Хабрахабр

Психоанализ эффекта недооцененного специалиста. Часть 2. Как и зачем противостоять

Начло статьи с описанием возможных причин недооценности специалистов, можно прочитать, перейдя по «ссылке».

III Противостояние причинам, вызывающим недооцененность.

(Рецепты счастья) Вирус прошлого не поддается лечению – пока свое не возьмет, он не уйдет.
Но ему можно и нужно противостоять – предупредить осложнения.
Эльчин Сафарли.

Выявив признаки и природу проблем, приводящих к недооцененности специалиста в местах его профессионального обитания, давайте подберем рецепты противодействующие осложнениям, весьма пагубно влияющим на карьеру, да и вообще на ощущения своего места под солнцем.

Можно конечно воспользоваться проверенным приемом и сказать себе, что это не у меня, а у парня по соседству, а я просто хочу ему помочь. Но, для начала, необходимо признать, что: «проблемы у меня есть и перечисленные в предыдущей главе признаки имеют место быть в моей профессиональной карьере». А в комментариях неравнодушные пользователи возможно дополнят тему своими кейсами в виде: проблема/решение. Так тоже сойдет.
Поскольку формат статьи ограничен, рассматриваемые проблемы по своей сути очень глубоки, а диагнозы проявления симптомов разнообразны, давайте для примера, подберем решение лишь по некоторым репрезентативным случаям.

1. Развивайте риторику

Я добился успеха потому, что устно и письменно обращался к каждому немцу,
убеждая его в правильности своих действий.
Людвиг Эрхард

Важный инструмент продвижения специалиста – это трансляция окружающим качественной информации о его сильных сторонах и оправдание слабостей. Не у каждого специалиста есть свой спичрайтер или пресс-служба, способная выполнить эти функции. А потому человеку, стремящемуся построить карьеру, очень важно, как минимум, уметь самому выступать интересным собеседником, привлекая к себе внимание и вызывая доверие. Что в свою очередь позволит доносить нужную информацию о себе и своих делах в максимально позитивной форме.

Но тут есть одна важная деталь — обязательно кто-то не заангажированный должен рецензировать ваши старания. Для начала, если вы робкого десятка, способность к риторике можно развивать написанием текстов, статей, докладов и т.д. Тогда своими придирками, он сможет заставить вас излагать мысли понятно, структурировано и в такой форме, которая позволит ему не засыпать от скукотищи, уже на втором абзаце. Очень хорошо, если этот цензор не в теме. Именно тогда вы начнете пополнять свой лексикон новыми словами, подбирая в справочнике синонимов новые обороты и внося в сухой текст — легкость и непринужденность. Именно тогда Вы задумаетесь о том, а как же пишут другие — успешные.

С обязательным анализом, чем же это было хуже чем у других – успешных. А дальше, публичные выступления на площадках разного уровня и масштаба. Любая беседа должна становиться полигоном для проверки своих знаний и умений в области риторики. Именно тогда Вы начнете замечать в речах других не только саму суть, а приемы донесения мыслей, методы психологического воздействия на аудиторию и т.д.

Только на практике приходит понимание, как это работает, при условии конечно, что вы пытаетесь в этом разобраться. Большинству людей, особенно технического склада ума, тяжело, прочитав книгу об ораторском искусстве, сразу превратиться в искусного мастера словесных баталий.

2. Развивайте навыки оценивать себя объективно в разных условиях

Основная разница между литературой и жизнью состоит в том, что в книгах процент самобытных людей очень высок, а тривиальных — низок; в жизни же все наоборот.
Олдос Хаксли

В части определения проблем самооценки мы в первой части статьи установили важность показателя «Уровень притязаний». Уровень, которого человек стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.). А также обсудили формулу для его определения:
Уровень притязаний = Величина успеха — Величина провала

Ведь это лишь восприятие событий и явлений конкретным человеком, ну или группой “сообщающихся” людей. Но тут же опять возникает вопрос: а как подсчитать «Величину успеха» и «Величину провала»? А отсюда следует, что ваша «Величина успеха» непосредственным образом связана с возможностями окружающих лиц, работающих в области оценивания. Такая оценка собственных притязаний, чаще всего более объективна на фоне сравнения с достижениями и провалами окружающих. Другими словами, Вы должны измерять свой Успех и Провалы, точно так же, как подобные результаты оценивают остальные члены команды или еще более широкого сообщества единомышленников. На фоне этих сравнений собственно и выявляются актуальные рамки вашей шкалы оценивания.

