Хабрахабр

Профессиональные путешествия: как живут стюардессы

Обычное пассажирское кресло имеет анатомическую форму (кому-то жутко неудобную, но это важно при возможном ударе), а вот кресло бортпроводника куда меньше и ещё направлено в другую сторону. Пассажирам очень интересны станции стюардесс в самолёте. В Боинге-717 ещё над одной из станций рычаг. Поэтому используется пятиточечное крепление, которое очень своеобразно выглядит. Явление для Боингов нехарактерное, потому что это бывший Дуглас MD-95, который достался Боингу вместе с заводом бывшего конкурента.

Когда в очередной раз пассажир спросил, что это такое, прекрасная Оля ответила:
— Ой, ну катапульта же. Если вы думаете, что стюардессы не шутят, то зря. Потому что она уже была на почте и в налоговой. Мы дёргаем.
Пассажир растерялся:
— А как же пассажиры?
И Оля поняла, что настал её звёздный час. Как-то сами собой вырвались слова:
— Ну вас же много, а я одна!

Пришла жалоба от пассажира, авиакомпания разбиралась. На следующий день на разборе в кабинете начальника был разнос и эпохальная фраза: «Опять кто-то говорит, что у нас в самолёте катапульта». Почти. С тех пор Оля не шутит. Потому что пассажиры беспокоятся.

А мы поговорим про то, как вообще выглядит «неуставная» жизнь бортпроводников — и про их профиты от частых путешествий.

Оля — с огромным опытом за плечами и неуёмным желанием поднимать пассажирам настроение пришла в Nordwind с линий с просторов бывшего СССР. Рассказывают о своей работе три бортпроводницы Nordwind: Наталья, Нина и Ольга. А Нина как раз из авиационной: мама руководитель аэропорта, бабушка диспетчер, дедушка пилот. Наташа из неавиационной семьи, твёрдо решила, что ей нужно в небо и целенаправленно пришла в авиацию.

А вот ответы бортпроводницы на вопросы Хабра. Вот предыдущий пост про то, что бортпроводники обеспечивают безопасность и следят за пассажирами, а не «еду разносят». Здесь — скорее, про быт и личное в частых путешествиях.

Почти никогда не беру пакетные туры. Наташа:
— Свои путешествия самостоятельно планирую. До авиации был опыт с путёвкой по Европе через турагентство, это не очень нравится: когда группа, то кому-то хочется подольше побыть в каком-то одном месте, кому-то в другом. Читаю всякие советы туристам, составляю маршрут, дальше останавливаюсь в разных местах, переезжаю из города в город. Хоть целый день на Елисейских полях. А самостоятельно — не привязана к общему курсу. С семьёй или друзьями себе такое позволить сложнее. А если что-то идёт не так — это приключение. Нас же расселяют по двое, а командировки месяцами. А вот с коллегами вдвоём часто летаем, потому что дружим. Ну или просто сидим с экипажем три дня где-нибудь, общаемся.

Когда в паре партнёр не из авиации, отношения становятся сложнее. Нина:
— Отношения? Друг друга не видишь, и очень рад встретиться. Вот вы говорите, что конфетно-букетный период короткий, потому что пять-семь дней в месяц только можно провести вместе, а я думаю, что работа эту романтику очень увеличивает. Выдерживает ли семья? Постоянные подарки из других стран — то кофе, то магнит, то ещё что-то. Но так да, каждому своё, кто-то не умеет в принципе в таком графике долго встречаться. Ну вот мы недавно отметили серебряную свадьбу у нашей руководительницы.

Да всё то, что в этой стране лучше делают. Наташа:
— Что возим? Недавно привезла ром «Сантьяго де Куба». Или что там особенно вкусное. Кроме дуриана, его на борт нельзя. Часто редкие сладости: рахат-лукум, разные фрукты. В Занзибаре очень развито ремесленничество: у меня из друзей кто-то собирает редкие тарелочки, кто-то сумочки. Ещё гранатовое вино, поделки из кожи. Браслет вот замечательный на рынке взяла, в магазине такой не встретишь. Знаешь уже предпочтения, поэтому никаких сложностей с подарками нет. Мы вот как-то зашли в Перекрёсток, а там куча китайцев выбирают русскую водку. Но и у нас так же иностранцы делают. Ещё косметику прямо кучами берут у нас. Везут к себе дарить. Вот так и мы примерно.

Со слоном было тяжело, он из цельного куска дерева сделан, и у него хобот так вверх загнут. Нина:
— Привозила из Индии слона деревянного, у меня друг коллекционирует фигурки. Многие жирафов возят. Огромный слон был около метра на полметра, еле в багажные габариты влез в упаковке. Но это надо заморачиваться, тогда город посмотреть сложнее. Есть те из экипажей, кто покупает сувениры и ценное прямо на месте, потом привозит в Россию и на Авито продаёт.

На популярных направлениях не всегда получается сходить везде, где хочется, но на то они и популярные, чтобы часто возвращаться. Наташа:
— Конечно, хочется необычное увидеть. А вот редкие рейсы, на которые все хотят попасть, — их ставят в план примерно равномерно всем проводникам.

Открываем интернет, читаем, что посмотреть, едем и стараемся попасть. Нина:
— Времени на месте мало. И не всегда выходит. Чаще всего до полёта выбираем места, куда хотим. Со временем у нас строго. Часто бывает так, что запланировала, но не едешь, потому что не успеешь вернуться. Обязательно нужно в это время отдохнуть: кто-то спит, кто-то лежит, кто-то в тишине. Минимальный предполётный отдых — 12 часов между рейсами. Ориентируемся на внутренние ощущения.

Там часто бываем. Наташа:
— Одно из самых популярных направлений — Симферополь. И сколько там были, а ещё не всё посмотрели. Там можно поехать по городам рядом: Евпатория, Балаклава, Ялта. Часто очень много интересного про необычные места пассажиры рассказывают.

Вообще, появляются знакомые почти в каждом городе, куда часто летаешь. Нина:
— Я про Анталию очень много узнала от местных жителей. Ещё у нас есть часто летающие пассажиры, которые каждый год ездят в Тунис — рассказывают, куда стоит поехать, что посмотреть, чего нет в стандартном турпакете. В Турции люди очень гостеприимные, легко знакомятся, легко показывают и рассказывают. Ну вот едешь на такси — уже можно с водителем поговорить про город, очень часто рассказывают с огромным удовольствием. У кого и что спрашивать? Ещё экипажи других компаний очень помогают. Если с языком проблем нет, то больше всего говорят администраторы на стойках отелей, это особенно важно на той же Кубе, очень хорошие места советуют. Да и многие из наших входят в зарубежные экипажи.

Работа бортпроводника позволяет. Наташа:
— Мы быстрее устанавливаем контакты. Если открыться — всё будет хорошо. Да, нас готовят по психологии, но это не так важно, как личные качества. Хотя, конечно, не все и не во всех странах могут по менталитету как раз сойтись с местными. Хочешь общаться, видишь, что устраивает менталитет жителей — жди приключений.

У них был самый вкусный том-ям. Нина:
— На Пхукете вот познакомились в семейном кафе маленьком с владельцами. Уже авиакомпании нет, которая в тот район заселяла, а мы всё равно в гости ходим. И, естественно, несколько человек из экипажей сходили — и пошли все.

Планирование сказало, что мы останемся на денёк. Наташа:
— В Курган-Тюбе самолёт как-то нужно было отремонтировать. Вообще, это один из самых гостеприимных и хлебосольных городов, где я была. Так местные нам сразу огроменный чан плова принесли, лучшие фрукты, овощи.

Как показывает практика, полезно в чемодане сразу держать и купальник, и тёплую куртку. Нина:
— Надо брать с собой вообще всё. Мы очень предусмотрительные. И на 15 дней всего. Там кроме стандартных гелей для душа, шампуней и прочего мазь от комаров, аптечка расширенная, кремы от сухости кожи. Шутим, что если будет вынужденная посадка на необитаемом острове, ещё месяц проживём… Косметичка вот нужна очень большая. Аптечка нужна на борт, особенно из-за того, что кожа во время полёта сушится.

Один раз поменяли рейс с Африки на Якутск, а там почти -50. Наташа:
— У меня багаж как у хорошо подготовленного туриста. Но я была готова!

А вот с часовыми поясами сложнее. Нина:
— Колебания климата почти незаметно проходят, легко приспосабливаешься. Вообще, для нас первостепенно узнать в отеле и потом выходить на улицу. Если совсем не попадаешь в часовой пояс или прилетаешь в неудобное время — берём всё от отеля. Потом надо узнать, что есть. Сначала стирка-глажка формы — это входит в каждый отдых. В Анталии бесплатные бани есть. Кто-то спортом занимается, кто-то в бассейн идёт. Часто есть экскурсии короткие прямо из отеля, иногда даже ночные.

Чайник, чай, кофе. Наташа:
— Обычно в отеле не сидим, но очень важно, чтобы была вода перед рейсом. Ещё всегда шторы затенённые нужны, потому что спим днём.

Везде стоит пробовать, чтобы понять, что за страна. Нина:
— Свою еду никуда брать не надо. Надо только по аллергиям уточнять и аптечку с собой возить.

У нас самый ценный сувенир — сгущёнка. Наташа:
— Мы им тоже свою еду возим. Во Вьетнаме вот местные жители обожают семечки. Ещё солёную рыбу очень любят почти везде. Если едете туда — прихватите пакеты обжаренных. Обычные подсолнечные. Ещё часто встречаем наших на туристических направлениях, те же диджеи и аниматоры часто просят привезти скумбрию. Они у них есть, но очень дорогие. Не бельгийский, конечно, но всем очень приятно, когда привозим. Кстати, ещё почти везде по миру котируется наш шоколад «Алёнка».

Ну, мы чаще всего возим российских туристов. Нина:
— Разница менталитетов? Регулярно возили с Кубы и из Доминиканы местных. Но бывает и так, что целые блоки выкупают иностранцы. Кубинцы, кстати, пожалуй, самые спокойные пассажиры. Китайцев вот возили несколько раз. А китайцы очень своеобразные. Чаще всего на борту вытворяют наши, и самая горячая кровь по впечатлениям на рейсе на Ереван. Очень странно кладут ручную кладь: многим полка слишком высокая, они то на плечи друг другу встанут, то на сумки. Наши сидят почти молча, а они очень часто и много общаются, ходят по самолёту, разговаривают. Мы не всегда успеваем подойти и помочь, они все проблемы решают быстро и по-своему. Недавно был рейс, где они одного вообще туда наверх забросили, он сумки принимал. Единственное, часто в середине полёта подходят с глазами как у кота из «Шрека» и словами «хот вотер». Но при этом они очень дисциплинированные, всегда железно слушают руководителя группы. Сначала они выпили всю горячую питьевую, потом начали наполнять термосы водой из рукомойника тёплой. Один раз вода кончилась вообще вся на борту. Термосы, кстати, им пропускают в аэропортах пустые. В системе кончилась вся вода вообще. Но они почти все всегда со своими термосами, поэтому каждый раз это были бы сотни скандалов. В правилах указана не сама жидкость, а тара под неё, то есть, формально могут отнимать.

Зависит от того, понравился ли отдых. Наташа:
— Очень отличаются рейсы туда и обратно. Бывает после плохой погоды, например. Если что-то было не так — испортят дорогу всем от соседей до служб аэропорта. Все отдохнули. Но в основном довольны. Если ты всегда улыбаешься, пассажиры тоже будут улыбаются. А дальше всё зависит от нас — как мы к пассажирам относимся. На зарубежных правила безопасности проще прописаны. Стараешься расположить к себе. Бортпроводники могут танцы устроить, панибратство с пассажирами.

Считаем пассажиров как обычно на входе, и вот не сходится, одного не хватает. Оля:
— Взлетали из одного города северного Казахстана, это ещё в другой авиакомпании давно было. Заглянули в туалеты, под сиденья посмотрели. Минут 20 уже его ищем, на земле паника. И вот он говорит: «Послушайте, вы кого-то ищете?.. А у нас на борту летит Олег Газманов. Оказывается, он, чтобы не сдавать гитару в багаж, купил отдельное место. Это моя гитара летит как пассажир!». А процедура такая, что гитара по своему билету проходит регистрацию (это отметка, что место занято и пассажир в аэропорт явился). Процедура такая есть для редких музыкальных инструментов, но за годы мы её никогда не видели. Мы дали ей имя, укрыли её пледом, предлагали ей вино (но она не пила). А дальше инструкции тоже никто не отменял: нужно у неё поинтересоваться, что из напитков она будет и так далее. Олег радовался, нам на концерт три билета подарил.

Мы это уже по виду легко распознаём и сразу помогаем. Наташа:
— А ещё каждый день кому-то становится плохо. Внимание к таким вещам развивается. У кого голова кружится, кого тошнит, кому-то просто от высоты плохо. Я вот когда в автобусе куда-то еду, обращаю внимание, что точно знаю, где аварийные выходы — и за другими пассажирами присматриваю.

В 2016 году была подготовка, на рейсе в Архангельск не вышла стойка шасси. Нина:
— Настоящих эвакуаций у нас за всё время не было. До этого, кстати, на рейсе была пара беспокойных, которые грубили. Пассажиры очень нервничали. В итоге стойка шасси открылась, всё хорошо получилось. Сразу перестали, начали очень внимательно слушать и делать всё, что мы говорим. Пассажиры вышли довольные.

И им же, умкам (UM — Unaccompanied Minor), чаще всего нужно делать «Чебурашку» из стаканчиков, потому что уши закладывает. Наташа:
— У нас постоянно несопровождаемые дети стараются убежать. Когда ребёнок с родителями, родители нервничают куда больше обычных пассажиров: у них больше багажа, ребёнок может не переносить полёт, больше формальностей в аэропорту и так далее.

К кому-то надо просто подойти и сказать: «Ой, да перестаньте!». Нина:
— Поэтому надо хорошо понимать, как какого пассажира успокоить. С кем-то надо посидеть рядом и рассказать статистику. И перестанет. Говорить про подготовку пилота, про тренажёры и так далее. Кому-то нужно объяснять, как летает самолёт, и что в воздухе его держит не магия. Иногда предлагаем успокаивающее (тик-так без упаковки, потому что у нас в аптечках его нет): человек успокаивается, и соседи сразу тоже просят. Иногда наоборот, надо молчать и держать за руку. И думает, что его заперли. Ещё бывает, человек дверь туалета открыть не может сразу, там гармошка. Паникует, ломает её.

Подошёл ко мне, говорит, можно ли пилота попросить свет включить в багажном отделении. Оля:
— У меня пассажир боялся за собаку, которая в клетке в багаже летела в А310. Я говорю, что передам пилоту. Он уже знает, что балок гретый, собака не пропадёт, но просит ей свет зажечь. И говорит: «Понимаете, когда летели сюда, стресс был у собаки!». Мужчина не уходит, ему нужны гарантии. Для него она член семьи. Мы с ним разговорились, оказалось, он полетел на море специально, чтобы собаке его показать.

Чем старее борт, тем меньше там видеокамер. Наташа:
— Ещё люди иногда боятся, что у них что-то украдут в самолёте. Но часто в самолётах не воруют, а путают вещи. На новых просматривается почти всё, а вот на старых есть слепые зоны. Из серьёзного — я слышала, банда китайцев очень долго орудовала на рейсах в Дубай. Самый частый случай — «это сумка жены» — когда муж не знает точно, как выглядит сумка его супруги и берёт первую похожую. Но это единственный известный мне случай серии краж за десять лет. Ночью снимали чемоданы с полки тихо, шли в туалет, там курочили, потом возвращали чемодан на полку. Но чаще у нас что-то тащат. Их поймали недавно, кстати. Инструкции кто-то коллекционирует, но жилеты особенно жалко. Особенно жилеты. Главное, непонятно, зачем они пассажирам.

Мы передаём всё в камеру, искать сами пассажира не пробуем. Нина:
— Часто вещи забывают. Иногда успевают через представителя позвонить, мы выходим тем же маршрутом, что и пассажиры, передаём. Самый простой случай — когда автобус не уехал, или когда телетрап, и пассажир назад забежал.

Во-первых, на входе сразу видно: сумку с плеча снимает, чтобы по лицу кому-то в проходе не заехать. Наташа:
— Чем опытный пассажир отличается от новичка? Во-вторых, эти пассажиры очень спокойные, точно знают, что хотят. Ну и идти так быстрее. Обычно хотят выспаться, и умеют засыпать в самолёте. Используют всё как дома. Но даже дома я чутко сплю, иногда встаю и с ощущением, что был звук вызова пассажира. Мы тоже хорошо спим на перегонных рейсах.

В бизнесе всё по-другому, там когда человек летает часто, он знает, что хочет, сразу это получает и дальше спокойно отдыхает. Нина:
— Те, кто первый раз летит, хотят со всеми поговорить, а опытные спокойно сидят и никого не трогают. Постараются всё попробовать. А когда человек первый раз, то начинается «игра в ресторан» — спросят по всем винам из карты, с каких полей. Пытаются чемодан на столик поставить. Не знают, как открыть столик, как переключить фильм — по всем вопросам надо помогать. Самая хорошая ситуация: был у меня пассажир, который просто сказал: «Девушка, я первый раз бизнесом, расскажите, пожалуйста, как тут и что, как пользоваться вообще бизнес-классом». Вызывают нас нон-стоп. Естественно, мы ему всё сразу рассказали и показали.

Наташа:
— А ещё всегда находится смельчак, который пробует курить в туалете.

У нас скотч и ремни. Нина:
— У турков и американцев есть наручники в экипировке успокаивать буйных.

Это одна из основных вещей. Наташа:
— Конечно, надо быть хорошим психологом. Говорят, 40 профессий в одной: например, я могу сервировать что угодно по этикету как повар, умею оказывать первую помощь, разбираюсь в винах, английский язык, очень хорошо физически подготовлена… Но если задуматься, бортпроводник вообще много что умеет.

Но только пару раз пригодился. Нина:
— Второй язык, кстати, у меня немецкий. А так у нас был случай, когда приходила авиационная безопасность и устраивала нам проверки. Бабушка из Ганновера говорила только на нём. Если что-то не так — пишут замечание. Это когда они делают закладку в виде бомбы, а мы должны на скорость реагировать. Поэтому первые два теста отлично прошли, но потом догадались всё же. Так вот они на немецком спокойно говорили при нас, что и как будут делать, думая, что мы не понимаем. Китайский сейчас стал популярен, но я вот не говорю. Но мы всё равно потом отлично сдавали тоже.

Ну, 12 часов на ногах. Наташа:
— Зачем физподготовка? Так-то я верю в адреналин и чудеса с ним, но на учениях постоянно надо тягать раненого пассажира, а макет 90 килограмм. Очень высокие стандарты ко внешним данным (спортзал!), двери очень тяжёлые, а в аварийной ситуации нужно укладываться в норматив. Если вы пробовали делать непрямой массаж сердца, то попробуйте взять манекен и качать его больше десяти минут — такое упражнение резко меняет мнение о том, за сколько времени в городе должна приехать скорая.

Все технические характеристики лётные, оборудование на борту. Оля:
— А ещё надо знать конструкцию самолёта идеально. Есть самолёты, которые сливают с раковины в бак, а есть, которые выбрасывают именно из раковины за борт с обогреваемыми насадками. Где находятся баки топлива, баки с водой, как уходят отходы с раковины. Пилот очень дулся. Я в таком однажды несколько литров томатного сока смыла в раковину, появились красные разводы сзади на фюзеляже.

Повышенный риск онкологии: это в меньшей степени радиационный фон на высоте, в большей — постоянный стресс, скорее. Наташа:
— Профессиональные заболевания — варикоз. Сердце — давление прыгает. Много проблем с ушами, но у пилотов больше. Нарушение сна, многие пьют таблетки, чтобы нормально спать.

Это очень-очень приятно, когда 300 человек выходят и все тебя благодарят. Нина:
— Но зато понимаешь, что всё не зря, когда тебе пассажиры говорят «Спасибо» на выходе.

И ты от радости светишься. Наташа:
— Говорят: «Ой, а назад когда полетим, вы же будете?».

Показать больше

Похожие публикации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»