Hi-Tech

Промышленная революция 4.0: как интернет вещей меняет бизнес и как остаться на плаву

Буквально из ниоткуда играет ваша любимая музыка. На минуточку представьте себе пробуждение утром через десять лет. Робот заранее поставил тапочки у подножья кровати. Шкаф-купе раздвигается, предлагая чистый халат. На кухне готовится кофе, разогревается завтрак, включается техника, в гараже — просыпается машина. Пока вы идете к умывальнику, пол ванной теплеет, а в бойлере нагревается небольшое количество воды — как раз, чтобы хватило на бритье и ритуал умывания. И это не фантастика: все это уже работает, нарастает, набирает массу, как лавина. Привет, человек будущего, ты заслужил такие почести.

Технологический прогресс всегда по умолчанию будет впереди вашего бизнеса. Древняя мудрость гласит, что Ахиллес никогда не догонит черепаху, если в начале гонки черепаха была хоть немного впереди. Что делать?

Четвертая промышленная революция

В общем, хозяйственник и промышленник. Аналитики считают, что большую выгоду от четвертой промышленной революции и от ее прямого проявления — Интернета вещей (IoT) — получит не обычный человек, а владелец бизнеса, предприятия, завода. В конце концов, чтобы на кухне сварился кофе, много ума (и умных технологий) не нужно. И это не удивительно: прелесть Интернета вещей в масштабируемости, а где еще так нужна масштабируемость, как не в крупном предприятии, причем самого разного плана? А вот собрать мотоцикл на заказ за шесть часов — это уже сложнее.

Представьте, что каждая вещь вашего обихода — от носка до автомобиля — живет своей жизнью, прекрасно осознавая свою роль в вашей повседневности. Интернет вещей характеризуют два слова: миллионы датчиков. Вам даже баранку не нужно держать. Носки не теряются, автомобили самостоятельно моются, паркуются и даже… ездят. GPS, Bluetooth, NFC — подходящих технологий масса. Но вы наверняка уже слышали о самоуправляемых автомобилях и RFID-датчиках, благодаря которым можно отслеживать каждую вещь в пределах заданной области. Вам больше интересно, как это можно применить.

Big Data (большие данные) — одна из прорывных тенденций этого десятилетия — в корне меняют принцип работы предприятий. Четыре слова: большие данные — большие возможности. Точное знание состояния всех элементов бизнеса (нет, вы, конечно, хорошо знаете свой бизнес, но не каждый элемент и не в режиме реального времени) приводит нас к следующим пунктам. Когда каждый элемент завода или склада оснащен датчиком, сигнализирующим о состоянии этого элемента, и есть система, которая считывает и анализирует эти состояния (например, SAP S4/HANA), можно настроить работу завода как часы, чтобы не терялось ни единой драгоценной секунды, чтобы все работало с точностью до микрона. Но о них по порядку.

Вспомним, как было раньше. Упрощение и автоматизация. База данных, наверняка собираемая в каком-нибудь Excel, отправляется по электронной почте в пункт приема и обработки данных. Субъективная информация, собранная лучшим работником, который все равно проигрывает мало-мальски способному роботу, отправляется в базу данных. Как будет теперь? На месте «лучшие работники» ее анализируют, работая со скоростью, в разы проигрывающей скорости света, а потом делают как умеют. Данные собираются самостоятельно, обрабатываются самостоятельно, сами передвигаются, система живет своей жизнью.

Раньше масштабируемость означала только одно: стандартизацию в худшем смысле этого слова. Персонализация и эффективность. Изнеженный обыватель двадцать первого века захотел персонализации — и появились новые ниши, например, для рынка электроники: всевозможные аксессуары, съемные батареи, чехлы, провода, альтернативные зарядные устройства… перечислять можно бесконечно. Одинаковые шаблоны, размеры, цвета, дефекты — зато производство идет, кхм, ударными темпами. Что, в свою очередь, повышает эффективность предприятия: не нужно переделывать конвейер ради выполнения отдельных заказов. С Интернетом вещей масштабируется уже заранее рассчитанный на потребителя подход: продукт можно сделать быстро, в большом количестве, но с учетом личных пожеланий потребителя.

Заставь человека делать одинаковые машины — и он обязательно однажды ошибется. Повышение качества и скорости. Разница человека и машины в том, что человек встал не с той ноги, а машина следует по заранее оговоренному сценарию (чертежу), да еще и проверяет себя на каждом этапе. Дай машине возможность самостоятельно себя создавать — и получишь неизменно качественный продукт. Умножьте предыдущие пункты на качество и получите неизбежную прибавку в скорости.

Ахиллес никогда не догонит черепаху: нужен качественный скачок. Наверное, стоит повторить: кто не успеет, тот опоздает. Но как бизнесу успеть за стремительным течением времени?

Чтобы почувствовать свой бизнес, нужна ERP-система, которая обеспечит ежесекундный контакт с сотней миллионов датчиков — станет мозгом для вашего тела. Чтобы понять свой бизнес, нужно понять потребителя. Чтобы удержаться на плаву, нужно предвидеть будущее — таким был секрет успеха величайших предпринимателей человечества.

Их множество: SAP, Sage, Oracle, даже 1С-Предприятие — примеры таких. ERP (Enterprise Resource Planning = планирование ресурсов предприятия) — это класс систем для управления производством, трудовыми ресурсами, финансами и активами, ориентированных на оптимизацию ресурсов предприятия.