В противном случае возникнет диссонанс. Посему выходит, что наиболее перспективной командой для вашего роста и продвижения, будет коллектив, в котором средняя шкала оценки возможностей коллег будет совпадать с вашей. К тому же, если вы человек ответственный, то будете тратить время на подтягивание команды на более высокий уровень. В слабой команде, Вы будете расслабляться без мотивации к дальнейшему развитию. А в чересчур сильной, не будете поспевать за общим ростом возможностей коллег, что однако справедливо для случая, когда потенциал всех членов коллектива, примерно одинаков.

3. Стремитесь быть в курсе новых перспективных направлений профессионального характера

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены.
Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
Адольф Дистервег

Для того чтобы получать преимущество в карьерно-профессиональном росте перед сотоварищами по цеху, необходимо всегда быть в тренде и следить за новыми течениями, которые могут стать “нашим всем” уже завтра. Самый простой способ удерживаться в струе новаций, это постоянный мониторинг периодических изданий, профессиональных блогов и т.п.

Это значительно повышает эффективность самообучения и позволяет сконцентрировать свое внимание на самом главном, не распыляясь на всевозможную шелуху. Очень хорошо, когда в коллективе есть технические лидеры, которые могут делиться с командой уже просеянными сквозь сито своей компетенции и интуиции новшествами. Поэтому, работа в команде с лидерами — профессиональными ориентирами, всегда предпочтительнее для ваших перспектив.

Мы с удивлением наткнулись на разработку, которая выглядела, как курсовая работа студента, …цатилетней давности. Недавно наша команда участвовала в проекте по редизайну программного обеспечения для медицинской клиники. Он непрерывно что-то менял, исправлял постоянно возникающие ошибки, но при том при всем, приложение по существу не менялось. Оказалось, что создавал это творение программист одиночка, варящийся в своем собственном мире. Объяснить ему то, что технологии уже давно ушли вперед и заставлять людей использовать морально и функционально устаревшее ПО просто не этично, мы так и не смогли. Все попытки посотрудничать с ним натыкались на жесткую обструкцию. Не стали травмировать психику человека и выводить его из «Матрицы».

4. Нивелируйте свои слабые стороны и продвигайте сильные

Именно слабый должен суметь стать сильным и уйти, когда сильный слишком слаб для того, чтобы суметь причинить боль слабому.
Милан Кундера

О ваших слабых сторонах узнать совсем не сложно, для этого надо всего лишь слышать то, что говорят о Вас в коллективе. В слово «слышать», в данном контексте, я вкладываю понятия – воспринимать, признавать, мотать на ус и т.п.

Я в рамках своей профессиональной деятельности неоднократно сталкивался с талантливыми людьми, которые в беседах формально не принимают своих ошибок и слабостей, но позже, поборов свое большое «Я», все же втихую, не афишируя меняют свое мнение. Признавать свои недостатки всегда тяжело. Так тоже сойдет.

Главное не пускать проблемы на самотек. Для решения большинства проблем, о которых Вы можете узнать, прислушавшись к мнению окружающих, можно использовать многочисленные блоги и тренинги публикуемые в огромном количестве, на просторах интернета.

Для акцентирования их необходимо максимально сконцентрировать свои усилия в той области, в которой у вас есть шансы реализовать себя наилучшим образом. Обратная сторона рассматриваемого вопроса связана с наличием у Вас сильных сторон. Процесс производства программных продуктов ( о нем я писал тут ) весьма широк и в нем всегда можно отыскать для себя достойное место, соответствующее Вашим способностям и менталитету. Не стоит долбиться в двери специализации, которая вам дается хуже, чем альтернативная.

На мой взгляд, на этом поле все более фундаментально, долговечно и стабильно. Я, например, проработав успешно 18 лет программистом, без сожаления перешел в область системного анализа и управления проектами. На этой стезе я себя ощущаю более комфортно.

5. Остерегайтесь ошибок самоидентификации в экосистеме, которую Вы не понимаете

Становясь старше и мудрее, вы осознаете это и отказываетесь от них. Обязанности – вещь вполне осязаемая, конкретная, а возможности… по существу, это химеры – хрупкие, бессмысленные, а подчас и опасные. И спокойнее.
Николас Эванс. Так лучше.

Тема этой главы плотно пересекается с главой «2. Развивайте навыки оценивать себя объективно в разных условиях», в которой мы рассмотрели, как можно оценить свои притязания на место в коллективе сподвижников. Другими словами, определение нашей позиции на шкале возможностей коллектива, в сравнении с другими членами команды. И выяснили, что хорошо когда наша оценка этого положения, возможно с небольшой погрешностью, но все же совпадает с мнением большинства. В противном случае, Вы работаете не в «той команде».

Оценка менеджментом вашего положения в коллективе. Но есть еще одна шкала оценивания. Она может не совпадать с описанной выше оценкой, поскольку в нее заложены еще дополнительные параметры, важные именно для менеджмента, который решает свои задачи в общем деле команды.

Чувствуете разницу? Принципиальное отличие этих двух оценок в том, что исполнители оценивают позицию специалиста по Возможностям (знания, навыки, коммуникабельность и т.д.), а менеджер по Создаваемой ценности (результатам выполнения задач, применительно к: качеству, производительности, полезности во взаимодействии, влиянию на других членов команды и т.п.).

Таким образом к погрешности оценки своего положения на шкале «возможностей», могут добавляться ошибки определения положения на шкале «создаваемых ценностей».

Соответственно на вопрос: «Почему мне платят меньше, чем тому парню?» проще всего получить ответ, узнав больше информации о шкале «создаваемых ценностей». Получить оценку по шкале второго вида для сотрудника гораздо сложнее в связи с тем, что у него чаще всего мало информации, о том как же измеряется создаваемая им ценность.

В каждом конкретном случае по разному. Как это сделать? Вариант чуть сложнее – стать самому менеджером и разведать все изнутри. Наиболее простой вариант узнать у менеджера (ели он мотивирован рассказать об этом).

6. Выполняйте свои обязанности всегда с максимальной заинтересованностью, независимо от мотивации

Никогда не пробьется наверх тот, кто не делает того, что ему говорят,
и тот, кто делает не больше того, что ему говорят.
Эндрю Карнеги.

Если Вы выполняете какую-то задачу, делайте это всегда максимально качественно, либо не беритесь за дело вообще!

Вкратце, это прием, когда клиент получает услугу или товар, не только полностью удовлетворяющий объявленным характеристикам, но и с дополнительными опциями, которые не были заявлены в первоначальном предложении. Есть в бизнесе такое понятие, как «Превышение ожиданий». Такой подход вызывает эмоциональный дисбаланс, порождающий целую цепочку позитивных реакций, приносящих дополнительные бонусы продавцу. При этом стоимость не изменяется. Все вместе это вызывает некий резонанс, который уже без Вашего участия работает на Ваш профит еще длительное время. В виде лояльного клиента, положительных рекомендаций, приводящих новых клиентов, покупки дополнительных аксессуаров и т.п.

Результаты работы сотрудника, которые каждый раз чуть превышают ожидания руководства, непроизвольно подсаживают на эмоциональный крючок это самое руководство. Эта концепция резонанса справедлива и для социальной инженерии предприятия. И если не подсекать конкретными просьбами о преференциях, то эти превышения ожиданий могут стать нормой и перестать быть превышениями. Но это лишь наживка на крючок. Ведь мы говорили, что эффект «Превышение ожиданий» происходит без изменения стоимости товара/услуги, за счет дополнительных бонусов, позволяющих лидировать среди прочих конкурентов (в нашем случае членов команды). Тут следует понимать тонкую грань.

Как правило такой подход вызывает упомянутый выше резонанс, влияющий на карьерный рост. Если же отбросить цинизм, то можно посоветовать всегда воспринимать любое задание, как свой личный вызов и делать его максимально качественно и эффективно, не зависимо от ожидаемого вознаграждения.

В моей практике был случай, когда неравнодушный разработчик, принимавший жизнь фирмы, как “свое личное”, со временем получил предложение стать ее совладельцем.

7. При принятии решения ведите себя естественно, не стараясь кому-то понравиться

Лучше решительно ошибаться, чем быть нерешительно правым.
Таллула Банкхед

Мы обсудили в первой части статьи, такой недостаток, как нерешительность и постановили, что он враг карьерного роста.

На фоне этого щенячьего желания и возникают сомнения, что же больше покорит патрона: то или это. В данной публикации, рассмотрим лишь одну из распространенных причин нерешительности, такую как стремление понравиться куратору. В результате появляется какая-то фальшь, цинизм и прочие неприятные оттенки. И вместо того, чтобы просто заняться поиском оптимального в данной ситуации решения, происходит внутренняя борьба за подбор пути способного расположить к себе. Со стороны это заискивание конечно видно, и выглядит это чаще всего жалко.

Не оставляйте пищу для тараканов в своей голове, избавиться от них потом, будет весьма проблематично. При принятии решений не зацикливайтесь на том, как это решение будет выглядеть со стороны. Обсуждайте его с другими, доказывайте свою правоту, прежде всего себе. Это Ваше решение, оно не может быть плохим (в крайнем случае — ошибочным). Но при этом очень важно слышать окружающих и признавать свои ошибки.

Ими сложнее управлять, но гораздо проще принимать решения в условиях с большей определенностью. Менеджеру, направленному на результат, комфортнее работать с уверенными в себе людьми.

У меня в учетной записи Skype прописан слоган: «Успеха добиваются не обязательно тот, кто принимает правильные решения, а тот, кто делает свои решения правильными».

8. Остерегайтесь иллюзий успеха

Главное правило реальности — не запутаться в своих иллюзиях.
х/ф Начало (Inception)

Как-то мне пришлось работать с командой, которая ретроспективу – инструмент Agile методологии, предназначенный для анализа результатов завершения текущего этапа работ, с последующим улучшением рабочего процесса, превратили в ритуал самовосхваления команды.

Поэтому, во время ретроспективы, коллектив придумывал как минимум пять положительных моментов анализируемого этапа. Просто менеджер, где-то прочитал, что команда – это натура сложной нервной организации, и ее надо только хвалить и лелеять, оберегая при этом от критики. Поскольку коллектив был очень молодой, то он именно придумывал свои победы, а не констатировал успехи.

«Буду ее носить на руках! Со стороны процесс выглядел эдак, как жених, пробирающийся на свадьбе в квартиру невесты сквозь строй ее родственников и подружек, выдавливает из себя перед каждым новым форпостом обещание, каким же он еще способом сделает жизнь будущей жены и ее родственников счастливей. Буду баловать тещу!..» Эти высосанные из пальца достижения, команда записывала в журнал, чтобы больше о них никогда не вспоминать, а не для того, чтобы проецировать успех на менее успешные процессы.

По словам менеджера, такой мотивирующий подход отлично работал в его предыдущих проектах, является гибкой методологией и пока его не подводил. На мой вопрос, а когда же мы будем разбирать проблемы и промахи, я получил ответ, что команда пока еще молодая и не надо ее травмировать неприятными воспоминаниями. Команда, живя в эйфории собственных иллюзий, не обращала внимания на явные проблемы в разрабатываемом продукте и процессах его создания до тех пор, пока не пришла пора передавать комплексный результат заказчику, а тому оплачивать все это бедствие. Но в следующем же более масштабном проекте, при таком подходе вся схема рассыпалось, как карточный домик.

Первый удачный опыт вызывает эйфорию от успеха, загоняющий чувство осторожности в самые отдаленные углы сознания. Эта история о том, что Вы можете запросто угодить в ловушку, если Вам удалось удачно протащить несложный кейс, через выстроенный только на своих ощущениях и догадках механизм, далекий от действительно рабочей схемы. Зачастую проблемы проявляются не сразу, а остаются за спиной, постепенно загоняя в ловушку, усыпляя внимание обманчивыми впечатлениями от прошлого мимолетного опыта. Но следующий же реально сложный кейс расставляет все на свои места. Когда за спиной накапливается критическая масса ошибок, вся конструкция начинает рушиться.

Особенно если инструкции по их применению носят декларативный характер, возникает большая доля вероятности, что Вы подхватите с поверхности лишь ритуал, не поняв глубинных тонкостей, очень индивидуальных для различных житейских случаев. Необходимо с осторожностью относиться к новым непроверенным Вами методологиям, даже если они увешаны многочисленными лаврами и обласканы почестями.

9. Прокачивайтесь эмоционально при смене профессионального амплуа

Я замерзший, усталый, голодный оптимист
Ольга Громыко. Я не пессимист. (Верные враги)

С возрастом и профессиональным «заматерением», чаще всего в глазах специалиста гаснет искорка новаторства. Нет, не обязательно он перестает быть новатором, но со стороны молодых и горячих, это новаторство выглядит, как в замедленной съемке: скучно, неинтересно и раздражающе медленно. Время уходит, конкуренты не дремлют, каждая минута на счету и любое промедление, просто преступная халатность.

А пусть они сами совершают то чудо, что ждут от Вас. Поэтому при смене места работы, сферы деятельности и прочих перемещениях в профессиональных пространствах, с одной стороны желательно самому прокачаться эмоционально, например, при помощи заряжающих тренингов или специальной литературы, а с другой — загрузить более молодых, но менее опытных коллег, делегировав им полномочиями. Научите их делать чудо, и займите их этим процессом!

10. Не проецируйте свой опыт реализации продукта на модель управления этим процессом.

Чужое счастье всегда представляется вам преувеличенным.
Шарль де Монтескье

Мы выяснили в первой части статьи, что оценивать работу менеджеров с точки зрения исполнителей, непосвященных в искусство управления – не комильфо. У них разный набор показателей для оценки эффективности. Связано это с тем, что требования к процессу производства продукта и к организации производства этого продукта — две абсолютно разные функции, требующие для своей эффективной реализации разных навыков и компетенций, разных личностных характеристик, психологической и этической подготовленности и т.д.

Вот это его показатель. Единственный показатель, которым в данном случае можно отхлестать менеджера, соблюдя нравственность и этику – «неуспешность реализации проектов», за которые он непосредственно отвечает. У него конечно найдется миллион причин, объективно помешавших ему все сделать «как надо», но это, как говорится, уже не Ваши проблемы.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть