Хабрахабр

Проекты, которые не взлетели

Cloud4Y уже рассказывал про интересные проекты, разработанные в СССР. Продолжая тему, вспомним о том, какие ещё проекты имели неплохие перспективы, но по ряду причин не получили широкого признания или вообще были положены под сукно.

АЗС

Во время подготовки в Олимпиаде-80 было решено продемонстрировать всем (а в первую очередь капстранам) современность СССР. И АЗС стали одним из способов продемонстрировать силу и передовой опыт страны. В Японии было заказано несколько (по некоторым данным, 5 или 8, но цифра неточная) заправочных станций, которые кардинально отличались от привычных бензоколонок.

Кстати, заправка работает и сейчас, хотя заправочные пистолеты больше не подаются сверху. Первую установили на Броварском проспекте в Киеве, между метро Дарница и Левобережная. Её поставили на Харьковском шоссе. Остальное оборудование долго лежало на складе без дела, и то ли прогнило, то ли было разворовано, но оставшегося хватило лишь на ещё одну АЗС.

Однако были другие. Больше таких заправок не делали. Например, в Куйбышеве (сейчас Самара) на пересечении Московского шоссе и улицы Революционной стояла АЗС, у которой топливо тоже подавалось сверху.

Станция была сооружена в 1975 году по оригинальному проекту с учетом характера местности, климатических условий и оснащена отечественным оборудованием. На автомобильной трассе черноморского побережья в Нижней Хобзе (возле Сочи) стояла заправка-тарелка.

Стране стало не до дизайна, поэтому облик АЗС не сильно изменился и в наши дни. Жаль, что на этом творческие идеи по оформлению заправок закончились. А как обстоят дела с оформлением заправочных станций в других странах? Да, всё стало современнее и удобнее, но суть та же. Вот небольшая подборка красивых АЗС.

Много фото АЗС

Чайный сервиз Малевича

Белый. Нет, он не чёрный. И в случае с сервизом ему это удалось. Знаменитый художник придумал сервиз необычной геометрической формы Казимир всю жизнь искал новые формы, пытался изменить представление того, как могут выглядеть привычные вещи.

И активно привлекал авангардистов к созданию новых коллекций. Создание сервиза стало возможным благодаря тому, что после Октябрьской революции Императорский фарфоровый завод начал производить фарфор «революционный по содержанию, совершенный по форме и безупречный по техническому исполнению».

Четыре чашки выполнены в форме упрощенных полусфер с прямоугольными ручками. Сервиз Малевича, состоящий из четырёх предметов, — яркий пример реализации авангардистских идей в функциональных предметах. Его необычная форма поставит вас в тупик. А чайник можно охарактеризовать как торжество дизайна над функциональностью и удобством.

В массовое производство продукция авангардистов так и не пошла, хотя сервиз до сих пор производят на Императорском фарфоровом заводе. Посуда Малевича не была удобной, но для художника была важнее сама идея.

Ещё фото

Лунная база «Звезда»

Концепция лунного городка рассматривалась в 1960-70х годах. Первый детально проработанный проект базы на Луне. Программа вышла на завершающую стадию, но из-за ряда проблем ученым пришлось свернуть проект. Эксплуатировать станцию на Луне планировали исключительно в научных целях, хотя по факту база имела и военный потенциал: на ней можно было бы разместить ракетные комплексы и отслеживающую аппаратуру, недоступные для земных средств поражения.

С помощью поезда участники экспедиции провели бы детальное исследование района и приступили бы к постройке временной лунной базы. Согласно проекту, первым на Луне должен был высадиться «лунный поезд» с 4 космонавтами на борту. Каждый модуль имел конкретное предназначение: лабораторный, хранилище, мастерская, камбуз, столовая, медпункт со спортзалом и три жилых помещения. С помощью тяжёлых ракетоносителей на лунную поверхность планировалось доставить 9 модулей.

На Луну доставлялся укороченный блок длиной не более 4 м, на месте. Длина обитаемых модулей составляла 8,6 м, диаметр — 3,3 м; полная масса — 18 т. Интерьер предполагалось наполнять надувной мебелью, а жилые ячейки проектировались на двух человек. А затем, благодаря металлической гармошке, он растягивался до нужной длины.

Что же пошло не так? Экипажи для лунных кораблей были подобраны, полёты планировались на конец 1980-х. Программу закрыли 24 ноября 1972 года, когда очередной аварией закончился четвёртый по счёту запуск «лунной ракеты» Н-1. Подвели ракеты-носители. Это была самая крупная неудача С.П. Как считают аналитики, причиной взрывов было неумение согласованно управлять большим количеством двигателей. Кроме того, конструкторы подсчитали, что на лунные экспедиции, строительство и обживание лунной базы потребуется около 50 миллиардов рублей (80 миллиардов долларов). Королёва. Идея строительства лунной базы была отложена на потом. Это была слишком большая сумма.

Визуализация и чертежи

ОС ДЕМОС

И. Примерно в 1982—1983 годах в Институт атомной энергии им. Курчатова привезли дистрибутивы операционной системы UNIX (v6 и v7). В. Прежде всего — с машинами СМ-4 и СМ-1420. Подключив к работе специалистов других организаций, учёные постарались адаптировать ОС к советским условиям: перевести на русский язык и наладить совместимость с отечественной техникой. Локализацией занимался Институт повышения квалификации Минавтопрома.

Забавно, что его также могли назвать UNAS, как бы противопоставляя тому что UNIX — «у них». После объединения команд проект получил название ДЕМОС (Диалоговая единая мобильная операционная система). А Минавтопром и вовсе называл систему МНОС (Машинно-Независимая Операционная Система).

ДЕМОС работала на обеих архитектурах. Советская ОС фактически объединила две версии Unix: 16-разрядную ОС DEC PDP и систему для 32-разрядных компьютеров VAX. И когда на заводе в Вильнюсе начался выпуск СМ 1700, аналога VAX 730, то на ней уже была установлена ОС ДЕМОС.

0, а в 1988 году разработчики советской ОС были награждены премией Совета министров СССР по науке и технике. В 1985 году была выпущена версия ДЕМОС 2. Жаль, конечно. Но в 1990-х проект закрыли. Ведь кто знает, смогла бы наша разработка превзойти вражеский продукт от Microsoft?

Ещё фото


Разработчики ДЕМОС после вручения премии

И её ещё можно купить!
Была даже книга по советской ОС.


Названная в честь созданной ОС компания пережила СССР

Рабочее пространство Родченко

Это была первая крупная международная выставка, в которой принял участие Советский Союз. Конструктивистский интерьер Александра Родченко, получивший название «Рабочий клуб», был выставлен в Павильоне СССР на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году. Считалось, что интерьер станет базовой формой рабочих клубов, как по оформлению, так и по планировочному решению. Родченко создал многофункциональное пространство, отражающее идеалы нового общества, устремлённого в будущее.

Это была настоящая философия создания пространства, в котором советские рабочие могли бы обмениваться мнениями, выступать с речами, заниматься самообразованием, играть в шахматы и т. «Рабочий клуб» — не просто комната, оформленная в конструктивистском стиле. Следуя канонам многофункциональности, художник создавал компактные предметы, которые могли трансформироваться в другие. д.

По словам Родченко, он руководствовался принципом, «который дает возможность развернуть предмет в его работе на большую площадь, а также компактно сложить его по окончании работы». Например, раскладная трибуна могла быть и местом для лекций, выступлений, театрализованных вечеров, а шахматный столик в целях экономии места был сделан поворотным, что игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест.

Окраске придавалось важное значение – она подчёркивала характер предметов и способы их использования. В оформлении использовалось четыре цвета – серый, красный, чёрный и белый.

Однако в 2008 году немецкие специалисты реконструировали клуб для своей выставки «От плоскости к пространству. Проект получил серебряную медаль, а после выставки его подарили коммунистической партии Франции, поэтому в России он никогда не выставлялся. Малевич и ранний модернизм», а затем подарили копию Третьяковской галерее.

Ещё фото рабочего кабинета

Подземная лодка

В 1930 годах инженер Александр Требельский (по другим данным — Требелев) буквально бредил идеей создания «субтеррины» — транспортного средства, способного двигаться под землёй подобно проходческим щитам, но при этом быстрее, бесшумнее и с большей пользой. Драматичная история, полная шпионских страстей и загадочных взрывов.

Но позднее отказался от этой идеи, изобретя конструкцию, принцип работы которой был заимствован у обычного крота. Изначально Требелевский пытался создать термальный суперконтур — устройство, которое при необходимости могло нагревать внешнюю оболочку подземной лодки и прожигать твердый грунт. При этом земля вталкивается в стенки получившейся норы. Эти животные роют землю, вращая лапами и головой, а затем проталкивают свое тело задними лапами.

На носу располагался мощный бур, посередине стояли шнеки, вдавливающие породу в стенки скважин, а сзади находились четыре мощных домкрата, двигающих устройство вперед. Таким же образом была спроектирована и подземная лодка. Казалось, это успех. При вращении бура со скоростью 300 об/м подземная лодка за час преодолевала расстояние в 10 м. Оказалось, что показалось.

Выяснилось, что Требелевский позаимствовал идею подземной лодки у Хорнера фон Верна и пытался довести её до ума. В 1933 году Требелевский был арестован НКВД за то во время поездки в Германию встречался с неким инженером и привёз оттуда чертежи. Как и сам инженер. Чертежи осели где-то в НКВД.

К работе над новой лодкой были подключены передовые умы СССР: ленинградский профессор Бабаев и даже академик Сахаров. О железном кроте вспомнили вновь в 60-х: Никита Хрущев публично пообещал «достать империалистов не только в космосе, но и под землей». Испытывали субтеррину осенью 1964 года на Урале у горы Благодать. Итогом кропотливой работы стала машина с ядерным реактором, управляемая экипажем из 5 человек экипажа и способная перевозить тонну взрывчатки и 15 бойцов. Подземная лодка получила название «Боевой крот».

Результатами испытания были удивлены военные и ученые. Аппарат проник в грунт со скоростью пешехода, прошел около 15 км и разрушил условный подземный бункер врага. Что стало причиной взрыва, доподлинно не известно, потому что все материалы по данному инциденту до сих пор находятся под грифом «совершенно секретно». Эксперимент решили повторить, но боевой крот взорвался под землей, погубив всех находившихся на его борту людей и навсегда застряв в недрах уральских гор. После ЧП решение о дальнейшем использовании подземной лодки отложили, а потом и вовсе свернули. Вероятнее всего, взорвался атомный двигатель установки.

Ещё фото


Как могла выглядеть субтеррина


Экипировка экипажа


Та самая гора, где проходили испытания

А какие интересные, но не «взлетевшие» проекты помните вы?

Что ещё полезного можно почитать в блоге Cloud4Y

→ vGPU — использовать нельзя игнорировать
→ AI помогает изучать животных Африки
→ 4 способа сэкономить на бэкапах в облаке
→ 5 лучших дистрибутивов Kubernetes
→ Роботы и клубничка: как AI повышает урожайность полей

Пишем не чаще двух раз в неделю и только по делу. Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить очередную статью!

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть