Хабрахабр

Продолжаем развивать платформу приключений для россиян: особенности интерфейсов и летние предпочтения

Несколько месяцев назад мы стартовали платформу поиска приключений — это туры, только очень необычные, есть короткие, есть на пару недель, есть с чем-то таким, что запомнится на всю жизнь. Главная наша проблема: когда приключений стало около 350, мы утонули в сортировках. Ситуация накалялась до тех пор, пока вариантов не стало около 800. Например, вот есть тег «экстрим». Кто-то считает, что поход на лошадях в гору — это экстрим (потому что нужна страховка выше спортивного уровня), а над ними издевательски смеются полярники, горные спасатели и преподаватели вождения на багги и стрелковой подготовки из Чечни.

Как оказалось, у нас таких пользователей практически не было: Вот первая форма, она была рассчитана на тех, кто уже знает, что ищет.

Это не сильно помогло. Здесь мы добавили поле для свободного поиска и свои редакционные подборки.

Параллельно протестировали вот такую форму:

С другой стороны, мы получили статистику её использования и поняли, что и как люди ищут, когда не понимают, что искать. Люди всё равно пользовались каталогом приключений, а форму использовали, только чтобы найти что-то, что уже видели. Дальше мы провели небольшое исследование: протестировали всё это на людях, которые не в курсе проекта. Поскольку на российском рынке такая задача в принципе ещё не решалась, это было примерно то, что нам нужно.

Пока отложили гипотезу добавления тегов для переделки:

Нужно видеть ассортимент, чтобы искать. Потом выяснилось, что люди вообще не очень-то понимают, что такое приключение. То есть это такой поиск, который возможен только после просмотра каталога.

«Хочу дайвинг», «А я хочу гастротур» — то, что на слуху. Если человека спрашивать, что для него приключения, он вспоминает только уже известные вещи. Поездку на лошадях хотели почти все, но никто не искал.

При десятке тысяч хостов в день на портале это довольно циничный, но действенный способ уточнения UI. Снова убрали всё то, чего пользователи не используют, и начали набирать статистику.


Раскрыли «гамбургер» не по типам приключений, а по желаемому результату:

И сделали полноценный саджест, который в зависимости от запроса человека предлагает ему сразу несколько путей для поиска приключений через тематику, регион, организатора или подборку (сценарий):

Во-первых, пришлось искать «человеческие» названия для таких вещей, как «этнотур» или «гастротур», потому что термины тоже мало кто знал. Здесь были сразу две важные вещи. Понятно, что это упрощение, и какие-то совсем необычные вещи останутся за бортом, а какие-то попадут в несколько категорий сразу, но это пока лучшая идея из работающих. Во-вторых, кластеризовали тематики приключений до основных задач в них.

Предполагалось, что если этот интерфейс заработает, то мы сможем применить его и к приключениям. Параллельно попробовали сделать советника вроде телеграм-бота для обычных туров (только онлайн), вот детали. Но там задача более понятная — эмуляция общения с менеджером из турфирмы, которого многим не хватает на сайте.

Главное — верхнеуровневые представления, что можно сделать. С приключениями мы ближе к обычному поиску. С верхнеуровневыми представлениями мы упёрлись в культурный код. В турах вопрос тонких настроек при том, что ты знаешь, чего хочешь и чего можешь. И так далее. Вот слова «спокойно отдохнуть» для жителя Сибири чаще всего означают пляжный отдых, а для жителя Кипра могут означать горы. Где-то кружка — только металлическая. Это как история с чашкой и кружкой: когда обновляли значения для словаря, в разных регионах были разные версии. Где-то кружка — на кухне, а чашка — в серванте. Где-то чашка — только с блюдцем. При этом, глядя на предмет, мы можем довольно однозначно определить, что это. Где-то они отличаются толщиной. С верхнеуровневыми абстракциями поиска надо было добиться такого же эффекта.

Мы в процессе.

Например, фильтр по цене. Во время разработки из разных углов лезли мелкие ИТ-задачи, которые по отдельности смотрелись смешно, но вместе рождали уже сложную систему. Но показывать цену в рублях не очень правильно, потому что курсы могут меняться раз в 15 минут. То есть нужно приводить всё к одному эквиваленту (видимо, рублёвому), учитывая текущий курс разных валют (потому что приключения — в разных странах). Можно. Можно решить? Да, если не знать, что таких вопросов — сотня. Просто?

Потом начинает убирать то, чего точно не хочет. В итоге путь пользователя сейчас выглядит так: он смотрит в среднем до 15 приключений без сортировки, чтобы понять, что вообще возможно в этом мире. А дальше ориентируется в форме и начинает играть.

Похоже, для нас фото в Инстаграм — уже более естественный результат путешествий, чем сам по себе отдых. Ещё важным открытием было то, что лучше работает поиск не с параметрами и описанием, а с фотографиями.


Поездка на День мёртвых в Мексике прямо нуждается в картинках.


А вот 10-дневный квест на Гоа визуально не отличается от обычного выезда.


Рыболовный выезд на Волгу сразу поясняет, что можно будет рассказать мужикам.


Танцевальный лагерь манит новыми знакомствами: это тоже считывается только по фотографии.


А пеший поход по Португалии с лекциями английского вот визуально ничем не отличается от клипарта про Португалию.

Результат новой формы и нового представления выдачи такой:

  1. 22 % пользователей находят что-то с помощью сортировок.
  2. Самые популярные категории — это перезагрузиться, изучить что-то новое и потусоваться. Самые популярные тематики в целом — экскурсионные, на море, с детьми и горные.
  3. Самые непопулярные — шопинг, спортивные, майские, горнолыжные и фитнес.
  4. Процент отказов с запуском нового поиска снизился на 20 %, глубина просмотра увеличилась на 8 %, время на сайте осталось неизменным.

Что происходит в приключениях сейчас?

Летом вся Россия пошла трогать воду. Очень выросло направление сап-туров. Это гребные доски, что-то вроде упрощённой версии байдарки, на которой надо стоять. Научиться можно за пару часов, а дальше можно переходить на такой доске, как на скейте, небольшие морские бухты или идти по рекам. Хорватия, Норвегия и Петербург ждут вас с такими приключениями.

Есть организаторы, которые предлагают функциональный отдых для прокачки навыков. В июне начался рост популярности яхт-туров и неформальных яхт-туров, иногда с каким-то дополнительным смыслом. В целом подходят любые лекции, но в силу того, что обычно на яхтах хотят ходить руководители, набор туров соответствующий. Поскольку на лодке делать особого нечего в переходах, то предлагаются занятия вроде нетворкинга, тайм-менеджмента и так далее. С другой стороны, вот тут туры на яхте в Крым. Яхта плюс что-то — это довольно дорого, и такие приключения сильно повышают среднюю цену по рынку. Просто яхта + кабриолет, просто тур, никаких софт-скиллов и нетворкинга — и они уже на месяц вперёд закрыты.

Разница вот в чём:

Или вот тур с яхтой и палаткой у Выборга — тоже просто отдых.
Это просто тур по Байкалу на яхтах и джипах, его ценность в том, что вы увидите по дороге.


А вот яхты с фитнес-тренировками каждый день и личностным ростом.

Обычно пик начинается в феврале-марте, но сейчас, видимо, из-за жары снова началось движение туда. Снова стали популярны горы. Тем более что организаторов благодаря нашей платформе искать легче.

Тут необычно разделение на категории по возрасту: 25–35 и 35–45 лет. Очень популярна Россия. А вторая категория — это те, кто уже многое повидал и хочет от отдыха чего-то родного и уютного. Первая категория летает в Европу, типичный представитель — молодая девушка, свободная, достаток выше среднего, любит авторские туры с дегустацией и фотографией лавандовых полей. Алтай, Кавказ, очень популярна Карелия: близко к Москве, можно выехать на выходные. Глобально это совпадает с тем, что есть тренд возрождения России как субъекта туризма в целом. На наших приключениях это тоже сильно сказывается. Чуть меньше — страны бывшего СССР.

Пока не знаю. Возможно, новые приключения откроют новые категории в форме подбора. Если у вас есть мысли или, может быть, вы решали подобные UX-задачи, то пишите в комментарии или мне на почту — trip@tutu.ru, мы рады любым идеям. Не могу сказать, что сейчас всё ищется идеально, но мы уже продвинулись далеко, и всё это нас более-менее устраивает. Ну и просто если вы посмотрите, что у нас на Туту Приключениях есть, и расскажете, что вам понравилось или нет, это поможет.

Еще наши посты Туту Приключения: хаски парк, необычный туризм, про яхты, про прививки, про выезд в туры, про медстраховку в путешествиях.

Теги
Показать больше

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»
Закрыть