Хабрахабр

Психология Звукового Зрения. Светлана Лебедева рассказала, как учат людей новому способу восприятия

«Темнота тоже бывает красивой – когда в ней прячется свет» (с)
Сергей Лукьяненко «Мальчик и Тьма»

Кто-то будет осваивать его несколько месяцев, кому-то потребуется полжизни. Выучить незнакомый язык под силу каждому, будь то иностранный, жестовый или какой-нибудь язык программирования. Для этого даже самому талантливому полиглоту потребуются годы практики и кропотливой работы. А вот выучить новый язык и затем создать рабочую методику для обучения ему других людей сможет только профессиональный лингвист.

Наша сегодняшняя героиня сделала это за два месяца.

Но её ученики называют его именно так и часто сравнивают с Брайлем. Светлана Лебедева – методист и исследователь команды vOICe vision, один из авторов и разработчиков Звукового Зрения.
Язык, который она выучила и которому сейчас обучает других, – не иностранный, да и в общем-то – не совсем язык.

Московская команда разработчиков vOICe vision создала устройство, которое переводит фиксируемое камерой изображение в звуковую дорожку по определённому алгоритму. Светлана учит пользоваться Звуковым Зрением – уникальной технологией сенсорного замещения, которая позволяет «видеть» окружающее пространство с помощью слуха.

Для этого ему понадобятся только очки vOICe vision. Человек, изучивший и запомнивший логику этого алгоритма, может видеть пространство вокруг себя, будучи полностью незрячим.

Алгоритм был известен лишь узкому кругу специалистов, интересующихся технологиями сенсорного замещения. Сам алгоритм придумал голландский изобретатель Питер Мейер (Peter Meijer), но методики обучения раньше никогда не существовало.

Сейчас он собрал команду энтузиастов, вместе с которой разработал устройство, способное переводить изображение с внешней камеры в звук по алгоритму Питера Мейера. Одним из них оказался московский инженер Игорь Трапезников, много лет пытавшийся решить проблему пространственного ориентирования для незрячих людей. Так появились очки Звукового Зрения vOICe vision.

Ведь это сродни обучению другому языку. Но как научить человека понимать синтетический алгоритм восприятия, известный лишь узкой горстке специалистов? Команде Игоря срочно потребовался методист, который смог бы, учитывая все обстоятельства, в кратчайшие сроки разработать программу обучения. Задача осложнялась тем, что все пользователи vOICe vision – незрячие люди, в обучении которых необходимо применять особые образовательные подходы.

Задача кажется невероятно затратной с точки зрения времени и ресурсов, и просто неподъёмной для небольшого коллектива стартапа. Но чтобы сделать это нужны обширные знания психологии восприятия и огромный творческий потенциал. Но искренний энтузиазм, которым объяты многие изобретатели и первооткрыватели, часто порождает удачу.

За два месяца она изучила алгоритм Питера Мейера и разработала авторскую методику обучения Звуковому Зрению. Для команды vOICe vision такой удачей стала Светлана Лебедева, молодая выпускница третьего медицинского (МГМСУ), специализирующаяся на клинической психологии.

Чтобы поддержать проект Звукового Зрения, мы встретились со Светланой и поговорили о её работе.

Скажи, сколько человек вы уже научили пользоваться vOICe vision? – Здравствуй, Света!

Кто-то с помощью vOICe выигрывает соревнования, кто-то – только начинает развивать у себя этот навык, а кто-то – не рвётся к победам, а просто использует vOICe в своей повседневной жизни – путешествует, ходит на работу. – Сейчас у нас шесть пользователей, каждый из которых в разной степени владеет Звуковым Зрением.

Мне приятно воспринимать нашу команду как семью, как людей, объединённых желанием находить единомышленников и улучшать окружающий мир – для себя и других.

– Т.е. Сейчас количество учеников увеличивается, и вести занятия мне помогает Дарья Шибанкова – она тоже клинический психолог и умеет выстраивать с людьми очень доверительный контакт. шесть человек овладели vOICe vision и могут подтвердить эффективность технологии и твоей методики обучения?

– В разной степени.

На что опиралась, когда создавала учебный курс? – Как ты её разработала?

На знания, которые я почерпнула из учебников и от преподавателей, когда училась в вузе, а также на собственный опыт преподавательской деятельности и клинической практики. – На знания психологии восприятия и психофизику.

– Ты опиралась исключительно на теорию?

Эксперименты с восприятием существовали давно, как и изучение механизмов сенсорного замещения. – А на что было опираться, когда никто в мире не знает, как обучать Звуковому Зрению? Это были фундаментальные исследования или арт-инсталляции – у кривых Гилберта и синтезатора АНС, например, очень уж причудливые звуки, всерьёз их никто не воспринимал. Идеи перевода изображения в звук тоже будоражили многие умы. Звуки алгоритма Питера Мейера, конечно, тоже хороши – как мультяшная стрельба из космических бластеров или как что-то такое же футуристическое… Но благодаря продуманной системе обучения они кажутся вполне понятными и логичными.

В этом смысле мы, команда vOICe vision, стали первыми, кто начал обучать людей на системной основе, и теперь наши ученики могут не просто ориентироваться и различать многое из того, что игнорируется современными ассистивными устройствами… Они могут воспринять мир совершенно иным образом! Были осторожные попытки и раньше, но никогда в мире речь не шла о полноценном учебном курсе, доступном не только испытуемым в рамках исследований, но и обычным людям, которые просто хотят улучшить качество своей жизни. Эта идея будоражит, особенно в момент, когда ты понимаешь, что Звуковое Зрение работает точно также, как восприятие любым другим органом чувств, данным человеку от природы.

– Выходит, что Звуковое Зрение – это некий суррогатный способ восприятия?

Придуманный и созданный человеком. – Искусственный. А это значит и методику обучения необходимо выстраивать ровно в той же биологической последовательности, как это происходит в природе.

– Это и есть главный секрет методики? Не совсем зрение, скорее интуиция – у тебя в голове просто возникает образ, предположение формы, расположения предмета… Обучиться Звуковому Зрению можно точно также, как научиться пользоваться другими способами восприятия – зрением, слухом, обонянием, осязанием. Ты её уже где-то запатентовала?

Запатентовать методику было бы здорово, но не знаю – как. – Секретов у неё ещё много – всё же педагогический стаж сказывается и опыт работы с детьми. Мне бы очень хотелось рассказать эту историю с точки зрения клинического психолога. У меня есть наработки для научной статьи, отражающей наиболее значимые тезисы методики, обучения, восприятия опять же. Провести нейропсихологические исследования…

– Получается, что этот опыт может быть как-то использован в научной работе?

В команде vOICe vision я изучаю то, как человек воспринимает алгоритм компьютерной речи, а моя кандидатская работа – про способ восприятия человеческой речи компьютером. – По иронии судьбы, я сейчас пишу диссертацию на очень схожую тему – частотный анализ речи. И то и другое – история про звуки и их интерпретацию.

Что входит в курс обучения?

– Курс длится от полутора до трёх месяцев, в зависимости от того, как часто ученик занимается. – И как ты учишь ориентироваться по этим звукам своих учеников? При обучении важно не забывать об этом и тренироваться каждый день. Оптимальная нагрузка – два занятия в неделю с тренером, а также самостоятельные занятия дома. Тренер отслеживает работу в течение недели и корректирует программу обучения в зависимости от успехов и затруднений, с которыми сталкивается обучающийся звуковому зрению, благо методика может быть гибкой, несмотря на её структурированность. В помощь даётся теория на нашей онлайн-платформе и индивидуально подобранные домашние задания. Также мы стараемся по максимуму задействовать окружающее пространство – всегда приятно узнавать знакомые предметы новым способом.

Придётся приобрести у вас устройство vOICe vision? – Что нужно сделать, чтобы начать заниматься?

После этого он уже покупает у нас очки и начинает обучение с тренером. – Обычно человек записывается на бесплатный курс «Знакомство со звуковым зрением» на нашей онлайн-платформе, проходит его и узнаёт, что звучание vOICe ему подходит, и он даже может ориентироваться в нём. Это же настоящий виртуальный учебник, по которому можно изучить основы! А бывает и наоборот – и после того, как сомнения позади и договор подписан, тренер ведёт человека на платформу. Обычно это занимает две недели. Пока человек проходит курсы и сдаёт тесты, к нему по почте идут очки.

А когда собственные очки оказываются в руках у нашего ученика, он приносит их домой, чтобы наконец узнать – как же звучит его любимая чашка. Но заниматься в очках человек начинает ещё до того, как получит свой собственный экземпляр – в Учебном центре vOICe vision есть все необходимое оборудование.

А как ты сама научилась пользоваться очками vOICe vision? – Как известно, чтобы чему-то научить, нужно, по меньшей мере, самому в этом разбираться.

Пара экспериментов с окружением – и я поняла, как они работают. – Я ознакомилась с принципами перекодирования изображения в звук, а затем просто надела очки. Часто его использую, чтобы услышать, как звучит тот или иной объект. Дальше алгоритм Питера Мейера я изучала уже с помощью приложения на своём телефоне. Такой вот «фантомный vOICe» теперь у меня всегда с собой, даже если нет очков и смартфона. И уже настолько привыкла, что куда бы сейчас не посмотрела, легко смогу представить, как картинка перед моими глазами будет звучать на языке Звукового Зрения.

– Выходит, ты способна «видеть» Звуковым Зрением без устройства vOICe vision?

С одной стороны, я полностью изучила этот алгоритм, а с другой теперь чувствую, как он озвучит ту или иную картинку передо мной. – Скорее мгновенно перевести на звуковой алгоритм Питера Мейера то, что видят мои глаза.

Раз ты так серьёзно относишься к работе – наверняка часто сталкиваешься с вызовами и проблемами. – Очень основательный подход! Скажи, что для тебя трудней всего?

Трудней всего бороться с ними и побеждать. – Сомнения. Для меня и моих учеников самый тяжёлый момент тот, в который мы делаем первый шаг – для этого нужно преодолеть большое количество внутренних убеждений, страхов… Но это удел всех первооткрывателей – сталкиваться с этим и идти дальше.

– Быть может, нужно просто верить…

Но секрет заключается в том, чтобы делать вопреки сомнениям, идти напролом дальше и дальше. – Я сама не всегда верю. А может быть и нет. Сказать себе: «Окей, это приключение может закончиться разочарованием. По крайней мере, мне будет, о чём вспомнить!». Кто знает? Если же идти на поводу у разочарования, то можно сломаться и потерять плоды всех своих усилий.

– Значит, нужно быть просто уверенным в себе?

Всё зависит от человека и часто от его окружения. – Да, но это не всегда просто. Особенно это бывает свойственно людям с инвалидностью, чей круг общения
ограничен. На нас всех очень сильно влияет мнение наших близких, родственников, друзей, коллег по работе. Такие незрячие чувствуют недоверие к людям, не включённым в их ближайший круг, они чувствуют беспомощность и в то же время нежелание что-либо менять. Бывает, что они находятся в созависимых отношениях со своими родными – любое изменение в их жизни влияет на всю семейную систему и она пытается удержать их. Чтобы стать более самостоятельными и инициативными им пришлось бы отказаться от внутренних правил их семьи и их социальной группы, а это бывает слишком тяжело.

Неужели всё так плохо? – Звучит удручающе.

Не только я и мои незрячие ученики, но и всё общество. – Может быть, но мы боремся. Люди всё чаще делают что-то, чего до них не делал никто, становятся смелее. Я вижу здесь столкновение мировоззрений, в котором мы одерживаем верх. Благодаря интернету и возможности общаться с людьми на расстоянии все категории малых социальных групп (в том числе и люди с инвалидностью) становятся более активны и заметны. В мире происходит много интересного, а мы становимся более открыты ко всему новому. Потому что даёт новый взгляд на то, какими могут быть люди и как по-разному они могут видеть наш один общий мир. И это прекрасно.

Кстати, что об этом думает Питер Мейер? – Тогда ты именно тот, кто создаёт этот новый взгляд на вещи.

Никто в мире до нас не пробовал выстроить методику обучения, никто не пытался создать устройство на основе алгоритма Мейера, и тем более никто не обучал этому алгоритму целую группу незрячих. – Он приятно удивлен тем, что делает команда vOICe vision. И мы только начали.

– Прекрасное начало! Мы первые. У тебя его с избытком. Знаешь, Стивен Кинг в одной из своих книг писал: «Единственное, что имеет значение, – сколько света вы излучаете на жизненном пути». Яркую, почти осязаемую и такую реальную.
И твой Свет дарит людям, обречённым на тьму, надежду.

Беседовал Иван Чимбулатов

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть