Главная » Хабрахабр » Продакт и проджект — в чём разница? Мнения руководителей сервисов Яндекса

Продакт и проджект — в чём разница? Мнения руководителей сервисов Яндекса

С ростом сервиса почти всегда нужно более подробно расписывать роли в команде. Когда все участники процесса понимают специализацию друг друга, то сразу видят, кому какие вопросы задавать и каких компетенций недостаёт для развития.

На сленге технологических компаний, сплошь состоящем из англицизмов, говорят иначе — продакт- и проджект-менеджер. Поэтому если маленькому сервису нужен просто менеджер, то в более крупных фигурируют две роли: менеджера продукта и менеджера проектов. Это может быть один и тот же человек — подобно тому, как разработчик может заниматься фронтендом и бэкендом одновременно.

Кто такой продакт, а кто проджект? Но в чём смысл разделения роли менеджера? Заодно каждый из них поделился подборкой ссылок для начинающего менеджера.
По случаю нового набора в нашу Школу менеджеров, который завершится уже 30 апреля, мы задали этот вопрос руководителям четырёх популярных сервисов.

Максим Загребин, руководитель Яндекс.Видео

Обычно навыков продакта хватает, чтобы построить работу, а если нет — можно всё равно быстро выйти на baseline. — У нас нет разделения на проджектов и продактов — отчасти потому, что команды небольшие. Продакт анализирует конкурентов, технологии и предлагает продукт или такое развитие, которое понравится пользователям. Большой плюс в том, что нет потери в коммуникациях. Но идею кто-то должен превратить в требование, в таски. Он рисует в голове, как это должно работать. Если в связке два человека, им надо договариваться.

Проджект более сфокусирован на результате, безжалостно режет скоуп, понимает критерии и добивается, чтобы они были понятны всем. Чаще всего у продакта горизонт планирования дальше — с учётом MVP, ревью, запусков на новых платформах. Обычно на проджекте лежит и организация процессов разработки. Он решает, когда должны быть запуски, какие есть люди, свобода маневра, насколько можно пожертвовать качеством.

Приходится доучиваться. Чаще сильнее прокачана только одна из сторон. Кстати, у нас нет жестких требований, должен менеджер кодить или нет. Мы стараемся проверить все стороны, когда собеседуем человека: умеет ли он придумывать метрики, вести проекты, есть ли технический бэкграунд? Главное, чтобы проджект доносил информацию между разработчиками, мог сказать: «До какой-то доли абстракции я понимаю, что происходит вот это, но дальше классно, если вы вдвоем поговорите». Проект можно сделать, не написав ни одной строчки кода руками менеджера. Менеджер может не выспрашивать, а полезть в код, почитать и понять. В то же время технические навыки — например умение найти фрагмент кода в CSV — очень способствуют ведению проектов. Или, для аналитики, написать скриптик, читающий логи.

Будет плохо — в новом цикле переделаем». Если команда не может выбрать решение, лучше сказать: «Я послушал, ответственность на мне, делаем вот так. Если менеджер пришел из дизайна, умеет рисовать и прототипировать, это не менее сильная сторона. Мы такое бесконечно ценим.

У людей это либо есть, либо нет. И по-прежнему чертой менеджера является умение получить результат или признать, что мы получили полезный опыт, но не результат, идём дальше. Если нет, начинается: «Вот здесь подвели смежники, а тут идея была плохая...» Обычно это сильно выделяет одних на фоне других.

Книги для проджектов, которые советует Максим
• PMBOK Guide
• Мифический человеко-месяц
• Вальсируя с Медведями
• Путь камикадзе
• Как пасти котов
• Общаться с ребенком. Как?
• Искусство управления IT-проектами
• https://www.ozon.ru/context/detail/id/22433706/

Книги для продактов
• Психбольница в руках пациентов
• Преодоление пропасти
• Inspired: How To Create Products Customers Love
• Agile Product Management with Scrum

Елизавета Семяновская, руководитель Яндекс.Транспорта

У него часть маркетинговой экспертизы — он умеет анализировать рынок. — Продакт-менеджер многофункционален. Нужно сформулировать стратегию, понять, как она соотносится с целями, сделать её связной с позиции пользователя и широкого рынка конкурентов и при этом отвечающей целям бизнеса. Разработчики не могут делать все 182 пункта бэклога.

Продакты умеют верстать — например, им по силам сделать лендинг с видео на фоне, поправить на нём какие-нибудь формы. Транспорт сейчас в переходной стадии — я хочу, чтобы аналитики занимались сложными задачами, а погрепать логи продакты могли бы сами. Ещё продакт должен иметь возможность нарисовать прототип в Sketch, собрать его в Invision и протестировать на пользователях.

Я не хочу, чтобы продакты коммитили код, но они должны видеть его и хотя бы примерно понимать, как он работает. Я хочу больше прокачивать технически себя и их, установила вот себе Android Studio, хочу попробовать поменять в Транспорте иконки в незаметном месте — в настройках.

Есть у нее такая суперсила. Один из продактов Транспорта проводит очень много пользовательских интервью, и люди ни разу не отказывались с ней поговорить — на улице, в метро, в кафе. Но не у всех из коробки так работает, подобные скиллы можно прокачивать.

Это на случай, если проджект заболеет или уйдёт в отпуск. Кроме того, всегда есть продакт, очень сильно погружённый в контекст конкретного релиза Транспорта.

Проджект у нас занимается процессами в разработке, отвечает за то, чтобы были требования к релизу, чтобы всё было вовремя, ведёт дашборды в Трекере, ставит таски, собирает API от смежников и т. Хорошо бы, чтобы у продакта были скиллы проджекта. Он должен быть супер-коммуникабельным, готовым со всеми договориться, понимать, что кто-то что-то не хочет делать, уметь с ним поговорить об этом, следить за сроками, быть очень ответственным, самодвижущимся, аккуратным. д. И — не умирать от рутины.

Ссылки от Елизаветы скоро появятся — прим. ред.

Андрей Гевак, руководитель Яндекс.Музыки и Яндекс.Радио

Вот чтобы с самого начала и до самого конца. — Для меня менеджер в широком смысле слова — это тот, кто берёт на себя полную ответственность за какое-то дело. Как говорит Аркадий Волож, «начать да закончить».

д. Но на таком сложном пути возникает множество вопросов — у самого менеджера, команды, руководства, инвесторов, пользователей и т.

Применительно к продукту это самые важные вопросы, особенно первый из них. На вопросы «Зачем?» и «Что?» отвечает продакт. Дело даже не в отсутствии финансирования. Причина провала многих стартапов не в том, что какую-то программу не удалось написать или дизайн не дорисовали и закрылись. Причина банальная: продукт, который делала команда, просто оказался никому не нужен.

Он постоянно пользуется своим продуктом и продуктами конкурентов, знает вдоль и поперёк свою тематику и находится в курсе всех новинок, а также видит — или думает, что видит — ситуацию на несколько лет вперед. Ещё очень часто продакт — это лидер, который ведёт за собой. И он так верит в своё видение, что ему начинают верить другие.

Он верхнеуровнево понимает детали разработки, может перевести на технический фантазии продакта и найти способ всё-таки воплотить в жизнь идеи, которые, казалось бы, пока не укладываются в рамки текущих технологий. На вопросы «Как?» и «Когда?» отвечает проджект — человек с более техническим уклоном, который на ты с разработчиками. Он знает, когда нужно быть сильным, а когда нужно отойти в сторону. Проджект болеет за сроки, за команду, за атмосферу в команде и за её боевой дух. И наконец, проджект более педантичен и пунктуален.

Но начинается тяжёлый внутренний диалог, возникают зачатки раздвоения личности. Совмещать это в одном человеке — можно. Ты такой придумал что-то из разряда «прямо вау», а потом внутренний голос говорит тебе, что команда устала и в сроки не уложимся.

Ссылки от Андрея
• Блог «Go Practice!» о продуктовой аналитике
• Видео Ильи Красинского, Максима Дорофеева, Людвига Быстроковского, Алексея Ивановского
• Telegram-каналы, например этот
• Видео на TED — можно начать с десятки самых популярных выступлений
• Примеры того, как нужно «онбордить» пользователя

Михаил Высоковский, руководитель Яндекс.Навигатора

Совмещаются ли они в одном человеке — зависит от масштабов. — Это точно две разные роли. Продакт — идеолог продукта, он часто меняет контекст, держит в голове и big picture, и детали — чтобы понимать, как продукт работает в конкретном сценарии. Продакт отвечает на вопрос, что делать и зачем, а проджект — как и когда.

Первая область — исследования. У него минимум пять областей интересов. Один из прототипов Навигатора был в виде бумажки на палке, поверх телефона. Он хорошо умеет тестировать проблему и делать дешёвые прототипы. Необходимо уметь тестировать идеи на людях, а способы и инструменты всегда разные. Бывало и так, что Навигатор работает, а поверх него вручную переключаются картинки, указатели.

Продакт живёт не в космосе. Второе. Я считаю, что продуктовый маркетолог и продакт — схожие понятия. Важно мониторить конкурентов. Третье — понимание метрик и аналитики, не просто на уровне DAU с MAU, а в контексте разных показателей жизни сервиса и AB-экспериментов. Отдельной может быть лишь роль менеджера по маркетинговым коммуникациям, а на все вопросы по классическому маркетингу должен отвечать и продакт тоже. Четвертое — roadmap. Продакт готов погрузиться в цифры, сделать выгрузку, поработать с ней. Пятая роль — роль лидера, который всех вдохновляет, находит с каждым общий язык: и внутри команды, и со стейкхолдерами вокруг. Нужно сформулировать, что в таких-то сценариях продукт должен работать так-то, расписать цель, сегменты ЦА, позиционирование, метрики.

Не менее классно, если у него есть базовые скиллы в маркетинговых коммуникациях, дизайне, разработке или аналитике.

Скоуп, который заказал, условно, продакт, должен быть выполнен. Цель проджекта — чтобы проект в том виде, в котором его ожидают, сошёлся, и все участники и стейкхолдеры вокруг понимали, когда это произойдёт. Главное — добиваться цели в оговорённые сроки и создавать единые ожидания у всех. Неважно, как вы строите управление проектом: через Waterfall, Agile или иначе.

Ссылки от Михаила
• Портал от IDEO, где собраны разные подходы к продуктовым исследованиям с пошаговыми описаниями
• Единый PDF-материал по дизайн-мышлению с этого же портала
• Доклады на конференциях Mind the Product: полный список, лучшее за 2017 год (можно посмотреть видео и с других продуктовых конференций)
• Более близкий нам ProductCamp: плейлист, канал (поищите другие записи самостоятельно)
• Старые посты в блоге «Go Practice!»


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан
Обязательные для заполнения поля помечены *

*

x

Ещё Hi-Tech Интересное!

Сетевой дайджест: 20 экспертных материалов о протоколах, стандартах и информационной безопасности

В эту подборку мы включили свежие посты, подготовленные специалистами компании VAS Experts. Главные темы подборки — сетевые протоколы, 5G и информационная безопасность. Под катом вы также найдете ряд рекомендаций по построению сетей операторов связи. / Pxhere / PD Про ИБ ...

[Перевод] Забудьте о мегаструктурах инопланетян: новые наблюдения объясняют поведение звезды Табби одной только пылью

Художественное изображение KIC 8462852, яркость которой за последние несколько лет менялась необычным образом Когда планета проходит перед её родительской звездой, если смотреть с нашей точки зрения, часть света звезды на некоторое время исчезает. Научная охота за планетами в XXI веке ...