Имея свои глаза, уши и мозг, машины смогут более точно, быстро и качественно выполнять задачи, которые всегда выполнялись людьми. По мнению сторонников интегрированного производства, которое обещает Интернет вещей, четвертая промышленная революция может изменить само определение человеческого труда. Нет. Будет ли это плохо для людей? Они смогут перейти к более творческим, интеллектуальным задачам, к стратегии и планированию, к анализу и предвидению.

Какой будет ERP-система будущего?

Она должна быть способна считывать большие данные (Big Data) с миллионов датчиков (рецепторов вашего организма — вашего бизнеса) в режиме реального времени и одинаково хорошо работать на отдельном участке (скажем, в отдельной клетке) и в целом (к примеру, удерживать равновесие на двух ногах — этому до сих пор не могут научить роботов). Во-первых, масштабируемой.

Гибкость необходима виду для выживания. Во-вторых, гибкой. Возможность управления бизнесом с планшета, с компьютера, в дополненной реальности, даже с умных часов — вот выход. В свете развития Интернета вещей будет странно, если «мозг» системы — ERP — будет привязан к одному мэйнфрейму или даже к ноутбуку. Рассредоточение элементов управления бизнесом в облаке и на земле, на сервере и в кармане — везде.

И чтобы разобрать этот пункт, вернемся в самое начало нашей заметки: к связи бизнеса с потребителем. В-третьих, ERP-система будущего должна быть чуткой. Без уважения и понимания клиента (а в отдельных случаях — без создания клиентской потребности за счет экосистемы) бизнеса не будет. В основе любого бизнеса, будь то b2b или b2c, оказание социальных услуг или консалтинг, аналитика или производство машин, лежит важный аспект: нацеленность на клиента, партнера, конечного потребителя. Персонализация — одна из сильных сторон Интернета вещей. ERP-система будущего должна быть чуткой к требования отдельного заказчика. Это тот случай, когда выигрывает и клиент, и производитель.

Чем тоньше и быстрее происходит связь между отдельными элементами-клетками, тем эффективнее работает бизнес. ERP-система постепенно все больше напоминает живой мозг организма, которым выступает ваш бизнес. Связь между умными продуктами Интернета вещей и умными машинами, которые их производят, позволит машинам самостоятельно определять целевое производство в зависимости от нужд конечного потребителя.

Как будет работать интернет вещей будущего

Если это будет новый телефон — он уже поступит с вашими настройками. Если ваш телефон знает, что его батарея скоро «умрет», он может дать сигнал на завод, где в производство поступит новая батарея — точно рассчитанная для вашего телефона. Так потребитель видит будущее Интернета вещей, 2020 год. Ровно в тот момент, когда вы выбросите старую вещь, новая уже будет вас ждать. Предпринимателю нужно будет почувствовать каждую клетку своего бизнеса. Почувствуйте себя производителем будущего — и вы поймете, каким должен быть «мозг» вашего бизнеса в будущем.

И действительно, какая речь может идти о конкуренции, если вы используете черный труд, когда все используют роботов? Сергей Кузин, старший архитектор бизнес-решений SAP СНГ, считает, что без внедрения элементов Интернета вещей любая компания станет неконкурентоспособной. Четвертая промышленная революция смещает акцент с самой техники на управление техникой. Когда вы используете лошадей, а все давно ездят на автомобилях? На грамотное использование ресурсов, постоянный анализ миллионов переменных и стратегическое планирование.

Однажды Билл Гейтс сказал, что в будущем останется два типа компаний: те, которые вышли в Интернет, и те, которые вышли из бизнеса. К 2020 году рынок Интернета вещей станет колоссальным, и победит тот, кто быстрее перевооружится. Перефразируя легендарного миллиардера, можно сказать, что к 2020 году тоже останется два типа компаний: те, которые вышли в Интернет вещей, и те, которые вышли из бизнеса. Но это было тридцать лет назад.

Александр Ануфриенко и Иван Киреев из «Сколково» считают, что Интернету вещей мешают отсутствие открытых стандартов и бреши в безопасности. Впрочем, придется решить несколько вопросов. Одно дело, когда взломали ваш сайт, и совсем другое, когда взломали ваш кардиостимулятор или самоуправляемый автомобиль. Повышение персонализации — неизбежный эффект развития Интернета вещей — влечет за собой угрозы персональной безопасности. Лавинообразная тенденция должна пережевать и выплюнуть оба вопроса, они будут решены в любом случае.

Разве этого требует качественный продукт? Современный предприниматель половину времени тратит на операционные задачи — на анализ данных, на их интерпретацию, на принятие тактических решений. Но продукт был бы еще качественнее, если бы предприниматель перешел от тактики и расстановки своих внутренних войск на поле боя (за клиента, разумеется) к стратегии — начал больше смотреть вперед, принимать стратегические решения, которые повлияют на компанию завтра, через год, через сто лет. Безусловно.

Возможно, он уже воплощается в различного рода ERP-приложениях. Однажды, году так в 2020, в мешанине и хаосе данных — такими они покажутся человеку —родится настоящий искусственный интеллект. Это он будет управлять вашим бизнесом за вас, как никто из людей не смог бы за всю историю человечества. Это он будет открывать двери вашего автомобиля перед вами. Новейшая система управления ресурсами предприятия вооружит предпринимателей крупнейшего бизнеса в преддверии четвертой промышленной революции и откроет миру истинную силу Интернета вещей, больших данных, бизнес-сетей и облачных технологий. Имя ему еще предстоит придумать.

Расскажите в нашем чате в Телеграме. А вы применяете ERP-системы в бизнесе?

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть