хотите, потом распечатать, хотя он даже в сыром виде не помещается на A4, но нас это не волнует – баллы придумаем.”. Не тупизм ли? Тупые (именно тупые, глупые и плохо прописанные) задания, слабый (от слова “не существует”) преподавательский состав, бюрократия (когда ты постоянно ходишь, а твоя группа нет, но косяки за отсутствие скидывают на тебя, когда вместо фактических знаний им важнее формальные) и всё в таком духе. И понимаете в чём проблема – так везде среди колледжей. Первый предмет вёл человек отдалённый от области, но хорошо запомнивший какие-то статьи из интернета на тему предмета и нудно рассказывающий их, делая вид, что мол это вы все тут дебилы, а мы то старики всё знаем лучше… Да ладно нудятину, но когда он забывает, что говорил вчера или 5 минут назад или любит поспорить с тобой без фактов… Но также и сети: нам третий семестр рассказывали одно и тоже. Последней каплей были два предмета в 7 семестре: Инструментальные средства разработки информации и инфокоммуникационные системы. Третий семестр! Понимаете насколько всё плохо? “Вот вам лаба, делайте” – “ок, сделали, давайте следующую” – “Не дам, вы же ходить не будете” – “Но мы это два семестра подряд делали” – “Ничего не знаю, лабы не дам, сидите на паре.”. Модель OSI – Да мы знаем, хватит уже! Однозначно, в 2019, 2020, 2021, да и года так до 30 если ничего не поменяется крайне НЕ рекомендую идти в колледж.

Таких где-то 0. Есть однако люди, которым, как оказалось, колледж открыл второе дыхание, но это исключения: люди, которые почти ничего не знали и решили узнать. Ещё можно отметить, что по непонятной мне причине здесь концентрируются люди, которые предпочтут побухать в гараже, вместо похода на соревнование/хатакон/ctf… Особое отношение к девушкам (наверное, именно поэтому мне тяжело теперь адекватно оценить студентку): их мало, им все помогают или делают за них, у них всё в шоколаде, хотя по факту только треть из них что-то действительно делает и честно получает награду за работу. 01% на всех учащихся.

Как вариант – поступить, сдать ЕГЭ и забрать справку о прохождении полного курса школьной программы, а затем поступать уже в университет. Если вы уже было дело подумали поступать в колледж – не надо, этот плод ещё не дозрел.

UPD: Накипело

3 – Вторая ступень. Высшее учебное заведение. Бакалавр

Много вопросов насчет необходимости получения высшего образования программисту. Вот мы и подошли к наиболее интересному этапу для разбора. Давайте я приведу аргументы почему оно необходимо, а затем почему нет.

  1. Первое на что смотрит работодатель впервые – диплом. Кто бы что не говорил, но это так. Грустно, но я это испытал на своей шкуре (об этом далее).
  2. Фундаментальная база, готовые курсы обучения. За вас уже написали программу обучения, чтобы вы не сами искали материалы, а брали уже готовое.
  3. Математика. Как минимум — она заставляет думать.
  4. Время на саморазвитие, изучение интересных направлений.
  5. Студенческая жизнь, приобретение навыков коммуникации и контактов.

Теперь посмотрим на контраргументы:

  1. Длительное время обучения. (4-5 лет)
  2. Много побочных дисциплин.
  3. Зачастую устаревшая программа.
  4. Возможность учить только необходимое и самому.
  5. Свобода действий, отсутствие страха вылететь из универа.

Да, можно. Вы можете сказать, что и без университета можно стать программистом. Всё дело в том, что для освоения некоторых областей придется потратить огромное количество времени, и не факт, что в итоге это приведет к успеху, поэтому проще будет отучиться в университете, где уже подготовлена программа обучения, придуманы практические и лабораторные и есть мотивация.
Каждый выбирает своё, а мы движемся дальше.

Проблема кроется в нескольких вещах: Самое сложное это выбрать подходящий ВУЗ.

  • Качество образования
  • Ценность вуза (в глазах работодателей)
  • Сотрудничество с компаниями
  • Внутренние программы обучения

Проясним ситуацию. В наше время обучить человека довольно нелегко, особенно если профессия — программист.

Назовем этих людей “софты” и “научники” соответственно. Есть два типа программистов в ВУЗе: одни пишут программы на C# и программируют сайты, а вторые обучают нейросети, работают с big data, пишут программы для суперкомпьютеров и разрабатывают алгоритмы.

Для сопоставления программ обучения для каждого типа мы зайдем на сайты универов и почитаем программы обучения на следующих специальностях:

  • Прикладная математика и информатика (01.03.02)
  • Математика и компьютерные науки (02.03.01)
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии (02.03.02)
  • Информатика и вычислительная техника (09.03.01)
  • Прикладная информатика (09.03.03)
  • Программная инженерия (09.03.04)

В качестве предметов далее представлены только самые распространенные и наиболее повторяющиеся от вуза к вузу. Рассмотрим каждую и условно поделим их на “софтовые” и “научные”.
Внимание! Не исключена возможность обнаружить новый или не обнаружить предмет на сайте конкретного вуза.

ПМИ (01.03.02)

Чтобы понять о чем эта специальность мы рассмотрим программу следующих вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, МГУ (им. Первый претендент “ПМИ”. Баумана, ИТМО, СПбГУ, СПбПУ (Политех Петра Великого). Ломоносова), МГТУ им.

Сразу поясню, что направление может называться, например, ИВТ, но в Вузе есть разделение этого направления и поэтому я брал максимально подходящие под программирование учебные планы.

Учебные планы

Итак, если открыть эти файлы, то видим, что обязательно в учебном плане “прикладная математика и информатика” есть такие предметы:

Предметы

  • Дискретная математика
  • Алгебра
  • Математический анализ
  • Дифференциальные уравнения
  • Линейная алгебра и геометрия
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Основы и методологии программирования
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Базы данных
  • Архитектура компьютерных систем / Операционные системы
  • Информатика (50/50)
  • Английский язык
    По выбору идут следующие дисциплины (это значит, что у каждого вуза на данной программе есть свои специализации и в зависимости от выбора могут появляться предметы из ниже перечисленных):
  • Теория игр
  • Машинное обучение
  • Параллельное программирование, распределенные системы
  • Системное программирование
  • Функциональное программирование
  • Объектно-ориентированние программирование
  • Безопасность и криптография
  • Анализ данных
  • Компьютерная лингвистика
  • Компьютерное зрение
  • Теория графов и её приложения
  • Компьютерные сети (обычно включен в основные предметы, но часто глубокое изучение этого модуля выносят в дисциплины по выбору)

Т.е. Из этого можно сделать вывод, что это довольно мощная универсальная программа, но преимущественно нацеленная на подготовку специалистов узкого плана. Однако, эта специальность довольно универсальна, с хорошим математическим аппаратом и фундаментальными знаниями информатики и программирования (помимо выбранной специализации на самой программе) можно стать профессионалом почти в любой области.
От себя добавлю, что самый большой конкурс в вузах именно на эту специальность. специалистов по машинному обучению, data scientist (специалист по работе с данными), системных программистов (написание модулей операционных систем и т.д.). Баумана – 277/268/310 (+ИД)
ИТМО – 309/283/310 (+ИД)
СПбГУ – 266/263/310 (+ИД)
СПбПУ – 253/249/310 (+ИД)
*у ВШЭ имеется две программы, которые схожи друг с другом. Программа может отличаться, преподаватели и условия быть разными, то тем не менее, всё больше людей понимают и осознают необходимость получения такого образования.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МФТИ – 295/295/310 (+ИД)
НИУ ВШЭ – 298/297/310 (+ИД)
МГУ – 422/425/510 (+физика егэ, +дополнительный экзамен по математике)
МГТУ им. Первая ведётся на русском языке, вторая же на английском (информатика ЕГЭ заменяется на английский язык) и на 2018 год осуществляет подготовку только на контрактных местах. ПМИ и Прикладной анализ данных (ПАД). уже заданы). Отличие также в том, что ПАД целенаправленно сразу же готовит специалистов в области анализа данных (есть экономические дисциплины, меньше курсов по выбору, т.к.

Т.е. Определенно эта программа относится к “научным”. здесь довольно много математики, сложные дисциплины, и широкие возможности для дальнейшего развития.

МКН (02.03.01)

Что же, перейдем к следующей программе: МКН (математика и компьютерные науки).

Предметы

  • Математический анализ
  • Линейная алгебра и аналитическая геометрия
  • Дискретная математика
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Основы программирования
  • Теория автоматического управления
  • Математическая логика и теория автоматов
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Архитектура компьютерных систем
  • Архитектура суперкомпьютеров
  • Параллельное программирование
  • Методы оптимизации
  • Методы проектирования информационных систем
  • Теоретические основы баз данных
  • Сети и телекоммуникации компьютерных систем
  • Методы разработки компиляторов
  • Английский язык

Здесь много теории, а также низкоуровневых вещей, таких как разработка компиляторов, программирование на суперкомпьютерах, применение математических навыков в программировании. Как вы могли заметить программа ещё более ориентирована на математический аппарат. Теоретические основы и узкоспециальные дисциплины делают отличного специалиста, но подойдет эта программа не каждому.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
СПБГУ – XXX/273/310 (+ИД)
СПБПУ – 251/246/310 (+ИД) Если ПМИ это программирование, где помогает математика, то МКН это больше наполовину математики и программирования.

Главное не бойтесь слова “научная”, потому что я не просто так взял в скобки это слово. Абсолютно точно эта программа идёт в список “научных”.

ФИИТ (02.03.02)

ФИИТ — фундаментальная информатика и информационные технологии.

Предметы

  • Математический анализ
  • Дифференциальные уравнения
  • Алгебра
  • Функциональный анализ
  • Дискретная математика
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Архитектура компьютерных систем
  • Вычислительная математика
  • Основы программирования
  • Компьютерные сети
  • Операционные системы
  • Теория автоматов и формальных языков
  • Проектирование программных систем
  • Параллельное программирование
  • Трансляция языков программирования
  • Программирование на C++ (вынесено в отдельную дисциплину)
  • Введение в программную инженерию
  • XML, UML
  • Интеллектуальные системы (введение в машинное обучение, обработка языка и т.д.)
  • Базы данных
  • Английский язык

Очень большой набор предметов, самая что есть теоретическая информатика. Здесь дан большой курс информатики в различных направлениях. Программа похожа на МКН, но отличается своей вариативностью и более широким набором дисциплин, но в тоже время не даёт точно понять кого именно выпускает. Не обошлось, конечно, и без математического курса. S. С таким набором можно также изучить любую область программирования, но скорее всего придется потратить еще немного времени.
P. Напоминает сборную солянку, понравится тем, кто еще точно не понял что ему нужно от мира программирования.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
СПбГУ – 267/264/310 (+ИД)
СПбПУ – 258/254/310 (+ИД)
Программу отнесём к “научным”, здесь много теоретической и практической информатики, а также “джентльменский” набор математических дисциплин.

Итак, встречайте, первый участник — ИВТ. И вот мы уже подошли к специальностям, код которых начинается с цифры 9.

ИВТ (09.03.01)

Информатика и вычислительная техника.

Учебные планы

Предметы

  • Физика (часто много)
  • Информатика/Введение в программирование
  • Линейная алгебра
  • Аналитическая геометрия
  • Вычислительная математика
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Дискретная математика
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Вычислительная техника
  • Схемотехника, электротехника
  • Транслирующие системы
  • Языки системного программирования
  • Основы распределенных вычислений
  • Встроенные системы
  • Операционные системы
  • Организация ЭВМ и систем
  • Теория автоматов
  • Английский язык

Здесь довольно мало дисциплин по программированию, если и есть то, в основном, это языки ассемблера. Что мы видим? Программирование микрочипов, написание кода операционных систем, создание своих систем вычислений, разработка команд процессора и пр.
в некоторых университетах требуется сдавать физику вместо информатики
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МФТИ – 389/410 (+ИД, +физика)
НИУ ВШЭ – 257/263/310 (+ИД)
МГТУ им. На этой специальности идёт подготовка инженеров и “низкоуровневых” программистов. Она как бы стоит особняком. Баумана – 275/278/310 (+ИД)
ИТМО – 272/272/310 (+ИД)
СПбПУ – 255/249/310 (+ИД)
Довольно сложно четко отнести эту специальность к “научным” или “софтовым”. Однако, при должном уровне подготовки выходит грамотный специалист не только со знанием схемотехники и языков ассемблера, но и уверенным владением физических дисциплин, что само по себе непросто и позволяет отнести эту специальность к “научным”.

Настала очередь прикладной информатики.

ПИнф (09.03.03)

ПИнф — прикладная информатика.

Предметы

  • Правовые основы интеллектуальной собственности
  • Проектная документация
  • Экономика
  • Экономика предприятия
  • Моделирование бизнес-процессов
  • Корпоративные системы документооборота
  • UML
  • Проектирование информационных систем
  • Бухгалтерский учет
  • Финансовый менеджмент
  • Математика
  • Дискретная математика
  • Финансовая математика
  • Информатика
  • Теория вероятностей
  • Вычислительная математика
  • Программная инженерия
  • Управление данными
  • Базы данных
  • Программирование
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Веб-программирование
  • Английский язык

Нужно открыть своё дело, оформить документы? Вопреки ожиданиям многих людей именно эта программа ориентирована на подготовку менеджеров программного продукта, управленцев в области информационных технологий и приобретение навыков ведения деловых переписок. Баумана – 272/274/310 (+ИД)
ИТМО – 285/282/310 (+ИД)
Специальность “софтовая”, т.к. Как раз выпускник этой специальности поможет вам в этом.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МГТУ им. S. даны базовые навыки программирования, но бóльшая часть времени отведена изучению экономики, управления и прочих смежных областей.
P. Не в обиду: часто можно увидеть картину, когда выпускник “прикладной информатики” не умел программировать вообще (к счастью, это от него и не требуется).

Подойдем к финальной стадии — программная инженерия.

ПИ (09.03.04)

ПИ — программная инженерия.

Учебные планы

Предметы

  • Математический анализ
  • Алгебра
  • Дискретная математика
  • Теория вероятностей и математическая статистика
  • Введение в программную инженерию
  • Экономика программной инженерии
  • Управление программными проектами
  • Интеллектуальное право
  • Разработка и анализ требований
  • Основы программирования
  • Объектно-ориентированное программирование
  • Алгоритмы и структуры данных
  • Операционные системы
  • Архитектура компьютерных систем
  • Базы данных
  • Программирование интернет-приложений
  • Тестирование программного обеспечения
  • Английский язык
    Вариативные дисциплины:
  • Параллельное программирование
  • Системное программирование
  • Основы моделирования систем
  • Функциональное программирование
  • Разработка игр
  • Анализ данных
  • Компьютерная графика
  • Нейросетевые технологии
  • Mathlab
  • Разработка блокчейн приложений
  • Облачные технологии
  • Мобильная(Android / iOS) — разработка приложений

По сравнению с прикладной информатикой здесь меньше экономических и около экономических дисциплин. Вы знаете, даже для меня программа специальности "программная инженерия" стала неожиданностью в том смысле, что ранее я сравнивал её с ПМИ, однако, при написании статьи и детальном изучении будет правильнее говорить о сравнении по крайней мере не только с ПМИ, но и с ПИнф. Здесь есть всё, начиная от ассемблера, заканчивая разработкой интерфейсов. Также здесь широкий выбор направлений для программирования. Однако, это не означает, что вы не сможете заниматься машинным обучением, анализом данных и стать data scientist, это значит лишь то, что времени программы этому уделено меньше и вам скорее всего придётся покапать самому больше, чем студенту/выпускнику с ПМИ. Набор математических дисциплин здесь представлен в меньшем объёме, нежели у ПМИ. Является по праву второй по популярности специальностью обучения среди абитуриентов.

Баумана – 275/287/310 (+ИД)
ИТМО – 282/284/310 (+ИД)
СПБГУ – 282/281/310 (+ИД)
СПБПУ – 259/262/310 (+ИД) Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
НИУ ВШЭ – 296/296/310 (+ИД)
МГТУ им.

Программа также как и ПИнф является "софтовой", что является отличным путём для тех, кто не хочет сильно париться с математикой как в случае с ПМИ, но побыстрее начать писать свои приложения.

Почитать на Хабре про программы: Яндекс, нужна ли математика программисту, ИТМО-2017, в целом про специальности (задизлайкано), хорошая, но довольно старая статья, про рынок IT в России

Например, МФТИ в этом году открыл направление "Computer Sceince", но будет только первый набор и программа на английском языке. В настоящий момент это не единственные специальности по подготовке. Ещё в ВШЭ есть ПАД, о котором упоминалось раньше, но обучение там только на английском и только платно.

К слову сказать, например, в Новосибирске есть замечательный НГУ (Новосибирский государственный университет), но там он чуть ли не единственный и понятное дело абитуриентам близлежащих городов следует поступать туда. Теперь я хотел бы сказать о том, почему я не рассматривал другие ВУЗы или другие города.
Во-первых я не хотел распыляться и взял только самые "топовые" университеты в Москве и Петербурге. Во-вторых я не вижу смысла рассматривать программу непрофильных вузов или вузов сильно ниже в рейтинге университетов, потому что они не показательные и стараются копировать программу "сильных" университетов.

S. P. Есть такая присказка, кстати:

Если вуз не может сделать себе нормальный сайт, то в такой вуз лучше не идти.

Самая большая проблема выбора состоит в том, что необходимо набрать почти максимальное количество баллов за ЕГЭ (или за внутренние экзамены, которые переводятся в 300/400 балльную шкалу) ради возможности поступить туда, куда хочешь, а не куда можешь.

Сейчас это самые популярные ВУЗы в Москве и обладающие высокими позициями в международных рейтингах (относительно других Российских университетов). Возьмём, к примеру, МГУ, МФТИ и НИУ ВШЭ. Без должной подготовки попасть туда сложно.
Однако, за ваши деньги как говорится (я сейчас абсолютно серьезно. Но и конкурс соответствующий. проходной балл на платное неприлично маленький)...

Я бы хотел представить вам несколько интервью с людьми, которые связали свою жизнь с IT

UPD: Интересно узнать как мнение состоявшегося специалиста, так и студента.
Встречайте –

Саенко Иван, студент ВМК МГУ

Интересовался историей и географией, в полную силу заниматься точными науками начал с 10 класса, когда поступил в ЗФТШ МФТИ, и все завертелось... Я Иван Саенко, студент ВМК МГУ.
Средняя школа
Расскажи немного о себе, где жил, где учился(лицей, гимназия и тд), что больше всего нравилось?
Жил до поступления в городе Таганроге в Ростовской области, учился в школах, крутых на городском уровне, но не более.

Какие успехи были?
Да, участвовал во многих олимпиадах по математике и программированию, к сожалению, в призовые места на олимпиадах в выпускной год не попал (два раза не хватило ровно одного балла), поэтому поступать пришлось по ЕГЭ. Участвовал в олимпиадах? Но в 9 классе взял на региональном этапе и по географии, и по истории призера (по географии не хватило до всеросса совсем чуть-чуть).

Какие были оценки?
В школе всегда были все пятерки, благо учителя давали мне большую свободу действий для подготовки к олимпиадам и вообще повышения своего уровня, так что учиться в вузе безусловно стало легче.

Учился в профильном классе?
Да, но уверен, что по сравнению с московскими школами наш был на уровне обычного непрофильного) Было по 6 часов математики и физики + 4 часа информатики

Насколько сложно было учиться?
Не очень сложно, учитывая выше указанное:)

Если да, то какие предметы и какой суммарный балл?
Сдавал русский, математику, информатику, физику: 96+84+84+71, и также дополнительный экзамен в МГУ по математике на 80/100 Сдавал ЕГЭ?

Рассматривал зарубежные ВУЗы?
Решил поступать на ВМК МГУ, как наилучший из имеющихся вариантов (до ФИВТ МФТИ не хватило баллов (на олимпиадах, кхм-кхм)), но ни тогда, ни сейчас не жалею об этом. Куда решил поступать? Нет, на иностранные вузы даже не смотрел от слова совсем.

На каком ты факультете, какая у тебя специальность?
Прикладная математика и информатика на ВМК МГУ

Сложно ли? Тебе нравится учиться? Я получил, что хотел – хорошую математическую подготовку, сейчас распределился на кафедру ММП (математических методов прогнозирования) – пойду в data science по стопам великих:) Из первых четырех семестров самый крутой курс по программированию был на третьем: курс операционных систем (на Си под Linux) – видно, что он современнее, чем остальные. Много ли нового ты узнал?
*Да, нравится.

К сожалению, на экзамене на большинстве предметов работа в семестре не учитывается почти никак (если по этому же предмету у вас был зачет, например, то сдал ты зачет автоматом или зачета у тебя нет – все равно). Да, было действительно сложно, особенно во время сессии. Очень многое зависит от семинариста (так как переводиться между ними нельзя, кроме случаев, когда саму группу ведут два семинариста, как на программистских курсах).
Последний вопрос даже странный немного – конечно же, да.*

Принимаешь участие в хакатонах/соревнованиях/олимпиадах?
К сожалению, на первых двух курсах лично у меня на это времени не хватало (хотя немало моих одногруппников вполне себе успевали)

В итоге получился именно такой вариант. Расскажи немного о том, как принимал решение о выборе, на что обращал внимание?
На самом деле первоначальных критериев было немного — не севернее Москвы (мне было бы очень грустно привыкать к питерской погоде), высокий уровень сокурсников (очевидно) и высокий уровень преподавания. К слову, я на самом деле знал много меньше того, что должен был знать и мне, можно сказать, довольно повезло, что внезапно (нет) появившиеся минусы не заслонили мне плюсы.

А то, что этого может не хватить для плавного старта при обучении в крутом месте — это уже другая, более широкая проблема (мое мнение таково, что массовая школа и не способна забраться на самый верх — абитуриент сам должен озаботиться тем, за счет чего он поступит в МФТИ/МГУ/ИТМО/СПБГУ/etc. Помогли ли тебе знания, полученные в школе при поступлении?
Да, я считаю, что моя школа задачу по подготовке к экзаменам меня на своем уровне выполнила, и нужные знания для этого дала. и за счет чего он там будет учиться)

Например, есть больше 40 спортивных кружков. Может что-то расскажешь про студенческую жизнь?
В МГУ можно заниматься почти чем угодно – так как студентов очень много (около 40 тысяч человек), то единомышленники найдутся точно. Также на факультетах можно заниматься чем-то еще, кроме учебы, если интересно – студсовет и профком с ежегодной школой актива ждут вас.

Как понятно по другим моим ответам, мне, конечно, понравилось. Расскажи в целом об учебе в ВУЗе, понравилось ли, посоветовал ли поступать?
*Самый интересный вопрос. Лень рассказывать про влияние проректоров, пропихивающих свои предметы в программу, к счастью, у нас такой неадекват на русском и заканчивается.
Да, программа младших курсов (в отличие от старших, проходящих на кафедрах, которые, конечно, заинтересованы в своих студентах и могут добавлять/убирать/изменять курсы очень быстро) не меняется. На хабре точно было минимум два поста про первый курс ВМК, и уверяю – не поменялось почти ничего (не считая того, что добавили абсолютно бесполезный русский, который выполняет единственную функцию – отнимает время. Но есть нюанс – немало кафедр у нас связаны с физикой (не есть что-то плохое – вот, у Samsung есть лаборатория на нашей кафедре математической физики), и похоже, что люди, ответственные за учебный план, уверены, что физика нам нужна. Конечно, матан с линалом убирать глупо и бессмысленно, но я уверен, что два семестра физики можно заменить на что-нибудь ближе к дискретному анализу или матлогике. Но чтобы попасть на популярную кафедру, обычно нужен хороший средний балл зачетки, поэтому за него на первых семестрах стоит биться.
Мне сложно сказать, стоит ли конкретному человеку поступать на ВМК. Короче, еще один дискуссионный вопрос.
Главное преимущество ВМК перед другими аналогичными факультетами – это разнообразные кафедры ( https://cs.msu.ru/departments ) – скорее всего, вы найдете себе занятие по душе. Если такого представления нет, конечно, выбор будет гораздо труднее.* Очень хорошо, если вы уже представляете себе, чем будете заниматься- тогда надо сравнить конкретно ваше направление на разных факультетах, посмотреть на конкретную работу людей по этой специальности (то есть, к примеру – направление компьютерной безопасности у нас лучше, чем у конкурентов (можете с Bushwhackers пообщаться), а за дискретной математикой лучше идти на ФИВТ).

Немного о работе.
Ты сейчас параллельно работаешь?
Нет, начать работать планирую не раньше 4 курса.

И, напоследок, хотел бы узнать твоё мнение насчёт распространённых вопросов.

Когда-то на хабре вывесили "теормин", который якобы должен знать каждый программист. Как считаешь: важно ли знать структуры данных и алгоритмы их обработки?
Тут, наверно, многие ответят — да, конечно, очень важно (я тоже так хотел сначала отписать и перейти к следующему вопросу); мне кажется, зависит от сферы приложения знаний. Там было ну очень много всего вплоть до химии кремния, и мое мнение — каждый должен лучше знать то, что нужно для его конкретной специальности.

Думаю, мои советы по первому поводу будут не очень актуальны, а по второму — очень хочется пожелать каждому отречься от любой рекламы и адекватно, вдумчиво рассмотреть все варианты — посмотреть учебный план, кафедры желаемого факультета; поспрашивать студентов о важных проблемах (хоть кто-нибудь, да расскажет и поможет сравнить минусы и плюсы). Какой совет можешь дать абитуриентам?
Абитуриентам нужно заботиться о двух вещах — об обеспечении поступления (олимпиады, хорошее ЕГЭ) и о месте поступления. А если честно — все топовые места в нашей сфере очень близки друг к другу, и выбирать надо из своих (шкурных) желаний и интересов.

Проходил ли дополнительные курсы, очные занятия?
Занимался несколько лет оффлайн с преподавателями по математике, физике и русскому, они мне сильно помогли при поступлении, спасибо им большое – без них мне, конечно, было бы гораздо тяжелее.

Спасибо за интервью!

Александр, разработчик в Booking.com

Учиться точно не нравилось, нравилось играть в компьютер. Сначала затронем тему средней школы.
Расскажи немного о себе, где жил, где учился(лицей, гимназия и тд), что больше всего нравилось?
Жил в Санкт-Петербурге, учился в школах 104 (1-й класс), 653(со 2-го по 7-й классы), 664 (лицей восточной культуры на тот момент, с 8-го по 11-й классы). Какие успехи были?
1 раз по русскому и 1 раз по информатике, обе с треском провалил 🙂
Куда дальше поступил(лицей, колледж)?
Дальше продолжил учиться в школе. Оттуда кстати базовое знание компьютера, так как раньше поставить и настроить игрушку было в разы сложнее.

Участвовал в олимпиадах?

В среднем учился на 4.
Куда решил поступать? Старшая школа:
Учился в профильном классе?
Нет.
Насколько сложно было учиться?
Да ничего необычного. Зарубежные не рассматривал. Рассматривал зарубежные ВУЗы?
В СПбПУ (на тот момент СПбГТУ, он же Политех).

У друга был дядя на факультете радиофизики, сходили на день открытых дверей (после 10 класса). А теперь расскажи про свой ВУЗ...
Где учился?
Собственно, там, куда и собирался – Политех 🙂
Расскажи немного о том, как принимал решение о выборе, на что обращал внимание?
Да случайно попал практически. Т.е. Решил, что на РФФ не хочу и пошел на подготовительные курсы на Факультет Технической Кибернетики (наивный, думал меня там программированию научат). Но сейчас смысла нет, ибо ЕГЭ. по сути ткнул пальцем наугад.
Помогли ли тебе знания, полученные в школе при поступлении?
Не особо, больше помогли знания с подготовительных курсов. Много ли нового ты узнал?
Учиться нормально было, выгнать не пытались. Тогда еще в каждом универе были свои экзамены.
На каком ты факультете, какая у тебя специальность?
Факультет Технической Кибернетики, кафедра измерительной техники и технологии, направление приборостроение.
Тебе сложно было/сейчас учиться? Все могло поменяться. Узнал много.

Принимал ли участие в хакатонах?
Какие там хакатоны в начале 2000-х, тогда еще даже про смузи и коворкинги не слышали 🙂
Может что-то расскажешь про студенческую жизнь?
Да, было веселое время 🙂
Расскажи в целом об учебе в ВУЗе, понравилось ли, посоветовал бы поступать?
Да кто ж его знает, я там уже 11 лет не был. В лучшем случае вас научат учиться и дадут какую-то базу, а дальше все сами. Не думайте, что в ВУЗе вас всему научат.

Если не секрет, то где и как долго?
Да, работаю. Работа:
Ты сейчас работаешь? Вот только недавно переехал. В Booking.com. Помогло то, что выучил сам. До этого 3 года на Кипре работал.

Помогли ли тебе полученные в вузе знания на практике, полученные на олимпиадах/хакатонах?
В основном нет. Если считать онлайн соревнования по программированию за олимпиады, то они помогли.
При трудоустройстве что помогло, на что обращали внимание?
Общее знание Computer Science, знание необходимое по специальности (Android разработчик), умение понимать потребности бизнеса.

Хотя бы по минимуму.
Проходил ли дополнительные курсы, очные занятия?
Подготовительные курсы при поступлении. Другое:
Как считаешь: важно ли знать структуры данных и алгоритмы их обработки?
Да, важно. Остальное или онлайн курсы, или сам.

Спасибо, Александр!

Роман Левин, руководитель корпоративного университета в образовательной компании

Больше всего любил математику, хотя даваться она мне начала только классе в девятом.
Участвовал в олимпиадах? Расскажи немного о себе, где жил, где учился(лицей, гимназия и тд), что больше всего нравилось?
Жил и учился в Москве, сменил две школы: первая была близко к дому, а вторая хорошая. Простите, Марина Викторовна.
Какие были оценки?
Закончил школу с тремя четвёрками, но по факту все гуманитарное прошло совершенно мимо меня.
Куда дальше поступил(лицей, колледж)
зам. Какие успехи были?
Вообще не олимпиадник, один раз пробился на городской тур по математике и в итоге его прогулял, чем вызвал расстройство своего преподавателя. автора: остался в школе

В общем, через силу из меня гения не делали)
Сдавал ЕГЭ? Старшая школа:
Учился в профильном классе?
Да, в математическом.
Насколько сложно было учиться?
Не слишком сложно, в миллион кружков не ходил, иногда прогуливал. По математике было 75, что я до сих пор считаю ужасным провалом, а по русскому если бы было на балл меньше, то была бы тройка в школе итоговая. Если да, то какие предметы и какой суммарный балл?
Сдавал математику и русский, тогда ЕГЭ только вводили. Рассматривал зарубежные ВУЗы?
Бауманка, считал ее лучшим техническим вузом страны. Так что проскочил, но вот сколько именно было — не помню.
Куда решил поступать? Зарубежные не рассматривал.

А вот физику я сдал только благодаря курсам, конечно.
На каком ты факультете, какая у тебя специальность?
Информатика и системы управления, защита информации.
Тебе сложно было/сейчас учиться? ВУЗ:
Где учился/учишься?
Закончил Бауманку.
Расскажи немного о том, как принимал решение о выборе, на что обращал внимание?
Справа пошел туда на подготовительные курсы, думал что там смогу куда захочу подготовиться, в итоге решил, что планку понижать нельзя и в саму Бауманку и пошел.
Помогли ли тебе знания, полученные в школе/колледже при поступлении?
Ещё как, математика школьная очень помогла. Считаю, что вынес 3-5% от того, что нам дали. Много ли нового ты узнал?
Был раздолбаем, учился с хвостами. Ясно, что вынес только полезное, так что КПД неплохой 🙂
Принимал ли участие в хакатонах?
Нет.
Может что-то расскажешь про студенческую жизнь?
Очень сильно сформировался характер. При этом, думаю, что полезного было процентов десять. Мой опыт был скорее негативный, но многое меняется в лучшую сторону. Считаю, что больше всего мне дал круг общения и четыре работы, которые я сменил пока учился.
Расскажи в целом об учебе в ВУЗе, понравилось ли, посоветовал бы поступать?
Сейчас многие кто там учиться, говорят, что Бауманка сильна. Если смотреть по одногруппникам, то многие добились достойного положения в жизни. Так что советовать не буду, но и отговаривать тоже. В общем, бойцовские качества важнее знаний.

Если не секрет, то где и как долго?
3 года в текущей компании, начал как преподаватель, сейчас руковожу отделом, стремлюсь дальше.
Помогли ли тебе полученные в вузе знания на практике, полученные на олимпиадах/хакатонах?
Не помогли.
При трудоустройстве что помогло, на что обращали внимание?
Предыдущий опыт помог и огромное желание работать. Работа:
Ты сейчас работаешь?

А хитроумные алгоритмы давно вызываются одной командой.
Какой совет можешь дать абитуриентам?
Хороший ВУЗ открывает много дверей, не только знания, но и круг общения и доступ к собеседованиям на ответственные должности. Другое:
Как считаешь: важно ли знать структуры данных и алгоритмы их обработки?
Первое важно. Во время обучения в ВУЗе ничего не проходил. Однако, если есть воля, любую из этих вещей можно получить и иначе.

Проходил ли дополнительные курсы, очные занятия?
Да, при поступлении были курсы а потом и репетитор по физике.

Алексей, разработчик интерфейсов

Какие успехи были?
Было, но особо не фанател — дальше города не проходил.
Какие были оценки?
Хорошист.
Куда дальше поступил(лицей, колледж)?
Лицей СУНЦ МГУ. Средняя школа:
Расскажи немного о себе, где жил, где учился(лицей, гимназия и тд), что больше всего нравилось?
Гимназия 1563 в Измайлово.
Участвовал в олимпиадах?

Если да, то какие предметы и какой суммарный балл?
На ЕГЭ откровенно забил, почти все было покрыто олимпиадами. Старшая школа:
Насколько сложно было учиться?
Да.
Сдавал ЕГЭ?

Много ли нового ты узнал?
Смело можно было уходить после 3его курса.
Принимал ли участие в хакатонах?
Нет.
Посоветовал бы поступать?
Средне, зависит от кафедры. ВУЗ:
Где учился/учишься?
МГУ.
Расскажи немного о том, как принимал решение о выборе, на что обращал внимание?
Профильное образование, активности, в Москве (поэтому не физтех).
Помогли ли тебе знания, полученные в школе/колледже при поступлении?
Да.
На каком ты факультете, какая у тебя специальность?
ВМК.
Тебе сложно было/сейчас учиться?

Если не секрет, то где и как долго?
Яндекс, почти 2 года.
Какова роль ВУЗа в становлении тебя специалистом?
Дало обширную базу.
Помогли ли полученные знания при трудоустройстве?
Скорее нет, чем да. Работа:
Ты сейчас работаешь?

Другое:
Как считаешь, стоит ли принимать участие в олимпиадах по программированию и тренироваться в решении задачек?
Совершенно не обязательно.
Как считаешь: важно ли знать структуры данных и алгоритмы их обработки?
Да.
Проходил ли дополнительные курсы, очные занятия?
Да.

Это очень важно – никогда не останавливаться. Как вы можете видеть судьбы у людей разные, но одно можно выделить точно: каждый, когда понял, что он хочет в этом развиваться, двигался и продолжает развиваться в этом направлении. Ну, и напоследок хотел бы предоставить немного инфографики.

(P. Графики построены на данных людей, которые учатся в ВУЗе и/или сейчас работают. данные по всем опрошенным доступны здесь: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1utkv_GnvsU378ktW-Ztlcjdqb7zp8PCYShEBZOuLyjc/edit?usp=sharing) S.

Warning!

FAQ

Хотел бы сразу предупредить несколько моментов:

  1. Скорее всего выборка покажется не слишком информативной, но я хотел дать понимание во-первых важности высшего образования, а во-вторых взаимосвязи ВУЗа, специальности и последующей работы. Данных немного.

  2. Самые интересные, по-моему мнению, я поместил в статью. Вы можете сами исследовать эти данные и построить все необходимые графики.

  3. Если вы найдёте какие-то ошибки или неточности, а может захотите дополнить статистику, то прошу не медлить и сообщать, будем насыщать вместе!

  4. Очень надеюсь, что сообщество Хабра поможет исправить это недоразумение пройдя опрос! Была допущена колоссальная ошибка в опросе – отсутствие вопроса про уровень владения английским языком.

Пройти опрос и помочь статистике можно тут: https://goo.gl/forms/W7DGa1htfFCZlzOD3
UPD: Спасибо, что проходите опрос!

  • Самый популярный вид учебного заведения обычная школа "СОШ №xxx"
    image

Также, почти все участники учились на 4 и 5, а любимым предметом были: математика, физика/информатика.

  • Что, довольно ожидаемо.
    image Подавляющее большинство участвовало в олимпиадах.

  • Примерно половина участников являются призёрами и победителями олимпиад, в том время как остальные сыскали меньше успеха.
    image

  • Баллы ЕГЭ.
    image

  • Участие в хакатонах.
    image

  • Конечно, большинство убеждены, что структуры данных и алгоритмы их обработки полезный навык.
    image

  • Связана ли работа с образованием/специальностью участника?
    image

Специальности разные, но варьируются между 01. Также отмечу, что большинство учится на бюджете. 03.xx и 09. 03.xx 02. 17% сказали, что учится сложно. 03.xx. Можно ещё отметить, что должность (специализация работы) на данной выборке зависит не прямо пропорционально специальности, т.е. Подавляющее большинство участников также уверены, что алгоритмы либо важнее, либо их скорее важно знать. студент с ПМИ работает как и специалистом по машинному обучению, так и разработчиком корпоративных систем, мобильных приложений, так и преподавателем.

Вы не поверите (вероятно), но когда я искал должность младшего разработчика C# все в первую очередь обращали внимание на образование. Насчёт важности диплома я могу сказать следующее: чтобы первый раз устроиться на работу вы должны как-то выделиться, вас должен как-то заметить и HR и технический специалист, который вас собеседует, одним словом – работодатель. настрой собеседующего сильно зависел от названия услышанного учебного заведения. Т.е. Другие маленькие компании так и вовсе не пригласят на личную встречу без подтверждения наличия у вас высшего образования или факта, что вы являетесь студентом 3-го курса. Лично я заметил это в таких компаниях как: Леруа, Copter Express, МТС, Яндекс (хотя казалось бы, да?), Ланит БиПиЭм, Delta Solutions. В итоге я всё же получил заветную работу в одной из этих компаний будучи студентом колледжа. Мне приходилось даже где-то лукавить, чтобы позвали. Одно я понял для себя точно: иметь хорошую базу и достойный Вуз за спиной будет только большим плюсом!

Если остались какие-то вопросы, уточнения, то прошу в комментарии, чтобы я смог оперативно ответить.


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Крупнейший дамп в истории: 2,7 млрд аккаунтов, из них 773 млн уникальных

Каждый может проверить там свой email на предмет утечки. Известный специалист по безопасности Трой Хант уже несколько лет поддерживает сайт Have I Been Pwned (HIBP) с миллионами записей об украденных аккаунтов. Но он никогда не видел, чтобы на продажу выставляли ...

Подборка @pythonetc, декабрь 2018

Это седьмая подборка советов про Python и программирование из моего авторского канала @pythonetc. Предыдущие подборки: Множественные контексты Иногда бывает нужно запустить какой-то блок кода в нескольких менеджерах контекста: with open('f') as f: with open('g') as g: with open('h') as h: ...